Использование сказок в процессе обучения математике: различия между версиями

Материал из Проектная деятельностя
Перейти к навигацииПерейти к поиску
 
(не показано 10 промежуточных версий этого же участника)
Строка 13: Строка 13:


=Краткая аннотация проекта=
=Краткая аннотация проекта=
Проект "Использование сказок в процессе обучения математике" реализуется в рамках внеурочной деятельности по математике в шестом классе. В ходе выполнения проекта участники самостоятельно работают с разнообразными источниками информации, вспоминая и знакомясь со сказками Беларуси, восточных и скандинавских стран.
Проект "Использование сказок в процессе обучения математике" реализуется в рамках внеурочной деятельности по математике в шестом классе. В ходе выполнения проекта участники самостоятельно работают с разнообразными источниками информации, вспоминая и знакомясь со сказками Беларуси, восточных и скандинавских стран. С помощью анализа текста сказок изучают присутствие в тексте математических элементов: чисел, фигур.
 
Использование сказок в качестве материала для изучения поддерживает интерес участников, а исследование сказок с точки зрения математики мотивирует их на поиск присутствия математики в повседневной жизни. Изучение существующих математических сказок, изучение их создания и применения на уроках стимулирует творческое начало участников и мотивирует их к практическому применению полученных в ходе исследования знаний.
 
Данный проект предназначен для развития в участниках умения искать связи между элементами жизни и школьными предметами (в данном случае - математикой и сказками), а также применять элементы повседневной жизни в изучении школьных предметов. Совместная работа над проектом способствует социализации деятельности участников, развитию коммуникативных навыков, самостоятельности и предоставляет возможность для реализации личности.


=Планируемые результаты обучения=
=Планируемые результаты обучения=
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
<li> умение самоорганизовываться
 
<li> умение слушать и слышать других
'''Личностные:'''
<li> узнают о математических элементах, присутствующих в сказках
<ol>
<li> узнают о существующих математических сказках
<li> Обобщать полученную информацию и делать выводы;
<li> Высказывать своё мнение по спорным вопросам;
<li> Оценивать полученный продукт и собственное продвижение в проекте;
<li> Работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
<li> Координировать и принимать различные позиции при взаимодействии. </ol>
 
'''Метапредметные:'''
<ol> <li> Разрабатывать презентацию проекта для конкретной аудитории;
<li> Планировать с помощью учителя собственную деятельность в проекте;
<li> Участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения и отвечать на вопросы;
<li> Отбирать, обрабатывать с помощью учителя информацию. </ol>
 
'''Предметные:'''
<ol>
<li> Видеть математическую задачу в окружающей жизни;
<li> Определять математические элементы по их описанию;
<li> Применять сказку при изучении математики в школе. </ol>


=Вопросы, направляющие проект=
=Вопросы, направляющие проект=
Строка 39: Строка 59:


=План проведения проекта=
=План проведения проекта=
'''Подготовительный этап.'''Установочное занятие. Демонстрация вводной презентации, направленной на выявление уровня представлений, интересов и опыта учащихся по учебной теме:
<ol>
<li> Познакомить учащихся с идеей, целями, планом реализации проекта, критериями оценивания знаний, умений, навыков.
<li> Обсудить с учащимися: проблемы с помощью метода наводящих вопросов учителя; возможные источники информации (печатные издания, список  аннотированных ссылок на веб-сайты);  критерии  оценивания деятельности, расписание консультаций.
<li> Заполнить Google форму “Использование сказок в процессе обучения математике”..
<li> Сформировать группы в соответствии с интересами учащихся: исследователи сказок Беларуси, исследователи сказок востока, исследователи скандинавских сказок. </li> </ol>
'''Основной этап.''' Самостоятельная работа групп по выполнению заданий:
<ol> <li> Планирование деятельности учащихся в группах:
<ol>
<li> Создать лист планирования самостоятельной деятельности учащихся в группе, журнал учёта результатов и видов деятельности каждого участника;
<li> Определить необходимые источники информации;
<li> Выбрать форму защиты проекта;
<li> Составить примерный график работы в библиотеке, компьютерном классе;
<li> Распределить социальные роли, обязанности. </ol>
<li> Выполнение самостоятельных исследований, заданий в группах:
<ol>
<li> Виды деятельности: поиск, анализ, обработка информации, интервью со специалистом;
<li> Промежуточный контроль:  беседа с ведущими (лидерами) групп, просмотр предварительных результатов работы, оказание необходимой помощи, рекомендации. </ol>
<li> Подготовка отчёта о проделанной работе:
<ol>
<li> Утверждение учителем процесса защиты проекта группами; просмотр продукта деятельности участников в группах с учителем; подготовка необходимого оборудования;
<li> Сдача учителю журналов  регистрации для итогового оценивания. </li> </ol> </ol>
'''Заключительный этап.''' Урок-конференция «Использование сказок в процессе обучения математике»:
<ol>
<li> Защита проекта. Представление презентаций;
<li> Обсуждение основополагающего вопроса;
<li> Оценка сверстниками работы групп;
<li> Рефлексия учащихся;
<li> Подведение итогов. Объявление оценок. Оценивание учителем  уровня сформированности ключевых компетенций учащихся. </ol>


=Визитная карточка проекта=
=Визитная карточка проекта=
Строка 46: Строка 98:
[https://www.canva.com/design/DAFAe8A_s5k/oU_9NC-bA3phNYztzmBC2g/edit?utm_content=DAFAe8A_s5k&utm_campaign=designshare&utm_medium=link2&utm_source=sharebutton Буклет]
[https://www.canva.com/design/DAFAe8A_s5k/oU_9NC-bA3phNYztzmBC2g/edit?utm_content=DAFAe8A_s5k&utm_campaign=designshare&utm_medium=link2&utm_source=sharebutton Буклет]


[[Файл: Sobolev_1.png|300px]]
[[Файл: Sobolev_1.png|500px]]
[[Файл: Sobolev_2.png|300px]]
[[Файл: Sobolev_2.png|500px]]


=Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся=
=Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся=
Строка 97: Строка 149:


=Материалы по формирующему и итоговому оцениванию=
=Материалы по формирующему и итоговому оцениванию=
[https://docs.google.com/forms/d/1nsMyknkUk6m1v43eeW0PCU8pn-mLoBpBOmFLFKGnP7U/prefill Опрос в Google Forms]
'''Критерии оценивания проектов учащихся:'''
 
<li> [https://docs.google.com/forms/d/1nsMyknkUk6m1v43eeW0PCU8pn-mLoBpBOmFLFKGnP7U/prefill Опрос в Google Forms] </li>


[[File: Опрос в Google Forms. Тустановская, Маммедова, Соболев1.png|300px]]
[[File: Опрос в Google Forms. Тустановская, Маммедова, Соболев1.png|300px]]
[[File: Опрос в Google Forms. Тустановская, Маммедова, Соболев2.png|300px]]
[[File: Опрос в Google Forms. Тустановская, Маммедова, Соболев2.png|300px]]
<li> [https://forms.gle/a3WU7sxTN6vMPEGe7 Оценивание учащимися проектов друг друга]
<li> [https://docs.google.com/document/d/1jgHdN5LNQX85_izA3dM0hN1_VgXXQfdtAIBUIGmo7DQ/edit?usp=sharing Оценивание проектов учащихся учителем] </li>
'''Критерии самооценивания проектов учащихся:'''
<li> [https://docs.google.com/document/d/1OanPpNUrN-mBp7iPiOQ8Hzo2fMcOKDfCXMDnT3jKveg/edit?usp=sharing Форма самооценивания мультимедийной презентации]
<li> [https://docs.google.com/document/d/1zyO3wL-OUiLnVJBUKjsKaCh9LDXOAoBiPOSpBUfKc9E/edit?usp=sharing Форма самооценивания интерактивной доски]
<li> [https://docs.google.com/document/d/1JzyJpwuLlw1wAkgd6NGl-QU1qXa26uKtMGxsr-7Z0ZI/edit?usp=sharing Форма самооценивания ментальной карты]


=Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности=
=Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности=

Текущая версия на 08:39, 26 мая 2022

Авторы проекта

Тустановская Карина Алексеевна

Маммедова Гунча Аймырадовна

Соболев Александр Сергеевич

Тема проекта

Использование сказок в процессе обучения математике

Предмет, класс

Математика, 5

Краткая аннотация проекта

Проект "Использование сказок в процессе обучения математике" реализуется в рамках внеурочной деятельности по математике в шестом классе. В ходе выполнения проекта участники самостоятельно работают с разнообразными источниками информации, вспоминая и знакомясь со сказками Беларуси, восточных и скандинавских стран. С помощью анализа текста сказок изучают присутствие в тексте математических элементов: чисел, фигур.

Использование сказок в качестве материала для изучения поддерживает интерес участников, а исследование сказок с точки зрения математики мотивирует их на поиск присутствия математики в повседневной жизни. Изучение существующих математических сказок, изучение их создания и применения на уроках стимулирует творческое начало участников и мотивирует их к практическому применению полученных в ходе исследования знаний.

Данный проект предназначен для развития в участниках умения искать связи между элементами жизни и школьными предметами (в данном случае - математикой и сказками), а также применять элементы повседневной жизни в изучении школьных предметов. Совместная работа над проектом способствует социализации деятельности участников, развитию коммуникативных навыков, самостоятельности и предоставляет возможность для реализации личности.

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

  1. Обобщать полученную информацию и делать выводы;
  2. Высказывать своё мнение по спорным вопросам;
  3. Оценивать полученный продукт и собственное продвижение в проекте;
  4. Работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  5. Координировать и принимать различные позиции при взаимодействии.

Метапредметные:

  1. Разрабатывать презентацию проекта для конкретной аудитории;
  2. Планировать с помощью учителя собственную деятельность в проекте;
  3. Участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения и отвечать на вопросы;
  4. Отбирать, обрабатывать с помощью учителя информацию.

Предметные:

  1. Видеть математическую задачу в окружающей жизни;
  2. Определять математические элементы по их описанию;
  3. Применять сказку при изучении математики в школе.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

  1. Является ли математика важным элементом в сказках?

Проблемные вопросы

  1. Сказки каких народов вы читали в детстве?
  2. Как народные сказки отражают культуру нации?

Учебные вопросы

  1. Какие математические объекты участвуют в сказках?
  2. Какие особенности у сказок разных народов?
  3. Какие математические сказки вы знаете?

План проведения проекта

Подготовительный этап.Установочное занятие. Демонстрация вводной презентации, направленной на выявление уровня представлений, интересов и опыта учащихся по учебной теме:

  1. Познакомить учащихся с идеей, целями, планом реализации проекта, критериями оценивания знаний, умений, навыков.
  2. Обсудить с учащимися: проблемы с помощью метода наводящих вопросов учителя; возможные источники информации (печатные издания, список аннотированных ссылок на веб-сайты); критерии оценивания деятельности, расписание консультаций.
  3. Заполнить Google форму “Использование сказок в процессе обучения математике”..
  4. Сформировать группы в соответствии с интересами учащихся: исследователи сказок Беларуси, исследователи сказок востока, исследователи скандинавских сказок.

Основной этап. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий:

  1. Планирование деятельности учащихся в группах:
    1. Создать лист планирования самостоятельной деятельности учащихся в группе, журнал учёта результатов и видов деятельности каждого участника;
    2. Определить необходимые источники информации;
    3. Выбрать форму защиты проекта;
    4. Составить примерный график работы в библиотеке, компьютерном классе;
    5. Распределить социальные роли, обязанности.
  2. Выполнение самостоятельных исследований, заданий в группах:
    1. Виды деятельности: поиск, анализ, обработка информации, интервью со специалистом;
    2. Промежуточный контроль: беседа с ведущими (лидерами) групп, просмотр предварительных результатов работы, оказание необходимой помощи, рекомендации.
  3. Подготовка отчёта о проделанной работе:
    1. Утверждение учителем процесса защиты проекта группами; просмотр продукта деятельности участников в группах с учителем; подготовка необходимого оборудования;
    2. Сдача учителю журналов регистрации для итогового оценивания.

Заключительный этап. Урок-конференция «Использование сказок в процессе обучения математике»:

  1. Защита проекта. Представление презентаций;
  2. Обсуждение основополагающего вопроса;
  3. Оценка сверстниками работы групп;
  4. Рефлексия учащихся;
  5. Подведение итогов. Объявление оценок. Оценивание учителем уровня сформированности ключевых компетенций учащихся.

Визитная карточка проекта

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Буклет

Sobolev 1.png Sobolev 2.png

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Ссылка на презентацию учителя

Презентация учителя. Сказки Тустановская1.png Презентация учителя. Сказки Тустановская2.png Презентация учителя. Сказки Тустановская3.png Презентация учителя. Сказки Тустановская4.png Презентация учителя. Сказки Тустановская5.png Презентация учителя. Сказки Тустановская6.png Презентация учителя. Сказки Тустановская7.png Презентация учителя. Сказки Тустановская8.png Презентация учителя. Сказки Тустановская9.png Презентация учителя. Сказки Тустановская10.png Презентация учителя. Сказки Тустановская11.png

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Первая группа - "Беларускія казкі"

Интерактивная доска Padlet

Интерактивная доска. Сказки. Тустановская.png

Вторая группа - Восточные сказки

Google Slides

Презентация ученика. Сказки. Маммедова1.png Презентация ученика. Сказки. Маммедова2.png Презентация ученика. Сказки. Маммедова3.png Презентация ученика. Сказки. Маммедова4.png Презентация ученика. Сказки. Маммедова5.png Презентация ученика. Сказки. Маммедова6.png Презентация ученика. Сказки. Маммедова7.png Презентация ученика. Сказки. Маммедова8.png Презентация ученика. Сказки. Маммедова9.png

Третья группа - Скандинавские сказки

Ментальная карта MindMeister

Ментальная карта. Соболев1.png Ментальная карта. Соболев2.png Ментальная карта. Соболев3.png Ментальная карта. Соболев4.png Ментальная карта. Соболев5.png Ментальная карта. Соболев6.png

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Критерии оценивания проектов учащихся:

  • Опрос в Google Forms
  • Опрос в Google Forms. Тустановская, Маммедова, Соболев1.png Опрос в Google Forms. Тустановская, Маммедова, Соболев2.png

  • Оценивание учащимися проектов друг друга
  • Оценивание проектов учащихся учителем
  • Критерии самооценивания проектов учащихся:

  • Форма самооценивания мультимедийной презентации
  • Форма самооценивания интерактивной доски
  • Форма самооценивания ментальной карты

    Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

    Итоговая презентация

    Полезные ресурсы

    Сайт Canva для создания буклетов

    Google Slides для создания презентаций

    Сайт Padlet для создания интерактивной доски

    Сайт MindMeister для создания ментальной карты

    Проекты с аналогичной тематикой

    Сказки в обучении математике детей дошкольного возраста

    Проект «Использование сказок в процессе математической подготовки детей дошкольного возраста»

    Использование сказки как средство развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

    Другие документы