Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения у подростков 2020

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Судаков Станислав Евгеньевич

4 курс, 43 группа

Факультет социальной педагогики и психологии

Тема проекта

Тема.png

Целевая аудитория

Подростки "группы риска"

Краткая аннотация проекта

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек.

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

Цель – профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних школы..

Задачи:

  • создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
  • изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
  • обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
  • сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей

Планируемые результаты проекта

Организованная работа, позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.

Основные направления деятельности

  • Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
  • Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
  • Профилактическая работа со всеми учащимися школы.
  • Работа с неблагополучными семьями.
  • Просветительская работа с родителями учащихся.

Принципы реализации проекта

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

План реализации проекта

 1 этап - информационно-аналитический:

Информирование о программе.

Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях».

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.

 2 этап - практический:

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.

Информационная и организационно -посредническая помощь семьям, находящимся в социально –опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним.

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Свобода.jpg

Цикл бесед с подростками «Я люблю жизнь».

Игра «В чем смысл жизни?"

Психологические классные часы:

«Я –уникальная и неповторимая личность» (5-6 класс,цель: формирование позитивного отношения к другим людям (толерантности)


«Мир глазами агрессивного человека»(7-8 класс)

«Подросток и конфликты» (8-9 класс)

«Проблема отцов и детей в современном обществе» (8-9 класс)

«Расскажи мне обо мне» 8-9 класс

«Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (7-9 класс)

Исследование уровня тревожности.


Определение личностных отклонений подросткового возраста:

Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн;

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.

Опросник Басса-Дарки,

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному общению.

Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал»

 3 этап - аналитико-обобщающий:

Анализ проектной деятельности, соотнесение полученных результатов с ожидаемыми, подведение итогов.

Разработка практических рекомендаций по дальнейшему развитию лидерских качеств.

Визитная карточка проекта

                                   Я люблю жизнь.JPG

Презентации к проекту

Презентация: "Суицид - геройство или слабость?". Автор: Судаков С.Е. [1]

Презентация: "Быть ли не быть?". Автор: Судаков С.Е. [2]

Презентация: "Суицид". Автор: Судаклв С.Е. [3]

Методические рекомендации, публикации, полезные ресурсы

Методика экспресс-диагностики суицидального риска "Сигнал" Зотов М.В., Петрукович В.М., Сысоев В.Н. [4]

Полезные видеоматериалы

Социальный ролик "Мурашки по коже" [5]

Письмо отца. Фильм о профилактике подростковых суицидов.[6]

Фильм "Живи" Елены Пискаревой [7]

Материалы для диагностики

Уровень тревожности - тест Спилбергера-Ханина [8]

Метод определения самооценки Дембо-Рубинштейна [9]

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой [10]

Опросник Басса-Дарки [11]

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному общению [12]

Опросы

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) [13]

Метод определения самооценки Дембо-Рубинштейна [14]

Кроссворд "Радость жизни". Автор: Судаков С.А. [15]

Проекты с аналогичной тематикой

Способы раннего выявления учащихся, склонных к суицид поведению, признаки псих дезадаптации, суицид поведения учащихся. Автор: Пукова К.А.[16]

Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения у подростков. Автор: Шудель А.И. [17]

Артерия жизни. Автор: Хоняк М.Г. [18]

Профилактика суицида в подростковом возрасте в учреждении образования.Автор: Романюк Ю.А.[19]

Список литературы

1. Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь как чудо». Составитель: Литвинова О. А. р.п. Каргаполье, 2012

2.Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

3.Региональные подходы к осуществлению профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде Курганской области: Методические рекомендации.-Курган, 2008.

4.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С –П , 2006.

5.Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации.-Курган, 2006.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты