Шестаков Иван Валерьевич

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

ShestakovIV WWW2.jpg

Содержание

Информационно-образовательная среда XXI века

Общая характеристика ИОС

Тенденции развития современного общества диктуют необходимость построения системы образования инновационного типа. Это определяется как недостатками действующей системы образования, прежде всего, ее изоляцией от широкого социально-экономического контекста, а также решением вопроса о подготовке компетентных и креативных специалистов для реализации стратегии инновационного прорыва на мировые рынки.

Информационно-образовательная среда (ИОС) - это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность. Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых

Сервисы Web 2.0 в формировании современной ИОС

SIV web0.jpeg

В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:

  • обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;
  • развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса;
  • создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними


Сервисы для организации сетевого взаимодействия

Google-сервисы

Кроме обычного поиска, Google предлагает ряд сервисов для различных нужд. Большинство из них — веб-приложения, требующие от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет-подключения. Преимущества сервисов Google — наличие централизованного хранилища данных и продуманный интерфейс.

ShestakovIV WWW3.gif
Google-группы
Google-презентации


Социальные сети

Facebook
FB.jpg
- одна из крупнейших социальных сетей в мире. Была основана в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете — Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом. Первоначально веб-сайт был назван Thefacebook и был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрацию открыли для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене .edu. Начиная с сентября 2006 года сайт доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 16 лет, имеющих адрес электронной почты.



Вконтакте
Vkontaktetr.png
- социальная сеть, крупнейшая в Европе, принадлежит Mail.Ru Group. По данным SimilarWeb, ВКонтакте первый по популярности сайт в России. Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети»



Twitter
TW.jpg
— социальная сеть для публичного обмена короткими (до 140 символов) сообщениями при помощи веб-интерфейса, SMS, средств мгновенного обмена сообщениями или сторонних программ-клиентов для пользователей интернета любого возраста. Публикация коротких заметок в формате блога получила название «микроблоггинг». Пользование сервисом бесплатно. Пользование посредством SMS тарифицируется оператором согласно тарифному плану пользователя.




Коллективный поиск информации и хранение закладок

Пользовательский поиск

Хранение закладок


Сервисы визуализации информации

Облака слов

Облако слов - это графическое представление текста в виде изображения, представленное отдельными словами, размер которых обычно зависит от количества повторений в тексте.

В последнее время эта техника очень часто используется для визуализации тематического контента политических речей. В основе создания облаков слов лежит создание частотных словарей.

Особенности:

  • Для создания требуется регистрация
  • Имеются платные функции
  • Есть публичные и приватные галереи
  • Можно указать цвет, шрифты, размер текста для каждого слова
  • Поддержка различных форм для облаков
  • Возможность сохранить облако в файл, либо поделиться ссылкой
  • Редактируемый список слов до генерации облака
  • Для поддержки русских слов нужно выбирать поддерживаемый шрифт

Перечень сервисов


Обзор Wordle(ShestakovIV)

Обзор Tagul

Презентация(Tagul)


Ленты времени

Лента времени - графическое представление информации, представленной в хронологическом порядке, на прямой линии или подобной фигуре. Применяются для наглядного отображения последовательных исторических событий и/или этапов развития/изменения чего-либо.

Популярные веб-сервисы

  • TimeRime — сервис для создания временной шкалы. В нём можно добавлять не только дату с месяцем и годом, но и даже с точным временем, вплоть до секунд. Так же можно добавить изображение, видео и аудио.

скрин сервиса TimeRime [Инструкция по созданию ленты времени в TimeRime]


  • Timetoast — Сервис позволяет людям создавать интерактивные графики,которыми они могут поделиться на любом сайте в Интернете.

скрин сервиса Timetoast [Инструкция по созданию ленты времени в Timetoast]


  • Dipity — сервис позволяет создавать временную шкалу, вставлять в нее даты и их описания. Пользователи могут создавать и обмениваться в сети своими работами,добавлять видео, аудио, изображения, текст,ссылки, социальные медиа, местоположение и временные метки. Данный сервис является самым быстрым и простым способом привести временные данные в формат мультимедии.

скрин сервиса Dipity [Инструкция по созданию ленты времени в Dipity]


  • Free Timeline — это бесплатный онлайн-сервис, который позволяет создавать, сохранять, совместно использовать и печатать шкалы времени. Вы можете также легко вставлять созданные шкалы времени в свои веб-сайты или блоги.

скрин сервиса Free-Timeline


Примеры лент времени


Моя лента времени

Floyd-Mayweather N1 — Лучший боксёр независимо от весовой категории(pound for pound), самый высокооплачиваемый спортсмен мира.

ShestakovIV MyTimLine.png Использовал сервис Dipity



Ментальные карты

Mind Maps представляют из себя древовидную структуру, в центре которой располагается основное(главное) понятие. Далее от данного понятия отходят "ветви" второстепенных понятий.

В русскоязычной литературе встречается несколько переводов данного термина:

  • карты памяти
  • карта ума
  • карта сознания
  • диаграмма связей
  • интеллект-карта


Карты памяти могут быть использованы практически в любой деятельности человека, где необходимо структурирование информации и планирование.

Например:

  • составление карты-схемы нового материала
  • составление плана урока
  • организация ответа по определенной теме.

Это лишь небольшой перечень возможных ситуаций, где можно использовать карты памяти в обучении иностранному языку.


Основные задачи Mind Maps:

  • охват задачи одной схемой
  • использование обоих полушарий мозга
  • ассоциативная связь понятий(элементов)

Предложил данный метод представления информации Тони Бьюзен (Tony Buzan )


Сервисы

Пример ментальной карты
MinDomo
  • русскоязычный интерфейс
  • множество готовых тем
  • требуется регистрация, но можно войти через соц. сети
  • 7 бесплатных карт


Mind Meister
  • требуется регистрация, но можно войти через соц. сети
  • русскоязычный интерфейс
  • для бесплатного аккаунта некоторые возможности ограничены
  • 3 бесплатные карты




Переделка нарисованной ментальной карты в компьютерную

Исходная карта:
Результат:



Создание карты из документа

Blog.png




Виртуальные учебные доски


Виртуальные учебные доски— это обучающие инструменты, которые позволяют объединять текст, изображение, видео, аудио в интерактивный формат. Используются для планирования задач исследовательских или других проектов, мозговых штурмов, голосования с комментированием. Они также могут быть использованы для совместного и индивидуального выполнения заданий, для сбора информации или для организации опроса учащихся.


Сервисы для создания виртуальных учебных досок:

  • Spaze — виртуальная доска, которая может использоваться в различных целях (совместная деятельность, создание списка задач, обучение, обмен файлами и др.). На доске можно разместить ярлыки, заметки, закладки, изображения, файлы, видео и HTML.
  • Twiddla — на веб-доске вы можете размещать текстовые заметки и изображения, все изменения сохраняются автоматически.
  • RealtimeBoard — доска для удаленной командной работы. Работайте над проектами и развивайте идеи с помощью простых визуальных инструментов.
  • Linoit — интернет - площадка для организации совместной работы по генерированию идей, осуществления обмена информацией (изображения, документы, видео). Данный сервис будет востребован при проведении проектов и организации сотрудничества. Сервис бесплатный, однако доступен только на 4 языках: английском, японском, корейском и китайском.


Другие сервисы:


Linoit

Linoit.jpg

Основные особенности:

  • возможность входа через социальные сети
  • возможность выбрать оформление доски
  • сервис бесплатный


Достоинством ресурса является и то, что в нём можно работать как зарегистрированным, так и незарегистрированным пользователям. Выделяется два существенных минуса при отсутствии регистрации - не будет возможности многократного редактирования полотна и работы в группе.
Следовательно, если вы решили организовать мозговой штурм или любой из этапов проектной работы, все члены команды должны быть зарегистрированными пользователями этой web-площадки.

Примеры досок, созданных с помощью Linoit:


Spaaze

Spaаze — виртуальная доска, которая может использоваться в различных целях (совместная деятельность, создание списка задач, обучение, обмен файлами и др.). На доске можно разместить ярлыки, заметки, закладки, изображения, файлы, видео и HTML.
Преимущества:

  • возможность входа через социальные сети
  • возможность выбрать оформление доски
  • сервис частично бесплатный


Недостатки :

  • используя сервис бесплатно, можно создать только одну виртуальную доску
  • плагин для поддержки возможности вставки видео с Youtube устарел
  • нет возможности изменения масштабов доски(приближения и отдаления)
  • возможности экспорта созданной доски сильно ограничены и неудобны


Доска сделанная в Spaaze(групповая работа): 9 Мая

описание


















Сервисы для создания интерактивных опросов, тестов, упражнений

Google-формы


Google-forms.png


Google-формы - это удобная и простая в использовании платформа для создания онлайн-опросов, форм обратной связи, составить список гостей, собрать адреса электронной почты для новостной рассылки. А так же Формы Google — отличный инструмент, который может значительно облегчить работу преподавателю в школе или университете по сбору информации, планированию, контролю и т.д.

Преимущества:

  • Каждая анкета заполнена профессионально под любого клиента.
  • Анализ ответов и автоматические отчёты.
  • Возможность отправить опрос по почте или опубликовать в социальных сетях.
  • Для участия в опросе не нужен аккаунт Google.
  • Возможность создания разного вида вопросов, а также перемешивания их между собой.

Инструкция по работе с формами от Google

Пример google-form, созданный мной: Великая Отечественная война

Интерактивные тесты и упражнения

LearningApps

Learningapps.jpg

LearningApps - это приложение Web 2.0, оно является конструктором интерактивных заданий, которое позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Также сервис помогает организовать работу коллектива учащихся, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов.

Инструкция по работе с сервисом


Преимущества:

  • бесплатный;
  • русскоязычный интерфейс;
  • быстрота создания интерактива;
  • моментальная проверка правильности выполнения задания;
  • возможность встраивания задания на html-страницу;
  • многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео;
  • содержит большую коллекцию уже созданных упражнений;
  • возможен поиск упражнений по категориям;
  • возможность обмена интерактивными заданиям.

Недостатки:

  • часть шаблонов не поддерживает кириллицу;
  • некоторые шаблоны упражнений изменяются или исчезают вообще
  • в шаблонах встречаются отдельные опечатки, которые невозможно исправить вручную.


Интересные упражнения из сервиса:

Мои упражнения:


Другие сервисы


Webanketa.png

Webanketa - сервис помогает создавать и проводить приватные и публичные опросы, анкетирования и голосования. Работая на сервисе желательно пройти регистрацию. Создавать опросы могут также не зарегистрированные пользователи. Но важно помнить! Если анкета будет создана без регистрации, то она может просто потеряться, т.к. не будет привязана ни к какому пользователю.





Typeform.jpg

Typeform - основная идея, которую хотели до нас донести создатели этого сервиса – это его универсальность и простота. Как вытекает из описания на главной странице, с созданием форм с помощью Typeform может справиться любой пользователь, а полученный опрос может быть использован на любом устройстве, в том числе подходит для проведения уличных исследований с помощью мобильных устройств.



Easytestmaster.png

easyTestMaker - Самое интересное в Easy Test Maker – возможность создавать задания, где нужно выбирать верные и ложные утверждения. Тексты можно отформатировать для удобства чтения на планшете или скачать в форматах .pdf или .doc, чтобы провести тестирование в более традиционном формате. Сервис умеет перемешивать вопросы и варианты ответов, чтобы ученикам было сложнее списывать.

Коллективные гипертексты. Технология Вики

Впервые термин «вики» для описания веб-сайта был использован в 1995 году Уордом Каннингемом, разработчиком первой вики-системы WikiWikiWeb, «Портлендского хранилища образцов» программного кода, созданной 25 марта 1995 года, который заимствовал слово гавайского языка, означающее «быстрый». Каннингем первоначально описал вики как «простейшую онлайн-базу данных, которая может функционировать». Позже этому слову был придуман английский бэкроним "What I Know Is…" («то, что я знаю, это…»)

Уорд Каннингем и его соавтор Бо Леуф в их книге The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web описали сущность концепции вики следующим образом:

  • Вики предлагает всем пользователям редактировать любую страницу или создавать новые страницы на вики-сайте, используя обычный веб-браузер без каких-либо его расширений.
  • Вики поддерживает связи между разными страницами за счёт почти интуитивно понятного создания ссылок на другие страницы и отображения того, существуют данные страницы или нет.
  • Вики не является тщательно изготовленным сайтом для случайных посетителей. Напротив, Вики стремится привлечь посетителей к непрерывному процессу создания и сотрудничества, который постоянно меняет вид сайта.

Помощь:

Форматирование

Как править статьи

Блоги. Сетевые сообщества

Блогосфера - совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть. Существующие в мире десятки миллионов (по данным 2006 года) блогов обычно тесно связаны между собой, блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку. Блогосфера является важной средой изучения общественного мнения и культурных мемов, она часто учитывается в академических и неакадемических работах, исследующих современные глобальные социальные тенденции.


Блоги


Blog.jpg
- веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Под блогами также понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям.


Оценка блогов

Критерии оценки образовательного блога: BlogMarks.png

Пример оценки

Краткая оценка блога GadgetBlog:
Blog.gif

  • Содержательность - Записи в блоге добавляются по несколько раз в день, блог информирует читателей о новых и неординарных технических новинках. Но, помимо технических новинок, публикуются обзоры на необычные программы, игры, технологии и изобретения . 7/10
  • Технологичность - Оформление минималистичное. Навигация удобная, вся информация разбита по разделам, что облегчает поиск посетителям, имеются мультимедийные материалы. 8/10
  • Социальность - Так как блог представляет из себя больше новостной портал, статьи не содержат в себе отзывы автора, однако читатели имеют возможность оставлять свои отзывы под тем или иным обзором или новостью. 4/10


Сетевые сообщества

Сетевое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы. Использование в педагогической практике сетевых сообществ служит для воспитания следующих умений:

  • совместное мышление ( переход от эгоцентрической позиции к пониманию роли и знаниям других людей)
  • толерантность
  • освоение децентрализованных моделей
  • критичность мышления

Книга Е. Д. Патаракин "Сетевые сообщества и обучение"

Примеры сетевых сообществ:

Ditmar.jpg

Dittrich & Mayer — Некоммерческое партнёрство «Профессиональное сообщество строителей» (НП «ПСС» ) было создано в 2009 году. В настоящее время в СРО строителей НП «ПСС» более 411 членов и этот список членов продолжает постоянно расти. В подавляющем большинстве членами НП СРО «Профессиональное сообщество строителей» являются компании среднего и малого бизнеса. Партнёрством создана электронная площадка строительных тендеров для участников СРО.



Webstandards.png



Веб-стандарты — это сообщество веб-разработчиков, использующих открытые стандарты: HTML, CSS, SVG, JavaScript и другие. Основа сообщества была сформирована из активных участников форума проекта Webmascon в 2006-м году.





Способы создания сетевого сообщества


Решили создать сообщестов и не знаете с чего начать? Для создания сообщества необходимо продумать даже мелочи, которые помогут в дальнейшем раскрутить его.
Network.jpg


Осознайте цель
Итак, вы хотите (или вам нужно) создать сообщество. С чего начать? Ну во-первых, начните с цели. Представьте конечный результат, когда у вас уже развитое и активное сообщество. Чего вы этим добьетесь? Не представляя себе четко, для чего нужно сообщество и каким оно должно быть можно за дело и не браться.

  • Подумайте над вопросами:
  • Какого размера должно быть сообщество?
  • Кто будут участники? Возраст, род занятий, взгляды, интересы ...
  • Что привлечет людей в ваше сообщество? Что их удержит?
  • Какие темы будут обсуждаться? До каких границ?


Изучите рынок
Возможно, для некоторых сообществ слово рынок – не уместно, но другого я подобрать не смог. Имеется в виду, нужно узнать, пользуется ли ваша тема интересом в интернете, и есть ли уже существующие сообщества по данной теме. Возможно ваша тема никому не интересна, может до нее еще не доросли. Возможно, по вашей теме уже есть развитые сообщеста, от которых ваше ничем кроме пустого форума отличаться не будет.

Продумайте план
Есть в принципе 2 способа создать (раскрутить) сообщество. Первый – основан на директ маркетинге. Вы приглашаете участников, участники приглашают друзей... Второй – массовый. Ваш сайт находится в первых результатах поиска по популярным ключевым словам и на него заходит сумасшедший траффик. Вам нужно рассмотреть оба варианта. И... может быть отказаться от идеи :(

  • Со вторым вариантом можно определиться легко. Составьте список ключевых слов (фраз), которые люди могут вводить в поисковике чтобы найти информацию по вашей теме. Посмотрите, насколько часто запрашивают эти слова.
  • Первый вариант сложнее. Здесь все зависит от того, какие у вас связи, есть ли у вас команда, заинтересованная в создании сообщества, есть ли у вас время, и насколько велико ваше желание. Если вы одиноки, все время заняты, не видите большого потенциала темы и по себе знаете что через неделю уже остынете к идее, то может и не стоит терять свое время?


Создайте площадку
Вы уже представляли свое сообщество в будущем. Тогда вам наверняка легко будет определиться с технологиями, которые нужно заюзать в вашем сообществе. Конечно же, для создания сообществ нужно применять интерактивные технологии, т.е. те, которые позволяют создавать контент всем посетителям сайта (форум, вики, блог...). На сайте должно быть как можно меньше статического контента.

Создайте контент
Чтобы было что обсуждать, чтобы было от чего отталкиваться и вообще чтобы к вам зашли и не закрыли сразу же окно, вам нужно создать стартовый контент, вокруг которого будет формироваться сообщество. Наверняка у вас есть свои идеи и соображения по теме. Разместите их также на сайте. Не старайтесь писать слишком заумно и грамотно. Своими статьями вы задаете формат для посетителей. Посетителям будет легче начать с выражения обычных мыслей чем с попытки создать шедевр.

Создайте команду
Хорошо, если у вас уже есть команда. Т.е. знакомые, друзья или коллеги, которые тоже заинтересованы в создании такого сообщества. Имея команду легче начать дискуссию. Перенесите часть своего общения с email-переписки на форум. Посетители легче присоединятся к дискуссии, чем ответят на ваш пост на пустом форуме. Если же вы изначально одиноки в своих взглядах, команду прийдется создавать. Любое развитое сообщество начинается с небольшой команды, которая в последствии становится правительством сообщества. Создание команды – очень интересное дело. По сути это headhunting (охота за талантами).

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты