Профессиональное самоопределение старшеклассников

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Спруч Анастасия Вячеславовна

Студентка 5 курса

Факультет социальной педагогики и психологии.

Тема проекта

Профессиональное самоопределение старшеклассников.

описание

Предмет, класс

Данный проект предназначен для:

  • педагогов.
  • классных руководителей.
  • социального педагога и психолога учреждения образования.
  • для семей учащихся учреждений образования средних школ г. Витебска.

Краткая аннотация проекта

Проект посвящен изучению темы «Профессиональное самоопределение старших школьников» в 9-11 классах основной общеобразовательной школы.

В ходе проекта учащиеся узнают о том, как и в каких учебных заведениях учатся их сверстники в Беларуси, какие профессии пользуются наибольшей популярностью среди Белорусов, чем руководствуются люди при выборе профессии. Учащимися будут рассмотрены вопросы, связанные с выбором профессии, с устройством на работу и исследуют вопрос соответствия детских ожиданий и исполнения их в реальной жизни ("Осуществляются ли детские мечты и ожидания в выборе профессии?").

Проект ориентирован на действующие учебные материалы и может быть также использован на занятиях по профориентации, либо во внеурочной деятельности.

Актуальность исследования.

Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума.

Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Объект исследования: деятельность социального педагога.

Предмет исследования: деятельность социального педагога по профессиональной ориентации учащихся среднего звена основной школы.

Целью работы является изучение деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся среднего звена основной школы.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие профориентации учащихся среднего звена основной школы.

2. Выделить основные направления деятельности социального педагога по профориентации учащихся среднего звена основной школы.

3. Дать характеристику деятельности социального педагога основной школы по профориентации учащихся среднего звена.

4. Проанализировать деятельность социального педагога по профессиональной ориентации учащихся среднего звена.

5. Разработать методические рекомендации по оптимизации деятельности.

Планируемые результаты обучения

Специалисты должны уметь:

1. Разрабатывать методические рекомендации по оптимизации деятельности.

2. Реализовывать проекты, которые в свою очередь позволят:

А. повысить уровень знаний, умений и навыков в области профессиональной ориентации.

Б. сформировать индивидуальную образовательно-профессиональную стратегию.

В. сформировать психологическую готовность к жизненному и профессиональному самоопределению.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

В чём заключается процесс профессиональной ориентации?

Проблемные вопросы

  • Как выбрать специальность?
  • Что влияет на выбор профессии?
  • Какие существуют ошибки в выборе профессии?
  • Формула выбора профессии?
  • Мотивы выбора профессии?
  • Профориентационные методики?
  • Современный мир профессий?
  • Учебные заведения РБ?
  • Методические материалы (Профориентационные игры, тренинги и др.).

Учебные вопросы

1. Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность: создать банк методических материалов по профориентации; создать банк данных об учебных заведениях РБ и т.д.

2. Работа с педагогическими кадрами: лекции, беседы, семинары и др.

3. Работа с учащимися: диагностика профориентационной направленности, тренинги, игры и т.д.

4. Мониторинг качества профориентационной работы.

План проведения проекта

1. Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность: создать банк методических материалов по профориентации; создать банк данных об учебных заведениях РБ и т.д.

2. Работа с педагогическими кадрами: лекции, беседы, семинары и др.

3. Работа с учащимися: диагностика профориентационной направленности, тренинги, игры и т.д.

4. Работа с родителями учащихся: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания и др.

5. Мониторинг качества профориентационной работы.

Визитная карточка проекта

Стенд по профориентации "Мир профессий, или какую дверь открыть".

описание
описание


(Фотоотчёт о проделанной работе).

Описание стенда:

Стенд "Мир профессий, или какую дверь открыть", располагается в библиотеке. Стенд имеет три раздела:

1 раздел "Нормативные документы" включает в себя постановления правительства Красноярского края о внесении изменений в постановлении администрации Красноярского края "Краевой межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации", проект "Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года", сборник нормативных актов, регламентирующих поступления в Высшее образовательное учреждение, "Программу по профориентации учащихся МБОУ Анашенской СОШ №1" на 2012-2013 учебный год.

2 раздел "Советы, выбирающему профессию" содержит профориентационные материалы для сельской молодёжи, статьи для тех, кто кто ещё сомневается или совершенно не представляет себе кем быть и куда поступать, выпуск школьной газеты "Окно", с сочинениями учащихся о профессиях .

3 раздел "Типы профессий" содержит тесты, программы для определения типа "Человек-человек" и т.д, анкета "Ориентация", программу курса "Секреты общения" Стенд "Твоя профессия-твоё будущее" расположен в коридоре. На стенде расположена информация о востребованных специальностях в Красноярском крае, контактные телефоны и адреса колледжей, училищ (наиболее приемлемых для наших выпускников), проспекты для поступающих.




Иллюстрация. [1]

Иллюстрация. [2]

Иллюстрация. [3]

Иллюстрация. [4]

Публикация учителя

1. Национального института образования. [5]

2. Твоя будущая профессия - Автор - М.М. Гаврилов.[6]

3. Профориентация. Профессиональная ориентация или работа мечты - Альберт Владимирович Энин. [7]

4. Профориентация старшеклассников по материалам книги Т.Л. Павловой «Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости». [8]

5. Современные проблемы профориентации старшеклассников Жарко А.С.[9]

6. Происхождение ошибок старшеклассников при выборе профессии и возможность их профилактики. Н.Н. Зотова. [10]

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

  • Презентация Особенности подростковой профориентации. Автор: Спруч Анастасия[11]
  • Презентация Психологическая классификация профессий.Автор: Спруч Анастасия [12]
  • Презентация Профессия и темперамент. Автор: Спруч Анастасия [13]
  • Презентация "моя будущая профессия". Автор: Спруч Анастасия [14]

Пример продукта проектной деятельности учащихся

1. Интервью - Профориентация [15]

2. Фильм Школа 21 век на ОТР. Профориентация: как не ошибиться в выборе профессии (09.08.2014) [16]

3. Фильм Профориентация! Кем стать? [17]

4. Фильм Народный вердикт «Куда пойти учиться?» [18]

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности. Профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересом, склонностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

Как выбрать специальность?

Каждый из нас с раннего детства мечтал о том, кем мы станем, когда вырастем. Конечно, иногда детские мечты претворяются в жизнь, но в большинстве случаев мечты остаются в далеком детстве, ведь при взрослении меняются и потребности человека. Критериев, по которым выбирается будущая специальность, довольно много.

Обозначим основные из них:

1. Престижность и перспективы

Многие думают, что получив престижную специальность, сразу же без проблем устроятся на отличную высокооплачиваемую работу. Но это заблуждение. Ведь чем выше престиж специальности, тем выше конкуренция при поступлении в профильные ВУЗ, а также на рынке труда по его окончании, ведь огромное количество выпускников жаждет получить работу своей мечты. В наше время проще устроится на рабочую специальность, чем юристом или экономистом.

2. Социальный критерий

Многие профессии связаны с общением с большим количеством людей или же с публичными выступлениями. Существует отдельная категория людей, которые не в состоянии перебороть себя и начать общаться с незнакомыми людьми или произносить пылкие речи с трибуны. А это значит, что им необходимо выбирать специальность, которая не будет доставлять дискомфорта.

3. Традиции семьи

Некоторые семьи заслуженно гордятся тем, что из поколения в поколение передают свои знания и наработки по определенной профессии своим детям. Дети, выросшие в таких семьях, как правило, уже с раннего детства знают, кем им стать. Но существуют и исключения, когда будущий студент категорически отказывается поступать в выбранный и одобренный родителями ВУЗ.

4. Призвание

Есть также дети, которые точно решили, кем хотят стать, и с детства начинают изучать предметы, необходимые для будущей профессии. Они читают соответствующую литературу, ходят в кружки и на дополнительные занятия. По окончании школы они поступают в ВУЗ, в котором можно получить специальность их мечты, и потом с удовольствием работают по профессии.

5. Привлекательность

Сколько бы вам ни твердили, что нужно выбирать специальность, за которую больше платят, все-таки прислушайтесь к себе. Может быть, вам более важно удовлетворение от работы, радость от сделанного, доставляет удовольствие сам процесс. Люди, любящие свою работу, достигают в жизни больших успехов, чем те, кто ходит на работу вынужденно, только из-за зарплаты.

6. Простота обучения

Часть будущих студентов выбирает свою профессию просто потому, что поступить в соответствующий ВУЗ легко, а обучение в нем не заставит их прикладывать хоть сколько-нибудь значимые усилия. Некоторые идут еще дальше и выбирают ВУЗ потому что он находится рядом с домом, чтобы не тратить лишние усилия даже на дорогу до него.

Самое главное в выборе профессии - это не гнаться за чем-то недостижимым и, по большому счету, даже не нужным. Нужно, чтобы вы испытывали комфорт и могли добиться реальных успехов на своей будущей работе. Вот тогда можно говорить о том, что сделан правильный выбор.


8 факторов выбора профессии По Е.А. Климову:

1. Позиция старших членов семьи Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.


Ошибки при выборе профессии

  • Отношение к выбору профессии как к неизменному.
  • Бытующие мнения о престижности профессии.
  • Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
  • Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
  • Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
  • Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
  • Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
  • Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
  • Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.


Формула успешного выбора профессии.

Выбор профессии «стоит на трех китах»:

«ХОЧУ» – личные цели, интересы, потребности.

«МОГУ» – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.

«НАДО» – потребности рынка труда, востребованность профессии.

Человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу. Попробуйте немного заняться жизненной геометрией и нарисуйте собственный подобный треугольник. Если стороны получаются слишком неравнозначными, значит, вас явно занесло не туда. Чтобы скорректировать ваш профессиональный выбор, можно использовать такие способы диагностики, как различные тесты, анкеты, опросники. Они позволят определить, к ка­кому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности.


Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:

1.Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);

2.Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);

3.Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);

4.Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессио­нальной деятельности);

5.Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);

6.Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);

7.Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);

8.Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).


Учебные заведения РБ:

  • Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте. [19]


Основные группы профориентационных методов

Выделяют следующие группы методов профориентации: информационно-справочные, диагностические, тренинговые и консультационные.

'''Информационно-справочные, просветительские методы:'''

  • профессиограммы (краткие описания профессий);
  • справочная литература;
  • информационно-поисковые системы;
  • профессиональная реклама и агитация;
  • экскурсии школьников на предприятия, в учебные заведения, встречи со специалистами по различным профессиям;
  • познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
  • профориентационные уроки со школьниками как система занятий;
  • учебные фильмы и видеофильмы;
  • использование средств массовой информации;
  • конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности.

'''Методы профессиональной психодиагностики'''

  • беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
  • открытые беседы-интервью;
  • опросники профессиональной мотивации;
  • опросники профессиональных способностей;
  • «личностные» опросники;
  • проективные личностные тесты;
  • методы наблюдения;
  • сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности);
  • психофизиологические обследования;
  • «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе;
  • использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности;
  • исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека принимают на работу с испытательным сроком).

'''Тренинговые (активные) методы:'''

  • группы общения;
  • различные тренинги (развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановка целей, тайм-менеджмент, командообразование, формирование уверенности в экстремальных ситуациях и т.п.);
  • сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.);
  • публичные выступления;
  • профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;

'''Консультационные методы профориентации:'''

  • построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;
  • построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив;
  • использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении.

В свою очередь, консультации подразделяются на следующие типы:

1. Ранняя, детская консультация. В большей степени это консультация не самих детей, а их родителей и воспитателей по формированию положительного отношения к труду.

2. Школьная профконсультация - подготовка к выбору, формирование ценностно-смысловой и операциональной основы самоопределения, когда у школьника формируется представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей. Важно в этом возрасте формировать информационную основу самоопределения.

3. Профконсультация учителей учащихся – организация реального сотрудничества с учителями (особенно с классными руководителями и учителями труда), при котором удалось бы распределить некоторые функции в профориентационной помощи подростку.

4. Профконсультация родителей учащихся. Постепенный выводя их на уровень реального сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи своим детям.

5. Профконсультация старшеклассников и выпускников школ. Главная особенность этого типа профконсультации – помощь в конкретном выборе, а также уточнение и перепроверка выбора.

6. Профконсультация безработных при смене работы:

а) выбор новой профессии и нового места работы;

б) выбор про­фессии и места ее приобретения.

7. Профконсультация подростков и взрослых инвалидов. Особое требование – компетентность при использовании методов клинической психологии. Очень важен особый такт при работе с данны­ми категориями клиентов.

8. Ретроспективная профконсультация, когда уже взрослый человек стремится осмыслить всю свою жизнь или важный отрезок жизни.

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

По итогам проведенного проекта с социальными педагогами и педагогами-психологами проводиться итоговая конференция, на которой обсуждаются вопросы:

1. Оценка результативности проекта.

2. Трудности в достижении целей и задач проекта.

3. Приложения к проекту.

4. Подведение итогов проекта.

5. Внесение корректив и предложений специалистов в проект.

Приложение:

1. Учебные заведения Республики Беларусь. [20]

2. Разнообразные игры по профориентации. [21]

3. Памятка для старшеклассников по профессиональному ориентированию. [22]

4. Буклет на тему. [23]

5. Критерии и показатели готовности старшеклассников. [24]

6. Примерный план профориентационной работы школы.[25]

7. Интервью - Профориентация. [26]

8. Школа 21 век на ОТР. Профориентация: как не ошибиться в выборе профессии (09.08.2014). [27]

9. Профориентация! Кем стать? [28]

10. Народный вердикт «Куда пойти учиться?» [29]

11. Беседа по профориентации. [30]

12. Классный час "Профессии наших родителей". [31]

13. Классный час: Профессия "Планета людей-Земля". [32]

14. Тренинг "Время выбирает нас". [33]

15. Тренинг "На пороге взрослой жизни". [34]

16. План работы по профориентации. [35]

17. развивающее занятие по профориентации. [36]

18. занятие по подготовки учащихся к осознанному выбору профессии. [37]

19. Диагностика структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. [38]

20. «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО). [39]

21. «Карта интересов» А.Е. Голомшток. [40]

22. «Карта интересов» модификация Филимоновой О.Г. [41]

23. «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкина. [42]

24. Методика Л.А. Йовайши. [43]

25. Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой. [44]

26. «Цель – Средство – Результат» А.А. Карманов (ЦСР). [45]

27. «Профассоциации». [46]

28. Диагностика профессиональной направленности старшеклассников. [47]

29. Карьерные ловушки и иллюзии: немного практики. [48]

Для успешного проведения проекта, в процессе работы можно пригласить специалистов с различных видов деятельности, родителей.

Полезные ресурсы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, Раритет - 2007. [49]

2. Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1988. [50]

3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 2008. [51]

4. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006 [52]

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. [53]

6. Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. – Кемерово: КГУ, 2008. [54]

7. Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 48/2003. Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ. Тренинг для подростков.

8. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Министерство образования РФ, Российская академия образования) [Текст] //Стратегии образования. – 2002. – № 3. [55]

9. Методические рекомендации по проведению занятий профориентационного курса «Хороший выбор» [Текст] / О.Г. Белоусова, Е.А. Зотеева, Е.А. Овсянникова, С.С. Чеботарев. – Белгород, 2002. [56]

10. Махаева, О.А. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников [Текст] / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М. : УЦ «Перспектива», 2000 [57]

11. Мардакаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике [Текст] / Л.В. Мардакаев. – М. : Академия, 2002. [58]

12. Методика и технологии работы социального педагога [Текст]. Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М., 2002. [59]

13. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. - М., 2003. [60]

14. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М., 2003. - С. 36-38. [61]

15. Материалы Минобрнауки России «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» [Текст] //Директор школы. – 2005. - № 2. [62]

Проекты с аналогичной тематикой

1. Проект "Профориентация школьников". Автор: Бочкарёва Анастасия [63]

2. Социальный проект «Профориентация в школе». Гимназия № 4 [64]

3. Профориентация школьников-Просвещение педагогов по вопросам профориентации. Проект УО «ГОСШ № 29 г.Витебска [65]

4. Проект содействия профориентации школьников «Газпром нефть». [66]

Другие документы

1. Анкеты для учащихся.[67]

2. Словарик старшеклассникам. [68]

3. Принципы индивидуальной работы с детьми по профориентации. [69]

4. Памятка для старшеклассников по профессиональному ориентированию. [70]

5. Памятка для старшеклассников. [71]

6. Буклет на тему. [72]

7. Ошибки и затруднения при выборе профессии. [73]

8. Разнообразие профессий. [74]

9. Тема кроссворда.[75]

10. Внеклассное мероприятие для школьников.[76]

11. Сценарий классного часа на тему. [77]

12. Опросник профессиональной готовности. [78]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты