Формирование ЗОЖ у учащихся колледжа

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Асташенок Кристина Александровна

Студентка 5 курса 53 группы

Факультета социальной педагогики и психологии

Тема проекта

Формирование ЗОЖ у учащихся колледжа

Здоровый-образ-жизни.jpg

Предмет, класс

Проект предназначен для использования социальными педагогами, педагогами - психологами.

Краткая аннотация проекта

Здоровый образ жизни[1] — образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья. Принятие профилактических мер, с целью устранения причин и последствий болезней.

В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрастающего поколения.

В Республике Беларусь воспитание здорового образа жизни является важнейшей составной частью идеологической и воспитательной работы с молодежью. По данным медицины юноши и девушки приходят учиться в учреждения профессионального образования уже с высоким уровнем заболеваемости органов зрения, системы пищеварения, нарушениями осанки и т. д.

Около 90% первокурсников испытывают трудности в учебной деятельности в результате ухудшения памяти, повышенной тревожности. 12,4% учащихся по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе и занимающихся в группах ЛФК. Эта проблема затрагивает все аспекты учебной и внеучебной деятельности. Бесспорно, в этом вопросе важен поиск новых подходов к охране здоровья и формированию здорового образа жизни учащихся.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер по социальной защите здоровья детей.

Цели и задачи проекта:

- изучить понятие Здорового Образа Жизни;

- выявить факторы содействующие сохранению здоровья учащихся колледжа;

- вырабатывать убеждения в негативном воздействии на организм таких вредных веществ, как табачный дым, алкоголь, наркотики и токсины;

- изучение формирования ЗОЖ у учащихся колледжа;

Планируемые результаты обучения

Специалисты должны знать:

1. О формах, методах и способах формирования ЗОЖ у учащихся колледжа;

2. Причины употребления подростками и молодежью спиртных, табачных и наркотических веществ;

3. Особенности влияния пагубных привычек на организм человека;

4. Последствия употребления подрастающим поколением спиртных, табачных и наркотических веществ.


Специалисты должны уметь:

1. Работать с учащимися по формированию ЗОЖ;

2. Работать с методиками по данной проблеме.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Особенности формирования ЗОЖ у учащихся колледжа?

Почему ЗОЖ так важен для человека?

Проблемные вопросы

Что входит в понятие ЗОЖ?

Какие особенности формирования здорового образа жизни у учащихся колледжа?

Проанализировать работы социального педагога по использованию социально-педагогических технологий по формированию здорового образа жизни у учащихся колледжа?

Как влияют курение, алкоголь и наркотики на здоровье человека?

Как поддерживать свое здоровье в норме?

Что влияет на формирование вредных привычек?

План проведения проекта

Первый этап "Подготовительный" : обсуждения со специалистами (Педагог-психолог, социальный педагог) вопросов, которые связаны с проведением данного проекта.

Второй этап "Основной" : представление презентации социальным педагогам и педагогам-психологам по данной проблеме , проведение лекций и семинаров по тематике проекта ,изучение, анализ и ознакомление с методиками ,опросниками,тестами, анкетами,тренингами по выявлению проблем формирования ЗОЖ и пути их решения.

Третий этап "Заключительный" :оценка результатов проекта, рефлексия.

Визитная карточка проекта

-2-638.jpg[2]

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья. Принятие профилактических мер, с целью устранения причин и последствий болезней.

Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока ещё не определено. По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50–55 % именно от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, на 18–20 % — от генетической предрасположенности, и лишь на 8–10 % — от здравоохранения.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизни. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Элементы здорового образа жизни В узко-биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (см., гигиена);

- отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя;

- здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

- движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (м., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

- личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают целый ряд мероприятий, направленных на его популяризацию, среди которых важнейшими являются просветительские и выездные программы, реклама в СМИ (радио, телевидение, Интернет).

Образ жизни, представляющий повышенный риск здоровью Согласно методическим рекомендациям МР 2.1.10.0033-11 «Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения» выделяют стороны образа жизни, которые представляют риск здоровью, т. е. могут привести к ухудшению здоровья у человека. К ним относятся:

1.Неправильное питание

2.Аддиктивное и вынужденное поведение

3.Нарушение двигательной активности

4.Безответсвенное медицинское поведение

5.Безответственное гигиеническое поведение

Публикация учителя

1.Формирование здорового образа жизни молодежи как важнейшая составная часть идеологии белорусского государства (ripo.unibel.by) [3];

2.Комплексная программа по формированию здорового образа жизни (shpk.shadrinsk.net) [4];

3.Здоровый образ жизни. Полезные советы (lifeglobe.net) [5];

4.Пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи (Афонюшкин О. С.) [6];

5.Молодежь. Здоровье. Образ жизни (Т.М. Шаршакова) [7];

6.Некоторые вопросы формирования культуры здорового образа жизни (КЗОЖ) молодежи (Жамолдинова О. Р.) [8].

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

1.Презентация "Здоровый Образ Жизни" [9];

2.Презентация " Здоровье и болезнь " [10];

3.Презентация " Рациональное питание " [11];

4.Презентация " О вреде курения " [12];

5.Презентация " Наркомания - глобальная проблема 21 века " [13];

6.Презентация " Влияние алкоголя на жизнедеятельность человека" [14].

Пример продукта проектной деятельности учащихся

1.Тренинг.Я выбираю здоровье. [15];

2.Мероприятие " Наше здоровье" [16];

3.Семинар "Мода и здоровье" [17];

4.Занятие «Разгоняй движением лень» [18];

5.Диспут «Твоя жизнь – твой выбор» + Анкета «Здоровый образ жизни» [19];

6.Информационный марафон «Формула здоровья» [20];

7.Урок-тренинг "Здоровый образ жизни" [21].

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

По итогам проведенного проекта со специалистами колледжа проводиться итоговая конференция , на которой обсуждаются вопросы:

- оценка результативности проекта;

- трудности в достижении целей и задач проекта;

- подведение итогов проекта;

- внесение корректив и предложений специалистов в проект.


Материалы для оценки сформированности у учащихся представлений о ЗОЖ :

1.Анкета "Что вы знаете о здоровом образе жизни"[22];

2.Анкетный опрос "Отношения студентов к формированию здорового образа жизни"[23].

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Основы здорового образа жизни[24]

Полезные ресурсы

1.Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Емельянова Е.В. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с.[25];

2.Киселев В.М. Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 7 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2009. – 155 с.[26];

3.Киселев В.М. Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 8 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2010. – 155 с.[27];

4.Киселев В.М. Здоровый образ жизни: Учебное пособие : Пискунов В.А., Максиняева М.Р., Тупицына Л.П., Егорова Т.И., Айриян Э.В.[28];

5.Мандриков В.Б. Пути формирования здорового образа жизни студентов : Элективный курс.- Волгоград, Изд-во ВолГМУ, 2006. — 469 с.[29];

6.Секач М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы. - М: Академический Проект : Секач М.Ф. 2003. - 192 с.[30];

7.Углов,Ф.Г. Образ жизни и здоровье. [31];

8.http://www.my-zozh.ru/[32];

9.http://bobrdobr.ru/[33].

Проекты с аналогичной тематикой

1.Проект «Мы за здоровый образ жизни!» (Коровина Н.Г.) [34];

2.Проект Портфолио проекта Здоровый образ жизни, нужен ли он (Виталий Шабалин) [35];

3.Формирование позитивного отношения студентов колледжа к здоровому образу жизни (Б.С. Манаенков) [36];

4.Формирование навыков здорового образа жизни студентов через реализацию проекта «Здоровая молодежь» (Балабин Н. А.) [37].

Другие документы

1.Программа по профилактике асоциальных явлений, формированию здорового образа жизни в подростково-молодёжной среде. (Симиненко Л.М.) [38];

2.Здоровый Образ Жизни (4brain.ru) [39];

3.Видеоролик на тему: Как вести здоровый образ жизни? Как оставаться здоровым очень долго, до старости?[40];

4.Видеоролик на тему: Мультик про здоровое питание[41];

5.Видеоролик на тему: Социальная реклама - "Выбор" (Здоровый образ жизни)[42];

6.Видеоролик на тему: Я против алкоголя и сигарет , я за здоровый образ жизни.[43];

7.Видеоролик на тему: Здоровый образ жизни[44];

8.Видеоролик на тему: Здоровый образ жизни [45];

9.Видео инфографика о здоровом образе жизни [46];

10.Картинка "30 самых полезных продуктов" [47];

11.Картинка "Схема "Здоровый образ жизни""[48];

12.Памятка "Здоровый Образ Жизни"[49];

13.Картинка "15 продуктов,улучшающих обмен веществ" [50];

14.Памятка для молодежи [51]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты