Подрез Вячеслав Дмитриевич

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Web 2.0

Обсуждение Web 2.0

Web 2.0 — методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. Говоря «становятся лучше», имеют в виду скорее «становятся полнее», то есть речь, как правило, идёт о наполнении информацией, однако вопросы её надёжности, достоверности, объективности не рассматриваются.[1]


Появление Web 2.0


В связи со статьей «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра» (№ 37 (609) и 38 (610) от 14 и 19 октября 2005 года соответственно) и затем выложенной под заголовком «Что за…» веб-сайтом «Компьютерра online». В этой статье Тим О’Рейлли увязал появление большого числа сайтов, объединённых некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Веб 2.0, в противовес «старому» Веб 1.0. Несмотря на то, что значение этого термина до сих пор является предметом многочисленных споров, те исследователи, которые признают существование Веб 2.0, выделяют несколько основных аспектов этого явления. Первым, кто употребил словосочетание Web 2.0, стало издательство O’Reilly Media, специализирующееся на информационных технологиях. Произошло это в 2004 году. Немного позже глава издательства Тимоти О’Рейлли сформулировал часть принципов Web 2.0. За прошедшее время сфера Web 2.0 расширилась, вытесняя традиционные Web-сервисы, получившие название Web 1.0.[2]

Web 2.0: Кратко и понятно


«Web 2.0» обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги, wiki, социальные сети и т. д.[3]

Недостатки Веб 2.0

  • зависимость сайтов от решений сторонних компаний, зависимость качества работы сервиса от качества работы многих других компаний;
  • слабая приспособленность нынешней инфраструктуры к выполнению сложных вычислительных задач в браузере;
  • уязвимость конфиденциальных данных, хранимых на сторонних серверах, для злоумышленников (известны случаи хищения личных данных пользователей, массовых взломов учётных записей блогов);
  • серьёзнейшим недостатком сайтов web 2.0, где контент касается социально-значимых вопросов и допускаются пользователи под псевдонимами и анонимно, все чаще становится «затопление вздором» (английский термин BS-flooding).[4]

Информационно-образовательная среда XXI века

Информационно-образовательная среда (ИОС) - это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.

Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых.

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя. Ссылка на оригинал.

Коллективный поиск информации и хранение закладок

Коллективный поиск информации

Система пользовательского поиска - Пример:[5]

Хранение закладок

Онлайн-сервис Symbaloo - Пример:[6]

Сервисы визуализации информации

Облака слов

Облако тегов

Облако тегов — это визуальное представление списка категорий. Обычно используется для описания ключевых слов на веб-сайтах, или для представления неформатированного текста. Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные слова, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Такое представление удобно для быстрого восприятия наиболее известных терминов и для распределения терминов по популярности относительно друг друга. При использовании ключевых слов для упрощения навигации по веб-сайтам, термины снабжаются гиперссылками на понятия, которые подразумеваются под ключевыми словами. Тем не менее, облако не может быть единственным элементом навигации, а пользоваться текстовым поиском удобнее для поиска при наличии более конкретной информации об искомом.[7]

Ссылки на веб-сайты

Ленты времени

Лента времени - это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Таким образом получаем историю развития события. События можно представлять в виде текста, картинки, звука или видео. Каждое событие можно описать, вставив ссылку на ресурсы Интернет.

Для создания «Ленты времени» можно использовать сервисы:

Все эти сервисы имеют англоязычный интерфейс. При этом пользоваться ими достаточно удобно. Dipity и Timetoast являются бесплатными, в то время как за создание ленты времени в Timerime придётся заплатить. В Dipity можно создать три бесплатных ленты, при этом сервис поддерживает создание лент группой. Наиболее полное сравнение данных сервисов можно найти ссылка, а инструкции и примеры ссылка.
Пример ленты времени, созданной при помощи сервиса timetoast группа Агата Кристи
Также прилагается таблица с данными Таблица

Ментальные карты

Ментальные карты - способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены идеи, слова, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.

Обычно для записи своих мыслей, идей люди пользуются линейной формой, используя текст, схемы, таблицы, списки. С одной стороны это позволяет отразить на бумаге свои рассуждения, но слишком уж логично всё выглядит и монотонно. Для прочтения того же бизнес-плана требуются огромные усилия, чтобы вникнуть в его суть, сосредоточиться на прочтении. Дело в том, что такая форма выражения мыслей производится левым полушарием мозга. Такой текст трудно запомнить, трудно выделить главное, затрачивается много времени на создание такой записи. А самое страшное — это то, что интерес к написанному может пропасть настолько, что идея просто не будет воплощена в жизни.

Тони Бьюзен предложил в 70-х годах 20-го века идею создания диаграмм связей с помощью правого полушария. Подход очень простой, необычный и позволяет ощутить радость от самого процесса создания таких диаграмм, называемых ментальными картами или интеллект-картами.

Суть их заключается в том, что здесь используется радиальная запись, то есть основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы, некие слова-ассоциации. Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.

Нарисованная

Подробно о создании ментальных карт можно прочитать тут.

Для создания ментальных карт можно использовать сервисы:

Созданная в сервисе Mindmeister(https://www.mindmeister.com/529677623/_)
  • Mindmeister.com - Это отличный сервис, обладающий всеми необходимыми возможностями для работы с интеллект картами и имеющий очень приятный интерфейс. В дополнение к браузерной версии есть приложения для iOS и Android. На iPad приложение работает превосходно, все функции прекрасно адаптированы для touch интерфейса, а любые изменения синхронизируются с сервером.К сожалению, в этой бочке меда найдется своя ложка дегтя. В данном случае это — цена. Бесплатно можно создать только 3 интеллект карты, а если надо больше, то придется заплатить минимум $6 в месяц.
  • Mindmup.com - Возможности этого сервиса не уступают предыдущему, но при этом можно создавать карты без ограничений, сохраняя их на Google Drive или Drop Box. Есть платная подписка на Gold версию, но в ней нет никаких преимуществ, так как все необходимые возможности есть в бесплатной версии. Из недостатков можно отметить интерфейс и отсутствие приложений для мобильных устройств. Онлайн версия открывается в мобильном браузере, но редактировать карту на планшете очень неудобно, так как интерфейс не адаптирован для touch устройств. MindMup является проектом с открытым исходным кодом. Так что при желании вы даже можете запустить этот сервис на своем собственном сервере.
  • Mind42.com - Приятный дизайн этого сервиса портится рекламным баннером справа от рабочей области. Все возможности Mind42 бесплатны, но за деньги можно отключить рекламу. Созданную интеллект карту можно сделать доступной всем, после чего она появится в специальной галерее. Как и в предыдущем сервисе, нет отдельной версии для планшетов и смартфонов.
  • Maptini.com - Бесплатный сервис с очень простым интерфейсом. Кроме онлайн версии, есть версия для iOS (в данный момент платная), в которой удобно редактировать интеллект карты. Есть возможность вставить карту на сайт через iframe.

Из приведенных сервисов только mindmeister может похвастаться русскоязычным интерфейсом, остальные же обладают англоязычным интерфейсом. Все сервисы могут использоваться при групповой работе.

Пример групповой работы в среде mindmeister по теме "Вычисления": map

Виртуальная учебная доска

Виртуальные доски - средства представления информации в виде доски, на которой в произвольном порядке (в порядке предусмотренном составителем доски) располагаются картинки, видео, текст и другая информация.

lino – это бесплатный сервис, работающий в режиме web. Lino it доступен только на 4 языках: английском, японском, корейском и китайском, что говорит о его новизне и редком использовании в среде русскоязычной аудитории, в том числе педагогической. lino как интернет-площадка может использоваться для организации идей, обмена ими с другими пользователями и потому прекрасно встраивается в технологию проведения онлайн мозгового штурма. [9]

Примеры сервисов создания виртуальных досок:

  • FlockDraw - совместное рисование и работа с виртуальной доской. Онлайн сервис для коллективной или индивидуальной работы с доской для рисования. Есть чат. Для начала работы не нужно регистрироваться, хотя такая возможность есть. Сервис не поддерживает кириллицу в текстовых комментариях к рисункам.
  • Popplet - виртуальная стена (доска) для работы с мультимедиа объектами в группе. Сервис предназначен для создания и наполнения контентом «липкой» доски с возможностью совместного редактирования. Этот сервис позволяет создавать стены мультимедийных (видео, текст, фото, графика) заметок, которыми можно поделиться с другими, совместно работать, размещать работы на страницах сайтов, блогов. Готовую работу можно сохранить на компьютере в формате графического файла или PDF документа. Мультимедийные элементы можно подгрузить со своего компьютера или с известных Интернет-сервисов.
  • RealtimeBoard - виртуальные доски для проектов на русском языке. Онлайн сервис интересный русскоязычный проект для создания групповых виртуальных досок. Теперь ваши публичные доски доступны без регистрации — вы можете демонстрировать их на ваших сайтах и блогах. Доску можно демонстрировать в виде слайдов презентации. Сервис поддерживает Google Drive. Встроен чат. Для активной работы с сервисом требуется регистрация.
  • Rizzoma - виртуальная площадка для коллективной работы. Онлайн сервис предназначен для различных пользователей: как для делового человека, так и для педагога. Это некая виртуальная площадка для общения, бесплатный командный сервис. К обсуждению проекта, идеи можно приглашать собеседников для непосредственного общения, так и оповещать о возникших моментах обсуждения любого своего коллегу посредством рассылки сообщения. На виртуальную площадку для общения можно помещать фото, текстовые сообщения, структурированные документы, гаджеты (опросы, видео, таблицы, ментальные карты и др.).
  • Scrumlr - виртуальная доска со стикерами. Многопользовательская стикерная доска. Этот сервис мощный инструмент для совместной работы с информацией в реальном времени. Несколько пользователей могут одновременно вносить правки в одну и ту же информацию и видеть чужие изменения в реальном времени. Можно добавлять именованные колонки и перемещать по ним стикеры. У стикеров можно править текст, местоположение и пометку цветным "магнитиком". Для начала работы не нужно регистрироваться. Поддерживает кириллицу.
  • Twiddla - виртуальная интерактивная доска. Онлайн сервис Twiddla предназначен для для совместной работы. По принципу работы он схож с интерактивной доской Dabbleboard, но возможностей для проведения онлайн работы имеет больше. Twiddla позволяет размещать на рабочей поверхности текст (размер, начертание букв, выравнивать текст, выделять его жирным, курсивом), иллюстрации, математические формулы; встраивать документы, виджеты и html-код; общаться при помощи чата и звука. Есть возможность совместного просмотра веб-сайтов в режиме онлайн.
  • Vyew - сервис совещаний, обучения, виртуальная доска. Сервис для проведения встреч, совещаний, обсуждений, тренингов онлайн. С помощью этого сервиса можно предоставить доступ к своему рабочему столу. Получаем практически полный эффект присутствия с участием до 20 человек. Есть возможность использовать виртуальную доску- whiteboarding, обмен файлами, демонстрацию презентаций, есть возможность совместно править файлы и многое другое. Есть чат и естественно возможность использования веб камеры и микрофона. Для работы необходимо зарегистрироваться. Интерфейс на английском языке, но понимает и кириллицу.
  • WikiWall - работа в группе с информацией. WikiWall – онлайновый сервис для совместного создания Wiki-газеты несколькими пользователями. Это первый российский whiteboard-сервис. Whiteboard-сервис (в переводе – «белая доска») – это рабочее пространство, на котором несколько пользователей (даже живущих в разных городах!) в режиме онлайн совместно могут создавать один документ, в котором можно писать текст, рисовать, делать пометки, добавлять различные объекты и многое другое. Whiteboard-сервисы еще называют виртуальными интерактивными досками.

Инструкции для работы с этими сервисами можно найти по ссылке

Пример виртуальной доски, созданной при помощи сервиса: spaaze

Сервисы для размещения и хранения мультимедийных ресурсов

Google формы

Обсуждение Web 2.0

Google формы - простой и удобный сервис для создания опросов и тестов. Он позволяет собирать ответы и статистику ответов. Сервис полностью русифицирован.

Тест составленный при помощи google можно посмотреть по ссылке.

Подробная инструкция создания Google формы по ссылке





LearningApps

Обсуждение Web 2.0

LearningApps позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Широта возможностей, удобство навигации, простота в использовании. При желании любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля. Сервис основан на работе с шаблонами(заготовками) для создания работы. Тематика разнообразна от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Сервис поддерживает несколько языков (русский язык поддерживается на отдельных шаблонах при заполнении контента). Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Есть большая коллекция работ.

Инструкции использования:

  • Инструкция по использованию сервисом LearningApps по ссылке
  • Инструкция с сайта LearningApps по ссылке

Интересные упражнения:

Выполненные мною:

"плюсы" сервиса:

  • бесплатный;
  • дружелюбный русскоязычный интерфейс;
  • быстрота создания интерактива;
  • многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео;
  • содержит большую коллекцию уже созданных другими учителями упражнений;
  • возможен поиск упражнений по категориям (по предметам);
  • постоянно развивается;

"минусы" сервиса

  • часть шаблонов не поддерживает кириллицу;
  • некоторые шаблоны упражнений изменяются или исчезают вообще;
  • есть недочеты с вставкой картинок(размеры больше чем поле);
  • можно сразу же проверить задание, что упрощает его выполнение;

Другие сервисы интерактивных опросов, тестов, упражнений

  • Typeform - основная идея, которую хотели до нас донести создатели этого сервиса – это его универсальность и простота. Как вытекает из описания на главной странице, с созданием форм с помощью Typeform может справиться любой пользователь, а полученный опрос может быть использован на любом устройстве, в том числе подходит для проведения уличных исследований с помощью мобильных устройств.
  • Pollservice - используется для проведения опросов и голосования. На сервисе обязательна регистрация, после ее прохождения для пользователя создается личный кабинет, в котором можно создавать опросы (голосования) и управлять ими. Созданные опросы можно хранить в каталоге опросов Pollservice, или разместить ссылку на них на своем сайте, веб-странице, блоге, форуме, отправить по электронной почте респондентам. Для пользователя не ограничено количество создаваемых опросов. Опросы могут быть с одиночным и множественным выбором вариантов ответа (предусмотрено до 25 вариантов ответа), есть возможность редактирования опросов после их создания. Для опросов можно применять настройки оформления(цвета, размеры, тип и размер шрифтов).
  • Webanketa - помогает создавать и проводить приватные и публичные опросы, анкетирования и голосования. Работая на сервисе желательно пройти регистрацию. Создавать опросы могут также не зарегистрированные пользователи. Но важно помнить, что если анкета будет создана без регистрации, то она может просто потеряться, т.к. не будет привязана ни к какому пользователю.
  • UmaPalata - Интернет-проект Umaigra позволяет создавать интерактивные упражнения (дидактические игры) для детей. Созданная вами игра (вы также можете использовать игры, созданные другими пользователями) может быть легко интегрирована в ваш сайт или блог. Данный проект состоит из 5-ти прототипов-сценариев, в рамках которых учитель может создавать свои дидактические игры.
  • StudyStack - Сервис Study Stack позволяет создавать интерактивные карточки с различными заданиями для контроля или использовать библиотеку с уже готовыми наборами. Вы можете создать тест, викторину, кроссворд, исследовательские таблицы, игры в слова и т.п., которые легко встраиваются в блог (сайт), есть возможность распечатать задания.
  • BrainFlips - С помощью данного приложения можно изготовить необходимый набор карточек (колоду) или воспользоваться теми наборами, которые уже есть на сайте. В карточку можно добавить видео, аудио или фото для того, чтобы включить все каналы восприятия информации. Сервис предоставляет широкий спектр инструментов для облегчения изучения практически любого предмета, включая несколько режимов обучения, учебных групп, и искусственный интеллект, чтобы помочь пользователям перейти к более сложным материалам и сделать процесс обучения более эффективным.

Коллективные гипертексты. Технология Вики

Ви́ки — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки. На базе этой технологии построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедиа.

Впервые термин «вики» для описания веб-сайта был использован в 1995 году Уордом Каннингемом, разработчиком первой вики-системы WikiWikiWeb, «Портлендского хранилища образцов» программного кода, созданной 25 марта 1995 года, который заимствовал слово гавайского языка, означающее «быстрый». Каннингем первоначально описал вики как «простейшую онлайн-базу данных, которая может функционировать». Позже этому слову был придуман английский бэкроним "What I Know Is…" («то, что я знаю, это…»).

Язык вики поддерживает гиперссылки для создания ссылок между вики-страницами и является более наглядным, чем HTML, и более безопасным, поскольку использование JavaScript и каскадных таблиц стилей ограничено.

Некоторые вики позволяют изменять их содержимое всем желающим, а не только зарегистрированным пользователям. Подобно тому, как стены зданий и заборы исписывают непристойными надписями и украшают рисунками граффити, в таких вики иногда портят содержимое или добавляют что-то неуместное. Но, в отличие от стен и заборов, в вики легко вернуть содержимое к ранней версии: исправлять легче, чем портить. Если же кто-либо настойчиво и намеренно стремится навредить пользователям вики-сайта, можно закрыть ему возможность вносить правки.

Технология wiki стала очень популярной благодаря wikipedia. И в данный момент существует огромное количество wiki проектов, одним из которых является проект компании Intel iteach.

Блоги. Сетевые сообщества

Блог — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.

Людей, ведущих блог, называют бло́герами. Совокупность всех блогов сети принято называть блогосферой. Под блогами также понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям.

В настоящее время особенность блогов заключается не только в структуре записей, но и в простоте добавления новых записей. Пользователь просто обращается к веб-серверу, проходит процесс идентификации пользователя, после чего он добавляет новую запись к своей коллекции. Сервер представляет информацию как последовательность сообщений, помещая в самом верху самые свежие сообщения. Структура коллекции напоминает привычную последовательную структуру дневника или журнала.

В ходе опроса блогеров LiveJournal, проведённого в 2005 году, были выделены следующие функции блогов:

  • коммуникативная функция
  • функция самопрезентации
  • функция развлечения
  • функция сплочения и удержания социальных связей
  • функция мемуаров
  • функция саморазвития, или рефлексии
  • психотерапевтическая функция
  • продвижение товаров и услуг

Разновидности блогов

По авторству:

  • Личный блог — ведётся одним лицом (как правило, его владельцем).
  • Коллективный или социальный блог — ведётся группой лиц по правилам, определяемым владельцем и модераторами.
  • Корпоративный блог — ведётся сотрудниками одной организации.

По тематической направленности:

  • Политика — блоги, посвященные политике. Обычно политические блоги ведут политические лидеры, представители политических партий и политических объединений, политологи.
  • Быт — блоги, в которых затрагиваются обычно вопросы взаимоотношений между людьми, психологии, ведения домашнего хозяйства — всего того, что связано с понятиями «быт», «личная жизнь».
  • Путешествия — блоги, в которых авторы делятся своими впечатлениями от поездок, дают советы, как вести себя в той или иной стране, рассказывают про традиции и обычаи других народов.
  • Образование — блоги, посвященные теме образования. Часто это блоги определенных учебных заведений, в которых участники обсуждают процесс обучения и другие темы в образовании.
  • Мода — блоги, в которых обсуждаются новинки в мире моды, тренды, модные показы. Здесь можно прочитать мнения профессионалов, советы стилистов и людей, неравнодушных к моде.
  • Музыка — блоги, в которых авторы выражают свои музыкальные предпочтения, обсуждают новинки в мире музыки. Музыкальные блоги могут быть посвящены определенному музыкальному направлению, а могут освещать различные музыкальные жанры и стили.
  • Информационно-аналитический — блоги, содержащие актуальные материалы и анализирующие эти материалы.
  • Спорт — блоги, посвященные освещению спортивных событий и смежных с ними тем.
  • Кино — в таких блогах люди пишут рецензии и критику к разным кинокартинам.
  • WEB — в эту категорию блогов входят как SEO-блоги, так и блоги, в которых пишут об интернете, а также о верстке или web-программировании.
  • Здоровье — блог может охватывать разнообразные темы, связанные со здоровьем проблемы, такие как питание и диеты, фитнес, контроль за весом, заболеваниями, болезнями, анализ здоровья, исследований в области здравоохранения и здоровья.

По наличию/виду мультимедиа:

  • Текстовый блог — основное содержание составляют тексты.
  • Фотоблог — основное содержание составляют фотографии.
  • Артблог — основное содержание составляют рисунки автора блога.
  • Музыкальный блог — основное содержание составляет музыка.
  • Подкаст и блогкастинг — основное содержание блога надиктовывается и выкладывается в виде MP3-файлов.
  • Видеоблог — основное содержание представлено в виде видеофайлов.
  • Микроблог — основное содержание составляют размещенные небольшие кусочки цифрового контента, который может быть текстом, изображением, ссылкой, коротким видеороликом. Друзья используют его, чтобы быть в курсе деловых встреч, узнать больше о знаменитостях и политике, о датах концертов, лекций, книг-релизов.

Пример блога

Приведём пример блога Блог Java программиста.

Блог предназначен для любопытных в программировании, а также будет полезен опытным программистам. В этом блоге есть уникальность - вид данного блога. Посты представляют аккуратно оформленную страничку с упражнениями, примерами, полезными статьями. Содержание блога можно описать как:

плюсы:

  • оформление блога;
  • целенаправленный блог;
  • код в специальных формах;

минусы:

  • слабая активность на ресурсе (отсутствие комментариев);
  • нет взаимодействия с социальными сетями (только Google+);

Оценка блога - 7 из 10.

Сетевые сообщества

Сетевое сообщество - группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

Примеры сетевых сообществ:

  • bitbucket - сервис хостинга и разработки проектов.
  • 4pda - сообщество пользователей умных устройств.
  • habrahabr - коллективный блог.
Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты