Агрессия подростков

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Кожемяко Наталья Александровна

Студентка 5 курса 53 группы

Факультета социальной педагогики и психологии

Тема проекта

Агрессия подростков

Предмет, класс

Проект предназначен для использования социальными педагогами, педагогами - психологами.

Краткая аннотация проекта

Агрессия[1] — это поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов.

В качестве ресурсов может выступать: - еда; - поло-репродуктивные ценности (партнёр, потомство); - социальный статус (власть, доход, престиж); - территория; - психологический комфорт;

Агрессивность[2] — это проявление агрессии или готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурсов.

Агрессия подростков — одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса.

Агрессия подростков — крайне неприятное, но при этом закономерное и естественное явление. Не зря подростковый возраст называют переходным: в этот период ребенок переходит из детства во взрослую жизнь, а это, согласитесь, непросто.

Агрессия подростков — это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями.

Агрессия подростков может выражаться по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей характера ребенка и отношений в семье.


Агрессия подростков выражается в нескольких основных формах :

- физическая агрессия: подросток использует физическую силу против других людей;

- вербальная агрессия: подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика и т.п;

- раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым;

- подозрительность: подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него»;

- косвенная агрессия: подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля);

- обида: подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир»;

- пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия): подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время;

Цели и задачи проекта:

- изучить понятие агрессии;

- укрепить взаимоотношений со сверстниками, учителями;

- познакомить и отработать приемы общения, стимулировать развития коммуникативной культуры подростков;

- изучить структуру, элементы и динамику агрессии подростков;

- проанализировать особенности агрессии подростков, причины их возникновения;

- изучить кризисные этапы подросткового возраста.

Планируемые результаты обучения

Специалисты должны знать:

1. О формах, методах и способах преодоления агрессивного поведения подростков;

2. Причины агрессивного поведения подростков;

3. Особенности влияния агрессивного поведения подростков на их жизнедеятельность,общение со сверстниками и родителями;

4. Последствия агрессивного поведения подростков.

Специалисты должны уметь:

1. Работать с подростками по преодолению агрессивного поведения;

2. Работать с методиками по данной проблеме.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

1. Причины агрессии подростков;

2. Агрессивное поведение подростков как социально-педагогическая проблема;

Проблемные вопросы

1. Определение понятий "агрессия", "агрессивность";

2. Виды агрессивного поведения;

3. Особенности подростков с агрессивным поведением;

План проведения проекта

Этапы реализации проекта:

- предварительный этап (сбор первичной информации об участниках программы);

- основной этап (представление презентации социальным педагогам и педагогам-психологам по данной проблеме, проведение лекций и семинаров по тематике проекта, изучение,анализ и ознакомление с методиками,опросниками,тестами,анкетами, тренингами по выявлению межличностных конфликтов в молодой семье и пути их решения);

- заключительный этап (диагностика, рефлексия).

Визитная карточка проекта

В научной литературе описано много значений слова «агрессия». Одним из определений этого психологического термина является следующее: «это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и приносит вред окружающим объектам и субъектам».

Данный феномен плохо влияет на психическое здоровье подростков. Но почему подростки ведут себя агрессивно?

Причинами агрессии у подростков считаются всяческие заболевания головного мозга, нервной системы и соматическими заболеваниями.

Самой главной причиной является воспитание ребёнка в семье. Когда его постоянно наказывают, ругают, издеваются и даже избивают, то вполне логично ожидать таких реакций, как агрессия и негативные эмоции. Большинство взрослых считают, что такое поведение является недопустимым, что нужно учиться контролировать себя, держать всё внутри. Таким родителям, мы вынуждены сообщить, что негативная энергия – это холодное оружие не только для психического здоровья подростка, но и для нормального функционирования внутренних органов. Если ребёнок будет постоянно переживать все беды внутри себя, то рано или поздно можно ожидать взрыва не только вулкана агрессии, а более серьёзных форм.

Очень сложно найти компромисс с таким школьником. Если родители перестают всячески реагировать на плохое поведение своего ребёнка, то он перестаёт бороться и агрессия станет для него нормой. Чтобы не призвать новой волны всплеска агрессии нельзя наказывать или унижать ребёнка.

Агрессия – это защитная реакция, которая может проявляться у подростков с низкой самооценкойМногие думают, что агрессия и агрессивность это тождественные понятия. Давайте попробуем вместе с этим разобраться.

Агрессия – это защитная реакция, которая может проявляться у подростков с низкой самооценкой. Главной чертой состояния агрессии является нежелание причинить кому-то какой-нибудь вред. Что касается агрессивности, то в этом случаи всё наоборот. Чтобы различить эти два состояния нужно знать признаки хотя бы одного из них. Об агрессивности могут сигнализировать: частые потери контроля ребёнка над своим поведением, споры и ссоры с взрослыми и сверстниками. Подросток всячески старается мстить и винить всех в своих неудачах, все люди вокруг него – это враги и недоброжелатели, которые его постоянно раздражают. С помощью агрессии ребёнок пытается стать авторитетом.

В психологии различают несколько видов проявления агрессии:

- физическая агрессия – выражается проявлением физического насилия по отношению к другому человеку.

- вербальная агрессия – ребёнок показывает свою агрессию с помощью слов, криков, визга.

- раздражение – подросток по любой причине делается грубым и резким.

- подозрительность – в каждом человеке ребёнок видит недруга.

- косвенная агрессия – подросток пытается «насолить» своему обидчику с помощью сплетен.

- обида проявляется в следствии завести.

Спрятанная» агрессия – одной и единственной целью в этом случае для подростка является месть.

Как же помочь подростку справиться с такой серьёзной проблемой, как агрессия?

Помните, что любая агрессия таи в себе какую-то причину. Возможно, это может быть как метод самоутверждения, способ выразить так свои эмоции или просто незнание, как вести себя по-другому. Попытайтесь поговорить со своим чадом и выяснить причину его недостойного поведения. Знайте, что в подростковом возрасте ребёнок пытается кому-то наследовать. Может быть, он копирует именно ваше поведение?

Очень часто подростки становятся раздражительны из-за постоянных ссор и скандалов своих родителейОчень часто подростки становятся раздражительны из-за постоянных ссор и скандалов своих родителей. Задумайтесь, возможно, это является причиной такого же поведения ваших детей?

Агрессивные подростки не умеют сочувствовать другим и жалеть их. Родителям нужно попытаться разъяснить это им и научить их управлять своим поведением и эмоциями, расслабляться в том случаи, когда так хочется вспылить и наговорить много гадостей.

Большинство детей ведут себя агрессивно потому, что не знают как можно иначе. Нужно хорошо постараться объяснить им какими другими способами, кроме агрессии, можно решить ту или иную проблему.

Ни в коем случаи нельзя переживать все негативные эмоции внутри себя, об этом говорилось чуть раньше. Предложите своему ребёнку найти занятие, где он сможет выплеснуть всю свою негативную энергию. Это может быть занятие спортом или ещё какие-то альтернативы.

Чтобы понять своего ребёнка и помочь ему не нужно обращаться к психологу, ведь самый лучший психолог – это родители. Будьте внимательнее, добрее и искреннее, больше разговаривайте и тогда ваш ребёнок никогда не будет агрессивным.

Публикация учителя

1.Агрессия подростков:почему тинейджеры выходят из-под контроля (www.jlady.ru) [3];

2.Агрессия подростков или подростковая агрессивность(www.agressiya-podrostkov.ru) [4];

3.Агрессия ребенка-подростка. Что делать? (www.ucoz.ru) [5] ;

4.Современный взгляд на проблемы выявления агрессивных проявлений у подростков (www.prosv.ru)[6]

5. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков (Калинина Ольга Викторовна)[7].

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

1. Презентация - Агрессия подростков [8];

2. Профилактика детской агрессивности (Кожемяко Наталья Александровна) [9];

3. Агрессия у подростков (Кожемяко Наталья Александровна) [10].

Пример продукта проектной деятельности учащихся

1.Тренинг «Я запрещаю себя обижать!» (agressio.alexstudio.biz) [11];

2.Родительское собрание "Детская агрессия и жестокость и ее профилактика" (mognovse.ru)[12];

3.Тренинг коррекции агрессивности у подростков (prodlenka.org) [13];

4.Игры и упражнения на снятие вербальной и невербальной агрессии (Кожемяко Наталья Александровна) [14].

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

По итогам проведенного проекта с социальными педагогами и педагогами-психологами проводиться итоговая конференция, на которой обсуждаются вопросы:

1. Оценка результативности проекта.

2. Трудности в достижении целей и задач проекта.

3. Подведение итогов проекта.

4. Внесение корректив и предложений специалистов в проект.

Материалы для оценки агрессивности у подростков :

1.Опросник Басса-Дарки[15];

2.Тест руки Вагнера[16];

3.Тест "Несуществующее животное"[17];

4.Тест «Кинетический рисунок семьи»[18].

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Агрессивное поведение подростков [19].

Полезные ресурсы

1. Авдулова, Т.П. Агрессивный подросток / Т.П. Авдулова – Москва: Академия, 2008. – 127с.[20];

2. Агрессия у детей и подростков: учеб. Пособие / под ред. Н.М. Платоновой.- Санкт- Петербург.: Речь, 2004.- 336с.[21];

3.Белокопытов, В.В. Агрессия как форма девиантного поведения: теоретический анализ / В.В. Белокопытов // Социально-гуманитарные знания. – 2010. - №6. – С. 350-356. [22];

4.Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детей и подростковой агрессивности: учеб. Пособие / Г.Э. Бреслав.- СПб.: Речь, 2006.- 144с.[23];

5. Ушакова, Е. Способы преодоление детской агрессии / Е. Ушакова // Директор школы. – 2008. - №7. – С. 88-90.[24].

Проекты с аналогичной тематикой

1.Интегрированный проект на тему "Агрессия". Агрессия в подростковом возрасте (vashpsixolog.ru)[25];

2.Программа коррекции агрессивного поведения подростков (Ольга ЗЛАТОГОРСКАЯ)[26];

Другие документы

1.Видеоролик на тему:Агрессия подростков[27];

2.Видеоролик на тему:Агрессия у подростков. Психотерапия[28];

3.Видеоролик на тему:Тренинг с подростками, учимся справляться с агрессией[29];

4.Видеоролик на тему:Школа без агрессии[30];

5.Программа "Коррекция агрессивного поведения подростков"[31];

6.Исследовательская работа«Методы коррекции агрессивного поведения подростков» [32];

7. Преодоление агрессивности подростков в условиях учреждения образования[33].

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты