Разница между страницами «Виртуальные доски» и «Ментальные карты»

Материал из Проектная деятельностя
(Различия между страницами)
Перейти к навигацииПерейти к поиску
 
 
Строка 1: Строка 1:
='''Автор.'''=
='''Автор.'''=
Куновский Иван Александрович.
Куновский Иван Александрович.
='''Тема проекта.'''=
='''Тема проекта.'''=
<big>Виртуальные доски.</big><br>
<big>Ментальные карты.</big><br>
=='''Виртуальные доски.'''==
=='''Ментальные карты.'''==
Интерактивная доска это большой интерактивный экран в виде белой магнитно-маркерной доски. Интерактивная доска может быть представлена как автономным компьютером с большим сенсорным экраном, так и подключаемым к ноутбуку устройством, объединяющим проектор и сенсорную панель.<br>
Ментальные карты (или интеллект-карты) – один из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме с помощью схем, построенных по определенным правилам.<br>
Первые интерактивные доски были разработаны для использования в офисах. Они были созданы компанией Xerox PARC в 1990-е годы. Эти доски использовались для совещаний в малых группах и проведения круглых столов. В 1991 году компания Smart Technologies создала интерактивную доску, в которой использовалась проекционная технология.<br>
Ментальные карты используют разнообразные способы визуализации информации, чтобы активировать восприятие: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, использование образов и символов. <br>
Ожидалось, что к 2008 году мировые продажи интерактивных досок достигнут объёма в 1 млрд USD. Futuresource Consulting в своём маркетинговом исследовании прогнозировали, что к 2011 г. интерактивные доски появятся в каждом седьмом учебном классе мира. В 2004 году интерактивные доски были в 26 % учебных помещений начальной школы Британии. Опрос, проведённый компанией Becta в 2007 году, показал, что интерактивные доски есть в 98 % средних и 100 % начальных школ. К 2008 году среднее количество интерактивных досок на образовательное учреждение увеличилось до 18 в начальной школе (против 8 в 2007 году и 6 в 2005 г.), и до 38 в старшей школе (против 18 в 2005 году и 22 в 2007 г.).
Ментальная карта полезна в образовательной деятельности при подготовке к экзаменам, в исследовательских проектах, составлении планов, для фиксации мыслей при мозговом штурме, при составлении конспекта и т.д. <br>
Виртуальные учебные доски – интерактивное online-приложение, представляющее собой виртуальную плоскость, на которой размещаются стикеры с различной информацией в виде текста, изображения, видео, аудио. Виртуальные доски работают во всех современных браузерах, в том числе на планшетах или смартфонах.<br>
Для создания ментальных карт можно использовать сервисы: MindMaps, Mind42, Xmind, DropMind, MindMeister, Mindomo, Bubbl.us, SpiderScribe.<br>
Виртуальные учебные доски используются для:<br>
Преимущества сервиса MindMeister:<br>
  - планирования задач исследовательских или других проектов;<br>
  - возможность совместной работы над проектом в режиме реального времени;<br>
  - совместного и индивидуального выполнения заданий;<br>
  - многофункциональный интерфейс, который прост в использовании;<br>
  - размещение информации (домашнего задания, виртуальной стенгазеты, рекламных материалов, визитки класса, фотогалереи и пр.);<br>
  - доступ к картам в любое время и в любом месте;<br>
  - организации опроса учащихся.<br>
  - высокие стандарты безопасности и возможность резервного хранения данных;<br>
Многие из сервисов виртуальных досок предоставляют возможности:<br>
  - мобильный доступ к приложению с возможностью редактирования и синхронизации;<br>
  - импортировать в них различные документы;<br>
  - возможность работать в режиме offline с сохранением данных локально с их последующей синхронизацией;<br>
  - вставлять ссылки, изображения, видео;<br>
  - возможность использовать сценарии и шаблоны, которые делятся по группам.
  - обсуждать и комментировать записи.<br>
=='''История создания и развития.'''==
Общедоступными виртуальными досками можно поделиться или встроить на странички сайтов, блогов.
Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей.<br>
=='''Основные виды интерактивных досок и принципы их работы.'''==
Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом 3 века н. э. Порфирием из Тироса. Он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Философ Раймунд Луллий (1235—1315) также использовал подобную методику.<br>
Большинство досок, продаваемых во всем мире, используют одну из четырёх сенсорных технологий. Это инфракрасная, резистивная, электромагнитная и ультразвуковая.<br>
Семантические сети были разработаны в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х. Британский писатель Тони Бьюзен, автор книг по популярной психологии утверждает, что он является изобретателем современного вида диаграмм связей. По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта. Бьюзен утверждает, что положение о том, что, согласно традиционным представлениям о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева направо и сверху вниз — неверно. На самом деле, человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Бьюзен также использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве подтверждения того, что диаграммы связей — эффективный способ конспектирования информации.<br>
'''Принципы работы инфракрасной интерактивной доски (IR touch)'''
Диаграммы связей используются в различных формах и приложениях, включая обучение, образование, планирование и построение инженерных диаграмм. По сравнению с концептуальными картами, которые были разработаны специалистами по обучению в 1970-х, структура диаграмм связей сохранила радиальный формат записи, но упростилась благодаря использованию только одного центрального слова.
Инфракрасная интерактивная доска представляет собой большую сенсорную поверхность, которая подключается к компьютеру и проектору. Доска обычно монтируется на стену или мобильную стойку. Движение пальца, пера или другого указателя по изображению создаёт помеху для прохождения инфракрасного света над поверхностью доски и фиксируется сенсором. При нажатии на поверхность доски программное обеспечение рассчитывает местоположение маркера или стилуса. Инфракрасные доски могут быть изготовлены из любых материалов.<br>
=='''Достоинства и недостатки'''==
'''Принципы работы резистивной интерактивной доски'''
Достоинством метода является структурированность информации и легкость получения общего представления о заложенных в диаграмму знаниях.<br>
Для работы с резистивной интерактивной доской может использоваться обычный стилус. В этом случае важен материал, из которого сделана поверхность доски. В большинстве резистивных систем мембрана, натянутая на поверхности доски, прогибается под нажатием, чтобы вступить в контакт с токопроводящей подложкой. Затем местоположение точки касания рассчитывается по показаниям датчиков и регистрируется как нажатие кнопки мыши . Повторим, что такие доски не требуют специальных перьев. Это даёт производителям резистивных систем возможность заявлять, что такие доски просты и интуитивно понятны в использовании. Однако, это больше зависит от конструкции доски, чем использованной в ней технологии.<br>
К недостаткам следует отнести ограниченную масштабируемость и сфокусированность на единственном центральном понятии.
'''Принципы работы электромагнитной интерактивной доски'''
=='''Ментальные карты в работе учителя.'''==
Для работы с электромагнитной интерактивной доской используются магнитные перья. Она представляет собой массив проводов, встроенных под сенсорной поверхностью, которые взаимодействуют с катушкой в наконечнике стилуса для определения координат его местоположения. Само перо обычно является пассивным, то есть оно не содержит батареек или других источников питания; оно изменяет электрические сигналы, создаваемые доской. Например, если поднести перо близко к поверхности доски, то она может отреагировать на это перемещением указателя мыши. Рассмотренные ранее инфракрасные интерактивные доски не позволяют регистрировать перемещение указателя мыши, они фиксируют только клики. Когда перо касается поверхности, в нём активируется переключатель, что воспринимается доской, как нажатие кнопки. В стилус может быть встроен второй переключатель с противоположного конца и дополнительные кнопки. Их назначение определяется производителем программного обеспечения. Подобно расширенной версии графического планшета, используемого профессиональными цифровыми художниками и дизайнерами, электромагнитная интерактивная доска в точности имитирует действия мыши, и будет работать правильно, даже если пользователь станет опираться на неё рукой, а также позволяет распознавать несколько касаний одновременно.<br>
Что дает использование интеллект-карт? <br>
'''Принципы работы портативной ультразвуковой интерактивной доски с инфракрасным пером'''
• Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного.<br>
Эта технология использует инфракрасный свет и ультразвуковое позиционирование. Технология работает подобно грому и молнии, вычисляя расстояние по разнице во времени между скоростью света и звука. Инфракрасные интерактивные доски доступны также в переносном формате. После установки системы на новом месте и подключения к компьютеру требуется простая повторная калибровка проецируемого изображения с помощью электронного пера. Устройство сканирует прямоугольную область. Как правило, в доску встраивается не одна такая область, что даёт возможность нескольким пользователям работать в разных частях доски одновременно.
• Более четкое планирование — не от логики, а от важности.<br>
Портативная доска с инфракрасным пером работает на различных поверхностях — на имеющейся маркерной доске или плоской стене. Даже обычную меловую доску такое устройство сможет превратить в интерактивную поверхность. Для USB-приемника сигналов не требуется батарея, поэтому устройство может быть установлено на потолке, если требуется стационарное решение. Изготовленные из легких материалов такие интерактивные доски легко транспортируются.<br>
• Выигрыш во времени.<br>
'''Принципы работы интерактивного проектора'''
• Лучшую фокусировку на изучаемом материале.<br>
В интерактивном проекторе используется встроенная камера, так что проектор создаёт не только изображение, но также определяет положение активного ИК-пера, когда оно контактирует с поверхностью, на которую проецируется изображение. Это решение, разработанное в 2007 году и запатентованное в 2010 году американским производителем Boxlight, как и другие системы инфракрасных досок, не работает при возникновении непрозрачного препятствия между пером и приемником проектора в лице докладчика, и, к тому же не позволяет реализовать возможность перемещения указателя мыши, которая доступна в других решениях.
• Креативность, творчество.<br>
Примеры виртуальных досок: Conceptboard, CoSketch, Drawonthe, Educreations, Mural.ly,FlockDraw, Flowchart-com, LinoIt, Popplet, Padlet, RealtimeBoard, Rizzoma,Scriblink, Scrumblr, Spaaze, Stickr, Twiddla, Vyew, WikiWall.
Интеллект-карты уже нашли признание в таких областях, как:<br>
Из особенностей сервиса LinoIt можно выделить:<br>
• обучение;<br>
- простая продуманная система прав доступа к доскам с возможностью создания групп учащихся;<br>
• запоминание;<br>
- система учёта добавления новых стикеров;<br>
• презентации;<br>
- отличная возможность работы с календарём и автоматическим планировщиком;<br>
• планирование;<br>
- поддержка кириллицы<br>
• мозговой штурм;<br>
=='''[https://en.linoit.com/ Использование сервиса LinoIt]''' ==
• принятие решений.<br>
[[Файл:03.jpg|centr|Использование сервиса LinoIt для создания тренировочной системы работы с виртуальными досками.]]
Благодаря очевидным преимуществам интеллект-карты приобретают все большую популярность в сфере образования. Вот лишь некоторые из возможностей применения интеллект-карт в работе педагога:<br>
=='''полезные ссылки'''==
• самообразование: что изучать, где, когда;<br>
[https://pedsovet.org/article/10-lucsih-onlajn-dosok-s-vozmoznostu-sovmestnoj-raboty-v-realnom-vremeni 10 лучших онлайн-досок с возможностью совместной работы в реальном времени]
• конспект: образовательные объекты, характеристики, выводы, источники;<br>
 
• портфолио: курсы, творческие работы, достижения, публикации, методические разработки;<br>
='''Литература'''=
• методическая разработка: тема, задачи, план, критерии, реализация, анализ, рефлексия;<br>
[https://vk.com/doc34226582_656242290?hash=wAljlniZRmMraqBUnMDNSqyBEFTzo8eRZpuYhuKhRss&dl=nHXgCFDfQvPYA6D2cWAZ9Hdw5XGxieh95gp1pBUjiZo <big> СЕРВИСЫ WEB 2.0 В ОБРАЗОВАНИИ </big>]<br>
• написание статьи: тема, введение, основная часть, заключение;<br>
• планирование: тематический план, план воспитательной работы, план урока.<br>
Непосредственно на уроке учитель может использовать интеллект-карты<br>
• при изложении нового материала;<br>
• для осмысления и закрепления изучаемого материала;<br>
• при обобщении и систематизации изученного материала;<br>
• на этапе контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Версия 00:51, 12 июня 2023

Автор.

Куновский Иван Александрович.

Тема проекта.

Ментальные карты.

Ментальные карты.

Ментальные карты (или интеллект-карты) – один из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме с помощью схем, построенных по определенным правилам.
Ментальные карты используют разнообразные способы визуализации информации, чтобы активировать восприятие: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, использование образов и символов.
Ментальная карта полезна в образовательной деятельности при подготовке к экзаменам, в исследовательских проектах, составлении планов, для фиксации мыслей при мозговом штурме, при составлении конспекта и т.д.
Для создания ментальных карт можно использовать сервисы: MindMaps, Mind42, Xmind, DropMind, MindMeister, Mindomo, Bubbl.us, SpiderScribe.
Преимущества сервиса MindMeister:

- возможность совместной работы над проектом в режиме реального времени;
- многофункциональный интерфейс, который прост в использовании;
- доступ к картам в любое время и в любом месте;
- высокие стандарты безопасности и возможность резервного хранения данных;
- мобильный доступ к приложению с возможностью редактирования и синхронизации;
- возможность работать в режиме offline с сохранением данных локально с их последующей синхронизацией;
- возможность использовать сценарии и шаблоны, которые делятся по группам.

История создания и развития.

Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей.
Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом 3 века н. э. Порфирием из Тироса. Он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Философ Раймунд Луллий (1235—1315) также использовал подобную методику.
Семантические сети были разработаны в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х. Британский писатель Тони Бьюзен, автор книг по популярной психологии утверждает, что он является изобретателем современного вида диаграмм связей. По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта. Бьюзен утверждает, что положение о том, что, согласно традиционным представлениям о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева направо и сверху вниз — неверно. На самом деле, человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Бьюзен также использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве подтверждения того, что диаграммы связей — эффективный способ конспектирования информации.
Диаграммы связей используются в различных формах и приложениях, включая обучение, образование, планирование и построение инженерных диаграмм. По сравнению с концептуальными картами, которые были разработаны специалистами по обучению в 1970-х, структура диаграмм связей сохранила радиальный формат записи, но упростилась благодаря использованию только одного центрального слова.

Достоинства и недостатки

Достоинством метода является структурированность информации и легкость получения общего представления о заложенных в диаграмму знаниях.
К недостаткам следует отнести ограниченную масштабируемость и сфокусированность на единственном центральном понятии.

Ментальные карты в работе учителя.

Что дает использование интеллект-карт?
• Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного.
• Более четкое планирование — не от логики, а от важности.
• Выигрыш во времени.
• Лучшую фокусировку на изучаемом материале.
• Креативность, творчество.
Интеллект-карты уже нашли признание в таких областях, как:
• обучение;
• запоминание;
• презентации;
• планирование;
• мозговой штурм;
• принятие решений.
Благодаря очевидным преимуществам интеллект-карты приобретают все большую популярность в сфере образования. Вот лишь некоторые из возможностей применения интеллект-карт в работе педагога:
• самообразование: что изучать, где, когда;
• конспект: образовательные объекты, характеристики, выводы, источники;
• портфолио: курсы, творческие работы, достижения, публикации, методические разработки;
• методическая разработка: тема, задачи, план, критерии, реализация, анализ, рефлексия;
• написание статьи: тема, введение, основная часть, заключение;
• планирование: тематический план, план воспитательной работы, план урока.
Непосредственно на уроке учитель может использовать интеллект-карты
• при изложении нового материала;
• для осмысления и закрепления изучаемого материала;
• при обобщении и систематизации изученного материала;
• на этапе контроля знаний, умений и навыков учащихся.