Система ценностей русской культуры

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Безлепкина Марина Николаевна, Зильбер Анастасия Дмитриевна, Солоневич Марина Николаевна

Тема проекта

Система ценностей русской культуры

Предмет, класс

Проект «Система ценностей русской культуры» реализуется в рамках учебной темы по предмету «лингвокультурология» и предназначен для студентов 5 курса филологического факультета

Краткая аннотация проекта

В ходе выполнения проекта участники самостоятельно работают с различными источниками информации, знакомясь с происхождением термина «культура», что подразумевается в культурологии под ценностью, как образуется категория ценности в человеческом сознании, чертами культуры. Интервью со студентами позволяет выяснить, какие они знают обычаи и традиции присущие русской культуре. Данный проект помогает студентам лучше усвоить материал по теме «Система ценностей русской культуры». Совместная работа в группах над проектом способствует социализации деятельности студентов, выработке коммуникативных навыков, повышению индивидуальной ответственности и возможностей для самореализации личности. Интерес к изучению национального характера, культуры и ценностей возник в нашей стране очень давно. В 19 веке он проявился как спор об отнесении России к Востоку или Западу, оригинальности, неповторимости, особенности русской культуры, ее подражательности или самостоятельности. В настоящее время данная тема становится все более актуальной в связи с социально-экономическими кризисами в нашей стране, всемирной глобализацией и сближением культур, а с другой стороны – поиском своих корней, традиций. Кроме того, система ценностей становится объектом манипуляции средств массовой информации. Во многих современных исследованиях в связи с этим анализируется динамика изменений ценностей россиян за последние годы. Большинство авторов сходится на том, что совершается переход от внутренних, духовных ценностей к внешним, материальным, которые исторически характеризуют скорее западного человека. Молодые люди предпочитают такие внутренние ценности, как любовь и счастливая семейная жизнь. Однако наряду с этим наблюдается и тенденция обращения к внешним, материальным ценностям: обеспеченная жизнь, уверенность в себе. В системе инструментальных ценностей, отвечающих за достижение поставленных целей, на первые места выходят образованность, самоконтроль, рационализм, свойственные западному отношению к жизни.

Планируемые результаты обучения

1. Научить студентов пользоваться Power Point для оформления результатов; 2. уметь искать полезную информацию в Интернете; 3. Создавать диаграммы на основе электронных таблиц.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Система ценностей русской культуры

Проблемные вопросы

• Как соотносятся нормы и ценности? • Чем различаются моральные и правовые нормы? • Чем запрещающие нормы отличаются от норм побуждающих? • Каков механизм социального контроля за соблюдением принятых в обществе ценностей и норм?

Учебные вопросы

• Что такое культура? • Что в современной литературе понимается под ценностью? • Какие существуют классификации ценностей? • Что в культурологии понимается под срединной культурой? • Чем объясняется многообразие, полиморфизм ценностей в рамках одной культуры?

План проведения проекта

1. Входное заполнение в группах теста по теме: «Система ценностей русской культуры»; 2. Демонстрация вводной презентации, наводящих вопросов преподавателя на предварительном этапе с целью показа значимости данного проекта для студентов; 3. Оценивание презентаций и работы групп во время защиты проекта сверстниками с помощью оценочных листов; 4. Учебный тест; 5. Самоконтроль; Заполнение теста по теме: «Система ценностей русской культуры»; 6. Рефлексия студентов; 7. Оценивание преподавателем уровня сформированности ключевых компетенций студентов.

Визитная карточка проекта

[Визитная карточка]

Публикация учителя

[буклет 1] [буклет 2]

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

[ценности]

Пример продукта проектной деятельности учащихся

[часть 1] [часть 2] [часть 3]

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

[Тестовые задания]

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

[Ментальная карта]

Полезные ресурсы

Российский сайт программы Intel® “Обучение для будущего”

Проекты с аналогичной тематикой

Другие документы

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты