Методы социально—педагогической работы с семьей

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Пинягина Марина Игоревна

Тема проекта

Методы социально-педагогической работы с семьёй

Semya2015-05-18 persik.jpeg

Предмет, класс

Проект предназначен для работы педагога социального, педагога-психолога

Краткая аннотация проекта

Современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а следовательно, в этом смысле – благополучной. Основная ответственность за формирование благополучной семьи возлагается на плечи социальных работников, и в первую очередь, социальных педагогов. Данное исследование посвящено проблеме социализации неблагополучных семей и методам и формам работы социального педагога с неблагополучными семьями. Этим объясняется актуальность предпринятого исследования.

Методологическая основа проекта: комплексный подход, системно соединяющий методы и  формы работы социального педагога,
а также способы социально-психологической помощи и поддержки неблагополучных семей.
Подобный подход дает возможность раскрыть все стороны работы социального педагога, направленные на создание благополучных семей.

Цель проекта: изучение феномена неблагополучная семья в социальной психологии и педагогике в целом, а также описание методов и форм работы социального педагога с данной семьей.

Задачи проекта:

-определить и выявить проблемы семей с детьми в социально опасном положении;

-выделить актуальный направления и этапы работы с семьями такого рода;

-подбор наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы в данном направлении;

-поиск и разработка инструментария и материалов для работы.

Планируемые результаты обучения

Материалы существенно облегчат социально-педагогическую деятельность специалистов данного профиля и могут использоваться ими в качестве источника научно-методических материалов для работы.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Проблема в современном обществе неблагополучных семей.

Проблемные вопросы

Работа педагога социального с неблагополучными семьями.

Учебные вопросы

Изучение социально-педагогических методов работы с неблагополучными семьями.

План проведения проекта

1) ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сбор информации о социально-педагогических методах работы с семьями). По словам Ю.В.Васильковой «Методы воспитания – это совокупность средств и приемов воздействия на личность, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания». При организации и выборе метода воспитательной работы социальному педагогу следует помнить, что кроме него на семью влияют: природа, среда, собственная деятельность, средства массовой информации, литература, искусство, образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе. Ю. В. Василькова считает, что «Методы работы могут быть групповые и индивидуальные, но и работая с группой, педагог в первую очередь имеет дело с личностью ребенка». Выбор метода зависит от целей и задач воспитания, особенностей личности и возраста воспитанника, особенностей семьи и окружающей среды, а также от квалификации, знаний, мастерства и опыта социального педагога. Социальный педагог в неблагополучных семьях выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит социальную диагностику неблагополучных семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Согласно Ю.В.Васильковой, «социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь свое собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей». Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному. Объектом воздействия социального педагога в неблагополучной семье могут быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Методы работы социального воспитания разнообразны. Ю.В.Василькова выделяет следующие методы: социально-экономические, организационные, психолого-педагогические. Социально-экономические – предполагают разностороннюю работу с нуждающимися семьями, в том числе и материальную помощь семье и т.д. Организационные методы – направлены на организацию помощи личности, семье. К психолого-педагогическим методам Ю. В. Василькова относит такие методы, как «исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа». Самым распространенным методом в работе социального педагога с неблагополучной семьей является метод наблюдения, который дает материал для воспитательной работы. Метод беседы дает возможность социальному педагогу проникнуть в духовную жизнь семьи, выяснить все трудности их жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе семью, а также заинтересовать в беседе. Собрать материал, характеризующий семью можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать интересы, особенности, определить психологические проблемы. В практике социального педагога используется активно метод тестирования. Оно может проводиться в форме опроса, наблюдения, эксперимента. В комплексе с этим методом используется наблюдение, беседа, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие. При налаживании бытовых условий жизни, отношений между членами семьи используется метод поддержки личности. Для выявления причин конфликтных ситуаций в семье социальный педагог использует метод преодоления конфликта. Важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими. Использование народной педагогики. В настоящее время активно используются методы народной педагогики, накопленные человечеством на протяжении веков: воспитание словом, делом, религией, природой и искусством, традициями, общественным мнением. Методы перевоспитания – предупреждение и преодоление отклонений в поведении. Перевоспитание ставит цель – сформировать семью, которая бы отвечала требованиям общественной морали. Метод самовоспитания – процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности. По словам Ю.В.Васильковой, «самовоспитание – сложный процесс. Здесь происходит не только познание самого себя, но и стремление изменить себя. При этом действия должны быть активны, необходимы вера в свои силы, умение сконцентрироваться, твердая уверенность, что успех будет достигнут». Метод социометрии – предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния семьи. Метод мониторинга – отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ ситуации. Метод генерации настроений – диагностика, анализ причин поступка, поведения, настроения, психического состояния членов семьи. Метод убеждения – эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив. Таким образом, существует множество методов работы социального педагога с неблагополучной семьей. Их выбор индивидуален.

2) ОСНОВНОЙ (реализация проекта)

3) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (выработка рекомендаций) Клиентами педагога социального могут быть дети, их родители, педагоги и другие люди, имеющие отношение к учебно-воспитательному процессу.

По отношению к ним необходимо выполнять следующие этические обязательства:
    - педагог социальный не должен использовать отношения с клиентом в собственных интересах;
    - нельзя способствовать или принимать участие в любых формах дискриминации, связанных с национальностью,
возрастом, вероисповеданием, семейным статусом, материальным положением, умственными,
психическими или физическими недостатками, политическими взглядами;
    - нельзя позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или ущемляют гражданские или юридические права клиента;
    - педагог социальный должен поддерживать активную позицию самого клиента, не допуская унижения, оскорбления;
    - необходимо уважать тайны клиентов и не распространять информацию, полученную в ходе оказания профессиональной помощи,
кроме случаев, представляющих угрозу для личности и государства.
     Во взаимоотношениях с коллегами педагог социальный создает и поддерживает ситуацию, облегчающую их 

профессионально компетентные действия, поддерживает репутацию коллег. Педагог социальный должен:

     - вносить вклад в популяризацию своей профессии, умножать знания, развивать методику;
     - предотвращать неквалифицированную практику социально-педагогической работы;
     - решительно выступать против неэтичного поведения своих коллег.

Убедившись, что ребенок живет в неблагоприятных условиях педагогу социальному следует:

     -Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой
в сложной игре взрослых;
     -Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, 

способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат,

в санаторий,посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном
случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным;
     -Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует
проконсультировать у детского психиатра;

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные,

ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи — только отношения к ребенку.

Визитная карточка проекта

Автор презентации: Пинягина М.И.

Виды проблемных семей [1]

Публикация учителя

Сайт социального педагога

Сайт "Ваш психолог"

Классный руководитель

Примеры игрового методы работы с семьей [2]

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Автор презентаций Пинягина М.И.:

Работа с семьей [3]

Методы социально-педагогической работы с семьёй [4]

Классификация методов работы с семьей [5]

Методы социально-педагогической работы с семьей [6]

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Изучив информацию в проекте,просмотрев предложенные презентации и прочитав полезные ресурсы можно подробно изучить методы социально-педагогической работы с семьей.

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Формы и методы работы с семьей и подростками "группы риска"

Интерактивные методы работы с семьей

Взаимодействие с родителями

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Программа воспитания и защиты прав и законных интересов, находящихся в СОП

Методические материалы;

Методические рекомендации по организации деятельности социально-педагогической и психологической службы в учреждениях общего среднего образования;

Для специалистов СППС по работе с детьми в социально-опасном положении;

"Организация работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении»;

Методические рекомендации по организации деятельности дошкольных учреждений;

Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования;

Инструкционно-методическое письмо Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей;

Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 22.12.2008 N 12-02-05/1645 "О направлении Методических рекомендаций по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, для использования в работе органами управления образованием и учреждениями образования";

Кодекс о браке и семье

Декрет №18

Проекты с аналогичной тематикой

Работа с родителями

Другие документы

Литература:

Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с семьей в современных социокультурных условиях [7]

Организация социальной защиты молодой семьи [8]

Социальная работа с семьей: подготовка специалистов [9]

Подготовка социальных педагогов к поддержке неблагополучных семей [10]

Социально-педагогическая поддержка семей с детьми: методологические подходы и характеристики [11]

Технологии социально-педагогической поддержки семей с детьми [12]

Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей [13]

Социально-педагогическая деятельность с семьей группы риска [14]

Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей [15]

Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема [16]

Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника [17]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты