Школа права

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Еленская Галина Игоревна

Факультет социальной педагогики и психологии

4 курс, 43 группа

Тема проекта

Школа права

154.jpg Law school.png 73.jpeg

Целевая группа

Учащиеся средней школы: 5-9 классы

Краткая аннотация проекта

В настоящее время в нашем обществе существуют проблемы, касающиеся реализации и защиты прав детей. Причиной этому служит низкий уровень правовой культуры учащихся и отсутствие сведений о средствах и методах защиты своих прав. Нередко, от элементарного незнания, о каких бы то ни было своих правах, страдает самая незащищенная часть общества - дети. Они не подозревают не только о том, какие именно права они имеют, но и о том, что свои права можно эффективно отстаивать и защищать. Иногда правовая безграмотность приводит к тому, что в попытке защитить свои права они нарушают чужие и на почве этого возникают проблемы между взрослыми и детьми.

В школах проводятся беседы на которых учащимся дается информация о правах, но все это сводится к сухому изложению нормативно-правовых актов или просто к разбору того, что делать нельзя, а что можно. Эта же тема должна, прежде всего, заинтересовать самих школьников. В школе должна быть создана такая ситуация, в которой дети сами поймут необходимость получения знаний о своих правах и обязанностях в том обществе, в котором им предстоит жить. Важно продумать достаточно простые, доступные, интересные, наглядные формы подачи материала, которые заинтересуют школьников и помогут им разобраться во всем многообразии правовой культуры.

В целях создания благоприятных условий для формирования правовой компетентности школьников и был разработан проект «Школа права».

Цель проекта - формирование у учащихся основ социально- правового сознания.

Задачи проекта:

  1. Ознакомление учащихся в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
  2. Познакомить учащихся с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
  3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в школе, семье, обществе).
  4. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
124.png

Ожидаемые результаты проекта

  1. Повышение уровня правового воспитания учащихся средней школы
  2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения
  3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения и др.
  4. Повышение социальной компетентности учащихся средней школы.

План проведения проекта

  1. Подготовительный этап: проведение социологического опроса среди учащихся средней школы; сопоставление цели и задач деятельности; выработка плана собственной деятельности.
  2. Организационный этап: проведение агитационных мероприятий среди учащихся средней школы; формирование рабочей группы по реализации проекта; распределение обязанностей в группе.
  3. Основной этап: организация мероприятий по плану; взаимодействие с властными структурами и общественными организациями; рефлексия по итогам работы и ее взаимодействие на учащихся.
  4. Заключительный этап: проведение социологического опроса; подведение итогов; поощрение наиболее активных участников проекта дипломами и ценными подарками; составление отчета о проделанной работе .

Визитная карточка проекта

45.jpg

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Личность человека формируется с детства. Между тем во многих странах вопросам правовой защиты детей не уделяется должного внимания. По данным Организации Объединенных Наций (ООН) в настоящее время около 100 млн. детей существуют за счет воровства, проституции и нищенства, более 50 млн. ежегодно умирают от болезней, около 1 млн. ежегодно остаются без семьи, 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет не ходят в школу.

Глубокая озабоченность мирового сообщества состоянием дел с развитием, воспитанием и образованием детей нашла отражение в правовых документах, принятых ООН: Декларации прав ребенка 1959 года и Конвенции о правах ребенка 1989 года, которая придала идеям Декларации прав ребенка более четкую форму, а главное – силу норм международного права. В соответствии с этой Конвенцией в Республике Беларусь в 1993 году был принят Закон «О правах ребенка».

Содержание названных документов в полной мере относится и к каждому из вас, поскольку как бы вы ни хотели быть старше и как бы ни стремились быстрее стать полноправными гражданами своей страны, вы все еще находитесь в мире, называемом детством, так как по критериям ООН детство охватывает период жизни человека с его рождения до 18 лет. Поэтому вы должны знать, что Конвенция о правах ребенка и другие общепризнанные международные документы гарантируют всем детям планеты право воспитываться и развиваться физически и духовно в здоровых и нормальных условиях свободы и достоинства. Вы должны знать, что ребенок с момента появления на свет, в какой бы стране он ни родился, имеет право на имя и гражданство; имеет право на особую заботу о себе и защиту, на хорошее питание, жилище, медицинское обслуживание.

Конвенция гласит: «Ребенок должен быть среди первых, ожидающих помощи и защиты, он имеет право на любовь и понимание со стороны родных и близких, учителей и воспитателей, со стороны правительства и государства, если он не может уже получить ее от родственников. Если ребенок отстает в развитии в том или другом отношении (физическом или психическом), общество и государство должно обеспечить ему право на особую заботу».

Каждый из нас, как и все дети, имеет право бесплатно посещать школу; свободно распределять свое время между игрой, развлечениями и учебой, самообразованием, стремясь быть ответственным перед обществом и полезным ему.

Мы должны знать, что общество и государство обязаны защищать вас от актов жестокости и эксплуатации, не допускать, чтобы возложенная на вас работа затрудняла ваше развитие, как физическое, так и духовное.

Однако мы должны осознавать и то, что вместе с правами на нас возлагаются и обязанности перед обществом, государством и вашими близкими.

Каждый из нас должен учиться жить в мире и взаимопонимании с окружающими, терпеливо относиться к слабостям других людей. С этого начнется наше собственное понимание счастья и определение путей его достижения. Стремление к счастью присуще всем людям, и современное общество признало его как право каждого человека.

874.jpg 9997778.jpg 74520.jpg

Сайты

Детский правовой сайт РБ [1]

Закон РБ О правах ребенка [2]

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) [3]

555555.JPG

Опрос

Был проведен опрос [4] среди студентов 4-5 курсов о необходимости детям знать свои права.

Безыfgfgfмянный.png

Презентации

"Твои права" - Еленская Г.И. [5]

"Знай свои права!" - Ковалева Л.Л. [6]

"Правовой ликбез" - Пирожкова С.А. [7]

"Ваши права и обязанности, дети" - Кузьмина Н.В. [8]

"Права человека. Права ребенка" - Гермн А.А. [9]

Диагностические материалы

Анкета: «Твои права и обязанности»[10]

Викторина по правам ребенка [11]

Кроссворд "Права детей" - Еленская Г.И. [12]

Видео материалы

У детей есть право на права! [13]

Права ребенка и их защита [14]

Конвенция о правах ребёнка [15]

Звонок - для учителя? На что имеет право ребенок в классе? Говорим о правах детей в школе [16]

Права Детей: мы все рождены свободными и равными [17]

Фильм: "Ребенок и его права. Часть I" (2006 г.) [18]

Фильм: "Ребенок и его права. Часть II" (2006 г.) [19]

Проекты с аналогичной тематикой

Защита прав ребёнка - Храмцова Мария Александровна [20]

Защита прав ребенка как социальная проблема - Марченко Наталия Вячеславовна [21]

Социально-педагогическая деятельность по защите прав ребенка на охрану здоровья - Янукова Наталья [22]


Полезные ресурсы

  • Воспитание правовой культуры школьников - И.А. Царик, УО «БГПУ им. М.Танка» [23]

Список использованных источников

  1. Астахов, П. А. Права и обязанности школьника / П. А. Астахов // Я и школа / П. А. Астахов. – М., 2009. – С. 52–64. – (Детям о праве). О правах, касающихся посещения различных мероприятий и вступления в организации. Что такое Устав школы. Школьное самоуправление. Обязанности учеников
  2. Астахов, П. А. Права ребёнка в семье / П. А. Астахов // Я и семья / П. А. Астахов. – М., 2009. – С. 32–61. – (Детям о праве). Конвенция о правах ребёнка. Право жить в семье, беспризорные дети. Право ребёнка на выражение своего мнения, на общение с родными. Право на частную жизнь и личную тайну. Имущественные права ребёнка. Как ребёнку защитить свои права. Ответственность семьи за воспитание ребёнка. Жестокое обращение с ребёнком. Развод родителей, выплата алиментов на детей.
  3. Детская конституция". Как, опираясь на законы, действенно защищать права детей : комментарии, советы и рекомендации юриста А.Н. Тарасенковой и экономиста Т.А. Масловой. - М. : Российская газета , 2005. - 192 с.
  4. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. – Ростов н/Д, 2006.
  5. Зайцева Н. Г. Основные направления государственной социальной политики в интересах детей // Власть. - 2011. - N 4. - С. 30-33.
  6. Конвенция о правах ребёнка. – М. : Астрель, 2012. – 32 с.
  7. Мир ребенка. Дети и глобализация. В защиту детей / Р. Палаццески, Э. Прати // Праздники. Традиции. Обычаи – М., 2005. – С. 6–9, 40–41, 56–59.– (Познакомься, это...). Дети всех континентов, народов и рас. Детский труд, работающие дети. 12 июня – Международный день борьбы против использования детского труда. ЮНИСЕФ – Детский фонд ООН. Международная конвенция прав детей.
  8. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
  9. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.,
  10. О правах ребёнка : сборник правовых актов по состоянию на 21 ноября 2012 года. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2012. – 80 с. – (Правовая библиотека НЦПИ).
  11. Основные права человека. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Европейская социальная хартия // Права человека. – Минск, 1999. – С. 761–878.
  12. Пеннак, Д. О правах читателя по Даниэлю Пеннаку / Д. Пеннак // Библиотека. – 2008. – № 3. – С. 39–42. Французский детский писатель и педагог делится своими размышлениями о том, как сохранить читателя, давая ему право читать что он хочет и как он хочет. Составленные им заповеди читателя поражают своей демократичностью по отношению к читающему подростку.
  13. Права человека : сборник международно-правовых документов / сост.: В. Щербов, А. Селиванов. – Минск : Белфранс, 1999. – 1134 с.
  14. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е.Ю. Ляпина. – Волгоград, 2007.
  15. Смагина, Л. И. Доклады ЮНИСЕФ о положении детей в мире и отдельных регионах / Л. И. Смагина // Права ребёнка: теория и методика / Л. И. Смагина. – Минск, 2001. – С. 63–71.
  16. Смагина, Л. И. Права ребенка: теория и методика : пособие для педагогов / Л. И. Смагина. – Минск : Белорусская наука, 2001. – 160 с.
  17. Смагина, Л. И. Формирование концепции прав ребёнка и её закрепление в международном праве / Смагина, Л. И. // Права ребёнка: теория и методика / Л. И. Смагина. – Минск, 2001. – С. 3–24. Основные принципы и содержание Конвенции ООН о правах ребёнка. Теория и практика деятельности института омбудсмена. Основные характеристики детского омбудсмена в странах мира.
  18. Усачёв, А. А. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых / А. А. Усачёв. – М. : ЭКСМО, 2012. – 72 с. – ( Другой, другие, о других. Детский проект Людмилы Улицкой).
  19. Усачёв, А. А. Приключения маленького человечка : Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей / А. А. Усачёв. – М. : Самовар, 2005. – (Школьная библиотека).
  20. Шавцова, А. В. Права ребёнка / А. В. Шавцова // Право прав человека : ответы на экзаменационные вопросы / А. В. Шавцова. – Минск, 2007. – С. 134–141. Становление международной системы защиты прав ребёнка. Основные документы. Контрольные органы. Государственные органы по охране детства в Республике Беларусь.
Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты