Медиация в учреждениях образования 2019 — различия между версиями

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск
(Список литературы)
(Презентации к проекту)
 
(не показаны 33 промежуточные версии 2 участников)
Строка 11: Строка 11:
  
 
== Цель проекта ==
 
== Цель проекта ==
 +
[[файл:1_x3A6yMOVpWROpOPYz3DaJg.jpeg ]]
  
1. Развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
+
'''Цель''' - создание благоприятной среды в учреждениях образования.
  
2. Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.
 
  
3. Формирование культуры ненасильственного общения и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.
+
'''Задачи:'''
 +
 
 +
- создать рабочую группу для создания службы медиации;
 +
 
 +
- разработать методологические и правовые основы и рабочие материалы для функционирования службы медиации в учреждениях образования;
 +
 
 +
- развить межведомственное взаимодействие и налаживание информационного обмена по вопросам организации программ примирения;
 +
 
 +
- создать инфраструктуру, необходимую для организации программ примирения;
 +
 
 +
- выявить типологию конфликтных ситуаций в учреждениях образования;
 +
 
 +
- организовать тренинги команд учреждения образования по освоению техник переговоров.
  
 
== Краткая аннотация проекта ==
 
== Краткая аннотация проекта ==
Развитие школьной медиации [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F] в Республике Беларусь началось с проекта «Медиация – искусство договариваться», реализованного Общественным объединением «Образовательный Центр «ПОСТ»» в сотрудничестве с Союзом социальной защиты (Минден, Германия) при поддержке Агентства по медиации и коммуникации «Klaren & Losen» (Берлин, Германия) в 2010-2011 гг. В рамках проекта представители образовательных и социальных учреждений и организаций Беларуси приняли участие в длительной образовательной программе, направленной на овладение практическими навыками медиации. Одним из главных итогов проекта стало создание и функционирование пилотных площадок по медиации на базе средних школ г. Минска и Минской области. Первая школьная служба медиации была создана в СШ №161 г. Минска школьными психологами Людмилой Маховой и Ириной Сукало в 2010 году[http://medialead.by/o-kompanii/publikacii/razvitie-shkolnoj-mediacii-v-respublike-belarus.html].
+
Развитие школьной медиации [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F] в Республике Беларусь началось с проекта «Медиация – искусство договариваться», реализованного Общественным объединением «Образовательный Центр «ПОСТ»» в сотрудничестве с Союзом социальной защиты (Минден, Германия) при поддержке Агентства по медиации и коммуникации «Klaren & Losen» (Берлин, Германия) в 2010-2011 гг. В рамках проекта представители образовательных и социальных учреждений и организаций Беларуси приняли участие в длительной образовательной программе, направленной на овладение практическими навыками медиации. Одним из главных итогов проекта стало создание и функционирование пилотных площадок по медиации на базе средних школ г. Минска и Минской области. Первая школьная служба медиации была создана в СШ №161 г. Минска школьными психологами Людмилой Маховой и Ириной Сукало в 2010 году [http://medialead.by/o-kompanii/publikacii/razvitie-shkolnoj-mediacii-v-respublike-belarus.html].
  
 
В образовательных учреждениях собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. В то же время, во многих школах приняты правила и способы реагирования учителей на конфликты, не помогающие освоению навыков цивилизованного общения, понимания, обустройства отношений, культурных форм приобретения авторитета, необходимых подросткам для будущей жизни.
 
В образовательных учреждениях собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. В то же время, во многих школах приняты правила и способы реагирования учителей на конфликты, не помогающие освоению навыков цивилизованного общения, понимания, обустройства отношений, культурных форм приобретения авторитета, необходимых подросткам для будущей жизни.
  
 
== Планируемые результаты  ==
 
== Планируемые результаты  ==
1. В рамках проекта мы планируем проработать конфликтные ситуации между одноклассниками, отдельными группами;
+
Создание в учреждении образования службы медиации
 
+
2. Улучшить взаимопонимание;
+
 
+
3. Обучить навыкам неконфликтного поведения в ученическом и педагогическом коллективе.
+
  
 
== Направления проекта ==
 
== Направления проекта ==
Строка 54: Строка 62:
  
 
== План проведения проекта==
 
== План проведения проекта==
Организация работы Школьной службы примирения по урегулированию всех видов школьных конфликтов.Работа с конфликтами,  нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ: медиации, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций». Такого рода программы проводятся по всем переданным в службу примирения и медиации случаям, где стороны конфликта известны и признают свое участие в произошедшем событии.
 
  
Обучение участников школьного сообщества новым способам урегулирования конфликтов, способам восстановительной коммуникации и нового типа поведения в конфликтных ситуациях.
+
'''Подготовительный этап'''
  
Выявление потенциально конфликтных ситуаций (приход новичков в класс, формирование нового состава класса, конфликты в столовой и пр.) и работа по снижению риска возникновения конфликтов (ведение переговоров, внесение предложений администрации и т. п.).
+
- Диагностика навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
  
Проведение «школьных восстановительных конференций» и «кругов сообщества» для решения важных для школьного сообщества проблем на классных часах, родительских собраниях, при подготовке школьных мероприятий, на педагогических советах, в методических объединениях.
+
- Разработка мероприятий по основам медиации;
 +
 
 +
- Создание мультимедийных материалов для проведения занятия с элементами тренинга.
 +
 
 +
'''Основной этап'''
 +
 
 +
- Анализ результатов диагностики навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
 +
 
 +
- Проведение занятий с элементами тренинга;
 +
 
 +
- Определение понятий "медиатор", "служба медиации", "конфликт";
 +
 
 +
- Формирование основных представлений о службе медиации в учреждении образования.
 +
 
 +
'''Заключительный этап'''
 +
 
 +
- анализ проектной деятельности, соотнесение полученных результатов с ожидаемыми, подведение итогов;
 +
 
 +
- разработка практических рекомендаций по дальнейшему развитию службы медиации в учреждениях образования.
  
 
== Визитная карточка проекта ==
 
== Визитная карточка проекта ==
Строка 67: Строка 92:
 
== Презентации к проекту ==
 
== Презентации к проекту ==
  
1. Медиация [файл:Mediaciya.pptx].
+
1. Автор: Нитецкая А. А. Медиация [https://docs.google.com/presentation/d/1-jVZY2xIrrLoQVu2VoqvzoD8ngndL9XvCGzocPBjxKY/edit?usp=sharing].
  
2. Медиация [https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-mediaciya-2212205.html].
+
2. Конфликт и медиация [https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-mediaciya-2212205.html].
  
3. Медиация как альтернативный способ решение споров. Автор: Кузичкина Л. А. [http:// www.myshared.ru/slide/611346/].
+
3. Автор: Каешина Е. М. Медиация как альтернативный способ решение споров [http://www.myshared.ru/slide/684065/].
 +
 
 +
4. Автор: Нитецкая А. А. Институт медиации в зарубежных странах на современном этапе  [https://prezi.com/p/s2on9pp38gep/].
 +
 
 +
5. Автор: Нитецкая А. А. Медиация. Новая профессия в РФ [https://docs.google.com/presentation/d/1zzBb5g9I08pEPCnmUsm92gSvzjtIzAo1CzpuGLLZWmA/edit?usp=sharing].
  
 
== Методические рекомендации, публикации, полезные ресурсы ==
 
== Методические рекомендации, публикации, полезные ресурсы ==
  
1. Е.И. Луговцева. Организация шкальной службы медиации [https://adu.by/images/2018/05/Lugavcova_Organiz_scholl_slujbi_mediacii.pdf]
+
1. Е. И. Луговцева. Организация шкальной службы медиации [https://adu.by/images/2018/05/Lugavcova_Organiz_scholl_slujbi_mediacii.pdf].
 +
 
 +
2. Л. В. Быкова. Тетрадь учителя "Букварь Медиатора" [https://76310s006.edusite.ru/DswMedia/tetrad-uchitelya.pdf].
 +
 
 +
3. Л. В. Быкова. Тетрадь учащегося "Букварь Медиатора" [https://76310s006.edusite.ru/DswMedia/tetrad-uchenika.pdf].
 +
 
 +
== Полезные видеоматериалы ==
  
== Полезные видио материалы ==
 
 
1. Медиация в белорусских школах [https://www.youtube.com/watch?v=4T5HmUt9w20].
 
1. Медиация в белорусских школах [https://www.youtube.com/watch?v=4T5HmUt9w20].
  
Строка 89: Строка 123:
  
 
== Материалы для диагностики ==
 
== Материалы для диагностики ==
 +
 +
Тест на готовность быть участником службы примирения учреждения образования [http://pnu.edu.ru/media/filer_public/d0/75/d0751129-4753-4cf9-a0d0-eb6c7c1d6745/med_test.pdf].
 +
 +
Тест Томаса - типы поведения в конфликте [https://www.psychologos.ru/articles/view/test-tomasa---tipy-povedeniya-v-konflikte].
 +
 +
Тест "Уровень конфликтности личности" [http://testoteka.narod.ru/mlo/1/09.html].
  
 
== Опросы ==
 
== Опросы ==
 +
1.Обучение медиации [http://mediators.pro/].
 +
 +
2. Детский правовой сайт [http://www.mir.pravo.by/].
 +
 +
3. Кроссворд.[http://puzzlecup.com/?guess=CD23A54238FB1796]
  
 
== Проекты с аналогичной тематикой ==
 
== Проекты с аналогичной тематикой ==
 +
1. Ворохобко Дарья Михайловна. Деятельность специалистов СППС по формированию культуры поведения [https://project.vsu.by/index.php/%D0%94%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%A1%D0%9F%D0%9F%D0%A1_%D0%BF%D0%BE_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F].
 +
 +
2. Сахоненко Елена Дмитриевна. Медиация в учреждениях образования [https://project.vsu.by/index.php/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F].
  
 
== Список литературы ==
 
== Список литературы ==
Строка 107: Строка 155:
  
 
5. Бойко М.С., Высоцкая Л.М. Оценка эффективности деятельности медиатора // Сборник научных статей Республиканского института профессионального образования: психологическое сопровождение образовательного процесса. Выпуск 4 / Под ред. Е.Л. Касьяник. – В 2 ч., Ч. 1. – Минск: РИПО, 2014. – С. 9–14.
 
5. Бойко М.С., Высоцкая Л.М. Оценка эффективности деятельности медиатора // Сборник научных статей Республиканского института профессионального образования: психологическое сопровождение образовательного процесса. Выпуск 4 / Под ред. Е.Л. Касьяник. – В 2 ч., Ч. 1. – Минск: РИПО, 2014. – С. 9–14.
 +
 +
6. Медиация в Беларуси [http://www.mediacia.by/slovar-mediatora].

Текущая версия на 13:54, 29 апреля 2019

Содержание

[править] Автор проекта

Нитецкая Анастасия Алексеевна 4 курс, 43 группа ФСПиП

[править] Тема проекта

Медиация в учреждениях образования
Mediation-prc5.png

[править] Целевая группа

Учащиеся школ, администрация учреждений образования, педагоги, педагоги-психологи и иные работники школы, родители.

[править] Цель проекта

1 x3A6yMOVpWROpOPYz3DaJg.jpeg

Цель - создание благоприятной среды в учреждениях образования.


Задачи:

- создать рабочую группу для создания службы медиации;

- разработать методологические и правовые основы и рабочие материалы для функционирования службы медиации в учреждениях образования;

- развить межведомственное взаимодействие и налаживание информационного обмена по вопросам организации программ примирения;

- создать инфраструктуру, необходимую для организации программ примирения;

- выявить типологию конфликтных ситуаций в учреждениях образования;

- организовать тренинги команд учреждения образования по освоению техник переговоров.

[править] Краткая аннотация проекта

Развитие школьной медиации [1] в Республике Беларусь началось с проекта «Медиация – искусство договариваться», реализованного Общественным объединением «Образовательный Центр «ПОСТ»» в сотрудничестве с Союзом социальной защиты (Минден, Германия) при поддержке Агентства по медиации и коммуникации «Klaren & Losen» (Берлин, Германия) в 2010-2011 гг. В рамках проекта представители образовательных и социальных учреждений и организаций Беларуси приняли участие в длительной образовательной программе, направленной на овладение практическими навыками медиации. Одним из главных итогов проекта стало создание и функционирование пилотных площадок по медиации на базе средних школ г. Минска и Минской области. Первая школьная служба медиации была создана в СШ №161 г. Минска школьными психологами Людмилой Маховой и Ириной Сукало в 2010 году [2].

В образовательных учреждениях собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. В то же время, во многих школах приняты правила и способы реагирования учителей на конфликты, не помогающие освоению навыков цивилизованного общения, понимания, обустройства отношений, культурных форм приобретения авторитета, необходимых подросткам для будущей жизни.

[править] Планируемые результаты

Создание в учреждении образования службы медиации

[править] Направления проекта

Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.

Формирование культуры ненасильственного общения и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.

Улучшение качества взаимодействия в семье и в образовательном пространстве всех вовлеченных участников.

Воспитание культуры конструктивного и миролюбивого поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение прав и интересов каждого.

Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ. Выработка понимания необходимости при удовлетворении собственных потребностей и защите своих интересов считаться с интересами окружающих.

Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов восстановительной медиации.

Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации учебных учреждений и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в урегулировании школьных и семейных конфликтов.

Координация усилий семьи и педагогического состава с целью предотвращения неблагоприятных условий развития жизни и личности ребенка;

Профилактика правонарушений в среде учащихся и снижение количества фактов привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.

Повышение и сохранение профессиональной компетентности, профилактика профессионального выгорания педагогов, что достигается получением специальных знаний и навыков, облегчающих работу с конфликтом.

Развитие навыков у учащихся самостоятельно решать свои проблемы в общении со сверстниками, распознавать поведенческие и эмоциональные знаки, сигнализирующие о неприятностях или затруднениях у сверстников.

[править] План проведения проекта

Подготовительный этап

- Диагностика навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

- Разработка мероприятий по основам медиации;

- Создание мультимедийных материалов для проведения занятия с элементами тренинга.

Основной этап

- Анализ результатов диагностики навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

- Проведение занятий с элементами тренинга;

- Определение понятий "медиатор", "служба медиации", "конфликт";

- Формирование основных представлений о службе медиации в учреждении образования.

Заключительный этап

- анализ проектной деятельности, соотнесение полученных результатов с ожидаемыми, подведение итогов;

- разработка практических рекомендаций по дальнейшему развитию службы медиации в учреждениях образования.

[править] Визитная карточка проекта

Mediacia.jpg

[править] Презентации к проекту

1. Автор: Нитецкая А. А. Медиация [3].

2. Конфликт и медиация [4].

3. Автор: Каешина Е. М. Медиация как альтернативный способ решение споров [5].

4. Автор: Нитецкая А. А. Институт медиации в зарубежных странах на современном этапе [6].

5. Автор: Нитецкая А. А. Медиация. Новая профессия в РФ [7].

[править] Методические рекомендации, публикации, полезные ресурсы

1. Е. И. Луговцева. Организация шкальной службы медиации [8].

2. Л. В. Быкова. Тетрадь учителя "Букварь Медиатора" [9].

3. Л. В. Быкова. Тетрадь учащегося "Букварь Медиатора" [10].

[править] Полезные видеоматериалы

1. Медиация в белорусских школах [11].

2. Учебная медиация [12].

3. Процедура медиации [13].

4. Первый ролик о понятии «Медиация» в Республике Беларусь [14].

5. Школьная медиация [15] .

[править] Материалы для диагностики

Тест на готовность быть участником службы примирения учреждения образования [16].

Тест Томаса - типы поведения в конфликте [17].

Тест "Уровень конфликтности личности" [18].

[править] Опросы

1.Обучение медиации [19].

2. Детский правовой сайт [20].

3. Кроссворд.[21]

[править] Проекты с аналогичной тематикой

1. Ворохобко Дарья Михайловна. Деятельность специалистов СППС по формированию культуры поведения [22].

2. Сахоненко Елена Дмитриевна. Медиация в учреждениях образования [23].

[править] Список литературы

1. Развитие школьной медиации в Республики Беларусь [24].

1. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / М.С.Бойко [и др.]; под общ. ред. С.В. Лабода. – Минск: Медисонт, 2011. – 316 с.

2. Бойко М.С. Служба медиации в Gesamtschule Fischbek // Куток настаунiка. – 2008. – № 14(17). – С. 6-7.

3. Высоцкая Л.М, Бойко М.С. Мотивация обучения медиации у подростков // Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века: материалы XII Междунар. науч.-практ. студ. конф. (Минск, 29-30 апреля 2015 г.) / Рос. гос. соц. ун-т. Фил. В г. Минске; редкол.: С.А. Полетаев (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Бестпринт, 2016. – С. 236-238.

4. Высоцкая, Л.М., Бойко, М.С. Медиаторы в представлении подростков // Сборник научных статей Республиканского института профессионального образования: психологическое сопровождение образовательного процесса. Выпуск 6 / редкол.: О.С. Попова (пред.) [и др.]. – В 2 ч., Ч. 1. – Минск: РИПО, 2016. – С. 159–166.

5. Бойко М.С., Высоцкая Л.М. Оценка эффективности деятельности медиатора // Сборник научных статей Республиканского института профессионального образования: психологическое сопровождение образовательного процесса. Выпуск 4 / Под ред. Е.Л. Касьяник. – В 2 ч., Ч. 1. – Минск: РИПО, 2014. – С. 9–14.

6. Медиация в Беларуси [25].

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты