Наркомания как социальная проблема и пути ее решения

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Литвинова Алина Николаевна

Тема проекта

Наркомания как социальная проблема и пути её решения

Big thumb.jpg

Цель проекта

Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников.

Задачи проекта

1. Развивать у подростков осознанное неприятие наркотических средств как способов воздействия на свою личность;

2. Воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем;

3. Способствовать осознанию подростками наркомании как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность;

4. Формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни;

Возраст

Данный проект рассчитан на старших школьников 8-11 классы (14-17 лет)

Краткая аннотация проекта

285.jpg


Проблема наркомании актуализируется сегодня в мировом масштабе, становясь одной из глобальных проблем современности. Так, по данным Международной ассоциации по борьбе с наркоманией [1] сегодня в мире насчитывается примерно 180 миллионов наркоманов, из них ежегодно уходит из жизни 250 тыс. человек. В ряде стран число употребляющих наркосодержащие вещества в немедицинских целях колеблется на уровне 5–8 % от населения этих стран. Вместе с тем, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, если 7 % населения страны употребляет наркотики, то страна находится на грани кризиса. Самое опасное для общества в этой ситуации — это формирование наркокультуры. Особенно это актуально для молодежно-подростковой среды. Так, первый опыт наркопотребления белоруса приходится на 13–15 лет. Расширение потребления наркотиков осуществляется за счет самых младших возрастных групп, где доля хотя бы раз попробовавших наркотик вплотную приближается к 50 %. Этому немало способствует толерантное отношение со стороны закона и общества к наркоманам, благодаря чему у значительной части подростков наркотики вызывают интерес, переходящий границы обычной любознательности. Таким образом, проблема наркотизма, также проблема социальной помощи наркозависимым, в числе которых снижение «возрастного порога» впервые пробующих наркотики также актуализируется с каждым годом. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

Сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте составляет всего один год, констатирует следующее. Подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям (информация взята из полезного ресурса №2 [2]).

Планируемые результаты обучения

Прежде всего надо совершенно ясно осознать гибельность зависимости от наркотика, так чтобы явилось твёрдое решение вырваться на свободу, вернуть себе жизнь. Такое осознание предполагает трезвый взгляд в будущее и радикальную переоценку основных ценностей. Здесь ключевая идея - о "бессмертии души" (так оно в христианской доктрине); о том, что человек - существо, развивающееся в бессмертное... Если человек отчётливо осознаёт перспективу собственного бессмертия, его отношение ко всему, что мешает нормальному развитию, становится совершенно отрицательным. Такое мировоззрение, конечно, отвергает наркотики, как, впрочем, и любые другие средства одурманивания...

К сожалению, убедиться в истинности идеи о грядущем бессмертии можно только самостоятельно. - Если человек не способен (от природы или в результате болезни) постичь истину, избавиться от ложного мировоззрения, навеянного антикультурой, очень трудно. В таком случае только близкие люди могут помочь - своей любовью, да и то лишь тогда, когда наркоман сохранил ответное чувство.

Обретя твёрдое намерение избавиться от наркотика, чтобы вернуть себе нормальную жизнь, далее надо составить ясное представление о последовательности действий. Она в лучшем случае такова, как описано ниже.

Надо "переломаться". Проще всего это сделать в специальной (наркологической клинике). При первой стадии наркомании абстинентный синдром ещё не очень выражен, так что многие больные переживают его самостоятельно дома. Однако и в этом случае целесообразно опираться на помощь нарколога.

Надо укрепить своё сознание и таким образом здоровую сознательную позицию за счёт неосозноваемых компонентов психической организации. Сделать это может только сведущий врач-психотерапевт. В своей практике С.П. Семёнов и его последователи используют для решения данной задачи психотерапию и рефлексотерапию. При наркомании дело, конечно, не сводится к одному сеансу, - их надо несколько с постепенным удлинением срока между ними.

Надо прервать все связи с бывшими друзьями-наркоманами и формировать здоровое социальное окружение. Дело это отнюдь не простое и в большинстве случаев оказывается достаточно успешным лишь с помощью сведущего психотерапевта. В лучшем случае основу нового окружения составляют коллеги по избранному Пути преодоления наркомании. Эти товарищи по несчастью, бывшие наркоманы, и могут и должны стать опорой друг для друга. Понятно, что во главе такого товарищества следует быть врачу-психотерапевту.

Надо оздоровить организм.Современный образ жизни болезнетворен во многом: он чреват заболеваниями отнюдь не только наркологического профиля. На деле каждый наш современник нуждается в оздоровлении своего образа жизни, а люди, прекратившие употребление наркотиков, - тем паче. - Бывшему наркоману новая жизнь должна быть не столько в тягость, сколько в радость... А для этого надо отладить, насколько возможно, работу всего организма. Сделать это можно только за счёт оздоровительной перестройки образа жизни. Здесь руководителем должен быть опять-таки врач. В своей практике Сергей Петрович и его последователи решают данную задачу вкупе с задачей укрепления сознания. Хорошо, если здоровый образ жизни сплачивает всё психотерапевтическое сообщество. Основные принципы его построения изложены в многочисленных брошюрах С. П. Семёнова. Так что здесь уместно указать лишь на двухчастность оздоровительной перестройки образа жизни:

  • отказ от "антикультурного";
  • индивидуализация.

Отказ от антикультурого, от наиболее болезненных заблуждений и общепринятых стереотипов. Такой отказ предполагает тщательное всестороннее изучение господствующего образа жизни в сравнении его со здоровым, - так, чтобы стало совершенно очевидным всё то, что вредит здоровью, а потому должно быть отброшено. Цель - оптимизация жизни в её основных процессах. Здесь главные направления интересов - питание и очищение организма; налаживание ритма сна-бодрствования; повышение общего жизненного тонуса за счёт дозированных физических нагрузок, - освоение необходимого минимума физических упражнений; удовлетворительная организация половой функции.

Вопросы, направляющие проект

Хотелось бы узнать ваше мнение по следующему вопросу: является ли на ваш взгляд наркомания социальной проблемой? Ответить на этот вопрос просьба в следующем опросе: [3]

Основополагающий вопрос

1. Причины наркомании?

2. Профилактика наркомании среди подростков?

3. Профилактика наркомании в школе?

Проблемные вопросы

1. В чем коварность наркотической зависимости?

2. Как происходит формирование наркотической зависимости?

3. Какие химические процессы приводят к формированию наркотической зависимости?

План проведения проекта

1. Понятие "наркомания".

2. Историческая справка.

3. Изучение особенностей наркотической зависимости у людей.

4. Изучение причин и способов формирования наркотической зависимости.

5. Специфика возрастных особенностей наркомании.

6. Терапия и реабилитация больных наркоманией.

Визитная карточка проекта

Момент, когда колешься не для того, чтобы тебе стало хорошо, а чтобы не было плохо, наступает очень быстро.


                                                 1226384742.JPG

Понятие "наркомания"

Narkoshi.jpg


Наркомания [4] – заболевание, возникающие в результате систематического злоупотребления различными химическими веществами и характеризующиеся следующими основными признаками: изменение толерантности(выносливости) к химическому веществу, патологическое пристрастие к интоксикации (патологическое влечение), изменение картины интоксикации(наркотического опьянения), возникновение абстинентного синдрома(симптомокомплекса соматовегативных, неврологических и психических нарушений при прекращении приема того или иного вещества).

Наркоманией называется группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приема. Основными характеристиками наркомании являются приобретенная в результате злоупотребления наркотическим средством измененная реактивность к нему, что выражается в патологическом пристрастии (влечении) к наркотику, измененная толерантность, изменение первоначального действия наркотика на организм, возникновение абстинентного синдрома вслед за прекращением употребления наркотического средства .

В широком понимании наркомания – это болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния .

Историческая справка

Наркомания известна давно. После второй мировой войны она получили особенно большое распространение не только в странах Азии, но и в Европе и Америке. Точных данных о распространенности наркомании нет ни в одной стране. Это связано с тем, что медицинскими учреждениями выявляется только часть больных. Считается, что истинное количество больных с зависимостью от психоактивных веществ по крайней мере в 5-10 раз больше количества наркоманов и токсикоманов, зарегистрированных медицинскими учреждениями. Вместе с тем, данные учета позволяют судить о динамике заболевания наркоманией. (Гофман А.Г., 2003, с.167- 168).

Изучение особенностей наркотической зависимости у людей

Перед прочтением данного материала просьба пройти небольшой опрос "Знаете ли вы о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?" [5]

В своем развитии наркомании люди проходят через привыкание к наркотику к собственно наркоманическому синдрому.

В частности, под наркоманией подразумевается состояние, определяемое: 1) синдромом измененной реактивности организма к действию данного наркотика

2) синдромом психической зависимости 3) синдромом физической зависимости, отличают наркомана от здорового человека. В развитии болезни синдромы возникают не одновременно. Вначале в зависимости от типа высшей нервной деятельности, наркотика, дозы, метода введении его в организм, психической установки субъекта вызывается эйфорический эффект. Формируется предпочтительность наркотика, его начинают принимать регулярно. Затем меняется реактивность организма – исчезают защитные реакции (например, подавляется рвотный рефлекс). Потребление наркотика приобретает систематический характер, происходит изменение толерантности. Наркоманы принимают в 2-10 раз более высокие дозы вещества, чем принято использовать их в лечебных целях. Постепенно формируется психическая зависимость от наркотического вещества. Далее вырабатывается физическая зависимость с неодолимым влечением к наркотизации и выраженным абстинентным синдромом. Физическая зависимость заключается в том, что наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма, вследствие этого возникает привыкание и наркотики становятся необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма.

Показателем сформировавшейся физической зависимости от наркотиков является абстинентный синдром. Это состояние характеризуется необходимостью в постоянном присутствии наркотика для относительно нормального функционирования организма, теперь уже на качественно ином уровне. Приспособившийся к уровню постоянной интоксикации организм в отсутствие наркотика дает первый сигнал о том, что нужна очередная доза препарата. Возникает компульсивное влечение, имеющее значение жизненной необходимости для больного.

Наркоман вынужден систематически принимать наркотики и увеличивать их дозу, чтобы вызвать состояние дурмана. Отсутствие наркотика вызывает нарастающие раздражительность, нервозность, трудности в сосредоточении внимания, утомляемость. Появляется сильное беспокойство, постепенно страх становится невыносимым, ведет к отчаянию, чувству безнадежности, а нередко – к мысли о самоубийстве.

Человек, испытывающий абстинентный синдром, не в состоянии чем-либо заняться, выполнять какую-либо работу. Его единственное желание- любой ценой раздобыть наркотик. На этом концентрируются его мысли и поступки, зачастую наркотик для него становится важнее пищи. Такому состоянию сопутствуют телесные недомогания: сильные головные боли, нервная дрожь, онемение конечностей, мышечные судороги и др.

Таковы симптомы начала психической и физической зависимости человека от наркотиков. Именно тогда он и становится их рабом.

Итак, продолжительное отсутствие наркотиков приводит к появлению абстинентного синдрома. Начинается он обычно с нарастания неодолимой потребности в приеме наркотика, потом возникают беспокойство, резкая зевота, обильное потовыделение, нарушение функции носоглотки, напоминающее сильный насморк. Зрачки расширяются и не реагируют на свет. Появляются «гусиная кожа» и озноб, как при высокой температуре, острые боли в желудке, пояснице и бедрах. Затем – головокружение, тошнота и рвота, мышечная дрожь вплоть до опасных для жизни судорог и нарушения кровообращения и дыхания.

Симптомы эти выступают в различных сочетаниях и последовательности, проявляются с разной интенсивностью.

Абстинентный синдром может сопровождаться также бредом, различными зрительными и слуховыми галлюцинациями или проявлениями депрессии, апатии, полного безразличия к окружающему.

Прием наркотика почти сразу устраняет эти недомогания, но это улучшение состояния временное, ибо через несколько часов действие наркотика прекратится и снова появятся симптомы абстинентного синдрома.

Патогенез наркотизма чрезвычайно сложен, и единого мнения до сих пор по этому вопросу не существует. Однако его следует рассматривать по стадиям заболевания. Несомненно, что в процесс вовлекаются нейротропные, гуморальные, эндокринные и другие системы. Сдвиг в одной из них подготавливает изменения в другой.

Изучение причин и способов формирования наркотической зависимости

1329914849 546 .jpg

В головном мозге человека имеется зона, называемая центром удовольствия. При ее возбуждении человек испытывает удовольствие, наслаждение, эйфорию.

Если до этого он был тревожен, озабочен, напряжен, то после возбуждения этого центра все неприятные ощущения исчезают, проблемы кажутся несерьезными, человек расслабляется.

Вступая в химические реакции, протекающие в головном мозгу человека, наркотики воздействуют на расположенный в нем так называемый «центр удовольствий». Результат взаимодействия миллионов нервных клеток мозга на химическом и электронном уровне воспринимается человеком как приятное ощущение, или удовольствие. Чем приятнее ощущение, тем больше хочется испытать его еще и еще раз.

Наркотики, обладающие общим свойством доставлять удовольствие, к какому бы классу веществ они ни относились, так или иначе вмешиваются в циклы химических реакций, протекающих в головном мозгу человека. Последние достижения науки и техники заметно расширили наши представления об этих процессах. Посредством сложных многократных взаимодействий с другими веществами, наркотики воздействуют на определенные участки мозга. Одни наркотики усиливают выработку в организме определенных химических веществ, которые, воздействуя на мозг, буквально заставляют человека почувствовать себя хорошо. Другие наркотики задерживают в мозгу особые активные вещества, тем самым растягивая ощущение наслаждения. Существуют и такие наркотики, которые повреждают структуру мозга, возможно, даже необратимо, да так, что человек утрачивает способность в полной мере испытывать удовольствие.

Специфика возрастных особенностей наркомании

Под влиянием определенных условий наркоманом может стать любой человек. Вызывать пагубное пристрастие могут различные причины, в каждом случае они индивидуальны.

Наркомания всегда была присуща людям преимущественно молодого и среднего возраста. За последние годы наблюдается тенденция «омолаживания» болезни. Снижение нижней возрастной границы наркотизации до 12-15 лет составляет главную особенность современной эпидемии наркотизации, особенно в больших городах. В позднем возрасте (старше 50 лет) наркомании наблюдаются относительно редко, чаще как трансформация алкоголизма в наркоманию или же полинаркоманию, когда бывший алкоголик начинает совмещать спиртные напитки с наркотиками.

Наркомания в подростковом возрасте. Знакомство с наркотиком происходит в группе сверстников. Мотивы первого приема – подражание, любопытство, стремление походить на старших, быть независимым в принятии решений, иногда как способ решения проблем.

Для наркоманий в подростково-юношеском возрасте характерны: нечеткость симптоматики наркоманической зависимости, признаки, определяемые ситуацией, а не сотоянием болезни, не позволяющая выделить стадии наркоманической зависимости, преобладание психопатологической симптоматики, быстрота развития психического дефекта, эндокринная недостаточность.

Начальным мотивом приема наркотиков в позднем возрасте служит потребность улучшить психическое состояние, снять неприятные телесные ощущения. В большинстве случаев достаточно долго наркотические вещества принимаются нерегулярно, в соответствии с колебаниями психофизического состояния. Спустя несколько месяцев прием становится систематическим. Предпочтение определенного наркотика устанавливается после того, как появляется эйфория. Растет толерантность к наркотику, угасает его первоначальный эффект, требующий повышения дозы.

Терапия и реабилитация больных наркоманией

300px-Post-3-12566524334172.jpg

Лечение наркоманий и токсикоманий в настоящее время не имеет четкой патогенетической ориентации и во многом симптоматично, поскольку экспериментальные исследования и клиническая практика еще не выработали единых, общепризнанных методов лечения наркоманической зависимости. Это обстоятельство связано с недостаточным знанием интимных механизмов патогенеза наркоманий, которые, как известно, прежде всего обусловлены весьма тонкими и вначале малозаметными функциональными изменениями физиологических и биохимических процессов в центральной нервной системе.

В подавляющем большинстве случаев лечение сводится к госпитализации больного, лишению его возможности принимать наркотики, проведению дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии. Перечисленные мероприятия купируют абстинентный синдром, разрушают физическую зависимость. Однако психическая зависимость, играющая в развитии наркомании, как мы полагаем, важнейшую роль, остается вне досягаемости для существующих сегодня психотерапевтических мероприятий, построенных в соответствии с традиционным психиатрическим подходом.

Сложные причины возникновения зависимости от наркотических и токсических веществ, приводящие в конечном итоге к заболеванию, страданиям и инвалидизации человека, не дают возможности избавиться от нее лишь с помощью врача и медикаментов, не в состоянии вернуть человека к нормальной жизни. Методы лекарственного лечения необходимы и эффективны лишь на первых этапах сложного процесса избавления от наркотической зависимости. Возвращение к людям, к обществу – это совместный труд врачей, семьи, педагогов. Полный курс лечения от наркомании и токсикомании состоит из четырех этапов.

Первый этап – нейтрализация ядов в организме человека. С помощью специальных растворов и медикаментов осуществляется выведение и избавление организма от наркотических веществ. Процесс выведения наркотиков особенно необходим при передозировке, в случае непринятия скоропомощных мер наркоман может погибнуть от остановки сердца или прекращения дыхания. Во время первого этапа также проводятся мероприятия по восстановлению физических сил лечащегося.

Второй этап – это восстановление нормального функционирования всех органов и систем человека, нарушенных длительным разрушающим действием наркотиков, неправильным образом жизни.

Третий этап – мероприятия, направленные на отвыкание от наркотиков, преодоление вредной привычки. В этой фазе лечения на первое место выступает воспитательное воздействие. Необходимо вызвать у больного негативное или хотя бы нейтральное отношение к наркотикам. Взамен наркотическому дурману интересы больного должны быть направлены на добрые дела, полезные для общества. Этой новой ориентацией и должны заниматься теперь педагоги, психотерапевты и психологи. Важность медикаментов отступает на второй план.

Четвертый этап – социальная реабилитация выздоравливающего пациента. Вернуть человека к самому себе, семье, к давно оставленному труду – задача трудная и не всегда выполнимая. Ведь наркотики подавили силу воли, отняли здоровье, стремление к жизни в обмен на иллюзии и несбывшиеся мечты. Поверить в человека, возвращающегося к людям, помочь ему в этом – долг нашего общества.

Презентации по проекту

Презентация Алина.jpg

1. Вред наркомании - [6]

2. Наркомания - [7] (Литвинова А.Н.)

3. Зависимость от наркомании - [8] (Литвинова А.Н.)

4. Наркомания в жизни человека - [9] (Литвинова А.Н.)

5. Наркомания для учащихся 8-11классов -[10]

6. Проблемы наркомании среди молодёжи, и способы её профилактики - [11](Артемьев Александр, Семинченко Александр, Куземченков Валентин)

Полезные ресурсы

1. Преодоление наркомании - [12]

2. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте - [13]

3. Книга "Наркотики. Проблемы и их решение" Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский - [14]

4. Книга "Учебник по наркомании для подростков." А. Личко, В. Битенский - [15]

5. "Программа профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста" Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский - [16]

6. Фильм о вреде наркотиков(для показа в школах)- [17]

7. Видеорепортаж "Война в стране ДОЗ. Наркомания - это зло. Очнись!" - [18]

8. Ответственность за наркоманию - [19] 9. О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков - [20]

10. Уголовная политика Республики Беларусь, направления и тенденции на современном этапе - [21]

11. Наркомания и наркотические вещества. Классификация наркотических веществ - [22]

12. Статистика по наркомании - [23]

Проекты с аналогичной тематикой

1.Социальный проект на тему "Мы против наркотиков" по социальной педагогике - [24]

2.Проект "Мы выбираем жизнь" - [25]

3.Социальный проект учащихся по профилактике наркомании - [26]

4. Социальный проект "молодежь против наркотиков" - [27]

5. Проект "Наркомания как социально-педагогическая проблема в юношеском возрасте" - [28]

6. Проект "Наркомания как социальная проблема современной молодежи" - [29]

7. Проект по наркомании - [30]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты