Медиация в учреждениях образования 2019 — различия между версиями

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск
(Список литературы)
(Проекты с аналогичной тематикой)
Строка 93: Строка 93:
  
 
== Проекты с аналогичной тематикой ==
 
== Проекты с аналогичной тематикой ==
 +
1. Ворохобко Дарья Михайловна. Деятельность специалистов СППС по формированию культуры поведения.
  
 
== Список литературы ==
 
== Список литературы ==

Версия 22:32, 21 апреля 2019

Содержание

Автор проекта

Нитецкая Анастасия Алексеевна 4 курс, 43 группа ФСПиП

Тема проекта

Медиация в учреждениях образования
Mediation-prc5.png

Целевая группа

Учащиеся школ, администрация учреждений образования, педагоги, педагоги-психологи и иные работники школы, родители.

Цель проекта

1. Развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

2. Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.

3. Формирование культуры ненасильственного общения и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.

Краткая аннотация проекта

Развитие школьной медиации [1] в Республике Беларусь началось с проекта «Медиация – искусство договариваться», реализованного Общественным объединением «Образовательный Центр «ПОСТ»» в сотрудничестве с Союзом социальной защиты (Минден, Германия) при поддержке Агентства по медиации и коммуникации «Klaren & Losen» (Берлин, Германия) в 2010-2011 гг. В рамках проекта представители образовательных и социальных учреждений и организаций Беларуси приняли участие в длительной образовательной программе, направленной на овладение практическими навыками медиации. Одним из главных итогов проекта стало создание и функционирование пилотных площадок по медиации на базе средних школ г. Минска и Минской области. Первая школьная служба медиации была создана в СШ №161 г. Минска школьными психологами Людмилой Маховой и Ириной Сукало в 2010 году[2].

В образовательных учреждениях собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. В то же время, во многих школах приняты правила и способы реагирования учителей на конфликты, не помогающие освоению навыков цивилизованного общения, понимания, обустройства отношений, культурных форм приобретения авторитета, необходимых подросткам для будущей жизни.

Планируемые результаты

1. В рамках проекта мы планируем проработать конфликтные ситуации между одноклассниками, отдельными группами;

2. Улучшить взаимопонимание;

3. Обучить навыкам неконфликтного поведения в ученическом и педагогическом коллективе.

Направления проекта

Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.

Формирование культуры ненасильственного общения и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.

Улучшение качества взаимодействия в семье и в образовательном пространстве всех вовлеченных участников.

Воспитание культуры конструктивного и миролюбивого поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение прав и интересов каждого.

Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ. Выработка понимания необходимости при удовлетворении собственных потребностей и защите своих интересов считаться с интересами окружающих.

Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов восстановительной медиации.

Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации учебных учреждений и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в урегулировании школьных и семейных конфликтов.

Координация усилий семьи и педагогического состава с целью предотвращения неблагоприятных условий развития жизни и личности ребенка;

Профилактика правонарушений в среде учащихся и снижение количества фактов привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.

Повышение и сохранение профессиональной компетентности, профилактика профессионального выгорания педагогов, что достигается получением специальных знаний и навыков, облегчающих работу с конфликтом.

Развитие навыков у учащихся самостоятельно решать свои проблемы в общении со сверстниками, распознавать поведенческие и эмоциональные знаки, сигнализирующие о неприятностях или затруднениях у сверстников.

План проведения проекта

Организация работы Школьной службы примирения по урегулированию всех видов школьных конфликтов.Работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ: медиации, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций». Такого рода программы проводятся по всем переданным в службу примирения и медиации случаям, где стороны конфликта известны и признают свое участие в произошедшем событии.

Обучение участников школьного сообщества новым способам урегулирования конфликтов, способам восстановительной коммуникации и нового типа поведения в конфликтных ситуациях.

Выявление потенциально конфликтных ситуаций (приход новичков в класс, формирование нового состава класса, конфликты в столовой и пр.) и работа по снижению риска возникновения конфликтов (ведение переговоров, внесение предложений администрации и т. п.).

Проведение «школьных восстановительных конференций» и «кругов сообщества» для решения важных для школьного сообщества проблем на классных часах, родительских собраниях, при подготовке школьных мероприятий, на педагогических советах, в методических объединениях.

Визитная карточка проекта

Mediacia.jpg

Презентации к проекту

1. Медиация [файл:Mediaciya.pptx].

2. Медиация [3].

3. Медиация как альтернативный способ решение споров. Автор: Кузичкина Л. А. [http:// www.myshared.ru/slide/611346/].

Методические рекомендации, публикации, полезные ресурсы

1. Е.И. Луговцева. Организация шкальной службы медиации [4]

Полезные видио материалы

1. Медиация в белорусских школах [5].

2. Учебная медиация [6].

3. Процедура медиации [7].

4. Первый ролик о понятии «Медиация» в Республике Беларусь [8].

5. Школьная медиация [9] .

Материалы для диагностики

Опросы

Проекты с аналогичной тематикой

1. Ворохобко Дарья Михайловна. Деятельность специалистов СППС по формированию культуры поведения.

Список литературы

1. Развитие школьной медиации в Республики Беларусь [10].

1. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / М.С.Бойко [и др.]; под общ. ред. С.В. Лабода. – Минск: Медисонт, 2011. – 316 с.

2. Бойко М.С. Служба медиации в Gesamtschule Fischbek // Куток настаунiка. – 2008. – № 14(17). – С. 6-7.

3. Высоцкая Л.М, Бойко М.С. Мотивация обучения медиации у подростков // Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века: материалы XII Междунар. науч.-практ. студ. конф. (Минск, 29-30 апреля 2015 г.) / Рос. гос. соц. ун-т. Фил. В г. Минске; редкол.: С.А. Полетаев (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Бестпринт, 2016. – С. 236-238.

4. Высоцкая, Л.М., Бойко, М.С. Медиаторы в представлении подростков // Сборник научных статей Республиканского института профессионального образования: психологическое сопровождение образовательного процесса. Выпуск 6 / редкол.: О.С. Попова (пред.) [и др.]. – В 2 ч., Ч. 1. – Минск: РИПО, 2016. – С. 159–166.

5. Бойко М.С., Высоцкая Л.М. Оценка эффективности деятельности медиатора // Сборник научных статей Республиканского института профессионального образования: психологическое сопровождение образовательного процесса. Выпуск 4 / Под ред. Е.Л. Касьяник. – В 2 ч., Ч. 1. – Минск: РИПО, 2014. – С. 9–14.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты