Открытая книга

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Хоменко Ярослав, 5 курс, 54 группа


If you need more information of my project, please send me!

Kamenka Yaraslau,

yaroslau.nalegke@gmail.com

Тема проекта

Развитие навыков чтения у младших школьников. Мотивация к чтению.


Theme

Development of reading skills in junior pupils. Motivation for reading.

Book1.jpg

Целевая аудитория

Проект ориентирован на работу с 2 – 4 классами средней школы.


The target audience

2-4th grade of the school.

Краткая аннотация проекта

Данный проект под названием «Открытая книга»


Annotation

It is designed to be implemented in primary schools of secondary schools. The goal of this project is the development of reading skills among pupils and the development of motivation for reading.

Актуальность

Чтение в младшем школьном возрасте есть базовый формирующийся навык, на основе которого в дальнейшем будет строиться школьная успеваемость ученика. В его формировании участвуют такие психические функции, как смысловое восприятие, внимание, память, мышление. По ряду причин некоторые дети испытывают трудности в овладении этим навыком. Своевременно предпринятая психолого-педагогическая и социально-педагогическая работа с такими детьми помогает преодолеть трудности в обучении чтению и тем самым повысить текущую и будущую школьную успеваемость ученика. Кроме того навык чтения является необходимым фактором для становления успешной и гармоничной личности.

Основная цель реализации программы проекта

Развитие навыка чтения у младших школьников.


Aim

Development of reading skills in younger schoolchildren.

Задачи реализации программы проекта

1) Диагностика уровня развития навыка чтения.

2) Коррекция ошибок чтения.

3) Развитие памяти, внимания, воображения.

4) Развитие познавательной активности.

5) Развития мотивации к чтению.


Tasks

- Diagnosis of the development level of the reading skill.

- Correction of reading errors.

- Development of memory, attention, imagination.

- Development of cognitive activity.

- Development of motivation for reading.

Первичная диагностика

Данная программа может использоваться без специализированной предварительной диагностики, но реализация данной задачи необходима для оценки эффективности данной программы.


Специальный диагностический инструментарий не прилагается. При необходимости оценки эффективности данной программы необходимо провести:

- диагностику скорости чтения;

- диагностику познавательных процессов (а именно: память, внимание, мышление).

Предполагаемый положительный результат

  • Улучшиться навык чтения, в частности такие показатели как скорость чтения и понимание прочитанного,
  • увеличится познавательная активность (интерес к учёбе),
  • повысится школьная успеваемость,
  • разовьётся чувство успешности себя как ученика, уверенность в своих силах.
  • разовьется интерес и любовь к чтению.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Как развить навык чтения у младших школьников?

Проблемные вопросы

Как развитие памяти, внимания, воображения влияет на навык чтения?

Как развить познавательную активность?

Как Развить мотивацию к чтению?

Факторы оказывающие влияние на программу проекта

  • Систематичность / разбросанность занятий в ходе учебного процесса,
  • Установленный положительный / не установленный / отрицательный межличностный контакт участников программы,
  • Форма проведения занятий: игровая, урочная и т.д.,
  • Источник мотивации участников программы,
  • Выбор педагогом-психологом форм контроля и фиксации результатов,
  • Условия, в которых проходят занятия: обстановка, оборудование, наличие / отсутствие помех,
  • Включённость в программу релевантных для участников лиц: классного руководителя, родителей,
  • Количество проведённых занятий.

Factors affecting the project.

  • Systematic / scattered occupations during the learning process,
  • Established positive / non-established / negative interpersonal contact of program participants,
  • The form of classes: game, lesson, etc.,
  • The source of motivation of the participants of the program,
  • The choice of pedagogue-psychologist forms of control and fixation of results,
  • Conditions in which classes take place: equipment, equipment, presence / absence of interference,
  • Inclusion in the program relevant to the participants: class teacher, parents,
  • Number of classes conducted.

Критерии оценки эффективности разработанной программы проекта

• Увеличение скорости чтения.

• Повышение интереса к чтению.


Если на этапе первичной диагностики мы проводим оценку эффективности программы, повторить используемые методики: - диагностику скорости чтения; - диагностику познавательных процессов (а именно: память, внимание, мышление).

Реализация проекта (организационная карта)

Book2.jpg

Ресурсы

  • Временные – сроки реализации проекта – одно учебное полугодие.
  • Методические – методики развития памяти, внимания, мышления, восприятия, методики развития навыков чтения, стимульные материалы этих методик.
  • Материально-технические – лаптоп или персональный компьютер, кабинет с доской, книги.
  • Кадровые - педагоги, социальный педагог, психолог, завуч, методист.
  • Финансовые – данный проект может осуществляться в рамках существующего учебного-воспитательного процесса школы, ввиду чего не требуется дополнительная оплата работы участников проекта, возможно премирование (на усмотрение руководства школы). Все используемые в проекте методики имеются в свободном доступе. Ввиду всего вышеперечисленного внешняя финансовая поддержка не требуется. Данный проект осуществим в пределах школьного бюджета.
  • Методические ресурсы проекта доступны по ссылке.

Визитная карточка проекта (логотип)

логотип

Примеры логотипа (по размеру в пикселях)


Маленький: 109 × 108 - Медиа:BookSmall.jpg,

Средний: 450 × 407 - Медиа:BookMean.jpg,

Большой: 1023 × 1010 - Медиа:BookBig.jpg.

Общее описание проекта (направления работы)

Набор методов, выбранных нами для реализации проекта, носит системный характер: он затрагивает различные психологические (и частично физиологические) аспекты, которые, по нашему мнению, оказывают и окажут позитивное влияние на формирование навыка эффективного (беглого, правильного) чтения, а так же возможно и на учебную успеваемость в целом.

Характеристика общих методов

Поэтапное позитивное подкрепление

Подкрепление имеет наибольшее влияние тогда, когда его сочетают с поэтапной программой, то есть когда желательные формы поведения достигаются и подкрепляются постепенно. Относительно этого метода цель нашей работы заключается в том, чтобы снизить тревожность ребёнка по отношению к своим неудачам в учёбе, а впоследствии сформировать заинтересованность и уверенность в себе в этом деле. Для этого необходимо разбить процесс правильного осознанного чтения на небольшие фрагменты (элементы) и создать такие условия, которые предоставили бы возможность достичь максимального успеха при минимуме неудач. Каждый элемент (шаг) должен быть небольшим и несложным. Ребенок переходит к выполнению следующего задания (к усвоению следующего элемента) только тогда, когда достигнет успеха в выполнении предыдущего. Все элементы небольшие и несложные, их выполнение сопровождается позитивными эмоциями, удовольствием (вследствие успешного завершения задания, набранного необходимого количества баллов, словесного и символического одобрения, материального вознаграждения). В качестве позитивного подкрепления необходимо использовать: одобрение, поддержку, получение листка с выполненным заданием в качестве «трофея», возможность пройти непродолжительный уровень игры на компьютере, возможность выступить в роли эксперта для одноклассника, приз (конфеты), фиксация роста достижений по сравнению с предыдущими занятиями. Данный подход основан на работах Б.Ф. Скиннера.

Развитие памяти

Память играет важную роль в процессе чтения, в частности – возможное количество символов, хранящихся в кратковременной памяти. При невысоком уровне развития данного вида памяти некоторые слова (длиною от пяти символов и выше) могут вызывать затруднения у начинающего читателя.

Развитие произвольного внимания

Произвольность является той характеристикой протекания познавательных процессов и высших психических функций в целом, которая в младшем школьном возрасте ещё формируется.

По направлению развития памяти и произвольного внимания необходимо использовать такие упражнения, как: «Найди спрятавшиеся числа», «Посчитай в уме», Запоминание через зарисовку («пиктограммы»), «Запомни предметы, найди изменения», Запоминание и воспроизведение фигур, составленных из счётных палочек, Запоминание при помощи ассоциаций и установления логических связей.

Развитие образного мышления

Умение работать с образами (воображать, образно мыслить) позволяет «оживить» прочитанный текст, представить, понять описанное и предвосхитить результат. Для тренировки образного мышления провести упражнение «Придумай 10 необычных способов использования предмета», направленное так же и на развитие творческих способностей. А также раздать логические задачи по математике, для решения которых требуется абстрагироваться от численных значений и представить процесс или ситуацию, описанную в тексте задачи, в уме. Такой способ решения задач чаще всего оказывается новым для младших школьников и требует применения значительных усилий.

Характеристика индивидуальных методов

Развитие скорости чтения

Необходимое направление в развитии навыка чтения, влияющее на школьную успеваемость. Быстрое чтение является важной предпосылкой того, что:

а) ученик будет успевать за ходом урока или даже забегать вперёд,

б) ученик будет прочитывать большее количество информации = быстрее развиваться,

в) ученику будет более интересен акт чтения, нежели в том случае, когда он читает медленно,

г) ученик будет лучше понимать прочитанное (когда высокая скорость чтения сочетается с его осознанностью).


В программе школьного чтения определены примерные нормы скорости чтения по возрастам.

Отметим, что оптимальное чтение — это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат, при такой скорости лучше понимается текст.Для развития скорости чтения будут использованы следующие упражнения: дыхательная гимнастика, чистоговорки и скороговорки, словесные лесенки, тексты с пропущенными буквами, чтение строчек наоборот по словам и по буквам, поочерёдное чтение слов нормально и наоборот, зашумленные слова, пунктирно написанные слова, наложенные друг на друга слова, чтение текста через слово, многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста, чтение числовых стихов.

Индивидуальный подход

Для организации индивидуального подхода к ученикам, на первых занятиях будет собрана информация об интересах, увлечениях, внешкольных занятиях каждого из ребят. Эту информацию нужно дополнять в течение всей работы такими методами, как: свободная беседа до начала занятия, тематическое рисование с сопутствующей беседой, заполнение анкеты в свободной форме, составление списка личных достижений за прошедшую неделю. Можно считать данный подход успешным путём к достижению позитивного контакта между психологом и учениками в данной работе.

Включении элемента работы на компьютере в проект

В значительной мере интересы детей занимают компьютерные игры, поэтому было принято решение о включении элемента работы на компьютере в проект. Идея заключается в том, чтобы сделать увлекательным для детей те занятия, которые часто в обычной жизни таковыми не являются (счёт, тренировка памяти и внимания и др.), а так же показать широкие функциональные возможности использования компьютера и интернет помимо игр и он-лайн общения. Компьютерные флеш-игры могут быть использованы в некоторых случаях в качестве позитивного подкрепления.

Публикации по теме

Леошко А.В. Организация системной работы с неуспевающими младшими школьниками на примере чтения (ссылка на копию работы).

Презентации

Презентация: Copy of Motivating struggling readers Хоменко Я.С.

Презентация: Harry Potter by J.K. Rowling All You Need To Know (development of motivation for reading) Хоменко Я.С.

Презентация: Набор упражнений для формирования навыка чтения у младших школьников Хоменко Я.С.

Презентация: О формировании навыков чтения 2 Хоменко Я.С.

Полезные ресурсы

Вебинары:

  • Бунеева Е.В. Развитие читательских умений учащихся и педагогов начальной и основной школы (1 ч. 18 мин.)
  • Бунеева Е. В. Контроль и оценка умений смыслового чтения в начальной школе (1 ч. 3 мин.)


Видеолекции:

Проекты со схожей тематикой

Школьная мотивация в младшем школьном возрасте.

Диагностика развития творческого потенциала личности.

Список использованных источников

1. Нейропсихологическая абилитациятруднообучаемости. На примере чтения: учебно-методическое пособие / Авт-сост. О.Е. Антипенко. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – 101 с.

2. Узорова О.В. Хочу всё знать. Обучение детей чтению. / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.:АСТ, 2000. – 20 с.

3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб,: Мим, 1997. – 286 с.

4. Фрейджер, Р. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен ; пер. с англ. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2008. – 704 с.

5. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. –М.:Смысл, 2005. – 1136 с.

6. Доманн, Г. Как научить вашего ребёнка читать / пер. с англ. О.Е. Ворониной. – М.: АСТ, 2004. – 56 с.

7. Дубровина, И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2006 – 148 с.

8. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей обучения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. – СПб: Питер, 2008. – 320 с.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты