Социально педагогическая профилактика аддиктивного поведения

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Черёнко Алла Сергеевна

Тема проекта

Социально педагогическая профилактика аддиктивного поведения.

219ad1f27ec2ad85a7dcfc202b2f07d4.jpg

Предмет, класс

Предназначено для специалистов СППС.

Планируемые результаты обучения

По итогам изучения данного проекта специалисты СППС получат более глубокие знания в вопросах причин распространения табакокурения среди подростков, а также изучат способы профилактической деятельности. В результате уменьшится численность курящих учащихся в школе.

Вопросы, направляющие проект

1. Табакокурение как вид зависимости.

2. Социально-психологическая характеристика современных подростков и мотивационные аспекты курения.

3. Стадии курения.

4. Вред табакокурения и его последствия для подростков.

5. Особенности осуществления профилактики табакокурения у подростков.

6. Исследование потребления табака в подростковой среде общеобразовательного учреждения.

Краткая аннотация проекта

Табакокурение стало одной из важнейших проблем в современном обществе. Всё больше подростков оказывается втянутыми в курение со школьной скамьи. Кроме того оно несет огромную опасность здоровью населения, способствует возникновению и развитию болезней различного характера, а также нередко приводит к смертельному исходу. Проблема подросткового курения в нашей стране уже давно превратилась в настоящее национальное бедствие. Курение отрицательно влияет на скорость мыслительных процессов. А значит и на качество обучения. Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков. Они плохо спят, становятся раздражительными. У них появляется рассеянность, ослабевает внимание, ухудшается память и нарушается умственная активность.Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост. К сожалению, в сознании молодых людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Подростки, копируя поведение взрослых, своих родителей, и мало зная о вреде и последствиях курения, пристращаются к сигаретам. Детей к курению влечёт любопытство, стремление подражать и не отстать от сверстников, и казаться взрослыми. Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности педагога социального является обучение учащейся молодёжи навыкам здорового образа жизни. Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения. Воспитание здоровой личности возможно только при условии реализации целенаправленной, соотнесенной с физиологическими, возрастными и психологическими особенностями подросткового возраста профилактической работы, направленной не на запреты табакокурения, а на формирование внутренней личностной установки на ценность здорового образа жизни. Пропагандирование здорового образа жизни должно стоять на первом месте, образовательные учреждения с привлечением необходимых специалистов должны в полной мере доносить достоверную информацию не только о рисках развития различных заболеваний, но и о передаче негативной информации на генетическом уровне через поколения, а также о тяжелейшем лечении зависимости.

Цели:

- изучение особенности социально-педагогической работы по профилактике табакокурения среди детей и подростков;

- изучение эффективных методов профилактики табакокурения ;

- предоставление объективной информации о табаке, его действии на психику и организм человека, последствиях употребления и о возможной помощи при возникновении проблем, связанных с табакокурением;

- формирование у учащихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению табакокурения на основе осознания здоровья как ценности;
- мотивация на здоровый образ жизни и прекращение табакозависимости.

Задачи проекта:

•изучить курение как вид аддиктивной реализации;

•раскрыть воздействие никотина на психическое здоровье и умственную деятельность подростка;

•проанализировать деятельность социального педагога в профилактике курения;

•разработать программу профилактики адиктивного поведения (на примере курения).

методы исследования:

1.анализ литературных источников по изучаемой проблеме;

2.методы математической обработки данных (сравнительный анализ);

3.анкетирование.

Принципы проекта:

1. Добровольности.

2. Сознательности.

3. Активности.

4. Конфиденциальности.

5. Доброжелательности.

6. Последовательности, систематичности.

7. Научности.

8. Наглядности.

9. Разнообразия методов.

10. Прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Основополагающий вопрос

Как предотвратить распространение табакокурения зависимости в подростковой среде?

Понятие табакокурения как вида зависимости?

Проблемные вопросы

1. Как и каким образом должна быть организована профилактическая работа в молодежной среде?

2. Как сформировать негативное отношение молодых людей к курению?

3. Какое влияние имеют компьютерные игры на деятельность подростков?

Учебные вопросы

B 11 04 2014 16 04 54 75165944.jpg

1.Назовите те органы, на которые курение оказывает немедленное воздействие?

2.Каким образом табачный дым действует на те или иные органы?

3.Какие мотивы табакокурения?

План проведения проекта

1. Подготовительный этап: сбор информации по проблеме профилактики табакокурения среди подростков, изучение статистических и информационно-аналитических данных, законодательных актов.

2. Основной этап: реализация целей и задач проекта, проведение анкетирования, оформление презентаций.

3. Заключительный этап:подведение итогов по результатам проекта.

Визитная карточка проекта

123456.jpg .

Десятилетия назад зависимость была фармакологическим термином, который подразумевал использование препарата (лекарства, легального или нелегального наркотика) в достаточном количестве, чтобы избежать неприятных эффектов отмены. Сопряжённое с состоянием такой зависимости аддиктивное поведение («наркотизм») расценивалось как девиантное и противопоставлялось аддикции как болезни. В настоящее время произошло смещение точки зрения на сущность такого рода аддиктивных расстройств. «Наркотизм» стал рассматриваться наряду с иными поведенческими аддиктивными расстройствами как единый феномен, общего взгляда на психопатологическую сущность которого, однако, не существует.

[1].

Публикация учителя

Презентация аддиктивное поведение, подготовила Черёнко А. С. [2].

Презентация эмоциональная зависимость, подготовила Черёнко А. С. [3] .

Металлическая рекомендация. Профилактика табакокурения среди детей и подростков [4] .

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Избавление от аддикций, лечение

Одним из способов избавления от аддиктивного поведения или уменьшения аддиктивной зависимости является участие в группах взаимопомощи (англ. Addiction recovery groups), когда люди, подверженные той или иной зависимости, собираются вместе, для того чтобы делиться проблемами и поддерживать друг друга на пути избавления от навязчивых потребностей. Известным примером подобных групп являются сообщества «Анонимных Алкоголиков». Единственное условие для членства — это желание бросить пить. Члены «Анонимных Алкоголиков» не платят ни вступительных, ни членских взносов, они сами себя содержат на свои добровольные пожертвования. Главной целью проведения собраний групп является сохранение трезвого образа жизни (неупотребление алкоголя), а также помощь другим в решении этой проблемы. Общаясь на собраниях, участники делятся своим опытом, силой, рассказывают о том, кем были, что с ними произошло и как им живётся в настоящее время. Параллельно группам «Анонимных Алкоголиков» часто создаются группы для созависимых — то есть для родственников или близких людей, на чью жизнь привычка вовлечённого человека оказывает негативное влияни

На основе опыта «Анонимных Алкоголиков» были созданы аналогичные группы взаимопомощи по другим зависимостям: Анонимные Наркоманы, Взрослые Дети Алкоголиков, Анонимные Курильщики, Анонимные Азартные Игроки и др. В целом, разные группы используют различные методы от совершенно нецерковных до выраженно религиозных. Существует предположение, что социальное взаимодействие увеличивает вероятность успеха в избавлении от зависимости в виду коллективной эффективности и вследствие того, что выделяемые в ходе встреч нейротрансмиттеры могут спровоцировать чувство удовлетворения естественным путём без необходимости принимать наркотики или алкоголь.

В основе деятельности многих групп взаимопомощи лежит программа «12 шагов» (англ. Twelve-step program). Первоначально предложенные «Анонимными Алкоголиками» как метод избавления от алкоголизма, двенадцать шагов были опубликованы в книге «Анонимные Алкоголики» (англ. The Big Book) в 1939 году. В дальнейшем метод был адаптирован для других форм зависимостей. Американская психологическая ассоциация выделяет следующие шаги в данном методе:

признание участника, что он не может контролировать собственные зависимости или компульсии;

принятие того, что существует высшая сила, которая способна дать силы;

анализ прошлых ошибок с помощью человека, уже прошедшего через это;

исправление этих ошибок;

(дополнительный материал) профилактика нехимических зависимостей у несовершеннолетних [5];

обучение жизни без зависимости согласно новым правилам поведения;

помощь другим людям, страдающим от такой же зависимости или навязчивого поведения.

Наравне с подобными группами также существует спектр профилактических и терапевтических подходов для борьбы с аддикциями. Например, распространённой заместительной терапией наркомании, вызванной употреблением опиатов (героин и др.), является метадоновая заместительная терапия. Терапия метадоном прежде всего преследует цель социализации наркоманов, отучения их от внутривенного введения наркотиков. Терапия проводится строго под наблюдением лечащего врача и предполагает участие других необходимых специалистов. Как правило, метадон используют в виде жидкой субстанции, смешанной с сиропом, и принимается он перорально.

Другим наркотическим анальгетиком, применяемым для заместительной терапии, является бупренорфин, который, возможно, более безопасен, чем метадон. Ограничивающим фактором для более широкого применения его в заместительной терапии является цена препарата (по некоторым оценкам он минимум в 10 раз дороже, чем метадон).

Проводятся исследования, показывающие возможность синтезирования антител, которые бы препятствовали воздействию наркотиков на мозг, минимизируя ощущения удовольствия. В последнее время разработаны вакцины против кокаина, героина, метамфетамина и никотина. Осуществляется тестирование данных препаратов с надеждой использовать их как профилактическое и восстановительное средство для страдающих аддикциями или склонных к ним.

Ещё одним методом, рассматриваемым для применения в лечении аддикций, является метод стимуляции глубинных структур головного мозга (англ. Deep brain stimulation). Данный метод заключается во вживлении путём хирургического вмешательства в мозг пациента специального аппарата, который в дальнейшем осуществляет на определённые зоны мозга слабоэлектрическое воздействие. В настоящее время метод применяется для лечения, например, двигательных расстройств, таких как болезнь Паркинсона, но есть предположения, что он может оказаться эффективным и для аддикций. Воздействие может осуществляться на центр подкрепления (англ. Nucleus accumbens), полосатое тело, на верхнюю часть стриатума (dorsal striatum) и на медиальную префронтальную зону коры головного мозга

(дополнительный материал) Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся [6];

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

1-1.jpg

Табакокурение — вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет, сигар, сигарилл, курительных трубок или кальяна. В некоторых социумах курение табака является ритуалом. Табак является второй по значимости причиной в структуре смертности в мире. Среди предотвратимых причин смертности курение табака занимает первое место в мире, однако от 3,5 до 5,4 миллионов человек ежегодно умирают в результате проблем со здоровьем, вызванных курением. Сергей Боткин, русский врач и учёный, говорил: «Если бы я не курил, я убеждён, что без страданий прожил бы ещё несколько лет». Согласно мнению специалистов, привычка к курению формируется обычно в молодые годы. Большинство взрослых курильщиков начали курить, когда были подростками: только 10-15% курящих на сегодняшний день начали курить после 19 лет. Следовательно, курение и другие формы употребления табака среди молодежи должны быть предметом особых забот взрослых. Максимальный эффект достигается, если усилия по предотвращению употребления табака сконцентрированы на подростковом и юношеском периодах.

Вред здоровью:

Лёгкие: Табачный дым повреждает дыхательный эпителий, обусловливая утренний кашель курильщика, бронхиты и ХОБЛ, эмфизему лёгких и рак легких. Сердечно-сосудистая система Курение — один из ведущих факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. У курильщиков риск смерти от инфаркта миокарда в 2-4 раза выше, чем у некурящих. Курение повышает риск смерти от инсульта в 2-4 раза. Поскольку курение вызывает сужение артерий, у курильщиков повышается риск развития заболеваний периферических сосудов, таких, как обструкция крупных артерий рук и ног, что приводит к трофическим нарушениям вплоть до развития гангрены. У курильщиков значительно чаще развивается и аневризма брюшной аорты.

Пищеварительная система: Рак пищевода, пептическая язва желудка, рак желудка, рак поджелудочной железы. Мочеполовая система: В частности, экспериментально доказано, что никотин угнетающе действует на центры эрекции и эякуляции в спинном мозгу, следствием чего может стать ослабление эрекции и преждевременное семяизвержение. Также причиной снижения эрекции при курении может стать сосудосуживающий эффект никотина.

Кости: У женщин-курильщиц в менопаузе значительно снижается плотность костной ткани и значительно чаще развивается остеопороз по сравнению с некурящими. Другие виды рака Курение также увеличивает вероятность и других видов злокачественных опухолей. В их число входят злокачественные опухоли полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы, желудка, толстой кишки, почки, мочевого пузыря, печени, простаты.

Репродуктивная функция Курение является фактором риска для осложнений при беременности.

Лицо курильщика: Термин «лицо курильщика» впервые появляется в научном журнале в 1985 году. Дело в том, что у 48 % курящих и 8 % куривших в прошлом кожа имеет бледно-серый цвет и более выраженные морщины, но таких изменений не замечено у некурящих людей — у курильщиков эластин становится более плотным и фрагментированным. Кроме того, у курящих такое осложнение при подтяжке, как отслоение кожи, встречается в 4 раза чаще, чем у некурящих, а риск отторжения кожи после пластических операций — в 12,5 раз чаще.


Профилактика компьютерной зависимости 

[7].

Полезные ресурсы

1. Альтернативы аддиктивной мотивации. Я., 1997

2. Общественное здоровье – это достояние нации. Я.: Администрация Президента РС (Я), 1999

3. Практика административной работы в школе, - №6 – М., 2007

4. Предупреждение табакокурения у школьников / Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004

5. Романова О.Л. Пособие по профилактике приобщения к психоактивным веществам. Я., 1997

6. Сидоров А.П. Секреты здоровья. М., 1990

7. Шесть занятий по профилактике курения. Я., 2004

8. Брагинский В. Пагубное пристрастие. Здоровье детей, № 43–44, 1999.

9. Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе. Кемерово, 1997.

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Автор презентация Черёнко А.С.

Аддиктивное поведение [8].

Аддиктивное поведение учащихся, проблемы диагностики склонности учащихся к вредным привычкам [9].

Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности [10].

Другие документы

Дискуссия " Почему подростки курят" [11].

Видео аддиктивное поведение [12].

Видео аддиктивного поведения учащихся [13].

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты