Социально-педагогическая диагностика детского коллектива и межличностных отношений в нем

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Версия от 12:34, 4 мая 2015; 1010030033 (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Новик Ирина Геннадьевна, студентка 53 группы ФСПиП

Тема проекта

Социально-педагогическая диагностика детского коллектива и межличностных отношений в нём.

Предмет, класс

Проект предназначен для классных руководителей, педагогов социальных и педагогов-психологов общеобразовательной школы

Краткая аннотация проекта

Детский коллектив.jpg

Важнейший период становления личности приходится на школьные годы. Исключительное место в этом процессе принадлежит детскому коллективу. Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определённые организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Именно коллектив выступает основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности. Ученический коллектив нуждается в педагогическом руководстве, которое осуществляется путем предъявления единых требований, оказания помощи в определении главного направления работы коллектива,в налаживании совместной деятельности.


Цель проекта- изучить детский коллектив и межличностные отношения в нем.


Объектом исследования является социально-педагогическая диагностика.Предмет исследования - детский коллектив и межличностные отношения.

Планируемые результаты обучения

Знание особенностей детского коллектива, характеристика межличностных отношений в нем. Определение эмоциональных связей (взаимных симпатий между членами группы) у учащихся общеобразовательных школ.Знание особенностей отношений между детьми в классе и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь учителям, классным руководителям при организации работы со школьниками.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Что такое детский коллектив?

Проблемные вопросы

1.Влияет ли детский коллектив на формирование личности ребенка?


2.Какую роль играет классный руководитель в формировании сплоченного детского коллектива?


3.Методы социально-педагогической диагностики детского коллектива и межличностных отношений в нем приемлемые для общеобразовательных учреждений?

Учебные вопросы

1.Понятие социально-педагогическая диагностика;


2.Особенности коллектива;


3.Межличностные отношения в детском коллективе;


4.Методы исследования межличностных отношений в детском коллективе.

План проведения проекта

1.Подготовительный этап: изучение литературы и сбор информации по данной теме;


Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогического воздействия.

В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей; второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.

Признаки коллектива:

• общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции, законам государства;

• общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь поставленной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности;

• отношения отвественнной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются спецефические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение);

• общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Межличностные отношения людей – это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Межличностные отношения возникают и складываются прежде всего на основе чувств, эмоционально-личностных отношений друг к другу.

При исследовании межличностных отношений в детском коллективе можно использовать такие методы как: наблюдение, социометрия, письменный опрос. Метод опроса может осуществляться с применением опросников ("Групповые роли", Изучение психологического климата коллектива, "Лидер", Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы, Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева), Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова).


2.Основной этап: реализация проекта, проведение исследования;


3.Заключительный этап: подведение итогов проекта, разработка рекомендации для педагогов, классных руководителей, СППС общеобразовательной школы.

Визитная карточка проекта

Теоретически обоснованно, что полноценные межличностные отношения школьников представляют собой взаимную удовлетворенность отношениями каждого из учащихся, открытость в общении. Межличностные отношения школьника — это совокупность определенных ориентаций и ожиданий ученика, которые опосредуются целями, содержанием и организацией его совместной деятельности, прежде всего со сверстниками. Межличностные отношения, которые складываются в коллективе школьников, формируют личность каждого его члена. Одними из главных и определяющих условий развития личности школьника являются позитивные межличностные отношения с учителем, одноклассниками, положительное отношение к самому себе. Поэтому так необходимо, чтобы учитель изучал и учитывал особенности взаимоотношений школьников. Развитие умений познавать межличностные отношения школьников — необходимое условие успешного контакта с ними, правильной организации жизнедеятельности коллектива, создания условий для решения воспитуемыми возрастных задач.


Вывод

Школьный возраст - особо ответственный период, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в классе и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации работы со школьниками. Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в коллективе школы. Удачным фактором способствующим формированию коллектива и коллективных взаимоотношений является дополнительная совместная деятельность.

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

[1] Автор: Новик И.Г. Презентация на тему: Коллектив.


[2] Автор: Щербинина Е.Г. Диагностика в работе классного руководителя.


[3] Межличностные отношения.

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

1.Что такое коллектив?


2.Охарактеризуйте особенности детского коллектива.


3.Методы используемые при диагностике межличностных отношений в детском коллективе?


4.Раскройте важность изучения детского коллектива.

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

[4] Опросник "Групповые роли"


[5]Тест "Изучение психологического климата коллектива"


[6]Методика диагностики межличностных отношений "Социометрия"


[7]Оценка отношений подростка с классом.


[8]Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив».


[9] Методика "Наша группа".


[10]Методика изучения коллектива учебной группы (В.Г. Максимов).


[11]Оценка привлекательности группы.


[12]Методика "Мишень".


[13] Социально-психологическая диагностика межличностных отношений подростков (батарея методик).

Полезные ресурсы

Литература:


[14] Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова.


[15] Диагностические методы изучения личности классного коллектива. Социометрическая диагностика классного коллектива.


[16] Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике / М. Битянова.


[17] Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.


[18] М.В. Шакурова Социальное воспитание в школе.

Проекты с аналогичной тематикой

[19] Автор: Резникова О.Н. "Формирование детского коллектива с помощью социального проектирования".


[20] Автор: Ганькина А. "Межличностное взаимодействие подростков в школьном коллективе".


[21] Автор: Товсултанов А. "Особенности взаимодействия в детском коллективе".

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты