Организация и проведение профилактической работы с учащимися и их родителями

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Грибунова Наталья Николаевна

4 курс, группа 42-II

Тема проекта

Счастье быть семьей


Безымянный коллаж.jpg

Целевая аудитория

Основная группа – подростки (14-16 лет), их родители.

Краткая аннотация проекта

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности, современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания. Кризисное состояние современной семьи – социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.

Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, где он совершает первые открытия на пути нравственного, социального, творческого становления. В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением представляется восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечиваются предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.


Цель программы: профилактика семейного неблагополучия; повышение психолого-педагогической грамотности родителей.


Задачи программы:

  • психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение родителей;
  • расширение знаний родителей о психологии семейных и детско-родительских отношений;
  • овладение коммуникативными навыками сотрудничества и эффективного детско-родительского взаимодействия;
  • восстановление и сохранение семейных связей, оздоровление межличностных внутрисемейных отношений;
  • осознание внутрисемейных проблем и родительских стереотипов.


1422602276.gif

Планируемые результаты проекта

Для семьи:

  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком;
  • повышение уровня семейной культуры.

Для родителей:

  • осознание родительской роли и обязанностей;
  • совершенствование детско-родительских отношений;
  • повышение уровня педагогической и правовой грамотности родителей.

Для детей:

  • воспитание чувства гордости за свою семью и любви к членам своей семьи;
  • формирование умения устанавливать с родителями доверительные и партнерские отношения;
  • уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, психоактивными веществами в подростковой среде; риска ухода из семьи, суицидального риска.

Направления проекта

Этапы программы:

1. Подготовительный: определение социального запроса родителей, сбор сведений о семьях, диагностика особенностей семейных взаимоотношений.

2. Аналитический: определение степени участия специалистов в работе с конкретной семьей.

3. Основной: поэтапная реализация задач программы в зависимости социального запроса и данных диагностики.

4. Завершающий: фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг эффективности программы.

План проведения проекта

1. Работа с родителями.

  • Семинар – практикум "Идеальные родители. Идеальный ребенок".

Цель: познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, создание благоприятного эмоционального климата в семье.

  • Беседа и демонстрация фильма "Кто и что воспитывает наших детей".

Цель: распространение педагогических знаний среди родителей

  • Круглый стол "Семейный кодекс (заповеди и законы семьи)".

Цель: повышение правовой грамотности родителей.

  • Беседа с родителями "Как организовать свободное время ребенка".

Цель: способствовать формированию у родителей ответственного отношения к воспитанию детей через участие в организации свободного времени ребенка.

  • Занятие с элементами тренинга для родителей "Как слушать ребёнка?".

Цель: формирование способности родителей к пониманию и чувствованию эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдения и совместную деятельность.

  • Индивидуальное консультирование родителей специалистами.

Цель: выработка у родителей установки на совместное со специалистами приюта решение задач коррекции и развития ребенка.


2. Работа с подростками.

  • Занятие с элементами тренинга "Мой дом – моя семья".

Цель: восстановление и укрепление семейных связей.

  • Воспитательное мероприятие для учащихся старших классов «Семья. Семейные ценности и традиции».

Цель: формирование позитивного образа семьи, воспитание нравственного отношения к семейным ценностям и традициям.

  • Занятие с элементами тренинга "Роскошь человеческого общения".

Цель: сформировать представление у обучающихся о необходимости общения и его культуре, как одном из условий эффективного общения.

  • Занятие с элементами тренинга «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».

Цель: формирование умения распознавать собственные эмоции и чувства, развивать понимание того, что каждый человек индивидуален и неповторим, способствовать процессу самопознания и самовыражения.

  • Классный час для учащихся старших классов "Моя семья – моя ценность".

Цель: формирование понятия о ценности семьи и семейных традициях.

  • Занятие с элементами тренинга для учеников старших классов "Подросток и конфликт".

Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у подростков в школе, в семье, при общении со сверстниками, помочь участникам научиться понимать позицию другого.


3. Работа с подростками и их родителями.

  • Семейный праздник "Моя семья – моя радость".

Цель: развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива; формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

  • Совместное занятие для родителей и детей "Счастливы вместе".

Цель: укрепление детско-родительских отношений.

  • Спортивно-массовое мероприятие "Папа, мама, я – спортивная семья".

Цель: пропаганда здорового образа жизни в семье; оздоровление, снятие напряжения.


Mama-papa-ya.jpg

Визитная карточка проекта

B2e640e1d52cdf39ec 600x423.jpg

Презентации к проекту

1. Презентация "Семейное воспитание". Автор: Грибунова Н.Н. [1].

2. Презентация "Семья и семейные ценности". Автор: Грибунова Н.Н. [2].

3. Презентация "Непослушание". Автор: Грибунова Н.Н. [3].

4. Презентация "Счастье быть семьей. Стадии и функции семьи". Автор: Грибунова Н.Н. [4].

Методические рекомендации, публикации, полезные ресурсы

1. Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка». Автор: Кузнецова Л.В. [5].

2. Методические рекомендации для родителей по воспитанию детей с отклоняющимся (девиантным) поведением. Автор: Иванова Е.Н. [6].

3. Рекомендации родителям по развитию и воспитанию детей. Автор: Девляшова Н. [7].

4. Семейное воспитание: проблемы и особенности. Автор: Мардахаев Л.В. [8].

5. Актуальные проблемы семейного воспитания. Авторы: Кугдарова А.В., Андросова М.И. [9].

6. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка. Автор: Беляева Н.И. [10].

Полезные видеоматериалы

1. Прививка ЛЮБВИ - социальный ролик [11].

2. Социальный ролик "Ваша Семья" [12].

3. "Семья - мое все" [13].

4. Счастливая семья [14].

Материалы для диагностики

1. Опросник родительского отношения. Авторы: Варга А.Я., Столин В.В.)[15].

2. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) [16].

3. «Лики родительской любви». Автор: Степанов С.С.[17].

4. «Поведение родителей и отношение подростков к ним». Автор: Шафер Е. (ПОР - Подростки о родителях) [18].

5. «Стратегия семейного воспитания». Автор: Рухленко Н.М. [19].

Опросы

1. Проблемы молодой семьи [20].

2. Причины разводов в семьях [21].

3. О семье [22].

4. Социологический опрос "Отношение молодежи к браку и семье" [23].

Проекты с аналогичной тематикой

1. Социальный проект «Event-студия «Моя семья» в системе профилактики детского и семейного неблагополучия. перспективы развития» Авторы: Одинцова И.Г., Бердиева Р.А., Ефремов И.А., Лосев В.Н., Ахмедова Э.Х., Рогаль-Левицкая О.Ф. [24].

2. МИР ДОМУ: профилактика семейного неблагополучия и помощь женщинам и детям, находящимся в ситуации домашнего насилия. Автор: Зенкевич Е.Е. [25].

Список литературы

1. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академия, 2004. – 256 с. [26].

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2008. – 340 с. [27].

3. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 160 с. [28].

4. Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. – М.: Гном и Д, 2000. – 160 с.[29].

5. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В.М. Целуйко. - Роств-на-Дону: Фе-никс, 2004. - 283 с. [30].

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты