Социально-педагогическая профилактика компьютерной аддикции

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Горбачева Оксана Александровна

Тема проекта

Социально-педагогическая профилактика компьютерной аддикции

Предмет, класс

Социально-педагогическая деятельность Подростки 11-15 лет

Краткая аннотация проекта

Проект "Социально-педагогическая профилактика компьютерной аддикции" реализуется в рамках учебной дисциплины проектная деятельность в информационно-образовательной среде.

Интернет-зависимость – это болезненная зависимость от Интернета, которая выражается в навязчивом желании подключиться к Интернету и болезненной неспособностью вовремя выйти из него т. е. состояние, когда человек перестаёт контролировать своё пользование Интернетом.В настоящее время актуальность исследования проблемы Интернет-зависимости становится все более очевидной в связи с увеличением количества интернет-пользователей в Республике Беларусь и в мире.Наиболее подверженными Интернет-зависимости являются подростки.

Планируемые результаты обучения

Информирование в области социально-педагогической профилактике компьютерной аддикции

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

1. Какие существуют компьютерные игры в современном обществе?

2. Какое влияние имеют компьютерные игры на деятельность подростков

3. Существуют ли психолого-педагогические особенности подростков, увлеченных

компьютерными играми?

4. Социально-педагогическая профилактика компьютерной

аддикции.

Проблемные вопросы

Учебные вопросы

План проведения проекта

1.Подготовительный этап: сбор информации по проблеме Социально-педагогической профилактики компьютерной аддикции. 2. Основной этап: реализация задач проекта, проведение исследования. 3. Заключительный этап: подведение итогов исследования.

Визитная карточка проекта

Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, если хотите, цивилизованности человека. [1]

    Впервые расстройство было описано в 1995 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом. Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:
   1. использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;
   2. использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.
   В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости и получила около 500 ответов. Большинство ответивших были признаны согласно выбранному критерию интернет-зависимыми. Оказалось, что распространённость этого расстройства сходна с распространённостью патологической азартности и составляет от 1 до 5 % пользователей Интернета.[
   В 1997—1998 гг. были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы по данной проблематике. В 1998—1999 годах вышли первые монографии по проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.). В России данный феномен изучается с 2000 года. В 2009 году состоялся симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития»с участием психиатров, психологов, социологов, по материалам которого издан первый в России сборник по интернет-зависимости. В него были включены и переводы полных текстов докладов основных зарубежных исследователей этой проблемы. [2]

Публикация учителя

[3]

Компьютерная зависимость

 Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата, другой пример, гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.
  Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни? В нашей клинике «Альтернатива» разработана комплексная программа лечения компьютерного рабства.

Как формируется зависимость?

   У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании (лудомании). Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.

Основные типы компьютерной зависимости

   Зависимость от Интернета (сетеголизм)
   Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция)

Сетеголизм

   Сетеголиками (зависимость от Интернета) проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплевательски к близким.

Есть некоторые признаки сетеголика:

   навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
   предвкушение следующего сеанса он-лайн;
   увеличение времени, проводимого он-лайн;
   увеличение количества денег, расходуемых он-лайн. 

Кибераддикция

Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

I. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности). II. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

Признаки компьютерной зависимости:

   Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,
   Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,
   Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам,
   Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,
   Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
   Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,
   При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,
   Отказ от общения с друзьями.

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

   нарушение зрения,
   снижение иммунитета,
   головные боли,
   повышенная утомляемость,
   бессонница,
   боли в спине,
   туннельный синдром (боли в запястье).

Диагностика компьютерной зависимости

 Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Убедить же самого игромана в том, что он болен очень сложно. Первый шаг в лечении пациента – это осознание своей патологической зависимости от компьютера. Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования. Всю остальную работу Вы можете смело доверить профессионалу. Как правило, компьютерной зависимости подвержены люди, которые неуверенны в себе, испытывают трудности в общении, неудовлетворенность своей жизнью, имеющие низкую самооценку и комплексы. Уже после первого сеанса у психотерапевта игроман начинает более критично воспринимать свое пагубное пристрастие. Окончательно изменить себя и избавиться от компьютерной зависимости можно после курса психотерапии.
 Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности. Основой лечения являются сеансы психотерапии. В случае обнаружения скрытой депрессии поводится лекарственное лечение. Психокоррекция проводится как индивидуально, так и в группах. В результате лечения улучшаются взаимоотношения с близкими и сверстниками, воспитываются волевые качества, повышается самооценка, формируются новые жизненные увлечения. Очень важно провести работу не только с игроманом, но и с членами его семьи. Только при их содействии результаты лечения будут прочными, а внутрисемейные отношения – гармоничными. На индивидуальных лечебных сеансах психотерапевт освобождает пациента «игрового гипноза», формирует у него безразличие к азартной игре. [4]

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

[5]

Пример продукта проектной деятельности учащихся

1. Проектная деятельность или ЦЕЛИ имеют право на существование [6]

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

[7]

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

1. Понятие термина аддикция [8]

2. Аддиктивное поведение[9]

3. Профилактика компьютерной зависимости [10]

4. Профилактика компьютерной зависимости у детей и взрослых [11]

5. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков [12]

Полезные ресурсы

Компьютерная зависимость подростков 1. [13]

2. [14]

3. Статья: Профилактика компьютерной зависимости [15]

4. Бобрдобр [16]

5. Википедия [17]

6. Интел [18]

Проекты с аналогичной тематикой

1. Учебный проект Интернет-аддикция [19]

2.Проект:Компьютерная зависимость в юношеском возрасте как социально-педагогическая проблема [20]

3. Интернет-зависимость подростков, как социально-педагогическая проблема [21]

Другие документы

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты