Социально-педагогические технологии организации досуга студенческой молодежи

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Питюкова Диана Сергеевна,

5 курс, 54 группа,

Факультет социальной педагогики и психологии.

Тема проекта

"Социально-педагогические технологии досуга студенческой молодежи"

Otdih studenta copy.jpg

Предмет, класс

Узнать, каким образом, где, с кем студенческая молодежь проводят свой досуг;

Определить, как сказывается нехватка свободного времени на здоровье.

Краткая аннотация проекта

Актуальность выбранной темы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека.


Цель проекта: Создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и полезного досуга молодежи; создание условий для развития общей культуры, раскрытия творческой индивидуальности; пропаганда здорового образа жизни; формирование чувства ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи:

1) популяризация занятий физической культурой и спортом, творчеством, активным отдыхом и другими формами проведения здорового досуга;

2) пропаганда ведения здорового образа жизни, в первую очередь связанного с отказом от вредных привычек среди молодёжи;

Планируемые результаты обучения

Повышение уровня здоровья молодых людей, увеличение числа студентов активно занимающихся спортом. Уменьшение числа курящих и употребляющих алкогольные напитки а также уменьшение количества молодых людей, употребляющих наркотики; снижение уровня преступности среди молодёжи.

Вопросы, направляющие проект

1.Какие особенности проведения досуга у студенческой молодежи?

2.Какие существуют социально-педагогические технологии досуга студенческой молодежи?

План проведения проекта

Подготовительный этап: сбор информации по проблеме "Социально-педагогических технологий организации досуга студенческой молодежи".

Основной этап: реализация задач проекта.

Заключительный этап: подведение итогов.

Визитная карточка проекта

Презентация "Досуг студенческой молодежи" [1]

Активный отдых с союзом молодежи [[2]]

25.01.13.jpg

Публикация студенту

Творческий подход к организации досуга молодежи [[3]]

Витебская городская организация ОО "БРСМ" [[4]]

Организационно-методическое обеспечение физического воспитания студентов на основе видов двигательной активности [[5]]

Активный отдых и экскурсии [[6]]


Видео "Как провести досуг с друзьями?" [[7]]

Пример продукта проектной деятельности студенческой молодежи

Основные подходы к изучению досуга молодежи.[[8]]

Прежде чем рассматривать основные модели изучения досуга молодежи, необходимо дать определение понятию «досуг». Досуг – это «часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей». Именно в это время человек может себя выразить и саморазвиваться. Необходимо отметить, что понятие «досуг» имеет двойственный характер. С одной стороны, его можно рассматривать как способ восстановления сил, с другой стороны, возможность личности самосовершенствоваться и удовлетворять свои духовные потребности. Ученый А.С. Орлов считает, что досуг – это социальный институт, развитие которого зависит от первичных социальных институтов, таких как семья, школа, работа и т.д. Наиболее полное раскрытие понятия досуга было дано М.Капланом, одним из крупнейших теоретиков социологии досуга. По М.Каплану, «досуг – это относительно самостоятельная деятельность (опыт), которая проявляется в исполнении ролей в экономически свободное время, рассматриваемые его участниками как ожидание приятного его проведения, которое включает широкий спектр занятости им и его насыщенности, создавая возможность для рекреации, личного совершенствования и оказания услуг другим людям». Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что не существует единого определения понятия «досуг». В настоящее время, в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, появились такие виды досуга как прогулки по магазинам, покупки, яхтинг, серфинг, различные виды слалома, скоростная езда и т.д. Данная ситуация, в первую очередь, повлияла на такую социально-демографическую группу, как молодежь. Это влияние выражается в том, что благодаря дифференциации выше перечисленных видов досуга от культуры проведения свободного времени трудящегося класса, более явно проявляется неравенство среди молодежи. Связано это в первую очередь с тем, что эти виды досуга доступны не всем социальным группам молодежи, а только тем, которые более материально обеспечены. На основе чего мы сделали вывод, что новые виды досуга стали «синонимами» престижа и буржуазности, а для менее богатых слоев населения предметом подражания, то есть можно утверждать, что досуг как ценность становится более важным. В результате научно-технического прогресса появились новые способы художественного производства, которые способствовали тому, что расширился круг людей, занимающихся изобразительным искусством, что также оказало влияние на появление новых видов развлечений и унификацию и массовизацию потребления и восприятия информации. Акимова рассматривает следующие тенденции в изменении досуга: рост и качественное изменение свободного времени трудящегося класса; формирование у местных органов самоуправления новых социально-культурных функций; появление других форм «социального творчества в культурно-досуговой деятельности». До определенного времени ученые рассматривали понятия «досуг» и «труд» в совокупности, выделяя первое как средство вознаграждения работника за хорошее выполнение работы. В современной науке существует большое количество подходов изучения досуга. Рассмотрим основные из них. Так в гуманистическом подходе досуг рассматривается «как цель жизни и идеал». Представителями этого подхода являются такие ученые как С. Де-Гразия, Б. Рассел, Дж. Пипер и Аристотель, которым и была заложена гуманистическая теория. Аристотель трактовал понятие «досуг» как важное свойство гражданского общества. Также ученый выделяет несколько положений, определяющих понятие «досуг»: Главная цель досуга – самовыражение, самосотворение. Основная цель любой материальной необходимой для человека деятельности – это достижение мирной жизни, в течении которой он может проводить свой досуг. При правильном использовании свободного времени человек самовоспитывается и становится добродеятельной личностью. На основе вышеизложенного, можно утверждать, что в Древней Греции досуг рассматривался как высшая форма воспитания человека, так как при проведении свободного времени человек должен самовыражаться и самовоспитываться. А ученые Дж. Пипер, Б. Рассел и С. Де-Гразия рассматривают досуг как важное условие существования человека и достижение человеком полной свободы и счастья. Терапевтическая модель рассматривает досуг как средство восстановления сил после труда. Также досуг рассматривается в рамках количественной и качественной моделей. Так представители первой модели рассматривают досуг как промежуток времени свободный от трудовой и иной деятельности. А в рамках качественной модели предполагается изучение содержательной стороны досуговой деятельности, то есть чем человек заполняет свой досуг. Объединив две вышеизложенные теории, Ю.А. Стрельцов дает комплексную модель досуга, в которой рассматриваются социокультурные функции, содержание, длительность и структура досуга. Также автор выделяет следующие социокультурные функции досуга: Рекреация – восстановление сил после трудовой деятельности. Развлечение – средство, дающее возможность снять человеку эмоциональную и психическую напряженность, а также возможность поднять себе настроение. Развитие – самосовершенствование культурной сферы человека. Л.А. Акимова в своей работе выделяет следующие модели изучения досуга: Институциональная модель изучает основные различия в проведении досуга сообществами, относящихся к разным сферам. Эпистемологическая связывает «содержание деятельности в связи с аксиологическими и эстетическими взглядами на мир». Экзистенциальная модель рассматривает досуг как средство достижения человеком удовольствия и самореализации, учитывая основные социальные факторы, влияющие на стиль жизни и ценностные установки индивидов. Социальная модель «акцентирует внимание на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенческие характеристики её участников». В статье «Направления развития теории досуга в зарубежных странах» Е.М. Клюско подробно раскрывает позицию Дж. Келли в изучении досуга. Также, необходимо отметить, что американский ученый активно отрицал то, что досуг равен для всех. По его мнению, в современном капиталистическом обществе, в результате существования неравного доступа людей к материальным и духовным ресурсам, не каждый человек может позволить себе тот или иной вид досуга. Исходя из чего можно сделать вывод, что досуг отдельных групп людей в современном обществе характеризуется финансовыми, гендерными и расовыми различиями, в результате чего и появляется борьба, цель которой получить возможность заниматься какой-либо деятельностью для своего самоопределения и самосовершенствования. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в науке не существует единого определения понятия «досуг». При изучении данного феномена каждый ученый опирается на одну или несколько характеристик. Также необходимо отметить, что в связи произошедшими изменениями в обществе, появляются новые формы досуга. Досуг отделяется от понятия «труд» и главной ее функцией уже не является отдых от трудовой деятельности, а именно самосовершенствование и саморазвития становятся важным итогом досуговой деятельности.


Формирование здорового образа жизни [[9]]

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Последствия употребления алкоголя: цифры и факты.[[10]]

Различные формы проведения досуга [[11]]

Формы организации активного отдыха.

Работа по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно- образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Существуют разные формы организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают: • - физкультурный досуг; • - физкультурные праздники; • - дни здоровья, каникулы. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности, сезона, природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Физкультурный досуг нацелен не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Здесь не требуется специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится с несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие можно организовать 1-2 раза в месяц, длительность по 30-50 минут.

При проведении досуга необходимо участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.

Максимович В.А., Коледа В.А., Городилин С.К. "Организационно-методическое обеспечение физического воспитания студентов на основе видов двигательной активности" [[12]]

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Анкета "Досуг современной молодежи" [[13]]

Анкета "Здоровый образ жизни" [[14]]

Как провести выходные. Чем занять себя в выходной день? [[15]]

Полезные ресурсы

Как провести выходные с пользой, не потратив не копейки [[16]]

Как провести выходные: 10 советов [[17]]

Пискунов В.А., Максиняева М.Р., Тупицына Л.П., Егорова Т.И., Айриян Э.В. "Здоровый образ жизни: Учебное пособие"

Агаджанян, Н. А. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А. Агаджанян, Н.Н. Шабатура. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 208 с.

Щедрина, А. Г. Понятие индивидуального здоровья – центральная проблема валеологии (лекция) / А.Г. Щедрина. – Новосибирск: НМИ, 1996. – 49 с.

Проекты с аналогичной тематикой

Компьютерная зависимость [18]

Литература

1.Суровицкая Анна Владимировна "Социальная организация досуга молодежи" [[19]]

2.Максимович В.А., Коледа В.А., Городилин С.К. "Организационно-методическое обеспечение физического воспитания студентов на основе видов двигательной активности" [[20]]

3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М., 1998.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты