Семья и школа: воспитательное взаимодействие

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Гукова Екатерина Вячеславовна

студентка 5 курса, 53 группы факультета социальной педагогики и психологии, УО "ВГУ им. П. М. Машерова".

Тема проекта

Семья и школа: воспитательное взаимодействие

"Семья и школа: воспитательное взаимодействие"

Предмет, класс

Данный проект предназначен для педагогов, классных руководителей, социального педагога и психолога учреждения образования а также для семей учащихся этого учреждения.

Краткая аннотация проекта

Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, которая имеет значительные адаптивные возможности, а изменения в одном из элементов системы сказываются на всей семье. Современная школа является системой, которая реализует в определенной мере потребность общества во всесторонне и гармонически развитой личности на любом этапе ее жизни. Взаимодействие семьи и школы предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании и развитии личности ребенка. Семейное и школьное воспитание имеют общие цели, которые реализуются в различных направлениях.

Цель проекта – изучить особенности воспитательного взаимодействия семьи и школы.

Объектом исследования является семья и школа, а предметом – процесс воспитательного взаимодействия.

Цель, объект и предмет исследования обусловили следующие задачи проекта:

1. Проанализировать литературу по данной проблеме;

2. Выявить критерии эффективности взаимодействия семьи и школы;

3. Провести исследование системы взаимодействия «родитель-учитель»;

4. Разработать программу мероприятий с учителями и родителями по созданию единого воспитательного пространства «родители – дети – учителя».

Для исследования данной проблемы нами был выбран метод анкетирования, базой для проведения опытно-экспериментальной работы выступало учреждение образования «Государственная общеобразовательная средняя школа №45 г.Витебска», в анкетировании принимало участие 60 респондентов (преподаватели учреждения образования и родители учащихся).

Планируемые результаты обучения

Приобретение знаний, умений и навыков по данной теме. Взаимодействие семьи и школы основываются на активности каждого субъекта этого процесса, возможности самостоятельно принимать решения и осуществлять выбор, а также на сосуществовании различных точек зрения и свободном их обсуждении. Главной идеей служит приобретение знаний и умение их воплощать в реальность. Социальные педагоги, психологи, классные руководители, родители учащихся которые овладели данной информацией, знаниями и умениями могут быть активными элементами процесса взаимодействия семьи и школы. Целью работы является активное вовлечение каждого субъекта воспитательного взаимодействия в процесс усвоения материала. Также результатами проекта должны стать изучение особенностей воспитательного взаимодействия семьи и школы, проведение исследования системы взаимодействия «родитель-учитель» на базе ГУО "СШ №45 г.Витебска" и разработка программы мероприятий с учителями и родителями по созданию единого воспитательного пространства «родители – дети – учителя».

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Исследование системы взаимодействия «родитель-учитель».

Проблемные вопросы

Могут ли семья и школа стать полноценными партнерами в деле воспитания и образования детей?

Учебные вопросы

1. Содержание и структура понятия «семья»?


2. Основные направления социально-педагогической деятельности школы?


3. Сущность и специфика семейного и школьного воспитания?

План проведения проекта

1. Подготовительный этап:

- сбор информации по данной теме;

- анализ научной литературы по проблеме исследования;

- обобщение и систематизация информации.

2. Основной этап: реализация задач проекта, проведение исследования.

Для исследования данной проблемы нами был выбран метод анкетирования, базой для проведения опытно-экспериментальной работы выступало учреждение образования «Государственная общеобразовательная средняя школа №45 г.Витебска», в анкетировании принимало участие 60 респондентов (преподаватели учреждения образования и родители учащихся).

3. Заключительный этап: подведение итогов исследования, разработка программы мероприятий с учителями и родителями по созданию единого воспитательного пространства «родители – дети – учителя».

С целью создания единого воспитательного пространства «родители-дети-учителя» нами была разработана программа мероприятий в учреждении образования «Государственная общеобразовательная средняя школа №45 г.Витебска» «Остров понимания», которая в себя включает различные мероприятия с родителями и педагогами («круглый стол», конференция-презентация, индивидуальные консультации, тренинг для родителей, семейный праздник).

Визитная карточка проекта

Презентация проекта "Семья и школа: воспитательное взаимодействие". [1]

Публикация учителя

Цитата В.А. Сухомлинского

1. Функции современной семьи. [2]

2. Принципы взаимодействия семьи и школы. [3]

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

1. Анкета для педагогов. [4]

2. Анкета для родителей. [5]

Пример продукта проектной деятельности учащихся

1. Круглый стол для родителей. [6]

2. Семейный праздник. [7]

3. Тренинг для родителей. [8]

Конференция

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Сводная таблица по результатам анкетирования. [9]

В итоге анализа литературы и исследования по теме проекта «Семья и школа: воспитательное взаимодействие» мы пришли к следующим выводам, что взаимодействие семьи и школы будет более эффективным, если каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определенную роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успехи одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого. Основной целью взаимодействия является воспитательное пространство для гармоничного развития детей.

Воспитательные функции должны быть равномерно распределены: профессиональные функции воспитания должны быть возложены на педагога, а родительские обязанности – на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций. Взаимно признавая автономию школы и семьи, необходимо считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью.

Необходимо сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством производственных, личных дел и обязанностей современного человека. А также неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах. Не нужно претендовать на перевоспитание родителей, необходимо принимать как данность семейные обстоятельства.

Проведя исследование, можно отметить, что успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Процесс взаимодействия с семьей со стороны школы, нежелание педагогов менять сложившиеся негативные стереотипы в данной сфере обуславливают кризис существующей системы взаимодействия «школа-семья». Несмотря на это некоторые педагоги (47%) и малая часть родителей (3%) осознают потребность во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка.

Достаточно распространенным среди родителей является мнение о том, что их роль должна ограничиваться помощью ребенку в развитии его интересов (27%). Педагоги и родители должны создавать условия наиболее гармоничные и педагогически целесообразные для развития ребенка.

На воспитание детей в семье негативно влияет в первую очередь нехватка времени на воспитание и общение (54%), а также недостаток педагогических знаний по воспитанию (40%).

Продуктивность взаимодействия системы «родитель-учитель» в определенной степени обусловлена разнообразием его форм. Наиболее предпочтительной формой общения, по мнению родителей, являются родительские собрания (57%), а по мнению педагогов – периодические контакты в связи с возникающими проблемами (57%).

Основы формирования личности закладываются в семье, но полноценное воспитание личности ребенка должно происходить при взаимодействии семьи и школы (70%).

Большой и нерешённой проблемой педагогики и педагогов являются педагогическое просвещение и педагогическая культура родителей. Работа школы с родителями в последнее время значительно ослабла, но из этого не следует, что данная работа уже не нужна школе. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.

Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Основной целью организации взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.

Проблема взаимодействия семьи и школы является одной из наиболее острых и актуальных. С целью создания единого воспитательного пространства «родители-дети-учителя» нами была разработана программа мероприятий в учреждении образования «Государственная общеобразовательная средняя школа №45 г.Витебска» «Остров понимания», которая в себя включает различные мероприятия с родителями и педагогами («круглый стол», конференция-презентация, индивидуальные консультации, тренинг для родителей, семейный праздник).

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

1. Программа мероприятий для создания единого воспитательного пространства «родители – дети – учителя» "Остров понимания". [10]

2. Советы родителям. [11]

Полезные ресурсы

1. Акутина, С.П. Воспитание – семья и школа / С.П. Акутина // Научно-методический журнал «Классный руководитель». – 2006. – № 7. – С. 26–43.

2. Богословская, В.С. Школа и семья: конструктивный диалог / В.С. Богословская. – Мн.: Тесей, 2006. – 190 с. [12]

3. Вакушенко, Т.Д. Основы социально-педагогической работы с семьёй: методические рекомендации / Т.Д. Вакушенко, С.Г. Туболец. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2014. [13]

4. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учебн. пособие / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 288 с. [14]

5. Голованов, В. Семья, классный руководитель, детский коллектив: воспитательное взаимодействие / В. Голованов, С. Евтушенко, Ю. Виноградов // Практический журнал «Сельская школа». – 2008. – № 6. – С. 28–38.

6. Гликман, И. Как сотрудничать с родителями школьников / И. Гликман // Практический журнал «Сельская школа». – 2005. – № 4. – С. 45–48. [15]

7. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей / В.Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 190 с. [16]

8. Игнатенко, М. На пути к диалогу / М. Игнатенко // Научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2005. – № 1. – С. 27–31. [17]

9. Колбасенко, Т.А. Семья и школа: поиски взаимодействия / Т.А. Колбасенко // Информационно-методический журнал «Образование Минщины». – 2007. – № 2(7). – С. 56–57.

10. Куприянов, Б.В. Взаимодействие классного руководителя с родителями детей / Б.В. Куприянов // Научно-методический журнал «Классный руководитель». – 2008. – № 2. – С. 53–61.

11. Куровская, С.Н. Педагогика семьи / С.Н. Куровская. – Мн: Тесей, 2006. – 190 с. [18]

12. Неупокоева, Н. Семья и школа: открытая диалоговая форма общения / Н. Неупокоева // Практический журнал «Сельская школа». – 2006. – № 5. – С. 30–42. [19]

13. Парфенова, И. Организация сотрудничества семьи и школы / И. Парфенова, Е. Казакова // Научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2002. – № 3. – С. 25–28.

14. Сафонова, Т.А. Семья и школа: пути взаимодействия / Т.А. Сафонова // Информационно-методический журнал «Образование Минщины». – 2008. – № 6(11). – С. 75–78. [20]

15. Сенько, В.Г. Семья – главная забота государства и общества / В.Г. Сенько // Информационно-методический журнал «Образование Минщины». – 2008. – № 4(15). – С. 73–76. [21]

16. Шакурова, Н. Работа с семьей: содержание и мониторинг / Н. Шакурова // Практический журнал «Сельская школа». – 2006. – № 3. – С. 48–61.

17. Шик, С. Работа с родителями подростков в контексте понимающей педагогики / С. Шик // Научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2006. – № 5. – С. 23–28. [22]

18. Щуркова, Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 110 с. [23]

19. Википедия [24]

20. Intel [25]

21. БобрДобр [26]

Проекты с аналогичной тематикой

1. Проект совместной деятельности школы с родителями учащихся. [27]

2. Проект программы "Семья и школа как партнеры по образованию". [28]

3. Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика". [29]

4. Проект "Социально-педагогическая поддержка ребенка через взаимодействие семьи и школы". [30]

5. Проект по воспитательной работе "Сотрудничество семьи и школы – залог успешной воспитательной деятельности". [31]

Воспитательное взаимодействие

Другие документы

1. Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие формирования личности младшего школьника. [32]

2. Педсовет «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия». [33]

3. Мониторинг взаимодействия семьи и школы Н.Киселева. [34]

4. Картинка "Взаимодействие родителей и школы". [35]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты