Петренко Борис Андреевич

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Сервис соц взаимодействия WEB 2.0

Petrenko 1.jpg

Информационно-образовательная среда XXI века

Общая характеристика ИОС

Petrenko 2.jpg

Информационно-образовательная среда - это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

ИОС в учереждениях образования в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция информационно-коммуникационных технологий в педагогическую деятельность учереждения в целом.

Правильно организованная ИОС учереждения, в частности грамотное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.

Сервисы Web 2.0 в формировании современной ИОС

Современную концепцию развития Internet принято называть Web 2.0. Принципиальным отличием Веб 2.0 от традиционной сети является возможность создавать содержимое Internet любому пользователю. Сервисы Web 2.0 (социальные сетевые сервисы) – современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.

В образовательных целях характеристики социальных сервисов могут использоваться следующим образом:

  • Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов. Сетевые сообщества обмена знаниями и социальные мультимедийные сервисы могут быть использованы в педагогической практике как источник учебных материалов, для хранения видео-, фото-, аудиоархивов и творческих работ обучающихся;
  • Наблюдение за деятельностью участников сообщества практики. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия обучающихся в профессиональных научных сообществах, для совместной учебной деятельности студентов разных городов, для коллективного обсуждения практических работ и др.
  • Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Публикация материалов в сети для консультаций и получения дополнительных знаний, для организации дистанционного учебного курса.

Сервисы для организации сетевого взаимодействия и т.п.

Офисные технологии, документ-сервисы

  • Cometdocs - система управления и конвертацией фалов онлайн
  • CrocoDoc - документ сервис, совместное редактирование
  • Google - Документы (Текст, Таблицы, Презентации)
Symbaloo

Вебинары, уроки, классы, консультирование, конференции, встречи

  • AnyMeeting - полнофункциональная система организации вебинаров (до 200 участников и 6 в режиме общего видео)
  • Buzzumi - организация видеообщения, конференций, вебинаров, видеоинтервью

Библиотеки, образовательное видео, интерактивное онлайн телевидение

  • EDU-Youtube видеохостинг[1]
  • Google книги, библиотека[2]

Примеры пользования сервисов

  • Пользовательский поиск Google [3]
  • Презентации Google [4]
  • Веб-микс закладок в Symbaloo [5]

Коллективный поиск информации и хранение закладок

Поиск информации

Поиск информации, точнее создание пользовательского движка поиска приведем на примере сервиса Google Custom Search.

Google Custom Search Engine — сервис Google, представляющий собой систему персонального (пользовательского) интернет-поиска. Позволяет пользователю создавать специализированные поисковики, учитывающие их личные предпочтения и тематические интересы, задавать контекст поиска. В простейшем случае осуществляет поиск по набору указанных пользователем сайтов [6]

Мои примеры: Оружейная энциклопедия

Хранение закладок

Symbaloo – сервис хранения закладок, назначение которого обеспечить пользователей удобной панелью закладок, эдаким рабочим столом прямо в Интернете, на котором можно разместить абсолютно любые ссылки и оформить их своими картинками или предустановленными иконками на цветном фоне.

Сервисы визуализации информации

Облака слов

Petrenko11.gif
Petrenko12.PNG

Облако слов — это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п.) Облако слов впервые начало появляться на web - сайтах сделанных при помощи Word Press. Суть этого облака сводилась к следующему: чем больше «вес» ссылки, тем крупнее шрифт отображаемого тега в облаке. Первые облака слов имели линейный вид в одной плоскости. Затем облако приобрело пространственный вид, а разноцветные теги в нем стали двигаться по орбите при приближении указателя мыши.[7]

Облака слов очень удобно и полезно использовать на различных интернет ресурсах для рекламы, в учебных и ознакомительных презентациях для акцентирования внимания зрителей на важных вещах.

Можно обработать текст и определить частотность того или иного слова.

Можно, наконец, делать разные графические баннеры, которые выглядят весьма симпатично и оригинально.

Примеры сервисов

Ленты времени

пример ленты


Лента времени (англ. Time Lens) - это прямая линия, на которой отмечают в определенной последовательности разные годы. Ленту времени используют для того, чтобы представить ход времени. Ленты времени представляют собой визуальное отображение некой информации, в виде хронологической временной шкалы. На лентах времени обычно представлена временная ось, на которой расположены события в хронологическом порядке. Хронология событий будет включать в себя фиксированную дату, описание, ссылку.

В образовательном процессе, ленты времени являются неплохим подспорьем, для любых преподавателей, т.к. с помощью лент времени можно отобразить любой лекционный материал очень наглядно и понятно.

Примеры сервисов

  • Dipity - Один из самых известных сервисов. Время можно "увидеть" в разных вариантах: собственно, лента времени, книга быстрого просмотра (похоже на слайд-шоу), список или карта. Возможна совместная работа.
  • WhenInTime - cервис для создания временной шкалы. В нём можно добавлять не только дату с месяцем и годом, но и даже с точным временем, вплоть до секунд. Так же можно добавить изображение, видео и аудио.
пример ленты в WhenInTime

Можно присвоить звание самого удобного из данных сервисов. Абсолютно бесплатный сервис. Доступна быстрая регистрация через Facebook, Google, Twitter, Yahoo. Легко и наглядно кастомизируется лента, есть разнообразие в стандартных темах. Присутсвует динамическое зумирование, доступно совместное создание лент времени. Поддерживаются разные форматы дат, различные часовые пояса и т.д.

  • Timetoast - Сервис позволяет размещать события в хронологическом порядке. Хронология событий будет включать в себя фиксированную дату, описание, ссылку; можно вставить ссылку на ресурсы в Интернете, связанные с этим событием. Для создания ленты требуется регистрация.
  • TimeRime - В события можно добавлять текст, видео, графику, звук (mp3). Есть возможность совместной работы. Является платным сервисом.
  • Capzles - Сервис для создания временной шкалы. Пользователь может выбрать категорию и создавать свою работу в определенной тематической направленности. Также есть возможность добавления собственных фотографий, видео, музыки, блогов и документов.

Пример ленты времени созданной в сервисе WhenInTime, на тему "Изобретения человека в XXI веке

Ментальные карты

пример ментальной карты

Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

Пример ментальной карты на тему "Ментальные карты"

нарисованная ментальная карта
та же карта, только в электронном виде



Примеры сервисов

  • Mind42 - Одновременно работать над картой могут несколько человек (их нужно пригласить, сообщив адрес почты). Возможно импортировать карты из других расширений: Mind42.com (*.m42), Freemind (*.mm), MindManager (*.mmap; *.xml). Интегрирован поиск по картинкам Google, Yahoo, Flickr, он доступен, если нажать на иконку для добавления картинки. Имеются картинки (пиктограммы) для эмоционального окраса информации.
  • MindMeister – это превосходный инструмент для организации совместной работы. Разумное решение: программа для создания интеллект-карт, где с одной стороны стоит время, а с другой качество выполненной работы. Возможность работать над проектом совместно с коллегами в режиме реального времени. Многофункциональный интерфейс в сочетании с простотой в использовании. Бесплатный базовый пакет; платный (личный) в месяц стоит столько же, сколько большинство оставляет в баре за вечер.

Ментальная карта на тему "Электронное обучение"

Виртуальная учебная доска

Виртуальная доска

Виртуальная доска - это интерактивные онлайн сервисы, являющиеся обучающими инструментами, которые позволяют объединять текст, изображения, видео и аудио. Данные сервисы появились в 2006-2007 годах, и до сих пор активно набирают популярность. Данные сервисы могут использовать преподаватели, студенты, школьники, и даже деловые люди, для совместной и командной работы. [8]

Варианты использования вирутальных досок:

  • Проектная деятельность.
  • Закладки.
  • Архивирование заметок.
  • Электронное обучение.
  • И многое другое.


Примеры сервисов

  • LinoIt - Сервис представляет собой интернет - площадку для организации совместной работы по генерированию идей, осуществления обмена информацией (изображения, документы, видео). Данный сервис будет востребован при проведении проектов и организации сотрудничества.
  • Padlet - сервис представляет собой бесконечный лист, на котором можно размещать заметки. Заметки могут включать в себя связанные рисунки, You Tube видео, PowerPoints, PDF документы, таблицы Excel или ссылки на веб-страницы. Можно делиться созданными листами в социальных сервисах, получить код для вставки в блог или сайт. Можно работать одновременно нескольким пользователям.
  • RealTimeBoard - бесконечные виртуальные доски, на которых можно работать с любым визуальным контентом (прикреплять картинки, рисовать схемы и графики, создавать коллажи и пр.) индивидуально или с командой.Для просмотра или использования сервиса, требуется регистрация. Обновленный интерфейс привел к видоизменению стикеров, из чего вытекает проблемы с форматированием текста

Пример виртуальной доски в сервисе RealTimeBoard

Сервисы для создания интерактивных опросов, тестов, упражнений.

Google-формы

Google-формы - это удобная и простая в использовании платформа для создания онлайн-опросов, форм обратной связи, составить список гостей, собрать адреса электронной почты для новостной рассылки и даже провести викторину. Имеет возможность работать в команде, красочное оформление и удобный интерфейс, тонкие настройки, а так же удобную и детальную статистику по ответам.[9]

Тест созданный с помощью Google форм


Интерактивные тесты и упражнения

LearningApps

LearningApps - это приложение Web 2.0, оно является конструктором интерактивных заданий, которое позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Также сервис помогает организовать работу коллектива учащихся, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов.

Инструкция для работы в сервисе

Достоинства сервиса:

  • бесплатный;
  • дружелюбный русскоязычный интерфейс;
  • быстрота создания интерактива;
  • моментальная проверка правильности выполнения задания;
  • возможность встраивания задания на html-страницу;
  • многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео;
  • содержит большую коллекцию уже созданных другими учителями упражнений;
  • возможен поиск упражнений по категориям (по предметам);
  • постоянно развивается;
  • возможность обмена интерактивными заданиям.

Недостатки сервиса:

  • часть шаблонов не поддерживает кириллицу;
  • некоторые шаблоны упражнений изменяются или исчезают вообще
  • в шаблонах встречаются отдельные опечатки, которые невозможно исправить вручную.[10]


Интересные упражнения из сервиса:

Самостоятельно разработанные упражнения:

Другие сервисы

  • BrainFlips - Онлайн сервис для создания карточек (дидактических материалов) BrainFlips. На сайте можно изготовить карточки по предмету преподавания и тут же начать практиковать их. Карты объединяются в колоды. В карточку можно добавить видео, аудио или фото для того, чтобы включить все каналы восприятия информации. Также можно пользоваться карточками других участников сервиса. Формат использования карточек выбирается преподавателем. Сервис создан специально для учителей. Есть возможность создавать группы, подключать к группе участников. Сервис на английском языке, но поддерживает кириллицу. Названия групп, кароточек, колод картчек и описаний только на английском языке. Для начала работы необходимо зарегистрироваться.[11]
  • Branch Track - Сервис Branch Track - инструмент создания компьютерных симуляций диалогов с использованием ветвления в выборе вариантов ответа. В зависимости от выбранного ответа, диалог "формируется по тому или иному маршруту". Для начала использования необходимо зарегистрироваться. Для этого можно воспользоваться аккаунтами социальных сетей. Сервис поддерживает кириллицу. Бесплатная версия сервиса (по умолчанию) позволяет использовать три эмоциональных состоянии (символы и обозначение на шкале успеха), 4 фона, ограниченное количество персонажей проекта.[12]
  • Flashcard Machine - Онлайн сервис Flashcard Machine создан для подготовки дидактических материалов в игровой форме в виде наборов карточек. Материалы на карточках могут быть в виде текста, изображений, звука, ссылок. Вопросы готового набора карточек при запуске тасуются случайным образом. Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Сервис поддерживает кириллицу. Есть возможность выступать в роли учителя, студента и организовать групповую работу с карточками. Имеется большая коллекция готовых карточек разложенная по темам, возрастам.[13]

Коллективные гипертексты. Технология Вики

Определение

Ви́ки (англ. wiki) — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки. На базе этой технологии построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедиа.

Ссылки на учебники

Учебник - Wiki

Обсуждения

У каждой статьи есть страница обсуждения, на которую можно перейти по вкладке «обсуждение» вверху. На этой странице участники обсуждают возможные улучшения содержания и пути повышения качества статьи.

Оформление

Страница обсуждения имеет определенные правила оформления которых нужно придерживаться.

Своё сообщение следует добавлять с новой строки после реплики, на которую отвечаешь. Если на неё уже были ответы, добавляйте вашу реплику под ними. При этом следует с помощью двоеточий(:) или звёздочек(*) увеличить отступ на единицу по сравнению с этой репликой. В том случае, если отступ предшествующего сообщения очень велик, можно снова перейти к левому краю без отступов

Более подробно об оформлении можно прочесть в вики-учебнике

Блоги. Сетевые сообщества

Блог

Блогосфера[14] - термин, который обобщает в себе совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть. Существующие в мире десятки миллионов (по данным 2006 года) блогов[15] обычно тесно связаны между собой, блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку.

Блог[16] - веб-сайт или веб-страница, содержимое которого - регулярно добавляемые и обновляемые записи, которые содержат текст или различные мультимедийные файлы. Для блогов характерны записи расположенные в обратном хронологическом порядке. Отличиями блога от обычного дневника являются: публичность блогов, то есть они предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в спор с автором блога(обычно это происходит в комментариях к записям).

Под блогами также понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям.

Оценка блогов

Можно выделить несколько критериев оценки блога:

  • Содержательность - Насколько уникальны материалы блога, как часто они обновляются
  • Технологичность - Дизайн и оформление блога, насколько он соответствует содержанию, наличие навигационных элементов, использование мультимедийных материалов
  • Социальность - Материалы блога провоцируют на создание полемики и дискуссии, между а втором и читающим
Пример оценки

Оценка блога на примере AppleInsider:

  • Содержательность - Записи в блоге добавляются по 3-4 в день, блог позиционирует себя больше как новостной портал, поэтому за уникальность записей сложно ручаться. 5/10
  • Технологичность - Дизайн подобран хорошо, и минималистично - что соответствует предмету блога. Удобная навигация, теги, мультимедийные материалы. 8/10
  • Социальность - Так как блог новостной, новостях мало мыслей авторов, поэтому споры в комментариях могут быть только между читающими, что нередко приводит к блокировке этих самых читателей. 2/10

Сетевые сообщества

Сетевое сообщество[17] - группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

Примеры сетевых сообществ

  • Хабрхабр - новостной сайт / коллективный блог
  • ДеткиМама - Форум помощи будущим и нынешьним мамам
  • Dou.ua - Украинское сообщество программистов
Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты