|
|
(не показано 25 промежуточных версий этого же участника) |
Строка 25: |
Строка 25: |
|
| |
|
| == Сервисы Web 2.0 в образовании == | | == Сервисы Web 2.0 в образовании == |
| ===Google-документы=== | | ===[[Google документы]]=== |
| <big>'''Google Документы''' – это бесплатный пакет офисных web-приложений, интегрированный с Google диском, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена. Этот набор офисных приложений позволяет:
| |
| - создавать, загружать имеющиеся, редактировать текстовые документы, электронные таблицы, презентации, формы, рисунки;<br>
| |
| - вести совместную работу (чтение или редактирование) в пределах группы (класса) или всего учебного заведения в режиме реального времени;<br>
| |
| - обмениваться сообщениями во время редактирования документов;<br>
| |
| - публиковать для пользователей всего мира окончательные версии документов.</big>
| |
| ==История==
| |
| <big>Google Docs & Spreadsheets основан на двух разных продуктах, Writely и Google Spreadsheets. Writely являлся отдельным текстовым процессором для веб. Он был создан компанией Upstartle, и включал такие функции, как совместное редактирование и контроль доступа. Меню, горячие клавиши и отображаемые диалоги имитировали те, что пользователи могли видеть в текстовых процессорах, установленных у них на компьютере, таких как Microsoft Word или OpenOffice.org Writer. В начале 2006 года Google приобрела Upstartle. На тот момент в Upstartle работало четверо сотрудников. Writely закрыл регистрации на своём сервисе на время переноса на серверы Google. В августе 2006 года Writely начал рассылать приглашения тем, кто оставил запрос на получение информации о начале работы до конца лета. 23 августа 2006 года Writely разослал приглашения всем, кто оставлял запрос, и стал доступным для всех. Владельцы аккаунтов на Writely могли пригласить других, добавляя их в соавторы своего документа на Writely. Writely продолжал работать со своей системой пользователей до 19 сентября 2006, пока не был включён в систему Google Accounts. Writely изначально работал на технологии Microsoft ASP.NET, которая использует Microsoft Windows. С июля 2006 серверы Writely работают на операционных системах, основанных на Linux. Одновременно с этим Google разрабатывала Google Spreadsheets. Google анонсировала Spreadsheets 6 июня 2006 года, и сделала его доступным только для ограниченного числа пользователей, зарегистрировавшихся первыми. Тест версии для ограниченного числа пользователей был завершён, и она была заменена бета-версией, доступной для всех владельцев аккаунтов Google Account. В начале 2010 года Google предоставил возможность хранения и совместного использования любых типов файлов с помощью сервиса Google Docs. Была добавлена также возможность OCR загружаемых .pdf документов и картинок, но изначально поддерживались только языки с латинским алфавитом. Зимой 2011 года была внедрена поддержка ещё 29 языков, в том числе русского языка.</big>
| |
| ==Writely (Document)==
| |
| <big>Текстовый процессор, позволяющий редактировать текстовые документы OpenDocument, Microsoft Word, а также электронные таблицы. Реализован при помощи AJAX. Пользователи могут получать доступ и редактировать документы с любого компьютера, подключённого к интернету. Есть возможность создавать и редактировать документы офлайн, документ запишется при первом подключении к интернету. Доступно большое количество средств форматирования: смена размера и стиля шрифта, выбор цвета и декораций, создание списков и таблиц, вставка картинок, ссылок и специальных символов. Можно делать закладки, комментарии. Сохраняются документы автоматически по ходу внесения изменений, но каждая правка фиксируется, и можно пользоваться функцией отмены и возврата изменений так же, как и в обычном текстовом редакторе. Есть возможность загружать на сервер и скачивать с него файлы различных форматов. Поддерживается простой текст, HTML, Microsoft Word, RTF, OpenDocument, PDF и несколько графических форматов. Можно получить подборку текстов в виде файлов HTML в архиве ZIP. Заявлена (но пока не реализована) поддержка Word Perfect.</big>
| |
|
| |
|
| ==Google Таблицы== | | === [[Мультимедийные презентации]] === |
| <big>Позволяет заносить данные в ряды и столбцы электронной таблицы, а также производить не очень сложные вычисления. Программа допускает импорт и экспорт данных и в специфический формат Microsoft Excel, и в общедоступные OpenDocument и CSV. <br>
| |
| Предусмотрена возможность доступа других пользователей к созданной таблице, как с правом редактирования, так и без (максимум 10 пользователям одновременно).</big>
| |
|
| |
|
| == Google Презентации== | | === [[Сайты и блоги]] === |
| <big>Дает возможность создавать электронные презентации. Реализована возможность импорта/экспорта файлов Microsoft PowerPoint (*.ppt). <br>
| |
| В основу Google Presentations легли разработки компании Tonic Systems, приобретённой компанией Google в 2007 году.</big>
| |
| ==Бизнес модель==
| |
| <big>Бизнес-модель Google Docs вписывается в общую стратегию предоставления сервиса облачного хранения данных компании Google и совместно распространяется на другие направления (например, Gmail и Picasa).<br>
| |
| Объём для хранения файлов, преобразованных в формат документов Google, не ограничен, для остальных форматов сервис Google Docs предоставляет 15 ГБ дискового пространства бесплатно. Дополнительный объём памяти, который распределяется между сервисами Google Docs, Picasa, Gmail, Blogger и Google Buzz, можно приобрести за 2,49 долларов США на 100 Гб в месяц, за 9,99 долларов США на 200 Гб в месяц.</big>
| |
| ===Мультимедийные презентации===
| |
| <big>Мультимедийная презентация (см. Мультимедиа) — набор слайдов и спецэффектов (слайд-шоу), текстовое содержимое презентации, заметки докладчика, а также раздаточный материал для аудитории, хранящиеся в одном файле.<br>
| |
| Мультимедийные презентации могут быть проведены человеком на сцене, показаны через проектор или же на другом локальном устройстве воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Стоит отметить, что мультимедиа в онлайне может быть либо скачана на компьютер пользователя и воспроизведена каким-либо образом, либо воспроизведена напрямую из интернета при помощи технологий потоковой передачи данных. Мультимедиа, воспроизводимая при помощи технологий потоковой передачи данных, может быть как «живая», так и предоставляемая по требованию.<br>
| |
| В настоящее время среди сервисов для создания сетевых мультимедийных презентаций наиболее популярными являются Prezi, Calameo, SlideShare, SlideBoom, PowToon, Google Presentation и др.
| |
| В отличие от стационарных программ для создания презентаций сетевые аналоги:<br>
| |
| — функционируют в окне любого браузера;<br>
| |
| — интегрируются с сетевыми документами и ресурсами;<br>
| |
| — предоставляют возможность совместной работы.<br>
| |
| В качестве примера рассмотрим наиболее интересный в графическом отношении, существенно отличающийся от MS PowerPoint, сервис Prezi. Мультимедийный документ этого сервиса представляет собой один большой виртуальный стол, на котором расположены презентуемые объекты: тексты, картинки, видео, объекты с флэш-анимацией и т.д. Динамический характер презентации позволяет приближать и отдалять объекты, переносить их, группировать в кадрах, изменять в размере, выстраивать в определенной последовательности для показа.<br>
| |
| Преимуществами сервиса Prezi являются следующие возможности:<br>
| |
| — представление информации в нелинейной форме;<br>
| |
| — создание динамичного, анимированного сюжета;<br>
| |
| — масштабирование (приближение и удаление) кадров с объектами;<br>
| |
| — сохранение презентации для автономного показа без использования Интернета;<br>
| |
| — совместная работа над презентацией;<br>
| |
| — размещение презентации в блоге и на других сервисах;<br>
| |
| — группировка и навигация между объектами, обеспечивающие установление причинно-следственных связей и определяющие порядок восприятия материала.</big>
| |
|
| |
|
| ===Сайты и блоги=== | | === [[Интерактивные опросы, тесты и упражнения]] === |
| ===Интерактивные опросы, тесты и упражнения===
| |
| ===Виртуальные доски===
| |
| <big>Большинство досок, продаваемых во всем мире, используют одну из четырёх сенсорных технологий. Это инфракрасная, резистивная, электромагнитная и ультразвуковая.<br>
| |
|
| |
|
| '''Принципы работы инфракрасной интерактивной доски (IR touch)'''<br>
| | === [[Виртуальные доски]] === |
| Инфракрасная интерактивная доска представляет собой большую сенсорную поверхность, которая подключается к компьютеру и проектору. Доска обычно монтируется на стену или мобильную стойку. Движение пальца, пера или другого указателя по изображению создаёт помеху для прохождения инфракрасного света над поверхностью доски и фиксируется сенсором. При нажатии на поверхность доски программное обеспечение рассчитывает местоположение маркера или стилуса. Инфракрасные доски могут быть изготовлены из любых материалов.<br>
| |
|
| |
|
| Принципы работы резистивной интерактивной доски <br>
| | === [[Ментальные карты]] === |
| Для работы с резистивной интерактивной доской может использоваться обычный стилус. В этом случае важен материал, из которого сделана поверхность доски. В большинстве резистивных систем мембрана, натянутая на поверхности доски, прогибается под нажатием, чтобы вступить в контакт с токопроводящей подложкой. Затем местоположение точки касания рассчитывается по показаниям датчиков и регистрируется как нажатие кнопки мыши . Повторим, что такие доски не требуют специальных перьев. Это даёт производителям резистивных систем возможность заявлять, что такие доски просты и интуитивно понятны в использовании. Однако, это больше зависит от конструкции доски, чем использованной в ней технологии. <br>
| |
|
| |
|
| '''Принципы работы электромагнитной интерактивной доски'''<br>
| | === [[Ленты времени]] === |
| Для работы с электромагнитной интерактивной доской используются магнитные перья. Она представляет собой массив проводов, встроенных под сенсорной поверхностью, которые взаимодействуют с катушкой в наконечнике стилуса для определения координат его местоположения. Само перо обычно является пассивным, то есть оно не содержит батареек или других источников питания; оно изменяет электрические сигналы, создаваемые доской. Например, если поднести перо близко к поверхности доски, то она может отреагировать на это перемещением указателя мыши. Рассмотренные ранее инфракрасные интерактивные доски не позволяют регистрировать перемещение указателя мыши, они фиксируют только клики. Когда перо касается поверхности, в нём активируется переключатель, что воспринимается доской, как нажатие кнопки. В стилус может быть встроен второй переключатель с противоположного конца и дополнительные кнопки. Их назначение определяется производителем программного обеспечения. Подобно расширенной версии графического планшета, используемого профессиональными цифровыми художниками и дизайнерами, электромагнитная интерактивная доска в точности имитирует действия мыши, и будет работать правильно, даже если пользователь станет опираться на неё рукой, а также позволяет распознавать несколько касаний одновременно.<br>
| |
| | |
| '''Принципы работы портативной ультразвуковой интерактивной доски с инфракрасным пером'''<br>
| |
| Эта технология использует инфракрасный свет и ультразвуковое позиционирование. Технология работает подобно грому и молнии, вычисляя расстояние по разнице во времени между скоростью света и звука. Инфракрасные интерактивные доски доступны также в переносном формате. После установки системы на новом месте и подключения к компьютеру требуется простая повторная калибровка проецируемого изображения с помощью электронного пера. Устройство сканирует прямоугольную область. Как правило, в доску встраивается не одна такая область, что даёт возможность нескольким пользователям работать в разных частях доски одновременно.<br>
| |
| | |
| Портативная доска с инфракрасным пером работает на различных поверхностях — на имеющейся маркерной доске или плоской стене. Даже обычную меловую доску такое устройство сможет превратить в интерактивную поверхность. Для USB-приемника сигналов не требуется батарея, поэтому устройство может быть установлено на потолке, если требуется стационарное решение. Изготовленные из легких материалов такие интерактивные доски легко транспортируются.<br>
| |
| | |
| '''Принципы работы интерактивного проектора'''<br>
| |
| В интерактивном проекторе используется встроенная камера, так что проектор создаёт не только изображение, но также определяет положение активного ИК-пера, когда оно контактирует с поверхностью, на которую проецируется изображение. Это решение, разработанное в 2007 году и запатентованное в 2010 году американским производителем Boxlight, как и другие системы инфракрасных досок, не работает при возникновении непрозрачного препятствия между пером и приемником проектора в лице докладчика, и, к тому же не позволяет реализовать возможность перемещения указателя мыши, которая доступна в других решениях.<br>
| |
| Примеры виртуальных досок: Conceptboard, CoSketch, Drawonthe, Educreations, Mural.ly,FlockDraw, Flowchart-com, LinoIt, Popplet, Padlet, RealtimeBoard, Rizzoma,Scriblink, Scrumblr, Spaaze, Stickr, Twiddla, Vyew, WikiWall.<br>
| |
| Из особенностей сервиса LinoIt можно выделить:<br>
| |
| - простая продуманная система прав доступа к доскам с возможностью создания групп учащихся;<br>
| |
| - система учёта добавления новых стикеров;<br>
| |
| - отличная возможность работы с календарём и автоматическим планировщиком;<br>
| |
| - поддержка кириллицы.<br>
| |
| </big>
| |
| [[файл:Dddd.png |centr| ]]
| |
| | |
| ===Ментальные карты===
| |
| <big>Ментальные карты (или интеллект-карты) – один из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме с помощью схем, построенных по определенным правилам.<br>
| |
| Ментальные карты используют разнообразные способы визуализации информации, чтобы активировать восприятие: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, использование образов и символов. <br>
| |
| Ментальная карта полезна в образовательной деятельности при подготовке к экзаменам, в исследовательских проектах, составлении планов, для фиксации мыслей при мозговом штурме, при составлении конспекта и т.д. <br>
| |
| Для создания ментальных карт можно использовать сервисы: MindMaps, Mind42, Xmind, DropMind, MindMeister, Mindomo, Bubbl.us, SpiderScribe.<br>
| |
| Преимущества сервиса MindMeister:<br>
| |
| - возможность совместной работы над проектом в режиме реального времени;<br>
| |
| - многофункциональный интерфейс, который прост в использовании;<br>
| |
| - доступ к картам в любое время и в любом месте;<br>
| |
| - высокие стандарты безопасности и возможность резервного хранения данных;<br>
| |
| - мобильный доступ к приложению с возможностью редактирования и синхронизации;<br>
| |
| - возможность работать в режиме offline с сохранением данных локально с их последующей синхронизацией;<br>
| |
| - возможность использовать сценарии и шаблоны, которые делятся по группам.<br>
| |
| '''История создание и развития'''<br>
| |
| Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей.<br>
| |
| Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом 3 века н. э. Порфирием из Тироса. Он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Философ Раймунд Луллий (1235—1315) также использовал подобную методику.<br>
| |
| Семантические сети были разработаны в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х. Британский писатель Тони Бьюзен, автор книг по популярной психологии утверждает, что он является изобретателем современного вида диаграмм связей. По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта. Бьюзен утверждает, что положение о том, что, согласно традиционным представлениям о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева направо и сверху вниз — неверно. На самом деле, человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Бьюзен также использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве подтверждения того, что диаграммы связей — эффективный способ конспектирования информации.<br>
| |
| Диаграммы связей используются в различных формах и приложениях, включая обучение, образование, планирование и построение инженерных диаграмм. По сравнению с концептуальными картами, которые были разработаны специалистами по обучению в 1970-х, структура диаграмм связей сохранила радиальный формат записи, но упростилась благодаря использованию только одного центрального слова.<br>
| |
| | |
| '''Достоинства и недостатки'''<br>
| |
| Достоинством метода является структурированность информации и легкость получения общего представления о заложенных в диаграмму знаниях.<br>
| |
| К недостаткам следует отнести ограниченную масштабируемость и сфокусированность на единственном центральном понятии.<br>
| |
| '''Ментальные карты в работе учителя'''<br>
| |
| Что дает использование интеллект-карт? <br>
| |
| • Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного.<br>
| |
| • Более четкое планирование — не от логики, а от важности.<br>
| |
| • Выигрыш во времени.<br>
| |
| • Лучшую фокусировку на изучаемом материале.<br>
| |
| • Креативность, творчество.<br>
| |
| Интеллект-карты уже нашли признание в таких областях, как:<br>
| |
| • обучение;<br>
| |
| • запоминание;<br>
| |
| • презентации;<br>
| |
| • планирование;<br>
| |
| • мозговой штурм;<br>
| |
| • принятие решений.<br>
| |
| Благодаря очевидным преимуществам интеллект-карты приобретают все большую популярность в сфере образования. Вот лишь некоторые из возможностей применения интеллект-карт в работе педагога:<br>
| |
| • самообразование: что изучать, где, когда;<br>
| |
| • конспект: образовательные объекты, характеристики, выводы, источники;<br>
| |
| • портфолио: курсы, творческие работы, достижения, публикации, методические разработки;<br>
| |
| • методическая разработка: тема, задачи, план, критерии, реализация, анализ, рефлексия;<br>
| |
| • написание статьи: тема, введение, основная часть, заключение;<br>
| |
| • планирование: тематический план, план воспитательной работы, план урока.<br>
| |
| Непосредственно на уроке учитель может использовать интеллект-карты<br>
| |
| • при изложении нового материала;<br>
| |
| • для осмысления и закрепления изучаемого материала;<br>
| |
| • при обобщении и систематизации изученного материала;<br>
| |
| • на этапе контроля знаний, умений и навыков учащихся.<br>
| |
| </big>
| |
| | |
| ===Ленты времени=== | |