Ситуация успеха в системе школьного воспитания и формирование жизненной позиции в условиях средней школы

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Гугало Елена Геннадьевна

Тема проекта

Ситуация успеха в системе школьного воспитания и формирование жизненной позиции в условиях средней школы

Небольшим заглавием будет небольшой видеоролик о ситуации успеха [1]

Видео по теме[2]

Предмет, класс

Формирование ситуации успеха. Поле деятельности - средняя школа ( 5 - 9 классы)

Children-at-school.jpg

Краткая аннотация проекта

Дети - это важная составляющая нашей жизни. Каждый ребёнок должен понимать, что в его жизни есть не только неудачи и серые будни, но и радость, так называемая ситуация успеха. С помощью данного проекта родители и учителя смогут создать такую ситуацию для ребёнка и помочь ему осознать себя как преуспевающую личность.


Мальчик.jpg

Планируемые результаты обучения

Методические материалы и рекомендации для родителей по формированию ситуации успеха у детей, помощь педагогам и семьям с детьми данной категории.


Rezultat.jpg

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Что такое ситуация успеха, нужна ли она и как её использовать?

Проблемные вопросы

Так почему же ученик теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?Как с помощью данных вопросов найти ответы в области ситуации успеха?

План проведения проекта

Проект состоит из нескольких разделов:

1. Понятие ситуации успеха

2. Создание ситуации успеха на уроках

3. Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности

4. Работа с родителями

Визитная карточка проекта

  Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. 

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

  В новой школе нужны новые технологии, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр отметки и способов оценки знаний. 

Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Одним из таких условий является создание ситуации успеха. Задача педагога – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.

  Педагог, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

350px-Презентация.png

Презентации по теме проекта

Презентация.jpg


[3]

[4]

[5]

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Pic.png

Данное видео предназначено для учителей, использующих ситуацию успеха и помогает нам понять как не переборщить в использовании данной методики [6]

Следующее же видео говорит родителям о том, что значит успех в жизни ребёнка и как помочь ребёнку окунуться в ситуацию успеха. [7]

Материалы по формированию общего понятия ситуации успеха

Успешный-ребенок.jpeg


Понятие ситуации успеха

Успех.jpg


Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.

    	Можно смело утверждать, что в тот день, когда ребёнок впервые скажет себе пушкинское: “Ай да я, молодец!” – свершится самый нужный педагогический акт, в котором творец-ребёнок, вдохновитель и организатор – Учитель.
    	Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
    	Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.

Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений.

    	 Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. 

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими.

    	Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно  если это касается учебы.
 	 Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.
   	 Умственный труд ученика, успехи и неуспехи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир. 
   	 Ребёнок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Младший школьник не столько осознает, сколько переживает.

Создание ситуации успеха на уроке

Важным принципом работы на уроке является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими. Многоэтапность и высокий темп уроков даёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды речевой, игровой деятельности. Как известно, отдых – это смена рода занятия, а потому очень важно чередовать формы и методы работы. Осуществить поставленные цели помогают используемые в работе технологии:  игровая,

 элементы исследовательско-проектной деятельности

 информационно-коммуникационной,

 личностно-ориентированный подход.

Начальным этапом конструирования ситуации успеха станет  формирование благоприятного социально-психологического климата в межличностных отношениях. 
         С помощью «Экрана настроения»  можно наблюдать за эмоциональным состоянием детей. 

В системе работы можно использовать систему четырёх блоков: 1. Индивидуализация в процессе обучения

2. Использование нестандартных форм и методов работы

3. Повышение статуса ребёнка в коллективе

4. Технологические приёмы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности:

1. «Эмоциональное поглаживание» (особенно для «сомневающихся»).

2. «Упреждающий контроль» Заранее предупреждала о предстоящей проверке знаний, советовала, как подготовиться.

3. «Содержательное оценивание».

4. «Я в тебя верю». (Оптимистическая гипотеза).

5. «Позитивное рецензирование». Перечень достоинств работы, но с соблюдением чувства меры, чтобы ученик не переоценил свои возможности.

6. «Скорая помощь». Разумная помощь при выполнении задания «слабыми» учениками.

7. «Отсроченная отметка». Постановка более высокого балла за ответ, но при некоторых условиях.

8. «Похвала». Хвалю исполнителя, критикую исполнение.

9. «Престижная отметка». Иногда ставить только ту отметку, которую желал получить ребёнок.

10. Обращение к ребёнку только по имени.

11. Опора на психические особенности личности ребёнка. Хвалить детей за то, что у них лучше получается: одних за быстроту реакции, скорость выполнения задания, других – за сосредоточенность, вдумчивость, ответственность.

12. Поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах.

13. При оценке работы ребёнка особое значение придавать:

- стараниям, упорству, труду, которые были потрачены при выполнении задания независимо от того, справился он с ним или нет;

- достигнутому успеху,

-его отношению к учению;

-его личным позициям, точкам зрения;

-его возможностям достичь большего успеха.

В конце пройдите небольшой опрос. [8]

Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности

Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания были проведены различные праздники, турпоходы, экскурсии, дни именинников. Для этого же использовать «Развивающие игры». Чаще всего праздники сопровождаются конкурсами, состязаниями. При создании инициативных групп по подготовке коллективных дел учитывать интересы детей, их симпатии, в деятельность этих групп вовлекались и дети группы «риска». Договариваться, что больше внимание нужно обращать на хорошие качества, какое-то время не замечать отрицательных проявлений характера. Для сглаживания острых межличностных отношений проводить игровые упражнения типа «Горячий стул», на котором ученику придётся ответить на неудобный вопрос. Это упражнение позволяет раскрыть мотивы конфликтов, больше узнать о детях, раскрыть скрытые таланты детей.

      Поздравляя с днем рожденья, учить детей говорить друг другу комплименты. 
     Во внеурочное время работать с детьми (помощь в разработке творческих проектов, исследовательской деятельности, подготовка к олимпиадам, конкурсам, поиск информации в Интернете).

После прочтения данного материала хотелось бы узнать ваше мнение о ситуации успеха во внеурочной деятельности. Пройдите пожалуйста данный опрос: [9]

Работа с родителями

Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями нужно анализировать проблемы, планировать деятельность, проводить совместные мероприятия. Родители по возможности должны помогать в оформлении класса, в изготовлении костюмов, в проведении конкурсов и затей. Стараться проводить родительские собрания на темы: «Как раскрыть способности своего ребенка» (о вовлечении детей в классные дела, о необходимости посещения занятий (кружков, секций) по интересам); «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье», «Роль самооценки в формировании личности» и др. В начале каждого года обучения на родительских собраниях давать методические рекомендации по организации самостоятельной работы детей дома. Кроме общих родительских собраний создавать встречи отдельных родителей с педагогом.

           Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение в гору познания для всех очень важно. 

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяла снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Roditeli-i-pedagogi.jpg

Полезные ресурсы

1.Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http://festival.1september.ru/articles/518855/ .

2.Ситуация успеха в развитии школьников - http://zankov.ru/exp/article=1001 .

3.Перечень статей о ситуации успеха, использовании на уроке и множество полезных советов - http://didacts.ru/dictionary/1010/word/situacija-uspeha .

4.Щуркова Н.Е. Ситуация успеха и ситуация неуспеха (Культура современного урока. – М., 1997. – 92с.)- http://ebooks.grsu.by/pedpsihologia/shchurkova-n-e-situatsiya-uspekha-i-situatsiya-neuspekha.htm .

Проекты с аналогичной тематикой

Первый проект представлен учителем на основе её личного опыта. [10]

Второй проект представляет собой реализованную на практике деятельность по созданию ситуации успеха у младших школьников. [11]

Третий проект - для начальных классов "Cитуация успеха в учебно-воспитательном процессе младших школьников" [12]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты