Сапежинская Анастасия Игоревна

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

WEB 2.0

Web20 sapezhinskaya.png

Информационно-образовательная среда XXI века

общая характеристика ИОС

Информационно-образовательная среда (ИОС) - это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников,студентов,педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.

Подобная среда должна включать в себя:организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых.

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Сервисы Web 2.0 в формировании современной ИОС

Современную глобальную сеть вряд ли уже можно представить без блогов, социальных сетей, облака сервисов какой-либо поисковой системы (Яндекс, Google и т.д.), Википедии, и подобных ей ресурсов.

Технологии Web 2.0 прочно укрепились в нашей повседневной жизни, как средства коммуникации (социальные сети: Facebook, Twitter, Вконтакте), быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства» (Wiki, блоги).

Возможности технологии Web 2.0 можно применять:

-Использование сетевых сообществ для свободного распространения учебных материалов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые можно использовать в учебных целях.

-Самостоятельное создание сетевых учебных материалов. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого содержания.

-Участие в новых формах деятельности без специальных знаний и навыков в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов.

-Наблюдение за деятельностью участников сообщества. Общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью.

-Основное изменение учебного процесса связано с активным участием учеников в создании собственных материалов. Во всех сферах технологии Web 2.0, наибольшее значение для обучения имеет совместная созидательная деятельность.[1]

Сервисы для организации сетевого взаимодействия

Google-группы

презентации

Коллективный поиск информации и хранение закладок

Сервисы визуализации информации

ОБЛАКА СЛОВ

Облако слов - это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.). Инструмент для генерации "красивых облаков" ключевых слов из текста, предоставленного сервису. Сервис выделяет те слова, которые чаще встречаются в тексте. Так же присутствует множество настроек: разные шрифты, макеты, цветовые схемы и другие возможности.Такое представление удобно для быстрого восприятия наиболее известных терминов и для распределения терминов по популярности относительно друг друга

Описание сервисов

ЛЕНТЫ ВРЕМЕНИ

Лента времени - способ представления списка событий в хронологическом порядке. Обычно это шкала с нанесёнными на неё датами рядом с которыми располагаются события. События часто представляют в виде изображения с пояснением.

Веб-сервисы

Сервис Dipity - http://www.dipity.com/
-Описание: Сервис позволяет создавать временную шкалу, вставлять в нее даты и их описания. Пользователи могут создавать и обмениваться в сети своими работами,добавлять видео, аудио, изображения, текст,ссылки, социальные медиа, местоположение и временные метки. Данный сервис является самым быстрым и простым способом привести временные данные в формат мультимедии.

Сервис Free Timeline - http://www.free-timeline.com/timeline.jsp

-Описание:
Это бесплатный онлайн-сервис, который позволяет создавать, сохранять, совместно использовать и печатать шкалы времени. Вы можете также легко вставлять созданные шкалы времени в свои веб-сайты или блоги.

Сервис Timetoast - http://www.timetoast.com/

Описание:
Сервис позволяет людям создавать интерактивные графики,которыми они могут поделиться на любом сайте в Интернете.


Сервис Ourstory - http://www.ourstory.com/

-Описание:

Сервис для создания временной шкалы, достаточно прост в использовании, очень красив и приятен в работе. В шкалу времени можно добавлять изображения и видео. Пользователь имеет возможность выбирать дизайн оформления для своей истории.

Сервис Capzles - http://www.capzles.com/

-Описание:

Сервис для создания временной шкалы. Пользователь может выбрать категорию и создавать свою работу в определенной тематической направленности. Также есть возможность добавления собственных фотографий, видео, музыки, блогов и документов.

лента времени "История интернета" - http://www.dipity.com/belka2594/dt*5fa25ba227a66150/

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ

MindmapSUMMER.png

Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или
текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

Как нарисовать ментальную карту: инструкция

   1.Возьмите лист бумаги и напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.
   2.От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.
   3.Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.


ПРАВИЛА РАБОТЫ С МЕНТАЛЬНЫМИ КАРТАМИ

  • Пишите одно слово на одной ветви. Такой подход значительно экономит время и место и способствует лучшей читаемости карты. Это сначала кажется непривычным, — у вас может возникнуть опасение, что вы забудете остальные слова. На самом деле не забудете, если выберете в качестве ключевых слов наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «цепляющие» слова.
  • Располагайте лист горизонтально — такую карту будет удобнее читать.Пишите ключевые слова печатными буквами, черным цветом, как можно яснее и четче.
  • Ключевые слова размещайте прямо на линиях, отображающих их взаимосвязь. Не заключайте их в какие-либо рамки. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово.
  • Длина линии должна быть равна длине слова — не делайте линии длиннее слов. Не прерывайте линий.
  • Используйте разные цвета для основных ветвей, чтобы они не сливались визуально.
  • Варьируйте размер букв в надписях и толщину ветвей в зависимости от степени удаленности от главной темы.
  • Располагайте ветви равномерно — не оставляте пустого места и не размещать ветви слишком плотно.
  • Используйте рисунки и символы (как минимум — для центральной темы, лучше — для всех основных ветвей).
  • Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организация и читаемость карты.
    КОГДА ИСПОЛЬЗУЮТ МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ?
    1. В самообучении. Изучение любого материала может идти быстрее, если фиксировать основные мысли в форме ментальной карты. Даже если вы просто читаете книгу, сделайте ментальную карту и вы увидите, насколько это удобный способ осмыслить прочитанное (не говоря уже о том, что эта карта может вам очень пригодиться, если вы впоследствии захотите быстро освежить в памяти содержание книги).
    2. Для создания идей. Напишите задачу в центре и располагайте на ветках идеи или ассоциации, от них — следующие ассоциации, все время задавая себе вопрос, как это может решить вашу задачу.
    3. Чтобы разобраться в новой области. Бывают ситуации, когда вы чувствуете, что тема ускользает от понимания. Напишите ее в середине и располагайте на исходящих из центра ветвях все, что к ней относится. Когда карта станет большой и хаотичной, перерисуйте ее, используя несколько основных ветвей в качестве структурных.
    4. Чтобы представить большое количество информации в емкой форме. Вы можете делать это для большей наглядности, например в ходе презентаций, или для себя самого (например, чтобы не забыть что-то важное во время выступления).

    ГДЕ СОЗДАВАТЬ МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ
    1. - https://www.mindmeister.com/ru
    Пример ментальной карты - https://www.mindmeister.com/maps/show/527025407
    Ментальная карта на тему:"Социальные сети" - https://www.mindmeister.com/527172241?f=email_share_map&utm_medium=email&utm_source=share_map


    Социальные сети

    Виртуальная учебная доска

    Виртуальные учебные доски — это обучающие инструменты, которые позволяют объединять текст, изображение, видео, аудио в интерактивный формат. Используются для планирования задач исследовательских или других проектов, мозговых штурмов, голосования с комментированием. Они также могут быть использованы для совместного и индивидуального выполнения заданий, для сбора информации или для организации опроса учащихся.

    Сервисы для создания виртуальных досок
    Mural.ly - это онлайн-приложение, представляющее собой виртуальную белую доску, на которой вы можете размещать практически любые нужные вам материалы. Кроме того, сервис позволяет пригласить к работе своих коллег и отлично подходит для совместной работы.

    https://realtimeboard.com/ - это виртуальная белая доска, которая доступна для всех участников проекта и готова для совместного использования.

    twiddla.com [2] - это онлайн сервис для совместной работы.

    http://en.linoit.com/ — интернет - площадка для организации совместной работы по генерированию идей, осуществления обмена информацией (изображения, документы, видео). Данный сервис будет востребован при проведении проектов и организации сотрудничества. Сервис бесплатный, однако доступен только на 4 языках: английском, японском, корейском и китайском.

    http://en.linoit.com/ - интернет - площадка для организации совместной работы по генерированию идей, осуществления обмена информацией (изображения, документы, видео). Данный сервис будет востребован при проведении проектов и организации сотрудничества. Сервис бесплатный, однако доступен только на 4 языках: английском, японском, корейском и китайском.

    Основные особенности: +возможность входа через социальные сети +возможность выбрать оформление доски +сервис бесплатный
    +Достоинством является то, что можно работать как с регистрацией, так и без нее.
    Как в любом сервисе есть и свои минусы. - при отсутствии регистрации - не будет возможности многократного редактирования полотна и работы в группе. Из этого следует, что все члены команды должны быть зарегистрированными.
    Описание сервиса realtimeboard_31_11
    ссылка на виртуальную доску "день семьи" - https://realtimeboard.com/app/board/87342849/

    вирт доска день семьи

    Сервисы для создания интерактивных опросов, тестов, упражнений

    Google формы

    Google-формы - это онлайн сервис для создания опросов в виде текстовых вопросов, а также для создания тестов. Форму опроса или теста можно встроить на сайт, в блог, отправить ссылку по почте своим корреспондентам. Результаты опроса можно встроить в виде таблицы или скриншота диаграммы.
    пример гугл формы
    Создание Google-формы
    инструкция по созданию
    Преимущества

    • Опросы и многое другое - С Google Формами вы можете не только быстро провести опрос, но и составить список гостей, собрать адреса электронной почты для новостной рассылки и даже провести викторину.

    • Красочное оформление - В постоянно растущей коллекции найдутся темы на все случаи жизни. А ещё вы можете создать тему самостоятельно – просто загрузите фото или логотип и выберите цветовую гамму.
    Oform1111.jpg
    • Эффективная совместная работа - создавайте и редактируйте формы вместе с друзьями, одногруппниками или коллегами
    Work11111111111.jpg
    • Тонкие настройки - Перемешайте вопросы, и они будут выводиться в случайном порядке. Добавьте в форму видеоролики с YouTube и фотографии. А ещё вы можете настроить форму так, чтобы респонденты попадали на разные страницы в зависимости от того, какой вариант ответа они выберут.
    Nastroy099999999999999.jpg
    • Удобные способы рассылки - Просто отправьте респондентам ссылку на форму, разместите опрос на своем сайте или отправьте его по электронной почте – адресаты смогут заполнить форму прямо в Gmail. Число респондентов не ограничено!
    Otpravka333333333333.jpg
    • Результаты и статистика - Вы найдете ответы респондентов в автоматически созданной таблице Google, а статистику ответов, в том числе в виде диаграммы, можно просмотреть прямо в форме.
    Bitva777777777777777.jpg

    Интерактивные тесты и упражнения

    LearningApps

    learningapps - это приложение Web 2.0 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Данный онлайн-сервис позволяет создавать такие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей).

    Инструкция по работе с сервисом LearningApps
    Инструкция по работе с сервисом LearningApps
    Преимущества

  • русскоязычный интерфейс (надо только выбрать соответствующий флажок в правом верхнем углу);
  • создание необходимых интерактивных учебно-методических пособий по любым предметам;
  • использование приложений, созданных другими пользователями сервиса;
  • моментальная проверка правильности выполнения задания;
  • возможность встраивания задания на html-страницу;
  • возможность самообучения;
  • возможность обмена интерактивными заданиями;
  • создание аккаунта для обучающихся;
  • объединение учащихся в виртуальный класс.
  • создание таких пособий самими учащимися для закрепления изученного и реализации творческих способностей.
    Недостатки:
  • часть шаблонов не поддерживает кириллицу;
  • некоторые шаблоны упражнений изменяются или исчезают вообще
  • в шаблонах встречаются отдельные опечатки, которые невозможно исправить вручную.
    Интересные упражнения
    Все о космосе
    Викторина об Италии
    Великая Отечественная война
    Упражнения
    Викторина ВОВ
    кто хочет стать миллионером
    Викторина с вводом текста

    Сервисы для создания интерактивных опросов

    Untitled56456465.jpg Сервис Анкетер - предназначен для создания всевозможных опросов любой конфигурации. Для создания опроса пользователю необходимо пройти регистрацию на сервисе.
    Создаваемый пользователем опрос условно можно разделить на две части:

  • Основная – делится на три раздела:
      Создание опроса - в этом разделе необходимо указать тему опроса и дать его описание, задать надпись на кнопке для завершения опроса
      Настройки опроса – здесь необходимо указать ограничения для респондентов (например, ограничивать респондентов по IP-адресу), выбрать дату окончания опроса, задать количество респондентов.
      Защита опроса – здесь указывается доступ к результатам опроса (например, результаты опроса могут быть доступны не только пользователю который создает опрос, но и респондентам принимающим участие в опросе), кроме того можно указать пароль для доступа к опросу, в этом случае принять участие в опросе могут только респонденты знающие пароль.

    Размещение вопросов - после создания основной части можно добавлять вопросы. Добавлять в опрос можно вопросы четырех типов: единичный выбор (один из многих), множественный выбор (несколько из многих), ввод текста, единичный выбор – меню (один из многих). Также, можно предложить респондентам вводить свой вариант ответа, причем это может быть как обычный текст, так и по шаблону — целое число, дата в формате ДД.ММ.ГГГГ или адрес электронной почты. Для каждого вопроса можно выбрать настройки: важность (например, обязательный вопрос), расположение вариантов ответа (например, горизонтальное), размер поля ввода. На этом этапе можно выбрать и тему для оформления опроса. Результаты опроса выводятся на панели управления пользователя в очень удобном формате.

    Untitled56465878978.jpg Сервис Webanketa - помогает создавать и проводить приватные и публичные опросы, анкетирования и голосования. Работая на сервисе желательно пройти регистрацию. Создавать опросы могут также не зарегистрированные пользователи. Но важно помнить! Если анкета будет создана без регистрации, то она может просто потеряться, т.к. не будет привязана ни к какому пользователю.
    Основные достоинства:

  • простой интерфейс с возможностью контролировать каждое слово в вашей анкете;
  • упрощенный вывод результатов голосований;
  • поддержка многоязычных опросов;
  • поддержка частных (защита паролем и уникальной ссылкой) и публичных анкет;
  • возможность скачать результирующие данные (полный список респондентов, каждого респондента или общей статистики) для более детального анализа в удобной для вас программе.

    Untitled878794556145.jpg Сервис Urtak.com - позволяюет очень быстро и легко создавать онлайн опросы и анкеты. Для создания опроса достаточно ввести свой е-mail. После прохождения регистрации можно отредактировать свой профиль и изменить пароль. Созданные опросы отображаются в таблице, здесь автоматически отображается число принявших участие в опросе. Сервис не дает возможности принять участие в опросе несколько раз. Очень удобным решением является то что есть возможность прикрепить изображение как к вопросу, так и к ответам.
    Для создания опроса нужно:
  • дать опросу название
  • написать инструкцию или пояснение
  • в правом окне добавить (ADD) по одному вопросы, на которые нужно дать ответ "Да", "Нет", "Не знаю" нажать кнопку готово (DONE)

    Коллективные гипертексты. Технология Вики

    Блоги. Сетевые сообщества

    Блог

    Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).
    Блогосфе́ра (от англ. blogosphere) — термин, построенный аналогично термину «ноосфера» и ему подобным, и обозначающий совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть. Существующие в мире десятки миллионов (по данным 2006 года) блогов обычно тесно связаны между собой, блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку.
    Блог-платформа[3] (блогохостинг, блог-служба) — это «коммунальный» сервис, предоставляющий пользователю «под ключ» движок и позволяющий вести блог, дневник без необходимости самостоятельно заниматься обслуживанием движка и программированием.

    Оценка блогов
    диапазон оценок от 1 - 5

  • Периодичность обновления.
  • Тематика сообщений.
    пример
  • Дизайн, оформление.
  • Удобство навигации.
    Оценка блога http://by.holiday.by/blog
    пример
  • практически ежедневно оценка 5 ;
  • туризм оценка 4
  • оформление хорошее, читать легко и удобно. оценка 5
  • имеется кнопка для перехода вверх по странице, поиск по блогу, кнопка "закладка". оценка 5

    Сетевые сообщества

    Сетевое сообщество это - группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы . Использование в педагогической практике сетевых сообществ служит для воспитания следующих умений:
    1) совместное мышление ( переход от эгоцентрической позиции к пониманию роли и знаниям других людей);
    2) толерантность;
    3) освоение децентрализованных моделей;
    4) критичность мышления.

    Возможные способы создания сетевых сообществ.Сетевые сообщества могут быть созданы на основе существующих крупных сервисов:

  • социальные сети (группы в них)
  • сайты-конструкторы сайтов
  • сервисы блогов и т.д.
    Примеры интернет-сообществ
  • http://habrahabr.ru/ -Новостной сайт.Коллективный блог.
  • https://www.linkedin.com/nhome/ - это популярная социальная сеть, полезная для расширения и установления профессиональных контактов. В ней зарегистрировано более 100 млн. пользователей, которые представляют 150 различных сфер бизнеса из более 200 стран мира.более подробное описание сети
  • Персональные инструменты
    Пространства имён

    Варианты
    Действия
    Навигация
    Инструменты