Межличностные конфликты в семье

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Капуста Ирина

Тема проекта

Межличностные конфликты в семье

Предмет, класс

Проект предназначен для использования социальными педагогами, педагогами-психологами.

Краткая аннотация проекта

К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному.

Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный, и конструктивный характер, то есть иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.

Особенно актуальной на сегодняшний день является проблема межличностных конфликтов, связанных с кризисными периодами в семье.

Вообще конфликты в семье являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.

Цель исследования: изучение межличностных конфликтов между супругами, связанных с кризисными периодами в семье.

Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие и особенности межличностного конфликта и его функции; 2. Изучить структуру, элементы и динамику межличностного конфликта; 3. Проанализировать особенности межличностных конфликтов между супругами, причины их возникновения; 4. Изучить кризисные этапы семейной жизни; 5. Выявить конфликты у супругов и стиль поведения супругов в конфликтных ситуациях.

Планируемые результаты обучения

Специалисты должны знать:

1. межличностные конфликты,которые могут возникать между супругами;

2. причины межличностных конфликтов в семье;

3. кризисные периоды семьи;

4. особенности межличностных конфликтов в семье;

5. работу с семьями по предотвращению конфликтов;

6. различные методики по данной проблеме.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Особенности межличностных конфликтов в семье?

Проблемные вопросы

Что такое межличностный конфликт?

Перечислите функции межличностного конфликта.

Назовите структуру, динамику и элементы межличностного конфликта.

Перечислите причины конфликтов между супругами.

Проанализируйте кризисные этапы семейной жизни.

План проведения проекта

Подготовительный этап: обсуждения со специалистами вопросов, которые связаны с проведением проекта.

Этап проведения: представление презентации социальным педагогам и педагогам психологам по данной проблеме, проведение лекций(6) и семинаров (4)по теме проекта, изучение,анализ и ознакомление с методиками,опросниками,тестами,анкетами, тренингами по выявлению межличностных конфликтов в семье и пути их решения.

Заключительный этап:оценка результатов проекта, рефлексия.

Визитная карточка проекта

Межличностные конфликты в семье [1]

Публикация учителя

Межличностные конфликт [2]

Разрешение конфликта [3]

Речевые аспекты семейного конфликта [4]

Конфликты в семье- как избежать?[5]

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Презентация [6]

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Программа конфликтологического тренинга [7]

Деловая игра: Социально зрелая семья [8]

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Сценарий интервью[9]

Анкета [10]

Личностный опросник Томаса

Текст опросника Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

В. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Бланк вопросника № А В № А В № А В 1 11 21 2 12 22 3 13 23 4 14 24 5 15 25 6 16 26 7 17 27 8 18 28 9 19 29 10 20 30 Ключ к опроснику 1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.

3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.

Обработка результатов В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Для обработки результатов удобно использовать маску.

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Теоретические основы изучения межличностного конфликта

1. Понятие межличностного конфликта. Функции межличностного конфликта

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят товарищ другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

По мнению Н.В. Гришиной, межличностные конфликты - это ситуации противостояния, разногласий, столкновений между людьми. Межличностный конфликт может быть определен как ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон. В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, обосновать прочий ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам товарищ на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта ещё длительно испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно работать в ущерб прочий, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны совместно полностью осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.
Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям относят:

• познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
• функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
• инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
• перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками). 

Деструктивные функции конфликта связаны с:

• разрушением существующей совместной деятельности;
• ухудшением или развалом отношений;
• негативным самочувствием участников;
• низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.  Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним и они стараются их избегать.

В учебном пособии «Конфликтология в схемах и комментариях», А.Я. Анцупова, рассматриваются деструктивные и конструктивные функции конфликтов по отношению к оппонентам. К деструктивным функциях относятся такие как:

1. Истощение личностных ресурсов - материальных, духовных и жизненных сил - в результате конфликтного взаимодействия. Любой конфликт требует от личности мобилизации значительной части возможностей, которые направляются на его завершение. Часто ориентиром становится достижение собственных целей.

2. Деструкция системы межличностных отношений, сложившихся между субъектами взаимодействия до начала конфликта. Какими бы ни были взаимоотношения в момент возникновения противоречий, противодействие, ставшее реальностью, резко изменяет их характер. С момента первого инцидента появляющаяся неприязнь и возрастающая враждебность к другой стороне нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи.

3. Негативное отражение на эффективности деятельности оппонентов. Конфликт требует максимальной концентрации. В результате меньше внимания уделяется основной деятельности. Задачи остаются прежними, но отдачи от любого из участников конфликта может не быть. Да и после конфликта оппоненты не всегда способны быстро восстановить прежнюю продуктивность.

4. Выраженное негативное воздействие на психическое состояние участников конфликта. Чаще всего здесь упоминают резкое изменение настроения участников конфликта, но это не единственная проблема. Изменяется восприятие ситуации, возрастает нервное напряжение, что мешает адекватно оценивать обстановку.

5. Психологическое и физическое насилие. Большое количество умышленных убийств - последствие эскалации конфликтов. Сама форма взаимодействия - противодействие - становится генератором для поиска средств в целях нанесения максимального ущерба. В определенный момент насилие способно стать еще одним средством завершения противоречия.

6. Закрепление в социальном опыте агрессивных способов решения проблем. Зачастую встречающееся стремление к достижению результата любой ценой, победы, ставшие результатом агрессивного давления, безальтернативное желание взять верх над оппонентом могут стать обычной практикой в подобных ситуациях социального взаимодействия. Успех, достигнутый таким путем, становится стереотипом поведения.

7. Возникновение стрессовых состояний, резкое возрастание вероятности заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта. Достаточно ярким примером может быть положение руководителя, как роль достаточно конфликтная и одновременно ведущая к подобным заболеваниям.

8. Формирование негативного образа «другого» --- «образа врага», который способствует созданию негативной установки по отношению к оппоненту, готовности действовать в ущерб ему.

9. Отрицательное влияние на развитие личности, что способствует формированию у человека неверия в справедливость, убежденность, что сильный всегда прав, мнения о том, что в данном коллективе ничего нового внедрить не удастся.

К конструктивным функциям конфликта относятся следующие: 1. Происходит полное или частичное устранение противоречия, возникающего в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, отдельных работников и т. п. Конфликт высвечивает нерешенные вопросы, которые привели к возникновению непримиримых противоречий. Данная функция стоит одной из первых в ряду факторов, обеспечивающих жизнестойкость конфликтного поведения.

2. Позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, их порядочность и деловитость, тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя и т. д. Наконец, важным итогом конфликтной ситуации становится выявление степени психологической устойчивости к стрессовым факторам, которую члены коллектива будут обязательно учитывать в ходе совместной деятельности, влекущей новые трудные ситуации.

3. Позволяет ослабить психическую напряженность - реакцию участников на конфликт, одной из характеристик которого всегда являются негативные эмоции. Конфликтное взаимодействие способно снять у человека эмоциональную напряженность, вызванную осознанием трудноразрешимых противоречий. Впоследствии разрешение конфликта через компромисс или сотрудничество может и вовсе свести их на нет.

4. Служит источником развития личности, опыта в межличностных отношениях. Процессы социализации и адаптации, сопровождающие человека, проходят и через плоскость конфликтных отношений, в значительной мере обогащая информацией о возможностях и вариантах преодоления противоречий. Это, безусловно, расширяет сферу и способы взаимодействия человека с окружающими, дает новый социальный опыт решения трудных ситуаций.

5. Может улучшить качество индивидуальной деятельности. Парадоксальная, на первый взгляд, функция конфликта нашла подтверждение в исследовательской практике. В первую очередь это характерно для начальных этапов конфликта, когда демонстрация персональных результатов может способствовать занятию более выгодной позиции, влиянию на общественное мнение. Наиболее выражено это в деятельности молодежи.

6. При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих. Несмотря на то что в целом справедливость целей может быть достаточно относительным понятием, для группы сторонников оппонента, да и за пределами этого круга, в коллективе представления о ней однозначны. Решение идти на конфликт ради нее становится в восприятии людей вполне конструктивным шагом.

7. Является одним из средств самоутверждения личности. Попытка решения противоречий, пусть и конфликтным путем, может стать возможностью проявления своей позиции по отношению к проблемам коллектива, возможностью выделиться как личности, имеющей собственный взгляд на них. В конечном итоге это становится путем формирования активной позиции во взаимодействии с окружающими.

Таким образом, межличностный конфликт - это открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Также выделяют такие функции межличностного конфликта как: деструктивные и конструктивные.

2. Структура, элементы и динамика межличностного конфликта

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

Сам конфликт состоит из трех периодов: 1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
	3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).
Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:
1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);
3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия) [12, с. 30].

Каждый из этих авторов по-своему определяет тактику и стратегию разрешения конфликтов и их предупреждения.

	В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
	Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.
В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектом межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
	Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными.
Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.

Стили поведения в межличностном конфликте. Для диагностики стиля поведения как в межличностном, так и в других видах конфликта принято применять личностный опросник Томаса. Опросник был разработан американским психологом К.Томасом. Впервые в России тест был адаптирован и применен Н.В.Гришиной в 1978 г. К.Томас выделяет два основных стиля поведения в конфликте: «Настойчивость» (от англ. assertiveness – напористость, самоуверенность), характеризующийся, прежде всего, защитой собственных интересов. «Сотрудничество» (от англ. cooperativeness), который подразумевает внимательное отношение субъекта к интересам других участников конфликта. Соответственно двум основным стилям поведения выделяются следующие способы реагирования в конфликте: Соперничество / Соревнование — неэффективный, однако часто применяемый стиль поведения в конфликтах, выражающийся в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других. Избегание — уход от конфликта, подразумевающий как уклонение от сотрудничества, так и отказ отстаивать собственные интересы. Приспособление — пренебрежение собственными интересами ради интересов других. Компромисс — соглашение между конфликтующими сторонами, достигаемое путем взаимных уступок. Сотрудничество / Кооперация — альтернативное решение конфликта, (полностью) удовлетворяющее интересам всех конфликтующих сторон. Таким образом, при изучении конфликтов в них выделяют структуры и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Также были рассмотрены составляющие конфликта: предконфликт, конфликт и послеконфликтная ситуация; уровни развития конфликта и основные стили поведения ( по Томасу) в межличностном конфликте, такие как: настойчивость и сотрудничество.

3. Межличностные конфликты в семье

Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы. В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами; родителями и детьми; супругами и родителями каждого из супругов; бабушками (дедушками) и внуками.

Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Исходя из этого выделяют основные причины супружеских конфликтов. • психосексуальная несовместимость супругов; • неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны партнера; • неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания; • пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.); • неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т.д.; • различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях. Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи.

Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода велика, до 30% общего числа браков.

Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая система «Мы» подвергается серьезному испытанию. Что же лежит в основе конфликтов в этот период? • Ухудшаются возможности профессионального роста супругов. • У них становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби). • Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности. • Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам воспитания ребенка

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым (Ю. Рюриков).

Четвертый период конфликтности отношений супругов наступает после 18—24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, «пока не поздно». Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья и др. Исследования психологов показывают, что в 80—85% семей есть конфликты. Оставшиеся 15—20% фиксируют наличие «ссор» по различным поводам (В. Поликарпов, И. Залыгина). В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи.

Кризисная семья. Противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. К кризисным брачным союзам можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада. Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссным решениям конфликтов.

Проблемная семья. Для нее характерно длительное существование трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например, отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем. В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений, появление психических расстройств у одного или обоих супругов.

Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу» повышенная агрессивность и т.д. Конфликтное поведение супругов может проявляться скрытой и открытой формах. Показателями скрытого конфликта являются: демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии. Открытый конфликт проявляется чаще через: открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и др. Итак, ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи.

Таким образом, межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми. Выделяют такие функции межличностного конфликта как деструктивные (разрушение существующей совместной деятельности; ухудшение или развал отношений; негативное самочувствие участников и др.) и конструктивные (познавательная, функция развития, инструментальная, перестроечная). Также в учебном пособии «Конфликтология в схемах и таблицах» рассматриваются эти функции более подробно. Далее нами были рассмотрены элементы, структура и динамика межличностного конфликта. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Выделены составляющие конфликта как: предконфликт, конфликт и послеконфликтная ситуация; уровни развития конфликта и стили поведения в межличностном конфликте. В последнем пункте мы ознакомились с межличностными конфликтами в семье. Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи.

Полезные ресурсы

Подготовка специалиста по разрешению конфликтов в семье[11]

Методика преодоления конфликтов[12]

Предупреждение и разрешение семейных конфликтов[13]

Кризисы и конфликты в семье[14]

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. /А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов — М.: ЮНИТИ, 1999. - 507 с.

3. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов, – МН.: ТетраСистемс, 2000. – 462 с.

4. Буртовая, Е.В. Конфликтология. Учебное пособие / Е.В. Буртовая – М.: Вильямс, 2006. – 503 с.

5. Волков, Б.С. Конфликтология: учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Альма Матер, 2006. - 384 с.

6. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с.

7. Гришина, Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. / Н.В. Гришина — СПб.: Питер, 2008. — 544 с.

8. Гришина, Н.В. Психология конфликта: хрестоматия / Н.В. Гришина – СП: Питер Пресс, 2008. – 480 с.

9. Гришина, Н.В. Психология межличностного конфликта: автореф. дисс. д-ра психол. наук / Н. В. Гришина. – СПб: СПбГУ, 1995. – 125 с.

10. Дармодехин, С. В. Проблемы семьи и семейной политики / С. В. Дармодехин, В. В. Елизаров // Социально-политический журнал. – 1994. - № 10. – 73 с.

11. Дорно, И. В. Современный брак: проблемы и гармония / И. В. Дорно. – М.: Педагогика, 1990. – 272 с.

12. Дэна, Д. Преодоление разногласий / Д. Дэна – СПб.: ЛЕНАТО, 1994. – 138 с.

13. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев - М., 1987. – 421 с.

14. Козырев, Г.И. Конфликтология. Межличностные конфликты / Г.И. Козырев//Социально-гуманитарные знания /№ 3, 1999.

15. Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

16. Корнелиус, Х. Прикладная конфликтология / Х. Корнелиус, Д. Дэна, В. Шейнов – М.: АСТ, 2007 17. Кратохвил, С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / С. Кратохвил — М.: Медицина, 1991. - 336 с.

18. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко — М.: Мысль, 1989. — 340 c.

19. Тащева А.И. Атрибутивные процессы в супружеских конфликтах: Дис... канд. психол. наук. / А.И. Тащева — М., 1987. —257 с.

20. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей / В.С. Торохтий –– М., 1996. – 275 с.

Проекты с аналогичной тематикой

[15]

[16]

Другие документы

[17]

[18]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты