Табакокурение как социально-педагогическая проблема в подростковом возрасте

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Фоменкова Ирина Владимировна студентка 5 курса, факультета социальной педагогики и психологии

Тема проекта

Табакокурение как социально-педагогическая проблема в подростковом возрасте

Предмет, класс

Проект предназначен для специалистов социально-педагогической и психологической службы

Краткая аннотация проекта

Современная молодёжь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом информационно-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на молодёжь, у которой зачастую еще не выработана четкая жизненная позиция. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.

Табакокурение стало одной из важнейших проблем в современном обществе. Всё больше подростков оказывается втянутыми в курение со школьной скамьи. Кроме того оно несет огромную опасность здоровью населения, способствует возникновению и развитию болезней различного характера, а также нередко приводит к смертельному исходу. Проблема подросткового курения в нашей стране уже давно превратилась в настоящее национальное бедствие. Курение отрицательно влияет на скорость мыслительных процессов. А значит и на качество обучения. Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков. Они плохо спят, становятся раздражительными. У них появляется рассеянность, ослабевает внимание, ухудшается память и нарушается умственная активность.Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост. К сожалению, в сознании молодых людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Подростки, копируя поведение взрослых, своих родителей, и мало зная о вреде и последствиях курения, пристращаются к сигаретам. Детей к курению влечёт любопытство, стремление подражать и не отстать от сверстников, и казаться взрослыми. Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности педагога социального является обучение учащейся молодёжи навыкам здорового образа жизни. Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения. Воспитание здоровой личности возможно только при условии реализации целенаправленной, соотнесенной с физиологическими, возрастными и психологическими особенностями подросткового возраста профилактической работы, направленной не на запреты табакокурения, а на формирование внутренней личностной установки на ценность здорового образа жизни. Пропагандирование здорового образа жизни должно стоять на первом месте, образовательные учреждения с привлечением необходимых специалистов должны в полной мере доносить достоверную информацию не только о рисках развития различных заболеваний, но и о передаче негативной информации на генетическом уровне через поколения, а также о тяжелейшем лечении зависимости.

Цели: - изучение особенности социально-педагогической работы по профилактике табакокурения среди детей и подростков; - изучение эффективных методов профилактики табакокурения ; - предоставление объективной информации о табаке, его действии на психику и организм человека, последствиях употребления и о возможной помощи при возникновении проблем, связанных с табакокурением; - формирование у учащихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению табакокурения на основе осознания здоровья как ценности; - мотивация на здоровый образ жизни и прекращение табакозависимости.

Задачи: - Изучить теоретическую литературу по проблеме исследования. - Выявить факторы, влияющие на распространение табакокурения у подростков. - Сформировать негативное отношение учащихся к курению на основе обучения знаниями, умениями, навыками здорового образа жизни. - Сформировать навыки ответственного отношения к своему здоровью, умения противостоять внешнему социальному и психологическому давлению. - Провести исследование проблемы табакокурения среди подростков. -Организовать в школе систему комплексных мероприятий по профилактике курения среди учащихся и способствующих ориентации на здоровый образ жизни. - Организовать в школе мониторинг табакокурения для отслеживания эффективности мероприятий.

Планируемые результаты обучения

По итогам изучения данного проекта специалисты СППС получат более глубокие знания в вопросах причин распространения табакокурения среди подростков, а также изучат способы профилактической деятельности. В результате уменьшится численность курящих учащихся в школе.

Вопросы, направляющие проект

1. Табакокурение как вид зависимости.

2. Социально-психологическая характеристика современных подростков и мотивационные аспекты курения.

3. Стадии курения.

4. Вред табакокурения и его последствия для подростков.

5. Особенности осуществления профилактики табакокурения у подростков.

6. Исследование потребления табака в подростковой среде общеобразовательного учреждения.

Основополагающий вопрос

Понятие табакокурения как вида зависимости?

Проблемные вопросы

Как и каким образом должна быть организована профилактическая работа в подростковой среде?

Как бросить курить?

Учебные вопросы

1.Назовите те органы, на которые курение оказывает немедленное воздействие?

2.Каким образом табачный дым действует на те или иные органы?

3.Какие мотивы табакокурения?

План проведения проекта

1. Подготовительный этап: сбор информации по проблеме профилактики табакокурения среди подростков, изучение статистических и информационно-аналитических данных, законодательных актов.

2. Основной этап: реализация целей и задач проекта, проведение анкетирования, оформление презентаций.

3. Заключительный этап:подведение итогов по результатам проекта.

Визитная карточка проекта

Технология социально-педагогической профилактики подростков [[1]]

Картинки: [[2]] [[3]] [[4]][[5]][[6]][[7]] [[8]] [[9]] [[10]] [[11]] [[12]] [[13]] [[14]]

Публикация учителя

"Не погибай по неведению". [[15]]

Статья "О КУРЕНИИ И ПАССИВНОМ КУРЕНИИ" [[16]]

Информирование различных ведомств о вреде курения [[17]]

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Презентация " Табакокурение" [[18]]

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Профилактика табакокурения (классный час) [[19]]

Программа [[20]]

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Анкетирование " Об отношении подростков к курению" [[21]]

Анкета " О выяснении отношения к курению" [[22]]

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Проблема табакокурения подростками [[23]]

Особенности осуществления профилактики табакокурения у подростков.

Основные подходы к организации профилактической деятельности табакокурения:

1. Подход, основанный на распространении информации о табаке Данный подход является наиболее распространенным типом профилактических стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о табаке, его вредоносности и негативных последствиях употребления (Володин В.Д., Иванец Н.Н., Пелипас В.Е., 1999; Иванец Н.Н., 1997; Петракова Т.И., 2000; Романова О.Л., 1997; Ялтонский В.М., Сирота НА., 1996). Обучающие программы ориентированы на познавательные и когнитивные аспекты принятия решения как особенно важные в поведенческом плане.

Существуют три различных варианта информационного подхода: • предоставление частичной информации о фактах влияния употребления табака на организм, поведение, а также статистических данных о распространенности; • стратегия запугивания, вызывания страха, цель которой предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные и опасные стороны употребления табака; • предоставление информации об изменениях личности, наблюдающихся у курящих, и о проблемах, с этим связанных.

2. Подход, основанный на роли социальных факторов Профилактические стратегии, нацеленные на социальные факторы, способствующие вовлечению в употребление ПАВ, включая табак, основываются на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в этом процессе, способствуя или препятствуя началу курения. Следует отметить, что крайне существенную роль в отношении возникновения и развития никотинозависимости у лиц детского и подросткового возраста имеют макросоциальные факторы. Для многих стран особое значение имеют культуральные традиции: крайне навязчивое рекламирование табачной продукции в средствах массовой информации; создание привлекательных образов положительных героев, напряженно курящих в периоды эмоционального напряжения, не сходящих с экранов кинотеатров и телевидения; использование яркого, броского дизайна в оформлении упаковки и самой табачной продукции; засилье наружной рекламы, особенно в крупных городах в сочетании с абсурдным по соотношению предупреждением о вреде курения, лежат в основе социально одобряемого начала аддиктивного поведения даже у личностей с конформными чертами и выраженной реакцией имитации. Безусловно, исключительное значение имеет разработка соответствующих законодательных инициатив, резко ограничивающих влияние вышеуказанных макросоциальных факторов. Бесперспективным представляется проведение любой профилактической работы специалистами, которые сами обнаруживают никотинозависимость. Поэтому непременным условием осуществления этой деятельности должен быть полный запрет на курение в образовательных и лечебных учреждениях. Одним из основных направлений первичной профилактики никотинозависимости у детей и подростков является коррекция этой формы патологии у лиц находящихся в зоне интенсивного контакта, в перспективе вплоть до рассмотрения соответствия занимаемой должности и профессиональной деятельности (в первую очередь, педагогической).

3. Подход, основанный на формировании жизненных навыков Жизненные навыки — это те навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Данный подход базируется на понятии изменения поведения. Теория социального научения А. Бандуры и теория проблемного поведения Р. Джессора являются основой этого направления, позволяя, с одной стороны, приблизиться к пониманию причин возникновения зависимости от табака, алкоголя и наркотиков, а с другой — создать потенциально эффективные профилактические стратегии. Первая теория связывает данный подход с направлением социальных влияний, вторая — с социально-психологическим направлением, учитывающим проблемы, являющиеся актуальными в подростковом возрасте, включая табакокурение, раннее сексуальное поведение, делинквентность и т.д.

Проблемное поведение, такое как раннее курение, рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижении личностных целей. Начальная фаза употребления табака, наблюдающаяся преимущественно в раннем подростковом возрасте, может быть демонстрацией взрослого поведения; формой отчуждения от родительской дисциплины; выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды; инструментом эксперимента; стремлением получить новый, ранее не познанный опыт; поиском удовольствия или расслабления; «открытием двери» в группу сверстников; средством приобщиться к определенному жизненному стилю; сигналом потребности в помощи в ситуации конфликта, напряжения; результатом давления со стороны социальной среды; актом отчаяния; ответом на определенные нарушения в психологическом и социальном развитии. Именно поэтому, с точки зрения К. Харрельмана, они нуждаются в приобретении умения противостоять влечению к употреблению табака, алкоголя и ПАВ, будучи некомпетентными в других формах социального «разговора» со средой и рассматривают психоактивные вещества как неотъемлемую часть среды. Впервые программа развития жизненных навыков была разработана Д. Ботвиным. Цель ее заключалась в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, в повышении индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам.

4. Подход, основанный на альтернативной табакокурению деятельности. Данный подход предполагает, что субъективно значимая деятельность, альтернативная аддиктивной, способствует уменьшению распространения случаев развития зависимости от табака, наркотиков и алкоголя. Сформировав позитивную зависимость от среды, люди приобретают определенный тип целесообразной активности. Концепция поведенческой альтернативы никотинозависимости базируется на следующих позициях: • психологическая зависимость от табака является результатом ее заместительного эффекта; • многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия, являются результатом изменения настроения или сознания личности; • люди не прекращают использование табака, психоактивных веществ, улучшающих настроение, или поведение, направленное на поиск удовольствия, до тех пор, пока не имеют возможности получить взамен что-то лучшее; • альтернативы никотинозависимости являются еще и альтернативами дистрессам и дискомфорту, которые сами по себе приводят к саморазрушающему поведению. Данная концепция акцентирует внимание на важной роли среды и ориентируется на развитие специфической позитивной активности с целью уменьшить риск употребления табака.

В настоящее время можно выделить четыре варианта программ, которые основываются на модели поведенческой альтернативы различных форм зависимости. К ним относятся: • предложение позитивной специфической активности (например, путешествия с приключениями), которая как вызывает сильные эмоции, так и предполагает преодоление различного рода препятствий (летние лагеря отдыха, экстремальные виды спорта); • комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью; • поощрение участия во всех видах такой специфической активности; • создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

5. Подход, основанный на укреплении здоровья Укрепление здоровья — это процесс, помогающий индивидам и общественным группам усилить контроль над определенными параметрами здоровья и таким образом улучшить его. В настоящее время укрепление здоровья является неким объединяющим понятием и отражает примирение человека с окружающей средой. Оно сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность, что ведет к улучшению здоровья в будущем. Идея, основывающаяся на развитии жизненных навыков и компетентности у каждого члена общества с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье, а также требование вмешательства в окружающую среду для усиления влияния факторов, благоприятных для здоровья, составляют концептуальную основу данного подхода.

6. Интегративный подход Представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий (компонентов), применяющихся для реализации выше перечисленных подходов. Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Составными компонентами интегративных профилактических программ часто являются знания о психоактивных веществах и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков (разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, противостояния давлению употребить психоактивные вещества и защиты себя и т.д.). Несовместимая с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби и т.д.) и формирование системы ценностей, норм поведения и жизненного стиля, как правило, являются компонентами интегративных профилактических программ.

Таким образом, анализ современных подходов к профилактике курения детьми, подростками, молодежью показывает их недостаточную эффективность в сложившихся условиях. Необходима разработка новых концептуальных ее основ. Решение данной проблемы вряд ли возможно без понимания того, какие личностные и средовые ресурсы помогают сохранять здоровье и успешно справляться с требованиями среды, в том числе преодолевать искушение наркотизации.

Специфика социально-педагогической работы по профилактике табакокурения: формы, методы, технологии

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: · отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); · оптимальный двигательный режим; · рациональное питание; · закаливание; · личная гигиена; · положительные эмоции.

Как считают Хриптович В.А., Валитов М.А. сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что «знания» взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими, прежде всего любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из действий героев кино- и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае, школьники не должны его видеть курящим).

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе, склонным к табакокурению: 1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к табакокурению, посредством его личностного развития; 2) деятельность по профилактике табакокурения, включающую противотабачное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к курению; 3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами; 4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего табачную психическую или физическую зависимость; 5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим им социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций:

Первая функция деятельности социального педагога - диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к курению, - реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к табакокурению; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; изучения негативных факторов, провоцирующих курение ребенка; изучение влияния на ребенка микросреды. Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс табакокурения, определение конкретных задач, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция - прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к табакокурению, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция - образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования курящего ребенка, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога - правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция - организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к табакокурению, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к табакокурению.

Шестая функция - коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функция - предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов табакокурения, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

Мотивация к прекращению курения по мнению Сизанова А.Н., Хриптовича В.А. имеет несколько стадий.

На первой стадии - «предобдумывания» - человек еще не вполне осознает, что для него существует проблема по отказу от курения и не готов изменить свое отношение к курению в ближайшем будущем. Для курильщика, находящегося на этой мотивационной стадии, принять решение бросить курить нереально. Как правило, пока он видит в основном положительные стороны курения. Его могут интересовать материалы о курении. Работа с человеком, находящимся на этой стадии, может заключаться в повторных визитах к психологу, на которых можно выяснить, изменилось ли его мнение. Такие лица составляют около 20% курильщиков.

На второй стадии - «обдумывания» - человек начинает понимать, что курение является для него проблемой. У него появляется двойственное отношение к курению, происходит взвешивание «за» и «против» привычки и нет отчетливого желания установить точную дату, когда он бросит курить. Таких около 40%.

Только на третьей стадии - «действия» - курильщик следует рекомендациям по прекращению курения и уже интересуется вопросами преодоления абстинентного синдрома. Таких, по данным статистики, от 30 до 40%.

Важной является четвертая стадия - «поддержания», целью которой является предотвращение возврата к курению. Без «поддержания» 70% бросивших курить возвращаются к вредной привычке в течение трех месяцев.

Полезные ресурсы

1. Альтернативы аддиктивной мотивации. Я., 1997

2. Общественное здоровье – это достояние нации. Я.: Администрация Президента РС (Я), 1999

3. Практика административной работы в школе, - №6 – М., 2007

4. Предупреждение табакокурения у школьников / Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004

5. Романова О.Л. Пособие по профилактике приобщения к психоактивным веществам. Я., 1997

6. Сидоров А.П. Секреты здоровья. М., 1990

7. Шесть занятий по профилактике курения. Я., 2004

8. Брагинский В. Пагубное пристрастие. Здоровье детей, № 43–44, 1999.

9. Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе. Кемерово, 1997.

10.Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. Методическое пособие для учителей и родителей.- М.:Медиа-сфера, 1996 г.

Интел [[24]]

Проекты с аналогичной тематикой

Проект "Профилактика_девиантного_поведения_среди_подростков" [[25]]

Проект "Профилактика_курения_среди_юношей" [[26]]

Проект " Алкогольная зависимость в подростковом возрасте как социально-педагогическая проблема" [[27]]

Другие документы

Дискуссия " Почему подростки курят" [[28]]

Памятка подросткам о вреде табакокурения [[29]]

Видео [[30]]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты