Соколовский Георгий Владимирович

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск
Books sokolovsky.png

Содержание

Информационно-образовательная среда XXI века

Основные характеристики ИОС

К основным характеристикам информационно-образовательной системы можно отнести следующие пункты:

  1. Сложность
  2. Интегрируемость
  3. Целостность
  4. Многообразность

Web-сервисы для работы в ИОС

Среди самых популярных сервисов следует выделить:

  1. Веб-сервис для решения школьных олимпиад [1]
  2. Веб-сервис проверки правописания [2]
  3. Веб-сервис для изучения языков программирования HTML, JavaScript, PHP и др. [3]

Сервисы для социального взаимодействия

Google-сервисы

Gooogle Groups
Позволяет пользователям объединяться в группы для обсуждения, разработки, редактирования документов.

Пример:

В качестве примера можно представить работу моей группы [4]
Пользовательский поиск Google
Позволяет создавать собственные поисковые системы, что упрощает поиск в сети Интернет.

Пример:

Моя поисковая система

Социальные сети

Symbaloo
Позволяет пользователям создавать собственные веб-миксы(набор ссылок на источники), которыми в последствии можно делиться.

Пример:

Мой веб-микс

Коллективный поиск информации и хранение закладок

Пользовательский поиск

Хранение закладок

Сервисы визуализации информации

Облака слов

Пример облака

Облако слов — это визуальное представление списка тэгов (или категорий, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.). Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные слова, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Такое представление удобно для быстрого восприятия наиболее известных терминов и для распределения терминов по популярности относительно друг друга.

Сервисы

Ленты времени

Лента времени - способ представления событий в любом(хронологическом или обратном) порядке. Как правило, это шкала с нанесёнными на неё датами рядом с которыми располагаются события, представленные в виде изображений, видео, гипертекста.

Timeline.jpg

Популярные веб-сервисы

Time Rime
TimeRime
  • TimeRime - адрес в сети Интернет.

Характеристики:

  • Для работы на сайте необходима регистрация.
  • Наличие только англоязычного интерфейса.
  • Создание "лент" платное.
Dipity
Dipity
  • Dipity - адрес в сети Интернет.

Характеристики:

  • Для работы на сайте необходима регистрация.
  • Наличие только англоязычного интерфейса.
  • Интегрирован с социальными сетями.
  • Имеется платный функционал.
  • Ленты времени доступны в 2 режимах: приватном и публичном.
Estoriсo
Estorico
  • Estorico - адрес в сети Интернет.

Характеристики:

  • Для работы на сайте необходима регистрация(авторизация).
  • Наличие только англоязычного интерфейса.
  • Интегрирован с социальными сетями(facebook).
  • Есть поиск ленты на определённую тему.
Vistorica
Vistorica
  • Vistorica - адрес в сети Интернет.

Характеристики:

  • Для работы на сайте обязательна регистрация(авторизация).
  • Наличие только англоязычного интерфейса.
  • Позволяется создать ленту на основе только шкалы дат и подписей.
  • Не интегрирован с социальными сетями(facebook).

Моя лента

Ментальные карты

Пример ментальной карты

Ментальная карта (англ. Mind map) - способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. На русский язык термин переводится как "карта мыслей", "интеллект - карта", "карта памяти", "ментальная карта", "ассоциативная карта" и т.д.

История создания

Идеи по созданию способов улучшить восприятие информации активно стали разрабатываться в 50-ых годах 20 века. Британский писатель Тони Бьюзен, автор книг по психологии утверждает, что он является изобретателем современного вида "Ментальных карт". Он утверждает, что положение о том, что, исходя из традиционных представлений о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева-направо и сверху вниз, — неверно, что на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Его работа также использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве доказательства того, что — "Ментальные карты" наилучший способ конспектирования информации.

Правила рисования

  • Чем больше лист, тем лучше.
  • В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.
  • От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы карты. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви и т.д.
  • Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие
  • Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки.

Сервисы по созданию "Ментальных карт"

Mindomo
  • Mindomo - адрес в сети Интернет.

Характеристики:

  • Проработанный интерфейс, сделанный в стиле MS Office.
  • Расширенное редактирование самих карт.
  • Возможности для совместной работы.
Mapmyself
  • Mapmyself - адрес в сети Интернет.

Характеристики:

  • Ментальные карты, сделанные с его помощью, выглядят очень похожими на те, которые рисуют руками.
  • Интерфейс напоминает MS Office.
  • Одновременная работа нескольких пользователей.
Mindmeister

Характеристики:

  • Интерфейс крайне удобен и отличен от стиля MS Office.
  • Огромный набор функционала.
  • Есть возможность совместной работы.

Пример создания ментальной карты с помощью веб - сервисов

  • Требовалось: Golovin image12.jpg
  • Результат: MyMindMap.jpg

Совместное создание ментальной карты на тему "Блог"

Blog.png

Виртуальная учебная доска

Пример виртуальной доски

Виртуальные учебные доски - онлайн сервисы, предназначенные для совместной работы компании людей. Представляют собой "доску", на которую пользователи помещают необходимый материал. Большинство сервисов поддерживают рисование, размещение картинок, аудио, видео, комментарии к чужим постам и т.д.

Применяются для:

  • обсуждения
  • мозговых штурмов
  • обучения и т.д.

Примеры сервисов

  • Linoitинтернет - площадка для организации совместной работы по генерированию идей, осуществления обмена информацией (изображения, документы, видео). Данный сервис будет востребован при проведении проектов и организации сотрудничества. Сервис бесплатный, однако доступен только на 4 языках: английском, японском, корейском и китайском. Но никто не отменял google - переводчик.
  • Spaze — виртуальная доска, которая может использоваться в различных целях (совместная деятельность, создание списка задач, обучение, обмен файлами и др.). На доске можно разместить ярлыки, заметки, закладки, изображения, файлы, видео и HTML
  • Twiddla — на веб-доске вы можете размещать текстовые заметки и изображения, все изменения сохраняются автоматически.

Работа с сервисом Linoit.

Лино представляет собой сервис WEB 2.0, в котором данные организованы и представлены на рабочем столе, доске в виде отдельных стикеров (наклеек), позволяющих размещать текстовую, графическую, аудио, видео и прочую информацию (в виде вложений).
Особенности:

  • несколько уровней доступа к доскам (приватный, публичный, только чтение)
  • возможность выбрать оформление доски
  • поддержка RSS формата для досок
  • сервис бесплатный
  • возможность входа через социальные сети
  • нет русского интерфейса сайта

Виртуальная доска на Padlet

сайт padlet
Padlet Плюсы:

Наша работа на Padlet
  • достаточно больших размеров
  • добавление картинок (Поддерживаемый формат JPEG PNG)
  • добавление видео с YouTube и RuTube
  • добавление документов в формате .doc .docx .rtf .odt
  • добавление книг в формате .djvu .pdf
  • добавление элементов на доску реализовано с помощью технологии Drag'n'Drop

Padlet Минусы:

  • неоднозначное отображение при добавлении элементов
  • Не очевидный интерфейс добавления новых людей к разработке.

Проект Наша учебная доска

Сервисы для создания интерактивных опросов, тестов, упражнений

Google-формы

Google Формы - платформа для создания online-опросов, есть инструменты для совместной работы. Широкие возможности по оформлению и просмотру статистики. Форма-тест по дисциплине Графы и их Группы

Интерактивные тесты и упражнения

LearningApps

LearningApps

LearningApps - приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а именно Интерактивность.
О сервисе подробнее

Инструкции использования:

Интересные упражнения с сайта: Устный счет до 10 В мире профессий Награды ВОВ

Самостоятельно разработанные упражнения: Скачки Викторина Кроссворд

Достоинства сервиса:

  • бесплатный;
  • русскоязычный интерфейс;
  • большие возможности для создания интерактивных упражнений;
  • многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео;
  • содержит большую коллекцию уже созданных другими учителями упражнений;
  • возможен поиск упражнений по категориям (по предметам);

Недостатки:

  • имеются неточности в переводе при использовании русскоязычного интерфейса.
  • часть шаблонов не поддерживает кириллицу;
  • в шаблонах встречаются отдельные опечатки, которые невозможно исправить вручную.

Другие сервисы

Uma
  • UmaPalata - Проект Umaigra (UI) представляет собой попытку решить проблему создания и использования электронных игр в образовании наиболее полным образом. Решение базируется на представлении обучения через игру, как процесса, состоящего из следующих этапов:
    • A. подготовка дидактического материала, создание и публикация игры,
    • B. представление игры ученикам в виде одного или более заданий,
    • C. выполнение заданий учащимися через одну или несколько попыток,
    • D. контроль за ходом выполнения заданий отдельными учениками или группами учеников и вывод результатов,
    • E. анализ результатов, выявление проблем в выполнении заданий и возвращение к этапу А.

Созданная Вами игра (Вы также можете использовать игры, созданные другими пользователями) может быть легко интегрирована в Ваш сайт или блог. Данный проект состоит из 5-ти прототипов-сценариев, в рамках которых учитель может создавать свои дидактические игры.

BrainFlips
  • BrainFlips - Предоставляет возможность изготовить необходимый набор карточек (колоду) или воспользоваться теми наборами, которые уже есть на сайте.

В карточку можно добавить видео, аудио или фото для того, чтобы включить все каналы восприятия информации. Сервис предоставляет широкий спектр инструментов для облегчения изучения практически любого предмета, включая несколько режимов обучения, учебных групп, и искусственный интеллект, чтобы помочь пользователям перейти к более сложным материалам и сделать процесс обучения более эффективным.

Коллективные гипертексты. Технология Вики

Определение

Ви́ки (англ. wiki) — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки. На базе этой технологии построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедиа.

Ссылки на учебники

Учебник - Wiki

Блоги. Сетевые сообщества

Блоги

Шаблон блога

Блогосфераодно из самых «молодых» явлений интернет-пространства.Блоги выполняют различные функции (коммуникативную, информационную и др.), тем самым активно внедряясь в социально значимые сферы деятельности человека. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция к интерференции блогосферы и классических видов искусства.Специфика современного информационного общества заключается в том, что подавляющее количество свободного и рабочего времени затрачивается на производство и потребление знаний и информации. Одним из важнейших источников информации сегодня является Интернет, а в рамках интернет-пространства блогосфера. Выполняя функцию источника информации, блогосфера является определенной субкультурой и социальной сетью, представляя собой важную социальную среду.

Виды блогов

  • Блог – новостная лента
  • Блог – дневник
  • Литературный блог

Критерии оценки блога

При проведении оценки блога по критериям я буду использовать 5-бальную шкалу.
Список критериев:

  1. Актуальность тем
  2. Содержательность статей
  3. Оформление блога
  4. Наличие аудио/видео контента


Оценка выбранного блога: Оцениваемый блог

  1. Моя оценка - 4. Так как тема интересная, но назвать ее уникальной нельзя, существует множество книг и блогов на подобную тему.
  2. Моя оценка - 5. Темы статей рассматриваются подробно и крайне профессионально. Каждую статью интересно читать. Весь материал - авторский.
  3. Моя оценка - 5. Последние статьи легко найти, а лучшие находятся на главной странице и выделены таким образом, что сразу привлекают внимание.Удобно организована обратная связь.
  4. Моя оценка - 5. Каждая статья сопровождается фото и (или) видео.


Популярные блог-платформы

  • WordPress.com

WordPress
WordPress является гроссмейстером всех свободных платформ блогов. Услуги по созданию блогов он предоставляет бесплатно , а также Платные услуги в блогах тысячи блоггеров по всему миру. WordPress популярен среди технических, так и нетехнических блоггеров в связи с его большим количеством полезных функций, даже в бесплатной версии, такие как анти-спам фильтры, статистика трафика, сотни элегантных тем и многое другое. Различные блоги как политические Код CNN, Flicker, и т.д. также используют это для своих нужд. Если вы запланировали создать блог, WordPress является лучшим выбором для вас.

  • Blogger.com

Blogger
Blogger является бесплатной и универсальной блог-платформой, которая предлагает довольно много потрясающих возможностей для своих пользователей. Новички выбирают blogger из-за его простоты использования. Кроме того, он также предоставляет множество виджетов, шаблонов, гео-тегов для основанных на местоположении блогов и ещё множество возможностей. Поэтому, если вам нужна универсальная платформа, которая поможет вам получить большую поисковую оптимизацию власти, то блоггер является хорошим выбором. Платформа кстати принадлежит Google.

  • Tumblr.com

Tumblr
Другой чрезвычайно популярный сайт блогов Tumblr, это отличное сочетание полноценного блога и Твиттера. Этот популярный портал микроблогов отлично подходит для людей, которые хотят получить возможность отправлять короткие и частые содержание. Упакованные с многочисленными умными и интересными функциями, таких как аудио-блоги. В этой блог-платформе, вы можете разместить много изображений наряду с коротким текстом сообщения. Одним словом платформа хороша.

  • LiveJournal.com

LiveJournal
Живой журнал (сокращенно ЖЖ) является удобной блог-платформы, принадлежащей SUP СМИ, что заставляет его чувствовать себя нечто вроде социальной сети. Платформа Отечественного производства, которая достойна, конкурирует с иностранными блог-платформами. Как уже говорилось ЖЖ представляет из себя что-то вроде Соц. сети, где вы можете создавать свои собственные сети, участвовать в опросах, и общаться с другими пользователями наряду с блогами.

  • Так же стоит отметить такие платформы как Instagram, YouTube, которые позволяют вести блог посредством фото и видео контента.

Источники

  • [5] - интересная статья Сергея Трунина, в которой хорошо описаны основные "виды" блогов.
  • [6] - интервью с Ириной Николаевой и Таней Ивановой — организаторами мероприятия и основателями рекламного агентства «HELLO, BLOGGER» о последних тенденциях русскоязычной блогосферы.
  • [7] - статья из Wikipedia о блогосфере.
  • [8] - хорошая ментальная карта на тему оценки блогов.

Сетевое сообщество

Сетевое общество - общество, в котором комбинация социальных сетей и медиасетей формирует их основной способ организации и наиболее важных структур на всех уровнях (на личном уровне, коллективном и общественном). Ян ван Дейк
Cетевое общество — это такое общество, в котором ключевые социальные структуры и деятельность его членов организованы вокруг сетей электронных коммуникаций“. Мануэль Кастельс
Сетевое общество — социальная структура, основанная на сетях, управляемых информационно-коммуникационными технологиями, основанными на микроэлектронике и сетях компьютера, которые генерируют, обрабатывают и распределяют информацию через системы сетей. Автор неизвестен

Примеры сетевых сообществ в сети Интернет

  • LinkedinПо сути, это социальные сети с возможностью поиска не только коллег-единомышленников, но и друзей, а также создавать группы и вступать в группы. Важную роль в такой сети играет поиск вакансий. Целевая аудитория таких сообществ очень широка: работающие профессионалы, специалисты в поиске работы, студенты, задумывающиеся о своей будущей профессиональной деятельности и др.
  • Сеть творческих учителей На этом портале учителям дана возможность общаться и обмениваться информацией, как внутри России, так и за ее пределами. Сеть творческих учителей стремится объединить по всему миру работников сферы образования, интересующихся возможностями использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для пополнения средств осуществления учебного процесса. Здесь представлено большое разнообразие материалов и ресурсов по использованию ИКТ в обучении. Портал создан и функционирует при поддержке корпорации Microsoft.
  • kollega.by Объединяет людей по профессиональному признаку и позволяет представителям разных сфер деятельности удобно и эффективно общаться. Каждый пользователь может обзавестись важными деловыми контактами, получить профессиональную помощь (зачастую безвозмездную), найти наиболее опытного и качественного поставщика услуг, предложить свои услуги.

Способы создания сетевых сообществ

Можно выделить следующие этапы:

  1. Подготовительный этап
    На этом этапе необходимо определить тему проекта, круг возможных участников, уточнить цели создания, наметить сроки реализации, подготовить необходимые ресурсы, выбор наилучшей платформы(формы) для реализации.
  2. Этап реализации
    На этом этапе реализуется платформа(социальная сеть, блог и т.д.), производится раскрутка сообщества(реклама, PR-программа) для привлечения пользователей.
  3. Активное создание контента
    На данном этапе производится максимальное заполнение контента для удержания уже имеющихся и привлечения новых пользователей.
  4. Поддержка площадки
    Производится мониторинг успешности проекта, при необходимости производится доработка платформы или дополнение контента.
Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты