Формирование у учащихся навыков эмоциональной саморегуляции

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Малофеева Юлия Александровна

4 курс, группа 42-2

Факультет социальной педагогики и психологии

Тема проекта

Формирование у учащихся навыков эмоциональной саморегуляции

Целевая аудитория

Дети дошкольного возраста

Краткая аннотация проекта

Эмоциональная саморегуляция (эмоциональная регуляция, ЭР) — это способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость, чтобы допускать спонтанные реакции, но откладывать их в случае необходимости.Развитие саморегуляции — одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно — в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста — произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Цель:

  • изучить этапы развития эмоционально-волевой сферы детей группы,
  • корректировать эмоциональное поведение детей,
  • развитие произвольной саморегуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста,
  • снизить проявления гиперактивности и возбудимости в поведении детей

Задачи:

  • изучить теоретические основы эмоционально-волевого развития личности дошкольника,
  • выявить особенности эмоционально-волевого развития детей в группе детей,
  • корректировать развитие эмоционально-волевых нарушений у старших дошкольников,
  • познакомить детей с базовыми эмоциями: радость, горе, гнев, страх, удивление,
  • научить детей: различать и адекватно воспринимать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам),
  • понимать свои чувства, эмоциональные состояния и чувства других людей,
  • выразительно передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, такие как мимика, прикосновение, интонация, движения,
  • развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие,
  • снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей,
  • формировать эмоциональное осознание своего поведения,
  • обучать детей навыкам самоорганизации и саморегуляции поступков и эмоциональных состояний,
  • формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности,
  • развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения.

Планируемые результаты проекта

  • Дети знают названия основных эмоциональных состояний, умеют адекватно передавать их разными способами, считывают на уровне пиктограмм, мимики, движений,
  • Дети понимают и могут отразить свое эмоциональное состояние и окружающих людей,
  • У детей формируется эмоциональное осознание своего поведения, они обучаются навыкам самоорганизации и саморегуляции поступков и эмоциональных состояний, формируются социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности,
  • Осваиваются релаксационные упражнения, что имеет большое значение для снятия напряжения у детей,
  • Педагоги повышают свой уровень психологической культуры, знакомятся с методами развития эмоциональных процессов, с саморегуляцией эмоционального состояния воспитанников,
  • Родители осознают свою роль в эмоциональном развитии ребенка, понимают значение саморегуляции в целях сохранения психического и физического здоровья детей.

Направления проекта

1. Подготовительный: Проведение первоначальной диагностики (см.таблицу выше), анкетирование родителей, педагогов. Подбор методической литературы, наглядного материала и оборудования. Разработка плана занятий с детьми, форм работы с педагогами и родителями

2. Основной : Проведение цикла занятий по саморегуляции эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста, игр и упражнений в свободное время,занятий с детьми по ознакомлению с основными эмоциональными состояниями, привлечение родителей к консультациям и тренингам, преемственность с педагогами, рекомендации, семинары, тренинги.

3. Заключительный :проведение выставки рисунков «Наши эмоции», ознакомление родителей с детским творчеством, подведение итогов, заключительная диагностика.

План проведения проекта

1. Подбор диагностик для детей,диагностика, анкетирование родителей.

2. Разработка коррекционно-развивающих занятий с учётом личностных проблем и возрастных особенностей детей.

3. Подбор необходимого дидактического материала, наглядности.

4. Составление плана работы с участием родителей и воспитателей.

Формы и методы работы с родителями:

1. Беседа.

2. Оформление информационного уголка «Саморегуляция эмоционального состояния детей».

3. Анкетирование «Эмоциональное состояние моего ребенка», анкеты на выявление гиперактивных, тревожных, агрессивных детей.

4.Оформление фотоальбома «Наши эмоции» детей групп, посещающих психологические занятия.

5. Консультирование.

Формы и методы работы с педагогами :

1. Анкетирование с целью помощи в выявлении детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере.

2. Проведение семинаров-практикумов, тренингов, консультаций.

3. Рекомендации игр и упражнений по саморегуляции.

Формы и методы работы с детьми : Игровая деятельность игры: «Собери картинку» (эмоции), «Что хорошо и что плохо», «Я, ты, мы. Грустные, веселые…» 5-6лет, «Эти разные эмоции», «Волшебный сундучок» (комплект развивающих карточек-6 персонажей), «Театр настроений», «Наши чувства и эмоции», «Коврик гнева».

Познавательная деятельность :

  • Комплекс занятий «Саморегуляция эмоционального состояния у старших дошкольников», направленных на знакомство детей с чувствами и эмоциями

Темы: «Радость», «Грусть», «Страх», «Удивление», «Хвастовство», «Гнев», «Стыд», «Вина», «Закрепление знаний о чувствах». Занятия включают в себя игры (подвижные, дидактические), этюды на выражение эмоций, психогимнастику, тематическое рисование, беседы, релаксацию, арт-терапию, элементы тренинг.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты проекта :

1. Дети знают названия основных эмоциональных состояний, умеют адекватно передавать их разными способами, считывают на уровне пиктограмм, мимики, движений.

2. Дети понимают и могут отразить свое эмоциональное состояние и окружающих людей.

3. У детей формируется эмоциональное осознание своего поведения, они обучаются навыкам самоорганизации и саморегуляции поступков и эмоциональных состояний, формируются социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности.

4. Осваиваются релаксационные упражнения, что имеет большое значение для снятия напряжения у детей.

5. Педагоги повышают свой уровень психологической культуры, знакомятся с методами развития эмоциональных процессов, с саморегуляцией эмоционального состояния воспитанников.

6. Родители осознают свою роль в эмоциональном развитии ребенка, понимают значение саморегуляции в целях сохранения психического и физического здоровья детей.

Визитная карточка проекта

Emotions.jpg

Презентации к проекту

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции.Малофеева.Ю.А

Малофеева Ю.А

эмоц.саморегул.Малофеева Ю.А

Методические рекомендации, публикации, полезные ресурсы

Методические рекомендации по формированию саморегуляции

Приемы психологической саморегуляции. Методические рекомендации

методы и приёмы саморегуляции

Особенности формирования навыков саморегуляции в системе дошкольного воспитания

Развитие навыков саморегуляции у старших дошкольников и младших школьников

Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников

Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста

Формирование саморегуляции поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Полезные видеоматериалы

упражнения

эмоциональная саморегуляция

преодоление страха

способы саморегуляции эмоционального состояния

Эмоциональная регуляция: навыки на каждый день

Материалы для диагностики

ТЕСТ: Каков индекс вашей эмоциональной устойчивости?

Опросник «Стиль саморегуляции поведения»

Методика способность самоуправления (тест ССУ) Н. М. Пейсахов.

Проекты с аналогичной тематикой

Формирование у учащихся саморегуляции эмоциональных состояний через использование здоровьесберегающих технологий

Проект «Формирование саморегуляции эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста»

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Общая психология.- Академический Проект, 2012. - 496 c.

2. Антонова Е. А. Эмоциональная устойчивость как фактор педагогической деятельности.// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика.- Выпуск № 1 / том 11 / 2011.- С. 100-104

3. Баданина Л. П. Основы общей психологии; Флинта, МПСИ - Москва, 2012. - 448 c.

4. Буравцова Н. В. Программа дисциплины «методы психологической саморегуляции эмоциональных состояний».// Смальта.- № 1 .- 2014.- С. 69-75

5. Вайнштейн Л. А., Поликарпов В. А., Фурманов И. А. Общая психология; Современная школа - Москва, 2013. - 512 c.

6. Глуханюк Н. С., Печеркина А. А., Семенова С. Л. Общая психология; Академия - Москва, 2012. - 288 c.

7. Горбатенко А. С. Общая и прикладная психология; Феникс - Москва, 2013. - 352 c.

8. Гусев А. Н. Общая психология. В 7 томах. Том 2. Ощущение и восприятие; Академия - Москва, 2013. - 416 c.

9. Давлетшина Р.М. Эмоциональная культура как фактор активизации здоровьесозидающего потенциала личности // Вестник высшей школы. Специальный выпуск. 2012. С. 4-16.

10. Зарезнова А.В. Эмоциональная культура как фактор эмоциональной саморегуляции личности.// APRIORI. Серия: Гуманитарные науки.- № 4 .- 2014.- С. 1-4

11. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб: Питер, - 2010. - 411 с.

12. Кара Ж. Ю. Общая психология. Краткий курс. За три дня до экзамена; Феникс - Москва, 2012. - 192 c.

13. Койчубеков Б. К. Оценка процессов саморегуляции при нервно-эмоциональном напряжении.// Фундаментальные исследования.- № 6.- 2009.- С. 19-22

14. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.

15. Крыжановская Л. М. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование; МПСИ - Москва, 2013. - 584 c.

16. Макаров Ю. В. Психологический тренинг как средство снятия эмоционального напряжения у студентов в период экзаменационных сессий.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- № 136.- 2010.- 56-59

17. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.

18. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.

19. Марцинковская Т. Д. Общая психология; Академия - Москва, 2013. - 384 c.

20. Митина Ольга Разработка и адаптация психологических опросников; Смысл - Москва, 2012. - 240 c.

21. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 c.

22. Психология индивидуальных различий./ Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я.- АСТ, Астрель - Москва, 2012. - 720 c.

23. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 2472 c.

24. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования; Владос - Москва, 2012. - 448 c.

25. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 c.

26. Саттарова А.Е. Cаморегуляция эмоциональных состояний как фактор поддержки организационных изменений.- Екатеринбург, 2010.- 89с.

27. Сергеева О.А. Структура эмоциональной культуры // Приоритетные направления развития науки и технологий: доклады всерос. научн.-технич. конф. / под ред. В.П. Мешалкина. Тула, 2009. -С. 53-55

28. Социально-эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 160 с.

29. Федорова Т. И. Эмоциональная саморегуляция поведения у социально дезадаптированных подростков.// Психопедагогика в правоохранительных органах.- № 1.- 2009.- С. 51-54

30. Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии; Академия - Москва, 2013. - 272 c.

31. Цыганкова И. Г. Изучение уровня сформированности эмоциональной саморегуляции у детей 6-7 лет.// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.- № 1 (16) .- 2014.- 212с.

32. Черкасова Е. С., Сажаев А. М., Гришин О.В. Психофизиологическая модель саморегуляции в преодолении синдрома эмоционального выгорания.// Психопедагогика в правоохранительных органах.- Выпуск № 4 (55).- 2013.- С. 35-38

33. Шостак В. И., Лытаев С. А., Березанцева М. С. Психофизиология; ЭЛБИ-СПб - Москва, 2012. - 352 c.

34.Методы саморегуляции эмоциональных состояний

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты