Межличностные конфликты в молодой семье

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Нижникова Валерия Петровна

Студентка 5 курса 53 группы

Факультет социальной педагогики и психологии

Межличн.jpg

Тема проекта

Межличностные конфликты в молодой семье

Предмет, класс

Проект предназначен для использования социальными педагогами, педагогами-психологами.

Краткая аннотация проекта

К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному.

Межличностный конфликт[1] - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный, и конструктивный характер, то есть иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.

Вообще конфликты в молодой семье являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % молодых семей подвергаются конфликтам, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.

Цель исследования: изучение межличностных конфликтов между супругами в молодой семье.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие и особенности межличностного конфликта и его функции;

- изучить структуру, элементы и динамику межличностного конфликта;

- проанализировать особенности межличностных конфликтов между супругами, причины их возникновения;

- изучить кризисные этапы молодой семьи;

- выявить конфликты у супругов и стиль поведения супругов в конфликтных ситуациях.

Планируемые результаты обучения

Специалисты должны знать:

- межличностные конфликты,которые могут возникать между супругами;

- причины межличностных конфликтов в молодой семье;

- кризисные периоды молодой семьи;

- особенности межличностных конфликтов в молодой семье.

Специалисты должны уметь:

- работать с молодыми семьями по предотвращению конфликтов;

- работать с методиками по данной проблеме.

Направления проекта

план проекта

План проведения проекта

Первый этап "Подготовительный": обсуждения со специалистами (педагог-психолог, педагог социальный) вопросов, которые связаны с проведением данного проекта.

Второй этап "Основной": представление презентации социальным педагогам и педагогам-психологам по данной проблеме, проведение лекций и семинаров по тематике проекта, изучение,анализ и ознакомление с методиками,опросниками,тестами,анкетами, тренингами по выявлению межличностных конфликтов в молодой семье и пути их решения.

Третий этап "Заключительный":оценка результатов проекта, рефлексия.

Визитная карточка проекта

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему» Л.Н.Толстой[2], «Война и мир»

«Создать семью - это мало, гораздо больших сил, затрат и умений требуется, чтобы сохранить ее. Очень важно за бытовыми проблемами и суетой повседневной жизни не растерять ту любовь, нежность и теплоту, которая соединила Ваши жизни в одну».

Эти слова становятся все более актуальными для молодых людей в возрасте около 20-25 лет. С каждым днем мы все ближе и ближе подходим к такому событию, как создание семьи.

Итак, период ухаживания, полный романтических свиданий, цветов и поцелуев на скамейке скоро окончится, и мы вступим в новую фазу отношений, создав семью. Появятся новые права и обязанности, ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом. Следует прилагать все усилия, чтобы семейные отношения гармонично развивались при отсутствии регрессии, которая ведет к затяжным конфликтам.

В связи с этим, целью данной проекта является изучение межличностных конфликтов между супругами, связанных с кризисными этапами молодой семьи.

Для этого нам предстоит реализовать ряд задач, а именно:

·изучить понятие, структуру и типологию конфликтов;

·изучить понятие и особенности межличностного конфликта, а также его функции, структуру, элементы и динамику;

·изучить особенности межличностных конфликтов между супругами, причины их возникновения и кризисные этапы молодой семьи.

Публикация учителя

1. Супружеские конфликты (сайт: psylist.net) [3].

2. Причины супружеских конфликтов (сайт: psylist.net) [4].

3. Межличностный конфликт (М.Ю.Крипнис) [5].

4. Подготовка специалиста по разрешению конфликтов в семье (М.В.Вдовина) [6].

5. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов (С.М.Емельянов) [7].

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

1. Межличностные конфликты в молодой семье [8].

2. Причины межличностных конфликтов в молодой семье [9].

Пример продукта проектной деятельности учащихся

1. Тренинг общения и межличностные отношения [10].

2. Тематический вечер «Как избежать конфликта?» [11].

3. Ролевая игра "Аэропорт" [12].

4. Ролевая игра "сглаживание конфликтов" [13].

Материалы по формирующему и итоговому оцениваю

По итогам проведенного проекта с социальными педагогами и педагогами-психологами проводиться итоговая конференция, на которой обсуждаются вопросы:

1. Оценка результативности проекта.

2. Трудности в достижении целей и задач проекта.

3. Подведение итогов проекта.

4. Внесение корректив и предложений специалистов в проект.


Материалы для оценки молодых семей:

1. Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» [14].

2. Методика "Каков ваш стиль поведения в конфликтной ситуации" (К.Томас) [15].

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Понятие конфликта Слово «конфликт» [16](от лат. confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни. Например, конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей и важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий (проблемы доминирования), по поводу статусно-ролевых различий в социальной структуре (в том числе эмоционально-психологических различий) и т.д.

Межличностный конфликт - взаимные враждебные осознанные действия между партнерами по общению или взаимодействию. В межличностных конфликтах происходит обмен обвинениями. Как правило, в происходящем конфликте есть вклад обоих, но обвинение утверждает, что один (обвиняющий) «белый и пушистый», а во всем виновата другая сторона. Как правило, обвинение - это снятие ответственности​ с себя и перекладывание ответственности на другого. Обвинение является ярко выраженным конфликтогеном, вопрос не решает и только накаляет обстановку еще больше.

Основные межличностные стили разрешения конфликтов были разработаны К. Томасом[17]. Он указывает, что существуют 5 основных стилей поведения при конфликте:

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Его можно использовать, если:

- исход конфликта очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

- обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;

- чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

- должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;

- взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.


Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания и выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.

Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

- обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;

- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

- вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

- компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить на это время и силы. Такой стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:

- источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;

- знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;

- у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;

- хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

- пытаться решить проблему немедленно – опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

- подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт;

- у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы. К. Томас считает, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:

- важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

- предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся;

- считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

- осознаете, что правда не на вашей стороне;

- чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Тактики разрешения супружеских конфликтов Говоря о разрешении супружеских конфликтов, В.А. Сысенко[18] считает, что нужно:

- поддерживать чувство личного достоинства мужа и жены;

- постоянное демонстрировать взаимное уважение и почтение;

- стараться вызвать энтузиазм у другого супруга, сдерживать и усмирять в себе проявления злобы, гнева, раздражительности и нервозности;

- не акцентировать внимание на ошибках и просчетах своего спутника жизни;

- не упрекать прошлым вообще и прошлыми ошибками в частности;

- шуткой или любым отвлекающим приемом снимать или приостанавливать нарастающее психическое напряжение;

- разрешать назревающие конфликты отвлечением на другие безопасные темы;

- не терзать себя и партнера подозрениями в неверности и измене, сдерживать себя в проявлениях ревности, приглушая возникшие подозрения;

- помнить, что в браке и семье необходимо проявление крайнего терпения, снисходительности, добросердечия, внимания и других положительных качеств.

Полезные ресурсы

1 Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. /А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.[19];

2 Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с.[20];

3 Гришина, Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. / Н.В. Гришина — СПб.: Питер, 2008. - 544 с.[21];

4 Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин — М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.[22];

5 psylist.net [23];

6 psychologos.ru [24].

Проекты с аналогичной тематикой

1 Межличностные конфликты в молодой семье (М.Ю.Васильева) [25];

2 Семейные конфликты и их решение (ДП "Государственный информационно ресурсный центр")[26];

3 Межличностные конфликты в семье (И.И.Капуста) [27];

4 Центр организации культурного досуга молодых сельских семей “Счастье в доме” (Портал информационной поддержки руководителей учреждений культуры) [28].

Другие документы

1 Технологии социальной работы с молодыми семьями (М.А.Болдина) [29];

2 Особенности социальной работы с молодыми семьями (сайт: Социальная работа) [30];

3 Социальная работа с семьей (сайт: studme.org) [31];

4 Психосоциальная работа с молодыми семьями (Н.Н.Ярунина) [32];

5 Межличностные и семейные конфликты (сайт: 900igr.ne) [33];

6 Видеоролик на тему: Проблемы проживания молодой семьи с родителями (Л.Б.Шнейдер) [34];

7 Видеоролик на тему: Мужчина и женщина: секреты искусства жить в мире. Часть 1 (Он и Она: искусство выживания) [35];

8 Видеоролик на тему: Мужчина и женщина: секреты искусства жить в мире. Часть 2 (Он и Она: искусство выживания) [36];

9 Видеоролик на тему: Мужчина и женщина: секреты искусства жить в мире. Часть 3 (Он и Она: искусство выживания) [37];

10 Видеоролик на тему: Мужчина и женщина: секреты искусства жить в мире. Часть 4 (Он и Она: искусство выживания) [38];

11 Видеоролик на тему: Мужчина и женщина: секреты искусства жить в мире. Часть 5 (Он и Она: искусство выживания) [39];

12 Изображение на тему: Пирамида конфликта [40];

13 Изображение на тему: Социально-психологические причины возникновения конфликтов [41].

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты