Мы против спайс

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Коваленко Ольга Павловна

Тема проекта

Профилактика употребления спайса в подростковой среде.

Cпайс.jpg

Целевая аудитория

15-18 лет

Краткая аннотация проекта

Цель: Создание условий для реализации эффективной программы по профилактике употребления спайса; формирование у подростков стойкой негативной установки по отношению к употреблению спайса как способу решения своих проблем или проведения досуга, а также формирование активной жизненной позиции. Задачи: предупреждение возникновения у обучающихся установки на желание попробовать наркотики; систематизация совместной работы с родителями, педагогами, медиками и общественностью по профилактике употребления спайса; обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у учащихся стремления к ведению здорового образа жизни; повышать значимость здорового образа жизни, престижность здорового поведения через систему воспитательных мероприятий; создание информационного поля по профилактике употребления спайса. развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны; воспитание толерантности к социуму, нравственных и гражданских установок; формирование знаний об опасности различных форм зависимостей, негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с учащимися, педагогами, родителями; проведение мониторинга и оценки эффективности программной профилактической деятельности.

Планируемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: - повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия; - популяризация здорового образа жизни среди подростков; - создать стабильные условия для не совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Как предотвратить употребление спайса в подростковой среде?

Проблемные вопросы

Спайс – курительная смесь или наркотик?

План проведения проекта

Актуальность проблемы.

Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.

Реализация программы не требует дополнительных материальных затрат и не нужно специальное оборудование.

Профилактика наркомании будет эффективней, если:

детям и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения; поток информации, ее источники будут строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей человека на основе позитива; осознание сущности наркомании будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами; человек станет активным противником наркотиков, приобретет опыт решения своих проблем без их помощи, научиться бороться с наркотическими увлечениями близких и друзей; в борьбе с наркотиком ребенок, родители, педагоги, специалисты будут едины; но главное, если мы будем помогать человеку отказаться (или захотеть отказаться) от наркотиков самому. Школа, как специальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркомании, а именно: возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влиянием на уровень притязаний и самооценку; свободным доступом к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможностью привлечения специалистов по профилактике.

Цели программы:

Гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально- волевой сферы; Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ); Профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в молодежной среде; Формирование и укрепление антинаркотических установок у подростков.

Задачи программы:

Создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек. Формирование у несовершеннолетних представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности; Способствование неприятию несовершеннолетними любых форм наркотизации; Знакомство подростков с различными, эмоциональными состояниями; Развитие у подростков навыков самоконтроля и саморегуляции.

Структура программы.

ГРУППОВАЯ РАБОТА 1 блок "Спорт и здоровый образ жизни"

2 блок "Наглядная агитация"

3 блок "Информационно-обучающий жизненным навыкам"

4 блок Творческий "Спасибо - нет!"

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА 5 блок Программа "Рука помощи"

Программа рассчитана на работу с подростками (15-18 лет).

В процессе программы проводится работа с педагогами, детьми, родителями.

В начале и в конце программы предполагается проведение "круглых столов", мониторинга: диагностика личностного роста учащихся, выявление семей группы риска по методике "Социальный статус", изучение личных дел, анкетирование "Критерии агрессивности ребенка" (опросник Басса-Дарки), тест на конфликтность (Кеннет У. Томас), социограмма "Моя семья" (по Э.Г. Эйдемиллеру), диагностика готовности уч-ся к выбору профессии/карта интересов, методика "Знаете ли вы себя?" (по З.И. Васильеву).

Критерий эффективности - уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими ПАВ:

  • Усиление личностных качеств, препятствующих развитию девиантного поведения;
  • Выработка навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;
  • Избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации.

I блок

"Спорт и здоровый образ жизни".

Целью действия данного блока является пропаганда, реклама здорового образа жизни, укрепления физического здоровья, занятий спортом, создание спортивного клуба.

Участники блока: подростки.

В данном блоке проводятся спортивные мероприятия, лекции о здоровом образе жизни и безопасном поведении медработником, инспектором ГАИ, пожарными, инспектор ИДН.

В течение года проводится спартакиада. Она проходит в несколько этапов.

Цель: пропаганда и популяризация здорового образа жизни, оценка возможностей команд и выявление лучших школьных команд, повышение самоэффективности учащихся, укрепление физического здоровья, развитие альтернативных привычек.

II блок

"Наглядная агитация".

Целью данного блока является профилактика наркомании среди подростков, повышение самоэффективности, методом наглядной агитации, привлечение внимания общественности к здоровому образу жизни.

Основой блока являются конкурсы.

Конкурс на лучший плакат

"Быть успешным, значит быть здоровым".

Цель: пропаганда здорового образа жизни, развитие творческих способностей, навыков общения, укрепление личностной мотивации к выбору здорового образа жизни.

Конкурс проходит в два этапа.

Конкурс защиты плакатов в форме творческого выступления до 5 мин (социальная реклама ЗОЖ, антиреклама вредных привычек, выступление агидбригады и др.)

Конкурс защиты плакатов пройдет на дискотеке, в ходе дискотеки будет организован интерактивный опрос, конкурсы, танцевальная программа.

Составом экспертной группы (представители ИДН, наркоконтроля, участковый врач нарколог, библиотекарь, психолог) будут определены лучшие работы. Награждение победителей.

III блок

"Информационно-обучающий жизненным навыкам"

Этапы работы:

1. Работа с пед. коллективом: консультации и информационные часы (в течение года)

2. Работа с детьми (реализовывается на классных часах):

(1-2 раза в месяц)

3. Работа с родителями ( 1 занятие в месяц в течение года)

Содержание III блока.

Подготовка специалистов из числа учителей.

Цель: Формирование навыков, знаний и умений по антинаркотическому воспитанию детей.

Задачи:

раскрыть глубину проблемы наркомании, дать адекватные знания по различным вопросам антинаркотического воспитания, способствовать повышению педагогической культуры учителей, как способ предотвращения появления факторов риска, научить распознавать признаки употребления ПАВ ребенком и адекватно реагировать в сложившейся ситуации. Учебно-просветительская работа с классными руководителями, учителями-предметниками.

Работа с детьми.

Работа с подростками.

Цель: подготовка к дальнейшей жизни, успешная адаптация в подростковой и взрослой среде, учить принятию решений и решению проблем, развитие коммуникативных и межличностных отношений, самосознания и сочувствия, учить сдерживанию эмоций и работе со стрессами.

Тематические занятия (программа "Обучение молодежи жизненным навыкам и приобретение опыта их использования" (автор Р.Д.Айвс). Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Учебно-методическое пособие (Под ред. Л.М. Шипицыной.- М.: Московский городской фонд подержки школьного книгоиздания, 2004г.-101с.).

Цель: сдерживание вовлечения несовершеннолетних в потребление ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок, изменение ценностного отношения несовершеннолетних к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, помочь самоопределиться профессионально, осознать свое предназначение, смысл жизни.

Работа с родителями

Цель: Формирование мотивации у родителей на активное позитивное воспитание ребенка, предупреждающее наркотизм.

Задачи:

формирование теоретических знаний в области психологии семейных отношений; раскрыть глубину проблемы наркомании; дать объективные сведения о ПАВ; способствовать повышению педагогической культуры родителей, как способ предотвращения появления факторов риска; научить распознавать признаки употребления ПАВ ребенком и адекватно реагировать в сложившейся ситуации.

IV блок.

Творческий

"Спасибо - нет!"

Целью данного блока является формирование социально-активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.

В рамках блока проводятся тематические вечера, дискотеки, акции, экскурсии в музеи, походы, праздники, развлечения, викторины, тематические недели и т.д.

Фестиваль "Молодежь выбирает здоровье" (апрель).

Цель: формирование творческой культуры детей и подростков, развитие навыков общения, повышение самооценки.

будут организованы миниплощадки, которые покажут результаты своей деятельности в творческой форме:

Конкурс рисунков на асфальте "Я рисую добро".

Викторина "Умники и умницы".

Юмористическая полоса препятствий.

Выступление творческих коллективов.

На фестиваль будут приглашены представители КДН, наркоконтроля, СМИ, родители учащихся, жители микрорайона.

V блок.

Программа

"Рука помощи"

Целью является оказание социальной, медико-психологической (специалисты наркодиспансера и т.д.), правовой помощи подросткам, их семьям (в том числе анонимной); профилактика и предупреждение девиантного поведения подростков.

Формы работы: консультации специалистов, заседание совета профилактики, посещения на дому, беседы с учащимися и родителями, вовлечение в кружковую работу, тестирование и индивидуальное консультирование.

Предполагаемые результаты:

Уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди подростков.

Формирование здорового образа жизни.

Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ.

Формирование социальных норм, коммуникативных навыков.

Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

Вовлечение учащихся школы в активную общественную жизнь.

Увеличение числа публикаций по пропаганде здорового образа жизни через СМИ.

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

[1] Проблема наркомании среди подростков

2ир2.jpg

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Методика "Определение склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел" [2]

Тест на зависимость (аддикцию). Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, Лозовая Г.В. [3]


Тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ» [4]

Кроссворд http://puzzlecup.com/?guess=18AE98160AEB35A5

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Презентация "Действуй ради жизни" [5]

Внеклассное мероприятие "Мифы о наркотиках"[6]

Внеклассное мероприятие "Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра"[7]

Спайс - курительная смесь или наркотик? [8]

Полезные ресурсы

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ «СПАЙСОВ» [9]

Спайсовая наркомания: причины распространения и меры противодействия БОЙКО О. А., ПАНОВ С. Л.[10]

Опасные для жизни или здоровья потребителей «Спайсы» Камалиева Л. А. [11]

О пагубном влиянии курительных смесей на организм человека УВД [12]

Осторожно, спайсы убивают. Что такое спайс, состав и последствия употребления курительных смесей.[13]

Вред и последствия курения спайса [14]

Проекты с аналогичной тематикой

Сегодня в моде ЗОЖ [15]

Наш выбор – жизнь без наркотиков [16]

Скажи «нет» наркотикам [17]

Видеоматериалы

Спайс последствия [18]

Спайс-эпидемия. Документальный фильм Аркадия Мамонтова [19]

Наркотики. СЕКРЕТЫ МАНИПУЛЯЦИИ! [20]

Художественно-документальный фильм "Спайс/Spice" (2015) [21]

Дым смерти. Специальный репортаж [22]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты