Медиация в учреждениях образования

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Сахоненко Елена Дмитриевна

Тема проекта

Медиация в учреждениях образования

Sl m.png

Целевая группа

Целевая аудит.png

Краткая аннотация проекта

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод медиации способствует решению этих задач в работе с людьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Сложные конфликтные ситуации в воспитательно-образовательной сфере возникают ежеминутно, так же как и в жизни в целом. Медиация относится к конфликтам, как к неотъемлемой части жизни. Понятно, что часто конфликт несет деструктивный потенциал, хотя без конфликта не было бы и развития. Поэтому одна из задач школьной медиации – направить энергию конфликта не в деструктивное, а в созидательное русло. Ведь главная цель медиации в воспитательно – образовательном контексте – выработка сторонами взаимоудовлетворяющего решения, ориентированного на будущее сотрудничество.

Однако медиативному подходу и основам медиации важно обучать и детей.

Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого. Мы способствуем проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитываем ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом. Медиативный подход учит их умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, а также сознавая силу своего влияния на окружающий мир. Очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком.


Цель - создание и развитие службы медиации в учреждениях образования.


Задачи:

- создать рабочую группу для создания службы медиации;

- разработать методологические и правовые основы и рабочие материалы для функционирования службы медиации в учреждениях образования;

- развить межведомственное взаимодействие и налаживание информационного обмена по вопросам организации программ примирения;

- создать инфраструктуру, необходимую для организации программ примирения;

- организовать рекламную кампанию по осведомленности всех категорий учреждения образования о возможностях программ примирения, популяризация медиации как механизма разрешения конфликтных ситуаций;

- выявить типологию конфликтных ситуаций в учреждениях образования;

- организовать тренинги команд учреждения образования по освоению техник переговоров.

Планируемые результаты

Ленафайл.png

Направления проекта

Кто такой медиатор?

Какими качествами должен обладать медиатор?

Как осуществляется процедура медиации?

Каким образом можно организовать службу медиации в учреждении образования?

План проведения проекта

Подготовительный этап

- Диагностика навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

- Разработка мероприятий по основам медиации;

- Создание мультимедийных материалов для проведения занятия с элементами тренинга.

Основной этап

- Анализ результатов диагностики навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

- Проведение занятий с элементами тренинга;

- Определение понятий "медиатор", "служба медиации", "конфликт";

- Формирование основных представлений о службе медиации в учреждении образования.

Заключительный этап

- анализ проектной деятельности, соотнесение полученных результатов с ожидаемыми, подведение итогов;

- разработка практических рекомендаций по дальнейшему развитию службы медиации в учреждениях образования.

Визитная карточка проекта

Confl 2.gif Shutterstock 110071634.jpg

Презентации к проекту

Презентация "Школьная служба примирения". Автор: Волга. Л.А. [1].

Презентация "Школьные службы примирения". [2].

Презентация "Медиация. Школьная служба примирения". Автор: Сахоненко Е.Д. [3].

Презентация "Конфликты и пути их разрешения". Автор: Сахоненко Е.Д. [4].

Методические рекомендации, публикации, полезные ресурсы

Методические рекомендации по проведению процедуры медиации Файл:Metoda.pdf.

Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных органах [5].

Развитие школьной медиации в Республике Беларусь [6].

Статья "От уголовных дел до школьных конфликтов. В какие сферы пришла медиация". Ирина БЕЛЬСКАЯ, кандидат юридических наук, доцент БГУ, член Совета Центра «Медиация и право» [7].

Медиация в Беларуси [8].

Полезные видеоматериалы

Порядок проведения процедуры медиации [9].

Принципы медиации [10].

Учебная медиация [11].

Школьная медиация [12].

Школьная служба медиации [13].

Материалы для диагностики

Тест на готовность быть участником службы примирения учреждения образования [14]

Тест Томаса - типы поведения в конфликте[15]

Тест "Уровень конфликтности личности" [16]


Проекты с аналогичной тематикой

Проект «Медиация в образовании» [17].

Список литературы

1. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Сборник материалов. – М., 2014 [18].

2. Использование восстановительного подхода в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. – М., 2012. [19].

3.Традиционные практики урегулирования конфликтов. – М., 2014. [20].

4. Карнозова Л.М. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление). – М.: Проспект, 2014. [21].

5. Коновалов А. Службы примирения: идея и технология. // В кн.: Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации. М., 2009. [22].

6. Коновалов А. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство. – М., 2012. [23].

7. Максудов Р. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: от уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани. – М., 2014. [24].

8. Опыт работы Школьных служб примирения в России. Сборник материалов. – М., 2014. [25].

9.Стандарты восстановительной медиации. – М.,2009. [26].

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты