Методы работы с семьей

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Булычева Маргарита Владимировна

Sayt-dlya-psihologov.jpg

Тема проекта

"ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ"

Предмет, класс

Проект предназначен для работы педагога социального, педагога-психолога.

4436.jpg

== Краткая аннотация проекта ==

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т. д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специалистов.

Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года. Проект «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Цель проекта – развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

Принципы проекта:

- Актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в СОП.

- Активная поддержка родителей. Наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье.

- Опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.

- Опора на позитив в работе с семьей. Отношения к семье, находящейся в СОП, как к равноценному, равноправному партнеру.

- Психологическая поддержка специалистов, работающих с семьей.

- Сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Проект решает следующие задачи:

- помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи

- научить ставить ближние и дальние цели

- содействовать повышению социального статуса семьи по месту жительства

- оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям.

Планируемые результаты обучения

Оценка эффективности проекта отслеживается при помощи следующих индикаторов и критериев:

1.Уровень педагогической компетентности родителей

2.Умение решать конкретные психолого-педагогических проблемы в семье

3.Отсутствие конфликтов в семье

4.Сформированность осознанной родительской позиции

5.Восстановленность детско-родительских отношений

6.Уровень социальной компетентности семьи
Margo.jpg

7.Самостоятельное обращение за помощью

8.Отсутствие пропусков в школе у детей

9.Успешная учебная деятельность

10.Применение альтернативных форм поведения членами семьи

11.Устройство родителей на работу

12.Отсутствие правонарушений членами семьи

13.Использование внутреннего потенциала семьи

14.Способность семьи опираться на свои внутренние резервы

15.Стабильность позитивных изменений в семье

Отличительной чертой проекта «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» является следующее:


- Проект ориентирован на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов

- Проект строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в СОП, как с равноправными и равноценными партнерами.

Перспектива работы проекта – совершенствование форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрение новых технологий работы с семьей. Вывод семей из социально опасного положения.

План проведения проекта

Реализация проекта идет по направлениям:

– работа с родителями или семьями, находящимися в СОП, и координация деятельности всех органов и учреждений по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

- методическая работа со специалистами-координаторами, за которыми закреплены семьи, находящиеся в СОП, и дополнительно подключены специалисты органов Управления образования, школьные педагоги, КДН, медицинские работники, главы поселковых администраций.

На всех этапах работа с родителями затрагивает разные сферы их жизнедеятельности – как личности, как родителя, как работника, как члена общества и т. д. Успешная реализация себя во многих сферах жизнедеятельности является хорошим внутренним ресурсом. И чем больше ролей может играть человек, тем более гибким становится его поведение, а, значит, и повышается стрессоустойчивость человека к разным социально-экономическим изменениям.

На первом этапе – ознакомительном – специалисты СППС: социальный педагог, педагог-психолог, определяют проблемное поле данной семьи. Семьи получают консультацию, проводится диагностика детско-родительских отношений.

На втором этапе работы также как и на предыдущем этапе проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

Третий этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.
Emotional health.jpg

Публикация учителя

1) Методы и приемы консультирования[1]

2) Методика диагностики семье[2]

3) Методы групповой коррекции родительских отношений[3]

4) Интегративная модель семейной психотерапии[4]

5) Родительские коррекционные группы[5]

Публикации специалиста

Презентация. "Работа с семьей в СОП"[6]

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

1) Что такое неблагополучная семья [7]

2) Воспитание детей и подростков в семье[8]

3) Методика взаимодействия социального педагога с социальными службами[9]

Пример продукта проектной деятельности учащихся

1) Методика работы социального педагога с семьей. Семейное консультирование Автор: Булычева М.В.[10]

2) Презентация "Основные формы и методы работы социального педагога в школе" Автор: Исаева Т.В.[11]

3) Методы и формы работы с неблагополучными семьями. Автор Козлова Н.Ю[12]

Методические материалы

Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования [13]

"Организация работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении»[14]

Для специалистов СППС по работе с детьми в социально-опасном положении [15]

Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 22.12.2008 N 12-02-05/1645 "О направлении Методических рекомендаций по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, для использования в работе органами управления образованием и учреждениями образования"[16]

Нормативная документация

- Декрет №18 "О дополнительных мерах...[17]

- Кодекс "О браке и семье"[18]

- Программа воспитания и защиты прав и законных интересов, детей находящихся в социально-опасном положении [19]

Видеоматериалы

Условия проживания детей в неблагополучных семьях[20]

Неблагополучные семьи[21]

Беларусь. Помощь женщине-матери [22]

Роль семьи в современном обществе[23]

"Детство в подарок" Неблагополучные [24]

Полезные ресурсы

1. Видео " Методы работы с семьей группы риска"[25]

2. Национальный правовой интернет портал [26]

3. Сайт "Ваш Психолог"[27]

4. Классны кiрауник[28]

5. Сайт социального педагога[29]

6. Видео-портал[30]

Проекты с аналогичной тематикой

1. Социально-педагогическая деятельность с семьями, где дети находятся в социально опасном положении[31]

2. Социально педагогическая профилактика аддиктивного поведения[32]

3. Социально-педагогические аспекты работы с неблагополучными семьями [33]

4. СПД СППС по профилактике социального сиротства[34]

Другие документы

1) В помощь педагогу-психологу [35]

2) Обзор социально-педагогической литературы[36]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты