Профилактика курения среди юношей

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Cыродоева Елена

Тема проекта

Профилактика курения среди юношей

Предмет, класс

для юношей от 15-23

Краткая аннотация проекта

Цель проекта : изучить профилактику курения среди юношей

задачи :1)с раннего возраста (детский сад) рассказывать детям о вреде курения;2) совместно со средствами массовой информации проводить мероприятия против курения;3) поощрять тех, кто не курит;4) запретить курение в общественных местах с целью оградить некурящих от пассивного курения;5) поддержка курильщиков при твердом решении избавиться от этой вредной привычки.
Актуальность :По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире в среднем каждые шесть секунд умирает один человек от заболеваний, связанных с курением табака, а ежегодно по этой причине умирают пять миллионов человек. «Если тенденции нарастания распространённости курения не будут снижаться, то, по прогнозам, к 2020 году ежегодно будут преждевременно умирать 10 млн человек, а к 2030 году курение табака станет одним из самых сильных факторов, приводящих к преждевременной смерти».Среди курящих мужчин, пожизненный риск развития рака лёгких составляет 17,2 %, среди курящих женщин — 11,6 %. Этот риск значительно ниже у некурящих: 1,3 % у мужчин и 1,4 % у женщин.

Впрочем, про другим данным, рак легких встречается у 3,4 некурящих людей из 100 000. Среди людей курящих по пол пачки в день цифра вырастает до 51,4 случаев из 100 000, 1 - 2 пачки в день увеличивают риск до 143,9 из 100 000, а при употреблении более двух пачек в день - до 217.3 из 100 000.С курением табака связано 23 % смертей мужчин и 4 % всех смертей женщин. В наиболее трудоспособном возрасте (30-59 лет) с курением табака у мужчин связано около 40 % всех смертей, у женщин — почти 20 %.

Преждевременная связанная с табакокурением смертность от болезней системы кровообращения:

мужчины — 30 % женщины — 5 % В трудоспособном возрасте (30-59 лет) эти показатели равны 55 % и 32 % соответственно.

Связанная с табакокурением смертность от ишемической болезни сердца в трудоспособном возрасте:

мужчины — около 60 % смертей женщины — 40 % смертей.

= Планируемые результаты обучения

Проект направлен на профилактику курения среди юношей и борьбу с курение показать к чему приводит курение и его последствия на организм  !!!!!!!!!!

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

проблема курения среди  юношей

Проблемные вопросы

Сущность причины курения , история курения , последствия курения для организма , распространение курения , законодательство .

Учебные вопросы

Какие выводы вами сделаны по проблеме курения ? Если на ваш взляд положительные стороны у курения ? Какой вы для себя нашли способ бросить курить ?

План проведения проекта

1. Подготовительный этап ( анализ и сбор информации , влияние курения на организ юноши ) 2. Второй этап ( изучение иследовании по проблеме курения ) 3. Анализ иследований .

Визитная карточка проекта

http://www.google.by/imgres?imgurl=http%3A%2F%2F5klass.net%2Fdatas%2Fobg%2FAlkogol-kurenie-narkotiki%2F0003-003-Kurenie-eto-jad.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fworldandman.blog.com%2F%25D0%2592%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B4-%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2F&h=720&w=960&tbnid=ONXDYkqgoKgQvM%3A&zoom=1&docid=ycNjN53zqBCeFM&ei=26VXU4L9BcXn4gTIn4DwAg&tbm=isch&ved=0CKEBEDMoRzBH&iact=rc&uact=3&dur=4838&page=5&start=65&ndsp=19http://www.google.by/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fruslekar.info%2Fimages%2Foriginal%2F19189151.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fruslekar.info%2FStatya-o-vrede-kureniya-448.html&h=900&w=636&tbnid=KHBCSFWe6SHXhM%3A&zoom=1&docid=qTakSAhHVshS8M&ei=26VXU4L9BcXn4gTIn4DwAg&tbm=isch&ved=0CFYQMygFMAU&iact=rc&uact=3&dur=558&page=1&start=0&ndsp=14http://www.google.by/imgres?imgurl=http%3A%2F%2F2.bp.blogspot.com%2F-8X7xlICWYbI%2FUcPOqbcNu_I%2FAAAAAAAAEIc%2FSw0TB0_wHPE%2Fs1600%2F16392811-illustration-of-no-smoking-sign-cartoon.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fseoptima.blogspot.com%2F2013%2F06%2Fblog-post_20.html&h=1200&w=1200&tbnid=uqvKnBSNOKddHM%3A&zoom=1&docid=A8-vuehtQFsFQM&ei=26VXU4L9BcXn4gTIn4DwAg&tbm=isch&ved=0CFgQMygHMAc&iact=rc&uact=3&dur=832&page=1&start=0&ndsp=14

Публикация учителя

Презентация[[1]]

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

[[2]]

Пример продукта проектной деятельности учащихся

ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С КУРЕНИЕМ В КОМПАНИИ MERRIL LYNCH AND COMPANY, INC. : ИЗУЧЕНИЕ КОНКРЕТНОГО СЛУЧАЯ

Kristan D. Goldfein

В 1990 году американское правительство оказало мощную поддержку программам борьбы с курением на рабочих местах, опубликовав работу "Здоровые люди 2000 года", в которой определялись цели национальной политики в области укрепления здоровья и предотвращения болезней до 2000 года (US Public Health Service, 1990). Одной из задач является увеличение к 2000 голу числа рабочих мест, где будут проводиться программы укрепления и сохранения здоровья работников (цель 8.6). Основные усилия направлены на запрещение или резкое ограничение курения на работе за счет увеличения числа учреждений, принявших официальную политику в отношении запрещения курения (цель 3.11), и на утверждение в штатах обстоятельных законов, направленных на поддержание чистого воздуха в помещениях (цель 3.12).

Для обеспечения этих задач с учетом интересов работников компания Merrill Lynch and Company, Inc. (называемая в дальнейшем Merrill Lynch) начала в своей штаб-квартире в Нью-Йорк Сити и в штате Нью-Джерси реализацию программы "Хорошее состояние здоровья и Вы" для своих сотрудников. Merrill Lynch - это расположенная в США мировая компания по управлению финансами и консультированию, лидер среди компаний по обслуживанию физических и юридических лиц. 42000 сотрудников компании Merrill Lynch, работающие более чем в 30 странах, оказывают услуги в сфере предложения или продажи ценных бумаг, торговле и брокерстве, инвестиций банковских фондов, продаже и покупке иностранных валют, товаров и их производных, банковского дела и займов, а также продажи страховых полисов и приема на страхование. Сотрудники этой компании различаются по своей этнической принадлежности, национальности, образовательному уровню и по оплате труда. Почти половина сотрудников работает в метрополии Нью-Йорк Сити (включает часть штата Нью-Джерси) и в двух центрах по обслуживанию клиентов во Флориде и штате Колорадо.

Программа "Хорошее состояние здоровья и Вы" компании Merrill Lynch Программа "Хорошее состояние здоровья и Вы" базируется в отделе оказания медицинских услуг и управляется преподавателем по вопросам здоровья с докторской степенью, который подчиняется медицинскому директору. Основной персонал программы состоит из менеджера и его штатного помощника, при необходимости в штат включаются доктора и медицинские сестры, консультанты по оказанию помощи сотрудникам и внешние консультанты.

В 1993 году, в первый год функционирования этой программы свыше 9000 сотрудников, что составляет около 25 % всего персонала компании, принимали участие в различных мероприятиях этой программы, включая нижеследующие:

· программы самопомощи и письменной информации, включая распространение брошюр по самым разным вопросам здоровья, а также Руководства компании для наблюдения за здоровьем персонала, предназначенные для того, чтобы стимулировать сотрудников для сдачи анализов и участия в профилактических прививках, а также для общего руководства ими для того, чтобы они оставались здоровыми; · образовательные семинары и практические занятия по интересующим всех вопросам, таким как борьба с курением, управление стрессами, СПИД и болезнь Лайма; · обширные программы проверок для выявления сотрудников, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, рака кожи и легких. Обследование персонала проводили внешние исполнители на рабочих местах в помещениях компании, либо в медицинских клиниках компании, либо в передвижных фургонах; · текущие программы, включая занятия аэробикой в кафетериях компании и занятия по индивидуальному контролю за весом, проводившиеся в конференц-залах компании; · медицинские услуги в клиниках компании, включая проведение профилактических прививок против гриппа, консультации дерматолога, периодические проверки состояния здоровья сотрудников и советы по правильному питанию.

В 1994 году эта программа была расширена и в нее вошла программа гинекологического обследования на рабочих местах, которая включала взятие мазков Папа, обследование грудных желез и шейки матки, а также программу срочной медицинской помощи, которая помогала работникам отыскать, в случае необходимости, англоязычного доктора в любой точке мира. В 1995 году программы хорошего состояния здоровья будут внедрены в офисах компании во Флориде и Колорадо, и они охватят около половины персонала компании. Большинство медицинских услуг будет предоставлено сотрудникам бесплатно или за минимальную плату.

Программа борьбы с курением в компании Merrill Lynch За последние годы программы борьбы с курением заняли видное место среди мероприятий по сохранению здоровья, проводимых на рабочих местах. В 1964 году главный хирург США установил, что курение является единственной причиной большинства болезней, которые можно было предотвратить, а также преждевременных смертей (US Department of Health, Education, and Welfare, 1964). С тех пор многочисленные исследования подтвердили, что вдыхание табачного дыма является риском для здоровья не только курильщиков, но и для окружающих (US Department of Health and Human Services, 1991). Поэтому многие сотрудники предпринимают меры для ограничения или сокращения курения теми сотрудниками, которых не волнует здоровье их коллег, а также своя собственная судьба. В компании Merrill Lynch программа "Хорошее состояние здоровья и Вы" включает три типа мероприятий, направленных на борьбу с курением, а именно: 1) распространение печатных материалов, 2) программы прекращения курения и 3) политика ограничения курения.

Письменные материалы Программа хорошего состояния здоровья содержит обширный набор высококачественных образовательных материалов, направленных на обеспечение информацией, оказание помощи и стимулирование сотрудников для улучшения состояния их собственного здоровья. Материалы для самообразования, такие как брошюры и видеокассеты, предназначены для просвещения сотрудников по вопросам вредного влияния курения и пользе его прекращения. Эти материалы имеются в комнатах ожидания клиники компании по оказанию медицинской помощи или их можно получить, послав запрос по электронной почте.

Печатные материалы также распространяются на ярмарках здоровья. Спонсорская поддержка таким ярмаркам часто оказывается в связи с проводимыми национальными мероприятиями по сохранению здоровья с тем, чтобы привлечь внимание средств массовой информации. Например, американское общество раковых больных оказывает спонсорскую поддержку дню "Большого Американского Прекращения Курения", который проходит каждый третий вторник ноября. Эта национальная кампания, предназначенная для того, чтобы курильщики прекратили курение на 24 часа, широко рекламируется по телевидению, радио и газетами на все Соединенные Штаты. Идея состоит в том, что, если курильщики смогут доказать себе, что они могут не курить в течение одного дня, то они смогут навсегда бросить курить. В 1993 году после проведения дня без курения 20,5 % курильщиков в США (9,4 миллиона человек) бросили курить или сократили количество выкуриваемых за день сигарет. 8 миллионов из них сообщили, что они бросили курить навсегда или сократили количество выкуриваемых за день сигарет в течение от одного до десяти дней после такого дня.

Ежегодно в "Большой Американский День Прекращения Курения" медицинский отдел компании Merrill Lynch организует в офисах специальные стенды, которые устанавливаются в наиболее оживленных местах (вестибюли, кафетерии). На стендах размещается информация, "комплекты для выживания" (содержащие жевательную резинку, палочки корицы и материалы для самопомощи), а также карточки с призывами к курильщикам прекратить курение хотя бы на один день.

Программы прекращения курения Поскольку ни одна из программ по борьбе с курением не является панацеей для всех, сотрудникам компании Merrill Lynch предлагаются различные варианты. Сюда входят материалы самопомощи ("комплекты для прекращения курения"), программы групповой борьбы с курением, аудиокассеты, индивидуальные консультации и медицинская помощь, которая простирается от просвещения и классических форм изменения поведения до гипноза, терапии замены никотина (например, никотиновые наклейки и никотиновая жевательная резинка) или их комбинации. Большинство услуг такого рода предоставляется сотрудникам бесплатно, а некоторые программы, такие как групповое прекращение курения, субсидируются отделом льгот компании.

Медиа:Example.ogghttps://edu.tatar.ru/http://www.vashpsixolog.ru/http://kolledg-zdv.narod.ru/

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

нкета «Что ты знаешь о табакокурении»

Инструкция: проверь свои знания.

1. Когда, кем и откуда был впервые завезён табак в Европу? 1. В XVI веке испанцами из Америки. 2. В XVII веке китайцами. 3. В XVIII веке англичанами из Индии.

2. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда? 1. Сигареты с фильтром. 2. Сигареты с низким содержанием никотина. 3. Нет.

3. Сколько веществ содержится в табачном дыме? 1. 20-30. 2. 200-300. 3. Свыше 3000.

4. Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр? 1. Не более 20%. 2. 40%. 3. 100%.

5. Как курение влияет на работу сердца? 1. Замедляет его работу. 2. Заставляет учащённо биться. 3. Не влияет на его работу.

6. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением? 1. Аллергия. 2. Рак лёгкого. 3. Гастрит.

7. Что происходит с физическими возможностями человека, который курит? 1. Они повышаются. 2. Они понижаются. 3. Не изменяются.

8. Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб. см табачного дыма? 1. До 3 миллионов. 2. До 10 000. 3. До 1000.

9. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения? 1. Стаж не имеет значения. 2. Чем дольше куришь, тем сложнее бросить. 3. Чем больше куришь, тем легче бросить курить.

10. Верно ли, что в большинстве стран модно курить? 1. Курить никогда не было модно. 2. Курить модно. 3. Мода на курение прошла.

11. Что такое пассивное курение? 1. Нахождение в помещении, где курят. 2. Когда куришь за компанию. 3. Когда активно не затягиваешься сигаретой.

12. Что вреднее? 1. Дым от сигареты. 2. Дым от газовой горелки. 3. Выхлопные газы.

13. Какие профессии менее доступны для курящих? 1. Спортсмен-профессионал. 2. Токарь. 3. Врач.

14. При каком царе табак появился в России? 1. При Иване Грозном. 2. При Петре I. 3. При Екатерине II.

15. Какой русский царь ввёл запрет на курение? 1. Алексей Михайлович. 2. Петр I 3. Екатерина II.

16. Каково основное действие угарного газа? 1. Образует карбоксигемоглобин. 2. Вызывает кашель. 3. Влияет на работу печени.

17. На сколько лет рискуют раньше умереть женщины, мужья которых курят? 1. На 4 года. 2. На 10 лет. 3. На 15 лет.

18. Как много взрослых мужчин в нашей стране курит? 1. 10%. 2. 30%. 3. Около 50%.

19. Много ли мужчин осуждает курение женщин? 1. 10-20%. 2. 40-60%. 3. Более 80%.

20. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни? 1. На 1-2 года. 2. На 5-6 лет. 3. На 8 лет и более.

21. Из тысячи подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением? 1. Не менее 100 человек. 2. Менее 200 человек. 3. Около 250 человек.

22. Каков процент желающих бросить курить? 1. 25%. 2. 65%. 3. 85%. 4. 100%.

23. У кого наибольшая зависимость от табака? 1. У тех, кто начал курить до 20 лет. 2. У тех, кто начал курить после 20 лет. 3. Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.

Правильные ответы: 1.1, 2.3, 3.3, 4.1, 5.2, 6.2, 7.2, 8.1, 9.2, 10.3, 11.1, 12.1, 13.1, 14.1, 15.1, 16.1, 17.1, 18.3, 19.3, 20.3, 21.3, 22.3, 23.1

1.2 Анкета «Что мы знаем о курении?»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

1. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

(да нет)

2. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

(да нет)

3. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

(да нет)

4. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

(да нет)

5. Одной сигареты достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровеносное давление, нарушились нормальное кровообращение и циркуляция воздуха в легких.

(да нет)

6. Большинство курящих получают удовольствие и не собираются бросать курить.

(да нет)

1.3 Тест «Мои знания о курении»

Инструкция: при ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".

  1. Подростки курят, чтобы "быть как все".
  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
  4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
  6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
  8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
  9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

10.Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.

Ответы:

1. Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Верно 5. Неверно

6. Неверно 7. Неверно 8. Верно 9. Неверно 10.Неверно

1.4 Тест «Незаконченное предложение»

Инструкция: продолжите фразу.

1. Курение - это...

2. Сигарета в руке - это показатель...

3. Не курить - это значит не...

4. Курение в нашей семье - это...

5. В моей семье курит лишь - ...

1.5 Анкета «Вредно ли курить?»

Инструкция: прочтите, пожалуйста, эти утверждения и найдите нужный вариант ответа.

1


Сколько веществ содержится в табачном дыме?


1.20-30

2. 200-300

3. Свыше 3000

2


Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?


1. Не более 20%

2. 40%

3. 100%

3


Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб.см. табачного дыма?


1. До З миллионов

2. До 10000

3. До 1000

4


Верно ли, что в большинстве стран модно курить?


1.Курить никогда не было модно.

2. Курить модно.

3. Мода на курение прошла.

5


Что вреднее?


1. Дым от сигареты.

2. Дым от газовой горелки.

3. Выхлопные газы.

6


На сколько лет раньше рискуют умереть женщины, мужья которых курят?


1. На 4 года

2. На 10 лет

3. На 15 лег

7


Много ли мужчин осуждает курение женщин?


1. 10-20%

2. 40-60%

3. Более 80%

8


Из 1000 подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?


1. Не менее 100 человек.

2. Менее 200 человек.

3. Около 250 человек.

9


У кого наибольшая зависимость от табака?


1. У тех, кто начал курить до 20 лет.

2. У тех, кто начал курить после 20 лет.

3. Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.

Правильные ответы:1.3, 2.1, 3.1, 4.3, 5.1, 6.1,7.3, 8.3, 9.1.


Анкетирование школьников по вопросу курения Школа _____________ Класс____________ Пол: муж жен (нужное подчеркнуть) Возраст_______лет

Нас очень интересует ваше мнение по некоторым вопросам, касающимся молодежных проблем. Заполните, пожалуйста, анкету.

1. Как вы думаете, сколько среди ваших одноклассников тех, кто уже курит? а) никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д) большинство.

2. Предлагали ли Вам друзья или знакомые покурить? а) нет; б) да;

3. Пробовали ли Вы хотя бы раз покурить? а) нет; б) да;

4. В настоящее время Вы курите?

а) нет; б) да;

5. Считаете ли вы курение вредным для здоровья? а) да; б) нет.

6. Откуда вы получаете информацию о вреде курения? а) не получал; б) от родителей; в) из школы; г) из телевидения; д) из газеты, журналов; е) от друзей; ж) от сотрудников милиции; з) от наркологов; и) другое (указать).

7. Какую информацию о вреде курения вы считаете наиболее интересной и достоверной? а) от родителей; б) из школы;

 в) из телевидения;                            г) из газет и  журналов;          
 д) от друзей;                                      е) от сотрудников милиции;           
 ж) от наркологов;

з) другое (указать).______________________________________________________ ______________________________________________________________________

8. Если Вы курите, то где приобретаете сигареты? а) покупаю в магазине; б) тайком беру у родителей; в) собираю недокуренные сигареты на улице; г) прошу у друзей; д) другое (указать)._____________________________________________________________ _____________________________________________________________________

9.Сколько часов ежедневно Вы вынуждены находиться в накуренном помещении а) не нахожусь; б) 1 час; в) 4 часа; г) 8 часов и более;

10. Что из перечисленного достаточно часто имеет место в вашей школе: а) оскорбление личности; б) драки; в) воровство; г) курение в здании школы; д) изымание денег; е) употребление алкоголя; ж) употребление наркотиков; з) другие антиобщественные поступки (какие) _____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

11. После уроков ты посещаешь: а) факультативы в школе; б) репетитора; в) курсы; г) спортивную секцию д) кружки; е) не занимаюсь ничем

12. Для отдыха и развлечения учеников в вашей школе проводят: а) дискотеки; б) "Огоньки” в классе; в) предметные недели, вечера; г) спектакли; д) спортивные соревнования; е) походы; ж) экскурсии в музеи; з) посещения театров; и) не проводят ничего.

Через профилактику курения к профилактике наркомании. Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" по профилактике курения

   * Рыжова Тамара Валентиновна, учитель

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа

Здоровье – одно из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, – верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физической культуры, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни, отказ от разрушителей здоровья: прежде всего, от курения. Ибо хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространённости курения.

Всерьёз задуматься об этом меня заставила неожиданная откровенность моего первоклассника. Непосредственность и доверие учителю позволили ученику С. рассказать о том, что они с другом М. взяли у бабушки («У неё много в антресоли лежит...») пачку сигарет и, спрятавшись в кустах, попробовали курить. На мой вопрос: «Понравилось»? Ответили дружно: «Нет!», чем усыпили мою бдительность. Но в другой раз этот же ученик так же доверительно и уверенно заявил: «Когда вырасту взрослым, как папа, тогда буду курить!» Неожиданно для меня, остальные дети поддержали: «Конечно, когда взрослый то можно курить»! А на вопрос, какой вред приносит курение людям, ученики не дали четкого ответа.

Действительно, большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2-х классах. И движет ими, прежде всего, любопытство. Первый опыт весьма неприятен: кашель, тошнота, слёзы из глаз, горечь во рту, головная боль, что заставляет детей «на время потерять интерес к курению».

А вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников стабилизируется уже к классу 9 (к сожалению, этот процесс молодеет). А причины этого уже другие, нежели любопытство. Чаще всего это подражание старшим товарищам, желание казаться взрослым, не правильная ориентация: курение – это модно, престижно и т.д., а так же недостаточная информация учащихся о последствиях курения, незнание насколько эта привычка для здоровья реально опасна.

   Итак, никотиновая зависимость школьников – это проблема школы.

Значимость этой проблемы возрастает, если рассматривать курение как своеобразную инициацию перед употреблением более сильного психоактивного вещества. Работа по профилактике курения – это, по сути, работа по профилактике употребления наркотиков подростками.

Обозначив проблему и обсудив её на педагогическом совете школы, решили создать свою программу по профилактике курения. За основу взяли «Программу профилактики курения в школе» под редакцией Касаткина В.Н. (Казань, 2001 год).

Инициативная группа, руководство которой я взяла на себя, определила цели, задачи, составила трёхгодичную программу, наметила профилактические мероприятия.

   * Профилактические занятия в 1-8-х классах (по 12 часов) на уроках СОЗ.
   * Уроки медицины, посвящённые проблемам курения, наркомании, алкоголизма в 9-11-х классах.

Воспитательная работа

   * Классные часы, инсценирование сказок, интеллектуальные игры, ток-шоу.
   * Встречи с врачом-наркологом, работниками ПДН, участковым милиционером, работниками ФАП и другие.
   * Проведение консультаций желающим бросить курить.
   * Индивидуальная работа с родителями и на родительских собраниях.
   * Участие учителей биологии, химии, литература, математики, ИЗО, СОЗ, физической культуры, ОБЖ, истории, начальных классов.

В подростковом возрасте уже трудно достучаться до сознания детей, объяснить, что курение – это пагубная привычка. Значит, начинать воспитание негативного отношения к курению надо гораздо раньше – с начальных классов.

Основная задача моя, как учителя начальных классов, – профилактика аддитивного поведения учащихся, профилактика первичного поискового полинаркотизма (переходная стадия наркомании), т.е. формирование у ребёнка навыков самосохранения (не быть пассивным курильщиком, не выпить неизвестное лекарство), эмоциональное неприятие «наркотических» форм поведения в качестве положительной ролевой модели, формирование собственной жизненной позиции.

На уроках СОЗ (валеологии в 1-4-х классах) включила такие темы:

   * «Какой вред здоровью приносит курение»;
   * «Внешний вид курильщика»;
   * «Сколько лет живёт курильщик»;
   * «Почему не курят спортсмены».

Формы работы на уроках

   * Обсуждение отрывков из известных литературных произведений Марк Твен «Том Сойер» мультфильма «Ну, погоди!», связанные с курением.
   * Вернисаж плакатов «Нет курению!».
   * Очень эффектно действует на детей наглядный опыт с «курительной машиной».
   * Интервью с курящим человеком.
   * Сочинение «Сказка о вреде курения».
   * Разучивание песен о вреде табака.

В младшем школьном возрасте у детей богатое воображение. Наряду с положительными представлениями и образами жизненных связей наблюдается и отрицательное. Как ещё помочь младшему школьнику реализовать и осознать себя в самых разных своих проявлениях, сформировать жизненную позицию, позволяющую выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к «суррогату» общения в виде сигареты. Как научить отстаивать свою точку зрения в ситуации, активизируя при этом двигательную активность, естественную потребность младшего школьника.

Прочитав всю имеющуюся литературу, побеседовав с педагогами, занимающимися по данной проблеме, в том числе получив личную консультацию кандидата биологических наук, доцента ИПКРО РТ Галеевой С.Г., организовала работу детского объединения по валеологии от Центра по внешкольной работе.

В программу объединения, которую составила, входят следующие мероприятия:

1. Мероприятия, направленные на повышение ризистности и расширения адаптационных возможностей организма.

   * Закаливание – ходьба босиком, полоскание горла прохладной водой.
   * Массаж биологически активных точек.
   * Дыхательная гимнастика.
   * Фитопрофилактика.

2. Мероприятия, направленные на снятие зрительного утомления.

   * Гимнастика для глаз.
   * Обучение грамоте в режиме дальнего зрения.

3. Мероприятия, направленные на снижение и улучшение психоэмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС.

   * Проведение мышечной релаксации – расслабление мышц кисти рук, ног, шеи, лица.
   * Воздействие цветовых гамм.
   * Использование функциональной музыки, элементов звукотерапии, аромотерапии.
   * Психотелесное ориентирование тела.

4. Мероприятия, направленные на профилактику аддитивного поведения школьника.

   * Диагностика предрасположенности к аддитивному поведению.
   * Профилактика знания, включающие игры-тренинги.
   * Творческие работы.
   * Разучивание песен.
   * Инсценирование сказок.

5. Мероприятия, направленные на повышение двигательной активности учащихся.

   * Упражнения на развитие мускулатуры, укрепления сердца, лёгких, нервной системы и других органов.
   * Упражнения для укрепления мышц спины и профилактики нарушения осанки.
   * Упражнения для профилактики плоскостопия.
   * Подвижные игры.
   * Тесты для определения двигательных навыков.

Примерный план двухгодичного объединения по валеологии

1 часть. Упражнения, направленные на повышение ризистности и расширение адаптационных возможностей организма

  1. Закаливающие процедуры – полоскание горла прохладной водой.
  2. Дыхательная гимнастика по Стрелниковой с включением ТСО-ингалятора с ароматом хвойного настоя и ритмическая музыка.
  3. Точечный самомассаж.

II часть. Основная

  1. Мероприятия, направленные на профилактику аддитивного поведения школьника.
     Обсуждение:
     • «Кого называют пассивным курильщиком»?
     • Дискуссия: «Что нужно делать, если взрослые рядом курят»?
     • Групповая игра-тренинг: «Прошлое, настоящее, будущее...»
  2. Мероприятия, направленные на повышение двигательной активности учащихся.
     • Комплекс упражнений для создания и укрепления «мышечного корсета».
     • Шестиминутный бег на выносливость.
     • Подвижные игры: «Метко в цель», «Рыбаки и рыбки».

III часть. Мероприятия, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС

  1. Игра на внимание «Красные, зелёный, жёлтый».
  2. Упражнения на расслабление мышц кисти рук, рук, ног, шеи, лица под музыку «Шум моря».
  3. Фиточай с шиповником.

Так же во внеклассных формах работы использовала чтение и обсуждение сказок: «У Эрфа внутри», «Возвращение Гулливера на родину». Дети с большим энтузиазмом инсценировали «Сказку о вреде курения», «Сказку о пользе утренней зарядки».

Вся проведённая работа снимается на видеокамеру, отражается в стенных газетах и журналах, в заметках учащихся и учеников в районной газете «Светлый путь». Своеобразным итогом служат интеллектуальные игры для учащихся и родителей: Ток-шоу «За чистоту родного языка», «Что? Где? Когда?».

Профилактика курения ведётся в тесной связи с родителями. Чётко обозначив курение как проблему, стараясь повысить чувствительность, восприимчивость родителей к проблеме курения, не только рассказываю о плановом комплексе последовательных мероприятий с детьми, направленных против курения, но и самих родителей вовлекаю в эти мероприятия. На родительских собраниях выступают сами родители, учителя, медицинские работники, библиотекарь, милиционер. Стало традицией ежегодно проводить конференции для пап. За последние 2 года провела такие конференции, как «За чистоту русского языка» (о сквернословии), диспут о пользе физического здоровья и вредных привычках, в виде интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», «Молодость и здоровье нам с бабулей подспорье», «Старты вместе с папой», «Игры доброй воли». Планирую в этом году провести ток-шоу для пап «Курение это хорошо или плохо?»- по принципу телепередачи «Большая стирка».

Вышеназванная система мер, применяемая в начальной школе, предполагает его продолжение в средних и старших классах на уже более разностороннем о высоком уровне . Но это уже прерогаватива узких специалистов.

К всему сказанному и перечисленному хочется добавить, что если школа сумеет преодолеть первую ступень на пути к ЗОЖ, т.е. предупредить увлечение детей курением, то и отпадёт проблема профилактики наркомании.

Результатом системной работы по предупреждению курения и пропаганды ЗОЖ в нашей школе являются:

   * уменьшение числа больных детей и уменьшение пропусков занятий по болезни;
   * возрос интерес учащихся к учёбе;
   * укрепляется дисциплина и нравственная атмосфера ученического коллектива;
   * увеличивается число желающих заниматься в оздоровительных кружках – валеологии, аэробики, танцевальный, волейбол, национальная борьба, музыкальная гостиная;
   * не наблюдаются демонстративно курящие учащиеся на территории школы, в туалетных комнатах нет окурков;
   * среди педагогического коллектива и обслуживающего персонала нет ни одного курящего.

Таким образом, благодаря целенаправленной работе возрос престиж физически здорового ученика без вредных привычек.

Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе помогут многим людям обойти эту форму зависимости.

Помочь сформировать у учащегося негативное отношение к курению с успехом может интеллектуальная игра. Что? Где? Когда? Ителлектуальная игра по профилактике курения

Вступление ведущего

   Хорошо изестно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространенности курения.
   Красивым и здоровым хотят быть все. Однако, далеко не все спешат расстаться с привычкой курить или просто допускают возможность курить от случая к случаю. Так ли это безобидно для здоровья? Сегодня в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?” мы хотим затронуть эту тему.
   Итак, мы начинаем.
   (Музыкальная заставка: “Что наша жизнь?.. Игра!”)
   На нашем игровом поле вопросы разной степени сложности. Сложность вопроса определяют баллы на пакете. А какой вопрос выпадет – укажет игровой волчок. Сегодня играют: команда «Антикур» и команда «Фильтр». Кто начнет первый раунд, определят зрители, когда команды представят свои визитки.
   (Команды представляют свои визитки)
   Аплодисменты зрителей подскажут мне, кто будет играть в первом раунде. Напоминаю, что ход команда сохраняет в случае правильного ответа. Если ответ будет неверным или неполным, ход перейдет к другой команде. В нашей игре работает крупье:

Крупье

   Леди и джентльмены,
   Мадам и месье,
   Стоит перед вами
   Известный крупье.
   Игру начинаем
   Для умных детей.
   Сюда приглашаем
   И наших гостей.
   Думайте, спорьте,
   Решайте, друзья,
   Итак, начинаю
   Игру с вами я.

Раунд 1

   В декабре 2000 года городские власти Нью-Йорка впервые в мире приняли самый жесткий закон о курении, запрещающий курить в общественных местах, на работе, в кафе, в баре, в ресторане. За курение в общественном месте наказывают виновного лишением свободы сроком на один год или штрафом в 1000 долларов. Так что заядлые курильщики вынуждены были приспосабливаться и находить выход, позволяющий им пользовать свои слабости, не нарушая закон.
   Вопрос: Какой выход нашли заядлые любители курения?
   Ответ: Заядлые курильщики расположились в дешевых кафе, ресторанах, барах, находящиеся на верхних этажах высоких зданий, небоскребах.

Раунд 2

   О пагубном влиянии курения на ЦНС и органы чувств убедительно сказал немецкий поэт И. Гете: «От курения тупеешь, оно не совместимо с творческой работой».
   Эту точку зрения подтверждает уже много веков бытующая английская пословица:
   «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает …».
   Вопрос: Закончите английскую пословицу.
   Ответ: Мудрая английская пословица гласит: «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг».

Раунд 3

   В нашем загадочном черном ящике нехитрая вещица, которая была неизменной спутницей Шерлока Холмса. Известный киноартист Ширвинд собрал коллекцию этих вещиц. Делают ее из дерева, из слоновой кости, из металла, из пластмассы, украшают драгоценностями. Но используется она только тогда, когда набита.Тот, кто использует ее, думает, что получает удовольствие. Однако, удовольствие это мнимое.
   Вопрос: Что в черном ящике?
   Ответ: Трубка для курения.

Раунд 4

Блиц-турнир (по 30 сек. на вопрос).

   Производство безоопасных спичек содействовало развитию и распространению курения. Спички, использовавшиеся ранее, были настолько опасны, что никто не носил их с собой. А сигареты зажигали от камина или лампы.
   Вскоре после того, как были изобретены безопасные спички, которые бесплатно прилагались к сигаретам, потребление сигарет удвоилось.
   Вопросы
      1. Кто изобрел первые в мире фосфорные спички, француз Шарль Сориа, или немец Камерер?
      2. Какое дерево для спичек считается самым лучшим?
      3. До какой температуры нагревается спичечная головка во время вспышки?
   Ответы
      1. Впервые в мире спички, фосфорные, изобрел в 1881 году 19-летний француз Шарль Сориа. Но за неимением средств он не смог получить патент ..., а через год его изобретение «уплыло» к немцу Камереру.
      2. Лучшее дерево для спичек – осина.
      3. Невероятно, но факт: до 1500 градусов!

Раунд 5

   Телефон… Радио… Телевидение… Что дальше?
   Телефон по праву заслужи первое место в этом ряду. Хотя бы по тому, что был изобретен первым.
   «Телефон» – в переводе с греческого – «звук на расстоянии», и, хотя аппарата в отдаленные времена не существовало, да и не могло существовать, сам телефон как таковой был.
   В частности, у царя персов Кира. Еще в 530 году до н.э. У него существовала такая система: на определенном расстоянии, в пределах хорошей слышимости, были расставлены люди с зычными голосами. Они-то и передавали сообщения по цепи. С помощью таких крикунов персам удавалось в течении одного дня передать важные сведения на расстояние, равное 30-дневному переходу.
   А теперь каждая команда попробует передать «телефонограмму». Но не зычными голосами, а шепотом на ухо друг другу по принципу игры «глухой телефон». Выиграет та команда, которая не перепутает ни одного слова и запишет мне на листке.
   Шептограмма уж готова,
   Ни одной в ней запятой.
   В ней всего четыре слова:
   «Не курить! Куряке-бой!»

Раунд 6

   Этот продукт жалуют в Европе со времен открытия Америки, с конца XV века. Этот продукт быстро становиться желанным, важным источником прибыли.
   Производители превозносили лечебные качества продукта, как средства, смягчающего стресс, снимающего напряжение, дающего энергию, как дезинфицирующее средство против микробов.
   И лишь во второй половине XX века признано, что употребление этого продукта не дает здоровья, а ухудшает его. В цивилизованном мире ведется борьба с употреблением этого продукта. На каждой упаковке надпись, что Минздрав предупреждает об опасности для жизни.
   Однако селекционеры вывели также такие сорта этой культуры, которые с успехом применяются в декоративном садоводстве.
   Вопрос: Назовите это декоративное растение, семена которого у вас на столе.
   Ответ: Душистый табак.

Раунд 7

Блиц-турнир (на решение каждого вопроса по 30сек.).

Вопрос от учителя физкультуры из области спорта.

Известно, что курильщику тяжело заниматься спортом. Но регулярные занятия спортом – верная дор

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Программа отказа от курения PDF Печать E-mail Отказ от курения является существенным элементом комплексного подхода к укреплению здоровья сотрудников. Организация рабочего пространства в соответствии с потребностями некурящих вызывает уважение в обществе. Те компании, которые выходят за рамки этих требований и делают большее – предлагают программу «Отказа от курения» своим сотрудникам – демонстрируют тем самым еще большую готовность содействовать здоровью и благополучию своих сотрудников.

Программа уменьшения курения направлена на создание предпосылок и сообщества, которое нацелено не только на снижение рисков для здоровья, обусловленных курением, но и на перестройку личных установок, связанных с так называемыми «выгодами» или мифами о курении. В конечном счете, эта программа призвана помочь сотрудникам освободиться от курения вообще.

Несмотря на снижение распространенности курения в последние годы, курение остается на сегодняшний день основной причиной преждевременной смерти. Курение является значительным фактором риска для шести из восьми основных причин смерти. Из-за курения умирают 5400000 человек в год – в среднем по одному человеку каждые 6 секунд – что составляет каждую десятую причину смерти среди взрослых. Таким образом, эта зависимость убивает 50% всех курильщиков. Опыт применения варениклина в ходе реализации программ по отказу от курения в Венгрии

1265 Вадаш И.

Курение – фактор риска ряда заболеваний, являющихся ведущей причиной смертности населения во всем мире. Наибольший вред курение наносит сердечно–сосудистой системе, дыхательной системе и, наконец, является фактором, провоцирующим развитие злокачественных новообразований. Вместе с тем, воздержание от курения может быть особенно трудным, т.к. многие пациенты находятся в сильной зависимости от никотина. Таким пациентом необходимо использовать медикаментозные средства. В этой связи несомненный интерес представляет венгерский опыт применения препарата варениклин в рамках реализации программы отказа от курения.

В Венгрии курение является ключевым устранимым фактором риска ухудшения здоровья нации. С ним связывают уменьшение продолжительности жизни, очень высокую распространенность злокачественных новообразований легких и ротовой полости, высокую частоту ХОБЛ, высокую заболеваемость и смертность от сердечно–сосудистых заболеваний. Улучшение состояния здоровья населения на социальном уровне предполагает в первую очередь сокращение заболеваемости и смертности от этих видов патологии (т.н. «большая тройка») [1]. Одна из основных задач современного здравоохранения – пропаганда отказа от курения, поскольку при отказе от курения заболеваемость и смертность от этих болезней резко уменьшается, причем за короткое время. Таким образом, отказ от курения является неотъемлемой частью стратегий, направленных на оздоровление нации. В 1994 г. в рамках системы по оказанию помощи пациентам с заболеваниями легких в Венгрии был учрежден Ме­ди­цинский комитет отказа от курения. Методология его работы и достигнутые за время деятельности результаты опубликованы ранее [2,3]. Для каждого обратившегося разрабатывается индивидуальная программа, рассчитанная на 3 месяца и включающая практические рекомендации, меры по сохранению мотивации, терапию и медикаментозное лечение. Все это направлено на то, чтобы предотвратить синдром отмены, возникающий на фоне отказа от курения. Из фармакотерапии в последние годы предпочтение отдавалось почти исключительно никотинозаменителям – никотиновым пластырям, жвачкам, реже сублингвальным таблеткам (какое–то время использовали также бупропион). В 2006 г. в журнале Journal of the American Medical Association (JAMA) были опубликованы результаты трех клинических испытаний, посвященных изучению нового препарата – варениклина, который использовался в процессе отвыкания от курения [4–6]. Вскоре варениклин был зарегистрирован и в странах Европейского Союза. В Венгрии он доступен с 2007 г. В приводимом ниже обзоре представлены данные об опыте применения варениклина (Чампикс®, Pfizer). Он включен в программу отказа от курения, разработанную для тех пациентов, которые начали лечиться по ней в период с 1 января по 31 декабря 2007 г. Препарат также назначается в Центре «Курение или здоровье» NIDH, 21 центре по оказанию помощи больным с заболеваниями легких и двух амбулаторных отделениях. Цель исследования и дизайн. Цель данного ис­сле­дования заключалась в том, чтобы оценить эффективность варениклина как средства от курения в повседневной практике. Проводился открытый ретроспективный сбор и анализ информации. Пациенты и методы В течение указанного периода времени 584 пациента – 301 мужчина (51,5%) и 283 женщины (48,5%) – отказывались от курения в соответствии с разработанной программой. Из фармакотерапии больным назначался варениклин (Чампикс). В каждом случае выбор лекарства осу­ществлялся по согласованию с пациентом после того, как врач предоставлял сведения обо всех доступных медикаментах, их особенностях и свойствах, эффективности и возможных побочных действиях, способе применения и т.д. Окончательное решение в конечном итоге принимал сам пациент. Он также давал согласие на посещение врача каждые две недели в течение последующих 3 месяцев (общий осмотр, получение консультации по возникающим вопросам, мониторинг побочных эффектов, соблюдение рекомендаций по приему препарата). На время этого активного периода было запланировано 6 визитов. Варениклин (Чампикс) назначали по следующей схеме: 0,5 мг ×1 раз/сут. первые 3 дня, 0,5 мг ×2 раза/сут. следующие 4 дня и 1 мг ×2 раза/сут. с восьмого дня и до конца курса. Курение прекращали на 8–е сутки. В начале и в конце исследования обязательно измеряли вес каждого больного, а также содержание СО в выдыхаемом воздухе. По завершении активного периода проверяли, курят ли испытуемые (табл. 1). В июле 2008 г. (т.е. через 6–18 месяцев от начала лечения по программе отказа от курения) с испытуемыми связывались по почте и приглашали на медицинский осмотр, а если это оказывалось невозможным, то просили связаться по телефону. Фикси­ро­вали, курит ли пациент, явившийся на прием к врачу пациентов взвешивали и измеряли содержание СО в выдыхаемом воздухе. Характеристики пациентов 1. По половому составу испытуемые были распределены примерно поровну. Более 50% больных в обеих половых группах были в возрасте от 41 года до 60 лет (табл. 2). 2. Около трети пациентов начали курить от 6 до 20 лет, еще половина – более 20 лет назад (табл. 3). Досто­вер­ной разницы по стажу курения между мужчинами и женщинами не было. 3. Примерно половина испытуемых выкуривали по 20–25 сигарет в сутки, еще треть – более 25, в остальных случаях количество сигарет было меньше. Боль­шинство мужчин курили больше, чем женщины (табл. 4). 4. В каждом пятом случае эта попытка бросить курить оказалась для больного первой, более трети пациентов пытались бросить курить и раньше (табл. 5). Клинический опыт Причины, по которым пациенты решили бросить курить (их могло быть несколько), указаны в таблице 6. Одним из главных поводов стало наличие заболеваний, так или иначе связанных с курением. Вторая причина – рекомендации врача. Важное значение имело желание избежать развития заболеваний из группы «большой тройки». Наконец, в четверти случаев причиной отказа от курения послужила стоимость сигарет. Реализация программы Изначально планировалось, что врач будет прописывать каждому пациенту варениклин на 3 месяца (12 недель) активной фазы испытаний (когда больной получает лекарство и принимает его). Каждая упаковка выписывалась на следующем визите к врачу. Анали­зируя таблицу 7, можно сделать вывод о том, что примерно трети больных выдали лишь 1 упаковку (которая была использована), еще трети – 2 упаковки. Гораздо реже выдавалось больше 2 упаковок, т.е. численность групп лиц, которые принимали по 2 или 3 упаковки препарата, заметно отли­чалась. Согласно намеченному плану испытуемые должны были пройти полный курс, но на практике это удалось осуществить только в 6% случаев. Коли­че­ство выпитого лекарства практически не различалось в зависимости от половой принадлежности (табл. 7). Получая терапию в соответствии с разработанной программой, 400 человек (68,5%) применяли только варениклин, только 30 испытуемых (5,1%) также употребляли заместители никотина (по меньшей мере, иногда). Уровень СО в выдыхаемом воздухе хотя бы один раз удалось измерить у 428 пациентов (73,3%). Результаты На момент завершения активной фазы исследования (через 3 месяца) 232 больных, или 39,7% задейство­ванных в программе, не курили. Бро­сившими курить были признаны те 190 испытуемых (32,5%), которые не курили в течение 6–18 месяцев с момента начала реализации программы в период с 1 января по 31 декабря 2007 г. (табл. 1). Доля бросивших курить муж­чин и женщин оказалась одинаковой. Отмечается некоторая вариабельность пропорции лиц, бросивших курить, по возрастным группам, однако четкой тенденции выявить не удалось (возможно, из–за небольшого числа пациентов в каждой из возрастных групп). Вероятность бросить курить была выше, если стаж курения не превышал 5 лет, а также в случае выкуривания менее 20 сигарет в день. Эффективность полного отказа от курения определялась количеством назначенного варениклина: чем дольше больной принимал этот препарат, тем выше была вероятность, что он навсегда бросит курить (табл. 7). Изменения массы тела Данные об изменении массы тела удалось получить по 375 испытуемым, которые являлись на прием через 6–18 месяцев с момента начала лечения по индивидуальной программе. Двое пациентов (0,5%) потеряли в весе более 1 кг. У 95 человек (25,3%) изменений не выявлено (±1 кг). 68 больных (18,1%) прибавили 1–5 кг, а еще 35 (9,3%) – более 5 кг. Все эти люди перестали курить; в этой группе прибавка в весе более 5 кг отмечена у 18,4% пациентов (n=190). Побочные эффекты Побочные явления, связанные с изучаемым препаратом, возникли у 88 испытуемых (15,1%). Из–за побочного действия в 46 случаях дозу лекарства пришлось снизить, по крайней мере, временно, а в 25 случаях (4,3%) терапия была досрочно прекращена (табл. 8). Разновидность побочных эффектов и частота их встречаемости были аналогичны описанным в инструкции по использованию варениклина. Тяжелых побочных эф­фектов (требующих оказания экстренной медицинской помощи или госпитализации), в том числе со смертельным исходом, зафиксировано не было. Обсуждение Клинический опыт свидетельствует о том, что при ис­пользовании заменителей никотина или бупропиона частота удачных попыток бросить курить удваивается. Механизм действия варениклина принципиально отличается от этих средств, способствуя отвыканию от курения еще больше. Варениклин – это частичный агонист α4β2–никотиновых ацетилхолиновых рецепторов, который стимулирует высвобождение допамина. Благодаря этому препарат купирует синдром отмены, возникающий на фоне отказа от курения, и уменьшает тягу к курению. За счет свойств частичного агониста варениклин препятствует связыванию никотина со специфическими рецепторами, в результате чего исчезает удовлетворение от курения и стимулирующее действие этого процесса (конкурентный антагонизм) – пациент становится безразличным к курению. Согласно данным исследований по изучению эффективности варениклина, иной механизм действия подтверждается более высокой частотой успешных исходов лечения табакозависимости. В ходе настоящего исследования была предпринята попытка установить, насколько эффективен варениклин в качестве дополнительной меры при реализации программы отказа от курения в реальных клинических условиях. Показано, что испытуемые, получавшие варени­клин, находились в состоянии абстиненции на протяжении 6–18 месяцев несколько чаще, чем те, кому на­зна­чали другие средства [2]. Ре­зультаты сопоставимы с теми, которые обычно на­блю­даются в процессе реализации аналогичных программ. В то же время побочные эффекты при приеме варениклина возникали реже. На основании проанализированной информации необходимо сделать ряд важных замечаний. • Врачи и другой медицинский персонал амбулаторных отделений, к которым обращаются пациенты, желающие бросить курить, должны иметь достаточный опыт работы по этому направлению (что способствует благоприятному исходу). • У лиц, решивших бросить курить по собственному желанию, обычно сохраняется очень высокая мотивация. • Примерно в половине случаев отказ от курения обусловлен возникновением каких–либо заболеваний (к сожалению, эта мера лишь третичной профилактики, эффективность которой ограничена). • В половине случаев курящие начинают лечиться в соответствии с программой по рекомендации врача. Это означает, что врачи осознают необходимость для пациентов изменения образа жизни с целью более эффективной профилактики и лечения различных заболеваний. • Для четверти пациентов высокая стоимость служит основной причиной, чтобы бросить курить. Сле­до­ва­тельно, ценовая и налоговая политика является до­ста­точно эффективной мерой борьбы с курением. Од­на­ко министерства финансов различных стран не пользуются этой возможностью, что довольно странно, поскольку это также могло бы увеличить и поступления в казну государства. • По завершении активной фазы программы многие пациенты вновь начинают курить. По некоторым данным, доля таких лиц приближается к 35% [2]. Ха­рак­тер­но, что на фоне приема варениклина число больных, продолжающих воздерживаться от курения по завершении активной фазы испытаний (6–18 месяцев), оставалось почти неизменным (табл. 1). • Очень важно постоянно напоминать пациентам, что отказ от курения напрямую зависит от продолжительности лечения варениклином. Его нельзя прерывать раньше установленных сроков, т.к. пациент может потерять мотивацию к реализации поставленной цели (т.е. бросить курить), в результате чего все усилия и затраты пропадут даром. Полученные в настоящем исследовании результаты подтверждают данные других испытаний, в соответствии с которыми варениклин, благодаря принципиально иному механизму действия, эффективно купирует (частично или полностью) проявления синдрома отмены и ослабляет тягу к курению на этапе отказа от него, облегчая тем самым этот сложный процесс. Количество случаев продолжительного воздержания от курения по завершении активной фазы программы и в последующие месяцы, когда лечение почти прекращается, сохраняется достаточно высоким (многие пациенты не курят даже после 6–18 месяцев наблюдения). Лечение варениклином хорошо вписывается в систему оказания медицинской помощи в Венгрии и может рассматриваться как альтернатива другим подходам в ходе реализации программ по отказу от курения. Частота встречаемости побочных эффектов – в пределах допустимой.

Таким образом, использование препарата варениклин является перспективным для людей, решивших бросить курить. Мы надеемся, что опыт венгерских коллег будет успешно использован российскими врачами.

ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ КУРЕНИЯ Программа снижения интенсивности курения предназначена для пациентов, которые не желают бросить курить, но готовы снизить интенсивность курения. Суть программы заключается в том, что пациент продолжает получать никотин на привычном для него уровне, комбинируя курение сигарет с приемом никотинсодержащих препаратов, но при этом снижается количество выкуриваемых сигарет за день. При данной программе прием никотинсодержащих препаратов должен продолжаться постоянно наравне с курением. В течении месяца интенсивность курения удается снизить в 2 раза, т.е. пациент сокращает прием вредных веществ, содержащихся в сигаретном дыму, что несомненно является положительным результатом лечения. Однако, в отличии от короткой лечебной программы, поступление никотина в кровь снижается лишь незначительно, в связи с тем, что пациент получает никотин и из сигаретного дыма, и с помощью никотинсодержащих препаратов. Большим положительным результатом данной программы является то, что пациент постипенно привыкает жить без сигарет и мотивация его к отказу от курения усиливается. Основные принципы программы следующие: 1. Пациент пробует жевательную резинку и ингалятор и выбирает препарат, которым он будет пользоваться в дальнейшем. Возможна комбинация препаратов. 2. Для начала программы лучше рекомендовать использовать определенный временной интервал для отказа от использования сигарет. Например, пациент предпочитает не курить на работе или дома. Возможно чередование курения сигарет и использование никотинсодержащих препаратов. 3. Также как при длительной лечебной программе, рекомендуется использовать 2 или 4 мг жевательную резинку в зависимости от степени никотиновой зависимости. 4. Несмотря на прием никотинсодержащих препаратов, в течение дня пациент должен выкуривать столько сигарет, сколько ему необходимо для ощущения полного комфорта. 5. Врач должен обязательно предупредить пациента об опасности передозировки никотина в случае одновременного или почти одновременного использования никотинсодержащих препаратов и сигарет. Это может произойти в связи с тем, что поступление никотина из ротовой полости в кровь при приеме никотинсодержащих препаратов происходит значительно медленнее, чем в легких из сигаретного дыма. 6. Пациент самостоятельно должен регулировать прием никотинсодержащих препаратов и курение сигарет, стараясь снизить количество ежедневно выкуриваемых сигарет. При каждом визите врач должен поддерживать пациента в его решении сократить интенсивность курения, а также убеждать его в необходимости более интенсивных курсов лечения табачной зависимости, используя аргументы описанные в разделе беседы врача короткой лечебной программы для не желающих бросить курить. Профилактика обострения хронического бронхита проводится согласно описанным лечебным программам.

ВРЕД ТАБАКОКУРЕНИЯ. ПОЛЬЗА ПРЕКРАЩЕНИЯ КУРЕНИЯ. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТАБАЧНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. В РФ курит около 40% населения. Можно с уверенностью сказать, что каждый курильщик знает, что курить вредно, но продолжает курить. Причин этому две - отсутствие мотивации к отказу от курения и формирование никотиновой зависимости. Отсутствие мотивации по- видимому связано с большим временным разрывом между началом курения с удовольствием от него и развитием болезней, опосредованных курением. Курильщик чувствует себя хорошо и думает, что всегда успеет бросить курить.

Когда же появляются болезни связанные с курением, и возникает мотивация к отказу от курения, физическая и психическая никотиновые зависимости не позволяют это сделать.


Болезни связанные с курением

Табакокурение ведет к развитию ишемической болезни сердца, атеросклерозу сосудов всего организма, в том числе головного мозга и ног, раку легкого, хронической обструктивной болезни легких , ухудшает течение язвенной болезни, увеличивает вероятность развития рака губы, носовой, ротовой полости, желудка, печени, почек, поджелудочной железы, пищевода и даже шейки матки, но это еще не все. Табакокурение способствует развитию сахарного диабета 2 типа, остеопорозу, снижению потенции у мужчин, невынашиванию беременности у женщин. То есть, практически нет, такого органа, которому не вредило бы курение.

Вред от различных табачных изделий.

При курение сигар и трубок табачный дым более крупнодисперсный и менее глубоко проникает в легкие, поэтому риск рака легкого у курящих трубки и сигары меньше, чем у курильщиков сигарет, но значимо больше, чем у некурящих. Использование кальянов становится все более популярным в России, однако курение табака через кальян, также небезопасно, как и курение сигарет, и ведет к развитию рака легкого и ХОБЛ .

Электронные сигареты, образующие аэрозоль никотина, позиционируются как содержащие только никотин без вредных примесей, рекомендуются производителем как замена обычным сигаретам или этап на пути отказа от курения. Однако в США в аэрозоле этих сигарет были обнаружены вредные примеси. В целом можно сказать, что электронные сигареты недостаточно изучены и нет четких рекомендация о возможности или невозможности их использования вместо обычных сигарет.

Прекращение курения: вред и польза

Польза от отказа от курения есть всегда, но чем раньше Вы бросите курить, тем больше будет ожидаемая продолжительность Вашей жизни.

Среди пациентов с большим стажем курения и болезнями, обусловленными курением бытует мнение, что бросать курить уже поздно, и после бросания курить станет только хуже. Это в корне неверная позиция. Да после отказа от курения возможны симптомы синдрома отмены и обострение ХОБЛ , связанное с ухудшением отхождения мокроты, но эти проблемы временны и преодолимы, а польза от отказа от курения долговременна и значима для продления жизни.

Даже если Вы уже заболели какой-либо неонкологической болезнью, связанной с курением, прекратив курить, Вы добьетесь улучшения или остановите прогрессирование болезни. Если, к сожалению, Вы заболели одним из раков, связанных с курением, отказ от курения поможет предотвратить развитие других видов рака.

Побочные эффекты отказа от курения:

Синдром отмены: достигает максимума к 3 дню отказа и может продолжаться 3-4 недели. Синдром отмены может проявляться: раздражительностью, чувством неудовлетворенности, приступами гнева, трудностями с засыпанием и концентрацией внимания, беспокойством.

Другие побочные эффекты:

Депрессия, требует консультации врача

Набор веса- обычно в течение нескольких месяцев после отказа от курения люди набирают 2-5 кг. Однако польза от отказа от курения значимо превышает вред увеличения веса. Необходимо соблюдать диету и заниматься физкультурой.

Умеренное обострение ХОБЛ из-за нарушения дренажа мокроты, требует консультации врача

Выгода от прекращения курения:

Через год после отказа от курения вдвое снижается риск смерти от ИБС После отказа от курения замедляются темпы прогрессирования ХОБЛ , в течение 5 лет уменьшается выраженность кашля и мокроты Через 5 лет после отказа от курения значимо снижается риск рака легкого После отказа от курения быстрее заживают язвы желудка и 12-перстной кишки Через 10 лет после отказа от курения снижается риск остеопороза Отказ от курения во время беременности уменьшает вероятность преждевременных родов и рождение маловесного ребенка После отказа от курения уменьшается выраженность мимических морщин Возможно, что пользу от отказа от курения Вы ощутите не сразу, или вообще не ощутите по своему самочувствию, но Вы должны быть уверены, что совершили максимально важный шаг для сохранения здоровья и продления жизни

Некоторые советы по отказу от курения:

Успех отказа от курения зависит большей частью от самого курильщика. Не стоит слишком надеяться кого-либо или что-либо. Желание и твердое убеждение, что курить надо бросать – вот основная составная часть успеха. Расспросите знакомых, которые бросили курить, об их опыте. Возможно, что-то пригодится и для вас. Предупредите родственников, сотрудников, друзей и знакомых о планирующемся отказе от курения, постарайтесь заручиться их поддержкой. Посоветуйтесь с врачом о способах облегчения отказа от курения, о специальных таблетках, жевательных резинках, мундштуках, пластырях, предназначенных для облегчения отказа от курения; выясните наличие антитабачных кабинетов, специальных программ, которые, возможно, существуют в вашем городе, районе, области. Бросайте курить сразу. Это эффективнее, чем постепенное снижение дозы. Назначьте определенную дату (желательно в пределах 2-х недель) отказа от курения. Избегайте обстоятельств, при которых вы привыкли курить (общение с курильщиками, перекуры на работе, употребление кофе, алкоголя и т.д.). Уберите с видных мест пепельницы, не носите с собой зажигалки и спички Занимайте себя и свои руки, особенно в момент особой тяги к курению. При усилившейся тяге жуйте жевательную резинку, ешьте фрукты или овощи, пейте воду. Не позволяйте курить при вас своим близким, родственникам, друзьям. Если вы снова закурили – не отчаивайтесь. Нередко требуется несколько или даже много попыток, чтобы раз и навсегда отказаться от курения. Проанализируйте факторы, приведшие к рецидиву курения, учтите их при следующей попытке, и она наверняка будет более удачной. Лекарственные препараты для облегчения отказа от курения:

Лекарственная терапия, направленная на лечение никотиновой зависимости

Если степень никотиновой зависимости очень высока, то следует ожидать тяжелые проявления симптомов отмены и трудность в отказе от табака. При таких состояниях применяется медикаментозное лечение. В России зарегистрировано два способа фармакологического лечения никотиновой зависимости, эффективность которых доказана: применение фармакологических препаратов, содержащих никотин, и фармакологических препаратов, не содержащих никотин. К первой группе относятся никотинсодержащие препараты, ко второй – препараты нового поколения для лечения табачной зависимости без содержания никотина.

Фармакологическая терапия, содержащая никотин

Никотин – единственный компонент табачного дыма, который вызывает фармакологическую зависимость, поэтому его можно ввести иными путями, кроме вдыхания табачного дыма. Таким образом человек избавляется от очень вредных компонентов, выделяющихся при сгорании табака. В России есть никотинзамещающие пластыри, жевательные резинки, специальные мундштуки с гильзами, содержащими никотин. Никотинзаместительная терапия направлена на снижение тяжести симптомов отмены, что облегчает для пациента работу, направленную на разрыв эмоциональных, условных и окружающих связей с табаком. Основной механизм действия никотинзаместительной терапии заключается в доставке в артериальную кровь свободного никотина, который соединяясь с никотиновыми рецепторами головного мозга стимулирует высвобождение дофамина, что приводит к снятию симптомов отмены. Специалист поможет выбрать дозу, которая напрямую зависит от того, сколько сигарет человек выкуривает в день. Через некоторое время дозировку уменьшают вплоть до полной отмены. Некоторые люди могут оставаться приверженными этому лечению очень долго, но оно несравнимо менее вредно, чем табачный дым.

Фармакологические препараты, не содержащие никотин

Принципиальное отличие препаратов данной группы от никотинзаместительной терапии заключается в двойном механизме действия на никотиновые рецепторы головного мозга, что приводит к уменьшению тяги к курению и облегчению проявлений симптомов отмены, а также к снижению чувства удовольствия от курения. В результате этого, при приеме таких препаратов курильщик перестает получать обычное удовлетворение от выкуренной сигареты и постепенно разрывается связь «покурил – получил удовольствие». Полный курс терапии рассчитан на 12 недель, чтобы справиться с симптомами отмены никотина, которые длятся до 10 недель. Полностью завершенный курс лечения дает максимальную эффективность. Необходимо подчеркнуть, что любые лекарственные средства, применяемые для отказа от курения, имеют противопоказания и побочные эффекты, поэтому назначать их и наблюдать пациентов во время отказа от курения и приема препаратов должен врач.

Успешного и легкого отказа от курения!!!

Программа «Скажи «Нет!» курению»


Актуальность.


Один из наиболее распространенных в мире факторов, губительно влияющих на здоровье, — табакокурение. Табак — единственный вид потребительской продукции, который, в конечном счете, убивает половину своих постоянных потребителей, являясь одной из причин высокой распространенности сердечно-сосудистых, онкологических и многих хронических заболеваний легких. Курение — главная причина болезней и преждевременной смертности современного человека.

В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. В нашей стране, как и во многих других, ряды курильщиков пополняются в основном за счет подростков, молодежи. По данным отечественных исследований, в возрасте 12—13 лет курят около 7 % школьников, среди 16-летних — уже 40 % курящих, в старших классах начинают курить и некоторые девочки. Женщины приобщаются к курению немного позже, чем мужчины. Однако вызывает тревогу снижение возраста, когда девушки-подростки впервые пробуют курить, а затем приобретают пристрастие к табаку.

Бесспорно, потребляемость табака зависит от воспитания подрастающего поколения в свете политики здорового образа жизни, осознания каждым последствий употребления табака.


^ Цель программы:

Создание условий для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля с преобладанием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от употребления табачных изделий.


Задачи:

- Проведение диагностического исследования воспитанников Центра с целью выявления распространенности масштабности негативного явления(курения);

- Интерпритация полученных данных, выявление различий в установках и поведении учащихся;

- Предоставить обучающимся объективную информацию о последствиях курения и выработать представление о негативном влиянии курения;

- Сформировать у воспитанников негативное отношение к курению;

- Сформировать у них умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к сигаретам;

- Развивать умения у подростков принимать решения и брать ответственность на себя;

- Формирование и коррекция гражданской позиции, нравственных качеств, духовной культуры обучающихся.


Принципы:

- целенаправленность мероприятий;

- учет возрастных и психофизических особенностей воспитанников;

- активное участие воспитанников Центра в мероприятиях в сочетании с психолого-педагогическим руководством.


^ Основные направления программы

и мероприятия по ее реализации


^ Основные направления

Сроки

Формы

Ответственные

1.Формирование нетерпимого отношения родителей к табакокурению детей


1 раз в четверть

Родительский лекторий


Чернова Л.Г., зам.директора по УВР

медицинские работники, наркологи,

Ноябрь 2011

Проведение круглого стола с родителями на тему «Мифы, предрассудки и реальность о табаке»

Отдел ОМиМР

Март

Родительское собрание в учебных объединениях с целью ознакомления с Законодательством РФ и ЧР в области охраны здоровья человека, профилактики курения и требования их исполнения в общественных местах.

Педагоги ДО, руководители учебных объединений

2. Организация профилактической работы среди детей и подростков

1 раз в четверть, по плану учебных объединений,

Демонстрация научно-популярных фильмов о вреде курения

Отдел ОМиМР

По плану учебных объединений

Пропаганда «некурящего» образа жизни как современного и даже модного направления среди молодежи

Педагоги ДО, руководители учебных объединений

Декабрь 2011

Проведение конкурса сочинений на тему «Что я знаю о табаке? Что нужно сделать, чтобы школьники не курили?»

Отдел ОМиМР

Февраль

Оформление стенных газет на тему «Скажи «Нет!» курению»;


Педагоги ДО, руководители учебных объединений


Проведение внеклассного занятия по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков.

Цель занятия: Профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников посредством расширения информационного поля о данных веществах и последствиях, оказываемых ими на организм человека.

Задачи занятия:

Формирование активного негативного отношения старшеклассников к табакокурению, алкоголизму и наркомании;

Углубление знаний старшеклассников о курении, алкоголе, наркотиках и зависимости от них;

Раскрытие негативных последствий употребления никотина, алкоголя и наркотиков;

Формирование здорового образа жизни у старшеклассников;

Ход игры:

1. Ознакомление с темой (определения, понятия, объяснение мифов).

2. Игра-соревнование:

1 тур: Викторина для капитанов.

2 тур: Антиреклама наркотиков.

Муз. Пауза.

3 тур: Кроссворд – парус.

Подведение итогов.


1 этап: ознакомление с темой занятия –

«Быть здоровым – значит жить». (презентация)


Наше занятие сегодня посвящено проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Но древнеримский философ Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании? Итак, тема нашего занятия: «Быть здоровыми – значит жить!». Мы поговорим с вами о такой актуальной проблеме на сегодняшний день как употребление наркотиков.


Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя основными моментами:

1) Наркотик — это средство, которое постоянно увеличивает потребности его использования. Наркомания, токсикомания — это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и более крупные дозы.

2) Привязанность к наркотику, токсикомания ведут к быстрой деградации личности подростка,- который готов любыми методами добыть вещество, идет на совершение преступления, не останавливаясь ни перед чем.

3) Наркомания и токсикомания ведут к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация.

( Вопрос к обучающимся: Как вы считаете, что побуждает человека впервые попробовать наркотические вещества? Отвечают ученики.)


Выделяются следующие причины начала употребления наркотиков:

Бесплатное предложение попробовать наркотик.

Из любопытства.

Не осознает пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15—20 раз выше, чем на алкоголь.

Низкая самооценка подростка.

Стремление уйти от тоски и одиночества.

  В переводе с древнегреческого языка слово «наркотик» означает «приводящий в состояние    оцепенения, отупения, одурманивания». Среднестатистический срок жизни наркоманов – 6 лет, в большинстве случаев они умирают от передозировки.

( Вопрос к учащимся: Какие вы знаете наркотические вещества? (Отвечают участники).

Наркотики и наркотические вещества.

   Наркотики делятся на две основные группы – химические и растительные по происхождению. Они оказывают прямое воздействие на головной мозг и нервную систему в целом, и приводят к ранней смерти.

В нашей стране к наркотикам относятся (примеры):

Опий, морфин, героин;

Кокаин, эфедрон и др., которые действуют на психику человека;

Гашиш, анаша, марихуана и др., которые вызывают галлюцинации, т.е. человек видит то, чего на самом деле нет;

Экстази - приводит к сильнейшему возбуждению, за которым следует полная потеря сил;

Токсические вещества: (разные растворители, лаки, краски, снотворные лекарства, лекарства, вызывающие галлюцинации, алкоголь и табак).

Как же говорят люди, страдающие наркозависимостью? Многие и хотели бы бросить, но им это очень тяжело сделать. Большинство жалеют о том, что когда-то впервые попробовали наркотик (по каким причинам мы уже с вами выяснили). Наркомания- это болезнь не только физического привыкания. В первую очередь болезнь психологическая. Страдает и сам наркоман, и его семья. http://sch91nov.narod.ru/http://i.schoolmorevka.ru/pandia.ru›text/77/217/3113.phphttp://out-of-school.area7.ru/http://www.pandia.ru/http://vsegdazdorov.net/

Полезные ресурсы

http://bobrdobr.ru/http://www.intel.ru/

Проекты с аналогичной тематикой

Другие документы

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты