Мироненко Тимофей Михайлович

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Сервисы социального взаимодействия

Web 2.0

Информационно-образовательная среда XXI века

Общая характеристика ИОС

Информационно-образовательная среда (ИОС) - это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.

Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых.

ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя. [1]

Сервисы Web 2.0 в формировании современной ИОС

Интеграция социальных сетей и сервисов Веб 2.0 в образовательную среду – насущная необходимость для обучения, которая позволяет оптимизировать процесс обучения, сделать его более эффективным и мотивированным для обучающихся.

Внедрение Web 2.0 в образование является обоснованным. Использование технологий Web 2.0 в обучении позволяет совершенствовать приобретенные знания, навыки и умения в последующей познавательной и образовательной деятельности.

Инструменты Web 2.0 позволяют обучающимся применять новые способы в проведении исследований. Технологии Web 2.0 создают новые структуры организации данных в среде Интернет, новые источники, формы и инструменты запроса информации в безбрежном компьютерном мире. Все это вдохновляет обучаемым быть независимыми исследователеми.

Сервисы для организации сетевого взаимодействия

Google-сервисы

Социальные сети

Облачные хранилища

Коллективный поиск информации и хранение закладок

Symbaloo

Коллективный поиск информации

Система пользовательского поиска - Пример:[2]


Хранение закладок

Онлайн-сервис Symbaloo - Пример:[3]

Сервисы визуализации информации

Облако слов

Личный пример

О́блако слов - это визуальное представление списка слов, тегов. Обычно используется для представления неформатированного текста, описания ключевых слов на веб-сайтах. Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные слова, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Такое представление удобно для быстрого восприятия наиболее известных тегов и для распределения терминов по популярности относительно друг друга.

Облака слов удобно использовать для упрощения навигации по веб-сайтам, для этого термины снабжаются гиперссылками на понятия, которые подразумеваются под ключевыми словами. Тем не менее, облако не может быть единственным элементом навигации, а пользоваться текстовым поиском удобнее для поиска при наличии более конкретной информации об искомом. Так же эти сервисы нашли свое применение в рекламе, блогах и т.д.

Список веб-сайтов для создания облака слов

Ленты времени

Лента времени - способ отображения списка событий в хронологическом порядке. Это, как правило, графическое отображение, в виде длинной ленты с надписью и датами и, как правило событиями , нанесёнными на точках, когда они произошли.

  • Online-сервисы
    1. Dipity - cервис позволяет создавать временную шкалу, вставлять в нее даты и их описания. Пользователи могут создавать и обмениваться в сети своими работами,добавлять видео, аудио, изображения, текст,ссылки, социальные медиа, местоположение и временные метки. Данный сервис является самым быстрым и простым способом привести временные данные в формат мультимедии.
    2. Free Time line - это бесплатный онлайн-сервис, который позволяет создавать, сохранять, совместно использовать и печатать шкалы времени. Вы можете также легко вставлять созданные шкалы времени в свои веб-сайты или блоги.
    3. WhenInTime - cервис для создания временной шкалы. В нём можно добавлять не только дату с месяцем и годом, но и даже с точным временем, вплоть до секунд. Так же можно добавить изображение, видео и аудио.
    4. OurStory - cервис для создания временной шкалы, достаточно прост в использовании, очень красив и приятен в работе. В шкалу времени можно добавлять изображения и видео. Пользователь имеет возможность выбирать дизайн оформления для своей истории.
    5. Caplez - cервис для создания временной шкалы. Пользователь может выбрать категорию и создавать свою работу в определенной тематической направленности. Также есть возможность добавления собственных фотографий, видео, музыки, блогов и документов.
  • Offline-сервисы
    1. Time line marker - приложение позволяет автоматически построить ленту времени и настроить ее в соответствии с индивидуальными пожеланиями. Пользователю необходимо внести исходные данные в таблицу, подобную таблицам Microsoft Excel, или импортировать их из других приложений, а затем по щелчку мыши автоматически генерируется лента времени. При этом можно настроить фон и выбрать то или иное представление событий.
    2. Time creator - бесплатный инструмент, который поможет учителям и студентам, не владеющим средствами разработки мультимедиа, создать интерактивные ленты времени. Полученная с его помощью лента времени может быть опубликована в Интернете. Интерфейс программы позволяет отображать одновременно до шести параллельных лент времени, что дает возможность сравнивать события. События снабжаются текстовым комментарием и могут иметь мультимедийное сопровождение в виде фото, аудио или видео.

Пример ленты времени - История вычислительной техники

Ментальные карты

Ментальные карты - способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены идеи, слова, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.

  • Online-сервисы
    1. Mindomo - проработанный интерфейс, сделанный в стиле «Майкрософт-офиса». Расширенное редактирование самих карт, возможности для совместной работы. У бесплатной версии есть недостатки: ограничение на 7 активных карт, небольшое количество форматов для импорта и экспорта, а также заявлен показ рекламы.
    2. Mapul - основное отличие этого сервиса: ментальные карты, сделанные с его помощью, выглядят очень похожими на те, которые рисуют руками. Интерфейс «Мепмайселфа» тоже напоминает MS Office, причем синяя гамма делает его очень близким к оригиналу. Что касается возможностей, то в целом они достаточно широкие, но порой не хватает перекрестных связей между разными «деревьями» на картах и одновременной работы нескольких пользователей.
    3. Mindmeister - интерфейс оригинален и удобен, Функциональность — на должном уровне, к каждой ветке можно добавить картинку или иконку и раскрасить текст в свой цвет. Есть возможность совместной работы. Можно бесплатно работать с тремя картами.
    4. Mind42- простой интерфейс. Простое создание карты, удобные горячие клавиши, совместная работа. Полностью бесплатный.
Нарисованная ментальная карта
Карта, созданная в сервисе Mindmeister



















Ментальная карта на тему "Электронное обучение"

Виртуальная учебная доска

Виртуальная учебная доска - интерактивное онлайн приложение, которое представляет собой доску, на которой размещены стикеры с различной информацией. Позволяет использовать компьютер, планшет или смартфон для рисования эскизов, добавления информации, сотрудничества с другими людьми и делиться ими со всем миром. Работает на всех современных браузерах, установка не требуется.

Виртуальная доска может быть использована для:

  1. мозговых штурмов
  2. сбора информации
  3. асинхронного обсуждения
  4. голосования с комментированием
  5. визуализации работы в группах и т.д.[6]


Линоит (англ. Lino it) – это бесплатный сервис, работающий в режиме web. Lino it доступен только на 4 языках: английском, японском, корейском и китайском, что говорит о его новизне и редком использовании в среде русскоязычной аудитории, в том числе педагогической. Линоит как интернет-площадка может использоваться для организации идей, обмена ими с другими пользователями и потому прекрасно встраивается в технологию проведения онлайн мозгового штурма. [7]

Сервисы для создания виртуальных учебных досок:


Пример виртуальной доски в сервисе RealTimeBoard

Сервисы для создания интерактивных опросов, тестов, упражнений

Google-формы

Google Формы - платформа для создания online-опросов, составления списка гостей, сбора адресов электронной почты для новостной рассылки и проведения викторины. Как и в остальных сервисах есть инструменты для совместной работы. Широкие возможности по оформлению, и просмотра статистики

Пример формы

Интерактивные тесты и упражнения

LearningApps

LearningApps является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а именно Интерактивность.[8]

Инструкции использования:

Интересные упражнения с сайта: Транспорт Службы интернета Великая отечественная война

Самостоятельно разработанные упражнения: Темы изучения Соеденить пары Голосование

Достоинства сервиса:

  • бесплатный;
  • русскоязычный интерфейс;
  • быстрота создания интерактива;
  • многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео;
  • содержит большую коллекцию уже созданных другими учителями упражнений;
  • возможен поиск упражнений по категориям (по предметам);

Недостатки:

  • часть шаблонов не поддерживает кириллицу;
  • в шаблонах встречаются отдельные опечатки, которые невозможно исправить вручную.

Другие сервисы

  • UmaPalata - Интернет-проект Umaigra позволяет создавать интерактивные упражнения (дидактические игры) для детей.

Созданная Вами игра (Вы также можете использовать игры, созданные другими пользователями) может быть легко интегрирована в Ваш сайт или блог. Данный проект состоит из 5-ти прототипов-сценариев, в рамках которых учитель может создавать свои дидактические игры.

  • StudyStack - Сервис Study Stack позволяет создавать интерактивные карточки с различными заданиями для контроля или использовать библиотеку с уже готовыми наборами.

Вы можете создать тест, викторину, кроссворд, исследовательские таблицы, игры в слова и т.п., которые легко встраиваются в блог (сайт), есть возможность распечатать задания.

  • BrainFlips - С помощью данного приложения можно изготовить необходимый набор карточек (колоду) или воспользоваться теми наборами, которые уже есть на сайте.

В карточку можно добавить видео, аудио или фото для того, чтобы включить все каналы восприятия информации. Сервис предоставляет широкий спектр инструментов для облегчения изучения практически любого предмета, включая несколько режимов обучения, учебных групп, и искусственный интеллект, чтобы помочь пользователям перейти к более сложным материалам и сделать процесс обучения более эффективным.

Коллективные гипертексты. Технология Вики

Определение

Ви́ки (англ. wiki) — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки. На базе этой технологии построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедиа.

Ссылки на учебники

Учебник - Wiki

Блоги. Сетевые сообщества

Блогосфера — совокупность всех блогов как сообщества. Блоги имеют тесную связь между собой, блоггеры читают и комментируют другие блоги, ссылаются друг на друга, создавая таким образом свою субкультуру. Блоги всё чаще считаются независимыми СМИ, публикующие независимое мнение по различным темам. Блогосфера является важной средой изучения общественного мнения.[9]

Блог

Блог — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). Людей, ведущих блог, называют бло́герами.[10]

Оценка блогов

Есть несколько критериев оценки блога

  • Уникальность материала- Насколько уникален материал, присутствуют ли авторские мысли.
  • Содержание - Насколько актуальна информация, полезна.
  • Оформление - Дизайн и оформление блога, наличие навигационных элементов.

Оценка блога на примере GadgetBlog

  • Уникальность - Блог позиционирует себя как новостной портал, поэтому уникальность текста сомнительна. Оценка 6/10.
  • Содержание - Записи добавляются по несколько раз в день, информация актуальна. Оценка 8/10.
  • Оформление - Оформление подобрано хорошо, навигационные элементы присутствуют. Оценка 8/10.

Сетевые сообщества

Сетевое сообщество - группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.[11]

Сетевые сообщества могут быть созданы как на основе существующих крупных сервисов: социальные сети (группы в них), сайты-конструкторы сайтов, сервисы блогов, так и самостоятельно с помощью широчайшего выбора средств разработки.


Примеры сетевых сообществ

  • 4pda - сообщество пользователей умных устройств.
  • GitHub - сервис для хостинга и разработки IT проектов с элементами сетевого сообщества.
  • Хабрхабр - новостной сайт / коллективный блог.
Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты