Ментальные карты: различия между версиями
(не показано 6 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
='''Автор | ='''Автор'''= | ||
Куновский Иван Александрович. | Куновский Иван Александрович. | ||
='''Тема проекта | ='''Тема проекта'''= | ||
<big>Ментальные карты.</big><br> | <big>Ментальные карты.</big><br> | ||
=='''Ментальные карты | =='''Ментальные карты'''== | ||
Ментальные карты (или интеллект-карты) – один из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме с помощью схем, построенных по определенным правилам.<br> | Ментальные карты (или интеллект-карты) – один из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме с помощью схем, построенных по определенным правилам.<br> | ||
Ментальные карты используют разнообразные способы визуализации информации, чтобы активировать восприятие: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, использование образов и символов. <br> | Ментальные карты используют разнообразные способы визуализации информации, чтобы активировать восприятие: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, использование образов и символов. <br> | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
- возможность работать в режиме offline с сохранением данных локально с их последующей синхронизацией;<br> | - возможность работать в режиме offline с сохранением данных локально с их последующей синхронизацией;<br> | ||
- возможность использовать сценарии и шаблоны, которые делятся по группам. | - возможность использовать сценарии и шаблоны, которые делятся по группам. | ||
=='''История создания и развития | =='''История создания и развития'''== | ||
Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей.<br> | Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей.<br> | ||
Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом 3 века н. э. Порфирием из Тироса. Он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Философ Раймунд Луллий (1235—1315) также использовал подобную методику.<br> | Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом 3 века н. э. Порфирием из Тироса. Он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Философ Раймунд Луллий (1235—1315) также использовал подобную методику.<br> | ||
Семантические сети были разработаны в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х. Британский писатель Тони Бьюзен, автор книг по популярной психологии утверждает, что он является изобретателем современного вида диаграмм связей. По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта. Бьюзен утверждает, что положение о том, что, согласно традиционным представлениям о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева направо и сверху вниз — неверно. На самом деле, человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Бьюзен также использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве подтверждения того, что диаграммы связей — эффективный способ конспектирования информации.<br> | Семантические сети были разработаны в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х. Британский писатель Тони Бьюзен, автор книг по популярной психологии утверждает, что он является изобретателем современного вида диаграмм связей. По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта. Бьюзен утверждает, что положение о том, что, согласно традиционным представлениям о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева направо и сверху вниз — неверно. На самом деле, человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Бьюзен также использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве подтверждения того, что диаграммы связей — эффективный способ конспектирования информации.<br> | ||
Диаграммы связей используются в различных формах и приложениях, включая обучение, образование, планирование и построение инженерных диаграмм. По сравнению с концептуальными картами, которые были разработаны специалистами по обучению в 1970-х, структура диаграмм связей сохранила радиальный формат записи, но упростилась благодаря использованию только одного центрального слова. | Диаграммы связей используются в различных формах и приложениях, включая обучение, образование, планирование и построение инженерных диаграмм. По сравнению с концептуальными картами, которые были разработаны специалистами по обучению в 1970-х, структура диаграмм связей сохранила радиальный формат записи, но упростилась благодаря использованию только одного центрального слова. | ||
=='''Достоинства и недостатки | |||
=='''Достоинства и недостатки'''== | |||
Достоинством метода является структурированность информации и легкость получения общего представления о заложенных в диаграмму знаниях.<br> | Достоинством метода является структурированность информации и легкость получения общего представления о заложенных в диаграмму знаниях.<br> | ||
К недостаткам следует отнести ограниченную масштабируемость и сфокусированность на единственном центральном понятии. | К недостаткам следует отнести ограниченную масштабируемость и сфокусированность на единственном центральном понятии. | ||
=='''Ментальные карты в работе учителя | =='''Ментальные карты в работе учителя'''== | ||
Что дает использование интеллект-карт? <br> | Что дает использование интеллект-карт? <br> | ||
• Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного.<br> | • Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного.<br> | ||
Строка 56: | Строка 57: | ||
[[Файл:07.jpg|600px|Пример ленты времени]] | [[Файл:07.jpg|600px|Пример ленты времени]] | ||
='''Полезные ссылки | ='''Полезные ссылки'''= | ||
[https://www.mindmeister.com/ru <big> создание ментальных карт </big>]<br> | [https://www.mindmeister.com/ru <big> создание ментальных карт </big>]<br> | ||
='''Литература | ='''Литература'''= | ||
[https://vk.com/doc34226582_656242290?hash=wAljlniZRmMraqBUnMDNSqyBEFTzo8eRZpuYhuKhRss&dl=nHXgCFDfQvPYA6D2cWAZ9Hdw5XGxieh95gp1pBUjiZo <big> СЕРВИСЫ WEB 2.0 В ОБРАЗОВАНИИ </big>]<br> | [https://vk.com/doc34226582_656242290?hash=wAljlniZRmMraqBUnMDNSqyBEFTzo8eRZpuYhuKhRss&dl=nHXgCFDfQvPYA6D2cWAZ9Hdw5XGxieh95gp1pBUjiZo <big> СЕРВИСЫ WEB 2.0 В ОБРАЗОВАНИИ </big>]<br> |
Текущая версия на 12:37, 13 июня 2023
Автор
Куновский Иван Александрович.
Тема проекта
Ментальные карты.
Ментальные карты
Ментальные карты (или интеллект-карты) – один из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме с помощью схем, построенных по определенным правилам.
Ментальные карты используют разнообразные способы визуализации информации, чтобы активировать восприятие: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, использование образов и символов.
Ментальная карта полезна в образовательной деятельности при подготовке к экзаменам, в исследовательских проектах, составлении планов, для фиксации мыслей при мозговом штурме, при составлении конспекта и т.д.
Для создания ментальных карт можно использовать сервисы: MindMaps, Mind42, Xmind, DropMind, MindMeister, Mindomo, Bubbl.us, SpiderScribe.
Преимущества сервиса MindMeister:
- возможность совместной работы над проектом в режиме реального времени;
- многофункциональный интерфейс, который прост в использовании;
- доступ к картам в любое время и в любом месте;
- высокие стандарты безопасности и возможность резервного хранения данных;
- мобильный доступ к приложению с возможностью редактирования и синхронизации;
- возможность работать в режиме offline с сохранением данных локально с их последующей синхронизацией;
- возможность использовать сценарии и шаблоны, которые делятся по группам.
История создания и развития
Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей.
Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом 3 века н. э. Порфирием из Тироса. Он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Философ Раймунд Луллий (1235—1315) также использовал подобную методику.
Семантические сети были разработаны в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х. Британский писатель Тони Бьюзен, автор книг по популярной психологии утверждает, что он является изобретателем современного вида диаграмм связей. По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта. Бьюзен утверждает, что положение о том, что, согласно традиционным представлениям о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева направо и сверху вниз — неверно. На самом деле, человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Бьюзен также использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве подтверждения того, что диаграммы связей — эффективный способ конспектирования информации.
Диаграммы связей используются в различных формах и приложениях, включая обучение, образование, планирование и построение инженерных диаграмм. По сравнению с концептуальными картами, которые были разработаны специалистами по обучению в 1970-х, структура диаграмм связей сохранила радиальный формат записи, но упростилась благодаря использованию только одного центрального слова.
Достоинства и недостатки
Достоинством метода является структурированность информации и легкость получения общего представления о заложенных в диаграмму знаниях.
К недостаткам следует отнести ограниченную масштабируемость и сфокусированность на единственном центральном понятии.
Ментальные карты в работе учителя
Что дает использование интеллект-карт?
• Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного.
• Более четкое планирование — не от логики, а от важности.
• Выигрыш во времени.
• Лучшую фокусировку на изучаемом материале.
• Креативность, творчество.
Интеллект-карты уже нашли признание в таких областях, как:
• обучение;
• запоминание;
• презентации;
• планирование;
• мозговой штурм;
• принятие решений.
Благодаря очевидным преимуществам интеллект-карты приобретают все большую популярность в сфере образования. Вот лишь некоторые из возможностей применения интеллект-карт в работе педагога:
• самообразование: что изучать, где, когда;
• конспект: образовательные объекты, характеристики, выводы, источники;
• портфолио: курсы, творческие работы, достижения, публикации, методические разработки;
• методическая разработка: тема, задачи, план, критерии, реализация, анализ, рефлексия;
• написание статьи: тема, введение, основная часть, заключение;
• планирование: тематический план, план воспитательной работы, план урока.
Непосредственно на уроке учитель может использовать интеллект-карты
• при изложении нового материала;
• для осмысления и закрепления изучаемого материала;
• при обобщении и систематизации изученного материала;
• на этапе контроля знаний, умений и навыков учащихся.