Лялюго Владислав Юрьевич

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Веб-кейс

LialiuhaWeb1.jpg

Информационно-образовательная среда XXI века

Общая характеристика ИОС

Информационная образовательная среда

Информационно-образовательная среда(ИОС)- это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение студентов, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность. Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых.

Сервисы Web 2.0 в формировании современной ИОС

Сегодня требования к преподавателю постоянно растут, поскольку изменяются как учебные программы, так и используемые в учебном процессе технологии. Современный преподаватель должен не только предоставить учащимся знания в соответствии с учебной программой, но и снабдить их навыками работы с информацией, умением конструктивно и эффективно взаимодействовать с коллегами и преподавателями, в том числе через Интернет, а также приобщить их к исследовательской деятельности , научить учащихся постоянно развивать способности мыслить, выбирать, анализировать и критически относиться к информации, добывать знания самостоятельно и работать в команде. Современный учитель - это профессионал, владеющий навыками работы с доступной ему информацией; осознающий, что компьютерные и информационные технологии создают не только новые условия труда, но и новую среду обитания с выходом на громадный информационный ресурс человечества, то есть новый тип отношений человека с миром. Он должен сочетать в себе великое множество способностей: развивать у обучающихся стремление к творчеству и творческому восприятию знаний, учить самостоятельно и критически мыслить, уметь в полной мере реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов. Это не только тот, кто обучает, это Учитель, который сам постоянно учится, повышает уровень своего методического мастерства, готов к инновациям.

Виртуальная образовательная среда и роль преподавателя как: - организатора учебного процесса, познавательной деятельности и творческой активности обучающегося; совместной деятельности обучающихся; учебно-педагогической деятельности в виртуальной образовательной среде с использованием инновационных технологий (проведение занятий; интернет-консультирования; участие в форумах, блогах, web-квестах, чатах; обучение созданию собственной среды обучения и др.); - автора и разработчика электронного учебного курса; - консультанта, организующего профессиональную педагогическую поддержку в процессе обучения и послекурсовой подготовки; - виртуального психолога, который создает комфортные условия для обучения; - проектировщика (проектирует формы организации учебного процесса и виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса, нередко – свой собственный курс; включает предвидение результатов собственных действий, определение их последовательности в процессе обучения, формирование стратегии и тактики образовательной деятельности, разработку или выбор адекватной технологии и формы обучения); - коллеги и сотрудника (ярко выражена при ориентированном на профессионалов-учителей обучении инновационной деятельности с использованием виртуальной образовательной среды); - обучающегося в ходе педагогического процесса, поскольку самообучение и взаимообучение преподавателя и обучающегося является атрибутивной особенностью инновационного обучения в рамках открытой модели непрерывного образования.

Преподаватель в виртуальной образовательной среде, приобретаемые компетенции: Умения: - проводить дистанционное обучение в виртуальной образовательной среде; - конструировать учебный курс в виртуальной оболочке; - вести преподавательскую деятельность через интернет, используя современные возможности сетевого общения; - создавать электронный учебный курс по предмету; - использовать сетевые возможности для продолжения непрерывного профессионального образования, самообразования, повышения профессиональной квалификации, обмена методическим опытом, получения информации о педагогических инновациях и т.д.

Сервисы для организации сетевого взаимодействия

Google-сервисы

Googlelia.png

Сервисы

Коллективный поиск информации и хранение закладок

Социальные поисковые системы и народные классификаторы

Социальные поисковые системы позволяют осуществлять поиск в соответствии с потребностями пользователя или группы. В настоящее время в Рунете существует несколько систем пользовательского поиска:

   Свики
   Гугл
   Роллио

Социальные сети

Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Блоги

Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах)

Вики

Вики — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом.

Социальные медиахранилища

Социальные медиахранилища — сервисы для совместного хранения медиафайлов. Их можно классифицировать по типу файлов размещаемых на этих серверах.

Сервисы визуализации информации

Облака слов

OblakoLVU.jpg

"Вставьте текст, программа его проанализирует и построит облако из наиболее часто встречаемых слов." Наринэ Исаханян зам. директора по ИТ ГБОУ Школа №1329


Облако слов представляет собой визуальное представление неких ключевых слов, тегов, либо закладок, хранящихся на сервисах, специально для этого предназначенных, отображается в специальной области в виде изображения этих слов в формате гиперссылок. Облако слов поможет вам при: создании рекламы или логотипа, выделении ключевых моментов явлений, событий, документов, создании открыток, визуализации любого списка.

Сервисы создания облаков слов:


Презентация

Wordle

Ленты времени

DB.jpg


Ленты времени - это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Таким образом получаем историю развития события. События можно представлять в виде текста, картинки, звука или видео. Каждое событие можно описать, вставив ссылку на ресурсы Интернет.

Средства создания таймлайнов можно разделить на оффлайновые и онлайновые, то есть те, которые позволяют разработать проект непосредственно в Сети.


Для создания «Ленты времени» можно использовать сервисы:

  • Dipity.com - интерактивный и мультимедийный сервис. Есть возможность презентовать событие при помощи текстового материала, музыки, видео-ролика с Youtube, обозначить место развития событий при помощи Google maps. Возможность интеграции на другие сайты, выбор дизайна и функций определяется пользователем.
  • Timetoast.com - cервис позволяет размещать события в хронологическом порядке. Линия (шкала, лента, линейка) времени служит для создания временно-событийных линеек – на линейку времени наносятся события, таким образом получаем историю развития события, личности, эпохи и т.п. Хронология событий будет включать в себя фиксированную дату, описание, ссылку; можно вставить ссылку на ресурсы в Интернете, связанные с этим событием.
  • Timerime.com - платный сервис для создания лент времени. Есть возможность встраивать изображения и видео, приглашать коллег и друзей для совместного творчества, встраивать ленту времени на свой сайт или блог, использовать материал из собственных архивов и коллекций.


Примеры лент времени:


Пример ленты времени созданной с помощью сервиса WhenInTime: Карьера Дэвида Бекхэма в мадридском "Реале"
К ленте времени описанной выше прилагается таблица с данными: Таблица

Ментальные карты

Что такое майндмапы (the mindmaps)? Mind map - это удобный способ записи информации. Иногда встречаются самые разнообразные названия вроде этих: “карта ума”, “карта сознания”, “диаграмма связей”, “интеллект-карта” и так далее.

Суть метода проста. В центре листа рисуется основное понятие. Ну, к примеру “проекты”. И уже от него расходятся отдельные линии, каждая из которых представляет собой или проект или группу проектов. При этом группа проектов дальше ветвится на проекты, а проекты - ветвятся на отдельные задачи. Таким образом, получается что-то напоминающее нейрон человеческого мозга, или большое ветвистое дерево.

По сути, мы получаем древовидную структуру, которая может быть как хаотичной, так и структурированной. При этом цветами можно выделить задачи для исполнения, уже выполненные задачи и проблемные места.


Сервисы для работы с ментальными картами:

  • Mindmeister.com - это отличный сервис, обладающий всеми необходимыми возможностями для работы с интеллект картами и имеющий очень приятный интерфейс. В дополнение к браузерной версии есть приложения для iOS и Android. На iPad приложение работает превосходно, все функции прекрасно адаптированы для touch интерфейса, а любые изменения синхронизируются с сервером.К сожалению, в этой бочке меда найдется своя ложка дегтя. В данном случае это — цена. Бесплатно можно создать только 3 интеллект карты, а если надо больше, то придется заплатить минимум $6 в месяц.
  • Mindmup.com - возможности этого сервиса не уступают предыдущему, но при этом можно создавать карты без ограничений, сохраняя их на Google Drive или Drop Box. Есть платная подписка на Gold версию, но для меня в ней нет никаких преимуществ, так как все необходимые возможности есть в бесплатной версии. Из недостатков можно отметить несколько унылый интерфейс и отсутствие приложений для мобильных устройств. Онлайн версия открывается в мобильном браузере, но редактировать карту на планшете очень неудобно, так как интерфейс не адаптирован для touch устройств. MindMup является проектом с открытым исходным кодом. Так что при желании вы даже можете запустить этот сервис на своем собственном сервере.
  • Mind42.com - приятный дизайн этого сервиса портится рекламным баннером (на скриншоте баннер вырезан AdBlock) справа от рабочей области. Все возможности Mind42 бесплатны, но за деньги можно отключить рекламу. Созданную интеллект карту можно сделать доступной всем, после чего она появится в специальной галерее. Как и в предыдущем сервисе, нет отдельной версии для планшетов и смартфонов.
  • Maptini.com - бесплатный сервис с очень простым интерфейсом. Кроме онлайн версии, есть версия для iOS (в данный момент платная), в которой удобно редактировать интеллект карты. Есть возможность вставить карту на сайт через iframe.

Нарисованная
Созданная в сервисе Mindmeister




















Ментальная карта на тему "Статистика"

Виртуальная учебная доска

Виртуальная доска

Виртуальная доска - онлайн приложение, представляющее собой доску с размещёнными на ней стикерами с различной информацией и использующаяся для планирования задач исследовательских или других проектов.

Виртуальные доски также могут быть использованы для совместного и индивидуального выполнения заданий; размещения домашнего задания с возможностью обсуждения и взаимопомощи, для разъяснения учебного материала в дистантном обучении, для сбора информации или для организации опроса учащихся. Многие из сервисов виртуальных досок дают возможность импортировать в них различные документы, вставлять ссылки, изображения, видео, обсуждать и комментировать записи, и даже вести чат и аудиобеседу.


Linoit - Лино представляет собой сервис WEB 2.0, в котором данные организованы и представлены на рабочем столе, доске в виде отдельных стикеров (наклеек), позволяющих размещать текстовую, графическую, аудио, видео и прочую информацию (в виде вложений). В основу заложены всем известные бумажные стикеры (англ. sticker) — этикетка, наклейка. Особенностью сервиса являются его простота, понятный интерфейс, возможность использовать свой рабочий стол на других сайтах, а также многоцелевое применение, ограниченное лишь вашим воображением.


Сервисы для создания виртуальных досок:

  • FlockDraw - онлайн сервис для колллективной или индивидуальной работы с доской для рисования. Есть чат. Для начала работы не нужно регистрироваться, хотя такая возможность есть. Сервис не поддерживает кириллицу в текстовых комментариях к рисункам.
  • Popplet - сервис предназначен для создания и наполнения контентом «липкой» доски с возможностью совместного редактирования. Этот сервис позволяет создавать стены мультимедийных (видео, текст, фото, графика) заметок, которыми можно поделиться с другими, совместно работать, размещать работы на страницах сайтов, блогов.
  • Rizzoma - онлайн сервис предназначен для различных пользователей: как для делового человека, так и для педагога. Это некая виртуальная площадка для общения, бесплатный командный сервис.
  • Scrumlr - многопользовательская стикерная доска. Этот сервис мощный инструмент для совместной работы с информацией в реальном времени.
  • Twiddla - онлайн сервис Twiddla предназначен для для совместной работы. Twiddla позволяет размещать на рабочей поверхности текст (размер, начертание букв, выравнивать текст, выделять его жирным, курсивом), иллюстрации, математические формулы; встраивать документы, виджеты и html-код; общаться при помощи чата и звука.
  • Vyew - сервис для проведения встреч, совещаний, обсуждений, тренингов онлайн. С помощью этого сервиса можно предоставить доступ к своему рабочему столу.
  • WikiWall - онлайновый сервис для совместного создания Wiki-газеты несколькими пользователями.

Пример реализации с помощью сервиса WikiWall: Китайский Новый год

Сервисы для создания интерактивных опросов, тестов, упражнений

Google­ формы

Google Формы - платформа для создания online-опросов, создания викторин, для новостной рассылки. Поддерживает совместную работу, очень широкие возможности и простоту в использовании.

Пример Google­-формы

Интерактивные тесты и упражнения

LearningApps

LearningApps позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Широта возможностей, удобство навигации, простота в использовании. При желании любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля. Сервис основан на работе с шаблонами(заготовками) для создания работы. Тематика разнообразна от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Сервис поддерживает несколько языков (русский язык поддерживается на отдельных шаблонах при заполнении контента). Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Есть большая коллекция работ.

Инструкции использования:

Интересные упражнения: Английский язык Викторина на правовую тематику Футбольный арбитраж Музыкальная викторина

Самостоятельно разработанные: Детский математический тест Математический кроссворд Слова из букв

"+" сервиса:

  • бесплатный;
  • дружелюбный русскоязычный интерфейс;
  • быстрота создания интерактива;
  • многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео;
  • содержит большую коллекцию уже созданных другими учителями упражнений;
  • возможен поиск упражнений по категориям (по предметам);
  • постоянно развивается;

"-" сервиса

  • часть шаблонов не поддерживает кириллицу;
  • некоторые шаблоны упражнений изменяются или исчезают вообще

Другие сервисы интерактивных опросов, тестов, упражнений

Typeform - oсновная идея, которую хотели до нас донести создатели этого сервиса – это его универсальность и простота. Как вытекает из описания на главной странице, с созданием форм с помощью Typeform может справиться любой пользователь, а полученный опрос может быть использован на любом устройстве, в том числе подходит для проведения уличных исследований с помощью мобильных устройств.

Pollservice - используется для проведения опросов и голосования. На сервисе обязательна регистрация, после ее прохождения для пользователя создается личный кабинет, в котором можно создавать опросы (голосования) и управлять ими. Созданные опросы можно хранить в каталоге опросов Pollservice, или разместить ссылку на них на своем сайте, веб-странице, блоге, форуме, отправить по электроной почте респондентам. Для пользователя не ограничено количество создаваемых опросов. Опросы могут быть с одиночным и множественным выбором вариантов ответа (предусмотрено до 25 вариантов ответа), есть возможность редактирования опросов после их создания. Для опросов можно применять настройки оформления(цвета, размеры, тип и размер шрифтов).

Webanketa - помогает создавать и проводить приватные и публичные опросы, анкетирования и голосования. Работая на сервисе желательно пройти регистрацию. Создавать опросы могут также не зарегистрированные пользователи. Но важно помнить, что если анкета будет создана без регистрации, то она может просто потеряться, т.к. не будет привязана ни к какому пользователю.

Коллективные гипертексты. Технология Вики

Вики — это общее название сервисов Интернета, обеспечивающих быстрое создание гипертекстовых страниц. Вики обычно представляет собой некоторый сайт, страницы которого можно не только просматривать, но также и редактировать их, создавать новые страницы, публиковать документы. Вики-сайты, таким образом, создаются множеством людей, их содержимое формируется на основе личного вклада каждого из участников.

Технологии вики очень удобны для учащихся и преподавателей. Изучив несложный язык вики-разметки, вы можете размещать в открытом доступе учебные материалы, организовывать обсуждение по разным вопросам, привлекать учащихся к самостоятельной работе по разработке интернет-ресурсов. Вики-сайты создают очень удобные возможности для совместной разработки проектов, предполагающих создание электронных материалов, их размещение и обсуждение в сети Интернет.

Данный сайт является одним из вариантов Вики. Вы можете использовать этот сайт для разработки учебных проектов, а также для размещения своих материалов, предназначенных для студентов и школьников, изучающих ваши дисциплины.

Если вы хотите создать такой же сайт, то вам поможет специальный пакет программ, который мы подготовили так, чтобы вики-сайт было легко создать в Windows-сетях. Например, вы сможете легко установить локальный веб-сервер в учебном классе на компьютере преподавателя, что позволит работать с Вики независимо от того, есть у вас доступ в Интернет или нет. Такой же вики-сайт вы легко сможете сделать и в Интернете.

Блоги. Сетевые сообщества

Блогосфера — термин, построенный аналогично термину «ноосфера» и ему подобным, и обозначающий совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть. Существующие в мире десятки миллионов (по данным 2006 года) блогов обычно тесно связаны между собой, блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку.

Блогосфера является важной средой изучения общественного мнения и культурных мемов, она часто учитывается в академических и неакадемических работах, исследующих современные глобальные социальные тенденции.

Блог

Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

В зависимости от предназначенных целей существует и классификация блогов, т.е. виды блогов бывают разнообразные. Существуют:

  • Личный блог;
  • Тематический блог;
  • Бизнес блог;
  • Научный блог;
  • Культурологический блог;
  • Образовательный блог;
  • Блог на тему высоких технологий;
  • Блог каталог;
  • Блог форум;


Блог-платформа (блогохостинг, блог-служба) — это «коммунальный» сервис, предоставляющий пользователю «под ключ» движок и позволяющий вести блог, дневник без необходимости самостоятельно заниматься обслуживанием движка и программированием.

Критерии оценивания блогов

Существует несколько критериев оценивания блогов:

Содержательность:

  • Периодичность обновления.
  • Тематика сообщений, актуальность содержания. Авторская позиция.
  • Стиль и грамотность сообщений.

Технологичность:

  • Дизайн, оформление.
  • Удобство навигации.
  • Мульмедийность.

Социальность:

  • Готовность к обмену, совместной работе.
  • Организация интерактивности и обратной связи.
  • Сетевая культура, этикет, авторское право.

Пример оценки

Оценка блога Александра Баданова:

  • Содержательность - каждый месяц в блог добавляется по 2-3 записи. Каждая запись очень информативна, сопровождается ссылками на источники информации и картинками.
  • Технологичность - единственное, что хотелось бы изменить в этом блоге - это дизайн. Не думаю, что серость и простота привлекут пользователей, тем более, что блог об идеях, технологиях и сервисах для учителей. Присутствует счётчик просмотров страниц.
  • Социальность - блог особо не комментируем, но думаю, что приличное количество людей его просматривает.

В общем, я бы поставил блогу оценку 5 из 10.

Сетевые сообщества

Сетевое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке.

Основа сетевого сообщества:

  • Обучать;
  • Создавать материалы и размещать в сети;
  • Производить экспертную оценку;
  • Проводить семинары внутри группы;
  • Проводить конкурсы, олимпиады, круглые столы и др.;
  • Содействовать общению.


Примеры сетевых сообществ:

habrahabr.ru - публикации в коллективном и персональном блогах, дискуссии в группах, подкасты на тему интернета, разработки программ, "железа", телекоммуникаций и т.д.

Методический портал учителя - активные, творческие учителя создали этот портал для своих коллег. Здесь Вы найдете не только нужные и полезные разработки и материалы, но и доброе, приятное общение на Форуме.

Сетевое социальное сообщество можно описать формулой:

Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты