Компьютерная зависимость в подростковом возрасте

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Студентка 5 курса факультета социальной педагогики,практической психологии Каретникова Валерия Игоревна

Тема проекта

"Компьютерная зависимость в подростковом возрасте"

Предмет, класс

Проект предназначен для специалистов социально-педагогической и психологической службы

Краткая аннотация проекта

Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "геймерами" (от английского "game" - игра). Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере. Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но, так или иначе, бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, компьютерная зависимость стала очень серьезной проблемой.

Проблема: Повышенная увлеченность подростков компьютерными играми в ущерб здоровью, учебе, общению с друзьями и членами семьи.

Цель: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с компьютерной зависимостью.

Задачи:

1. Выяснить уровень информированности подростков по проблеме компьютерной зависимости.

2. Дать достоверную информацию о причинах и последствиях формирования компьютерной зависимости.

3. Сформировать навык критического отношения к компьютерным играм.

4. Способствовать развитию навыков социального взаимодействия.

Гипотеза: компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые.

Планируемые результаты обучения

По итогам изучения данного проекта специалисты СППС получат более глубокие знания в вопросах причин компьютерной зависимости среди подростков, а также изучат способы профилактической деятельности.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Компьютерная зависимость,как проблема 21 века.

Проблемные вопросы

1. Понятие компьютерная зависимость.

2. Виды компьютерной зависимости.

3 Причины появления компьютерной зависимости.

4. Формирование компьютерной зависимости у подростков.

5. Влияния компьютерной зависимости на подростков

План проведения проекта

1. Подготовительный этап: Сбор необходимой информации по данной проблеме.

2. Основной этап: Реализация целей и задач проекта, проведение анкетирования, оформление презентаций.

3. Заключительный этап: Подведение итогов по результатам проекта.

Визитная карточка проекта

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkSmZpaUtUbDVPRVk/edit

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkRW1YRGhoQl9SQTg/edit

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkV1JGaWdqTVcwR2s/edit

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkWTRQNWh6dHRVOW8/edit

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkeU1MNUZqajQ4ZnM/edit

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkVXdfaGptM19leEk/edit

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkQnJ1ZlNIdTJiYUU/edit

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkbTVKbkhEenNXS2M/edit

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkX3V1M2M3Q2xoODA/edit

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkU0VKYWgyRWlocXc/edit

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkTFlZN01hdnYtRHM/edit

Публикация учителя

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkRlEwNHpsNE53alk/edit

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkekhmQXhWb3FWTFU/edit

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkZ3lDX2lQbWVOVXc/edit

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Программа: https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkOW43WnVIaWN5dXc/edit

Классный час: https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkalo0eG4zeGVpS2c/edit

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkYWN5a2VLS2RmOVU/edit

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkbGk4MGZpaVZJRm8/edit

https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkUEwyOHZQbnFtdVE/edit

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Компьютерная зависимость, как проблема 21 века. https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkM3BuT1JvV01mUXc/edit

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

1 ТЕРМИН "ЗАВИСИМОСТЬ"

Термин "зависимость" определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, видеоиграм и пр. Термин "компьютерная зависимость" определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин "компьютерная зависимость" все еще не признан многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

2. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ВЫЯВИЛИ ТИПЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

1. Интернет-зависимость. (Навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети; навязчивая финансовая потребность - игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах 2. Игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети. компьютерная зависимость социальная проблема В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером превосходит допустимые пределы (на самом деле эти пределы ни кем не определены), и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.

3. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Под влиянием компьютерной зависимости человек проявляет: - не желание отвлечься от работы или игры с компьютером; - раздражение при вынужденном отвлечении о компьютера; - неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером; - расходование больших денег на обеспечение компьютера; - забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере; - пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; - готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера; - ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером. Вывод: Зависимый человек постепенно начинает идентифицировать себя с компьютером. Стирается грань между виртуальным миром и настоящей реальностью, между личностью и электронной машиной, между материальным и духовным. Из-за особенностей нервной системы человека воедино сливаются физическое и нефизическое пространство и время. Компьютер превращается в своеобразный фетиш, заменяя собой все. Пользователь компьютера, который склонен к зависимости, может пребывать в психологическом трансе, которому характерно застывшее лицо, прикованное к монитору и отсутствие какой-либо реакции на раздражители извне. Многие люди признаются, что возле компьютера их настроение улучшается, а после его выключения - вновь падает. Врачи из Университета Эмори в Атланте (США) провели специальное исследование. Они наблюдали 632 человека, которые в силу должностных обязанностей проводили за компьютером 15 часов в неделю и более. Результаты оказались неутешительными: 40% обследованных отмечали неопределенные неприятные ощущения, а у 21% удалось диагностировать различные заболевания, вызванные долгой работой за компьютером. При этом женщины оказались более подвержены болезням, нежели мужчины. Врачи также отметили, что для людей, печатающих больше 20 часов в неделю, риск получить какое-либо заболевание увеличивается вдвое.

СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

В современном обществе к "традиционному набору" пагубных склонностей (наркомания, алкоголизм, токсикомания, игромания) добавилась и компьютерная зависимость. Современные компьютерные технологии развились до невероятного уровня. То, что еще несколько лет назад считалось уделом фантастики - теперь является обычным делом. Производительность компьютеров, по сравнению с прошлыми годами увеличилась в тысячи раз, а их стоимость, наоборот - значительно уменьшилась. Если несколько лет назад, подключение к сети Интернет было прерогативой избранных, то сегодня почти 75 % домашних компьютеров имеют постоянное высокоскоростное широкополосное подключение к глобальной и локальным сетям. Все это IT-изобилие начало приводить к тому, что у нашей молодежи стала возникать опасная форма аддикции - киберзависимость. Аддикция - это пагубная склонность к чему-либо. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции. В результате формирования аддиктивного поведения возникает как бы другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства комфорта. Защитные формулы таковы: "я не нуждаюсь в обществе людей", "я поступаю так, как мне нравится", "если захочу, то все изменится" и т.п. В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека. Молодой человек или подросток отчуждается от общества, затрудняются его контакты с людьми не только на психологическом, но и на социальном уровне. Киберзависимость является серьезной проблемой социально-экономического характера, затрагивающая все большее и большее количество людей. По разным оценкам, различными видами компьютерной зависимости страдают до 10% всех пользователей персональных компьютеров и сети Интернет во всем мире. Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения. Человек, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания работе и исполнению различных социальных функции. Этот факт может стать причиной серьезных проблем на профессиональном и семейном поприще. Неопрятный вид и очевидная отчужденность "компьютерщиков" делает их непривлекательными для общества, что в свою очередь усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающим компьютерной зависимостью. "Я называю это явление искаженной реальностью, - говорит Кимберли Янг, профессор психологии университета в Питсбурге. - Уткнувшийся в компьютер человек забывает обо всем на свете - о детях и семье, друзьях и обязанностях" Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность. На современном этапе развития представляется возможным говорить о формировании интернет-субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутренней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих в них идейное предводительство. Как всякая субкультура, интернет объединяет большие группы населения, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений и имеет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивидуальную сферу психической деятельности своих членов. Среди отрицательных факторов влияния интернет-культуры на личность, необходимо назвать в первую очередь: деперсонифицирующее и метаперсонифицирующее воздействие, перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в сеть, аутизацию. По-видимому, именно данные факторы являются ведущими в формировании предпосылок к интернет-зависимости. При зависимости у человека снижается коммуникативная способность. Человек не может найти общий язык ни в кругу друзей, ни в домашней семейной обстановке. Человек становится отдельным звеном в социуме. Для него не существует общения с людьми. Он поглощается во Вселенную и пытается найти себе подобных в другом мире Увлечение компьютерными играми может повлечь за собой опасные для общества проблемы криминального характера: Дети хотят играть, но у них не всегда есть деньги. В результате фиксируется много правонарушений, связанных с компьютерными играми. Впрочем, “шалят” подростки не только из-за безденежья, но и просто подражая героям полюбившихся игр" В десятке наиболее популярных компьютерных игр три-четыре носят явно криминальный характер, - замечает психолог Анатолий Киливник. - В результате у ребенка формируется искаженное представление о действительности: если ты сильный, ловкий и хитрый, ты можешь нарушить закон и уйти от ответственности. Вывод: Компьютерная зависимость не менее опасна, чем наркотическая зависимость, так как приводит к значительному нарушению адаптации в обществе (неспособность работать, неспособность создать семью или просто обслуживать самого себя) Обязательным условием успешного лечения компьютерной зависимости является осознание проблемы и желание лечиться со стороны человека, страдающего компьютерной зависимостью. В тоже время компьютерную зависимость чаще всего осознают окружающие субъекта друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другими видами зависимости (алкоголь, наркотики). Поэтому необходимо мотивирование человека, страдающего от компьютерной зависимости на лечение. Часто решение проблемы начинается с консультации родственников и близких по вопросам, как помочь человеку, страдающему компьютерной зависимостью обратиться за лечением к врачу. Совместно со специалистом вырабатывается тактика поведения с человеком, страдающим компьютерной зависимостью, обсуждается, как построить разговор о необходимости обращения к специалисту. Первый этап лечения компьютерной зависимости - диагностика причин формирования компьютерной зависимости, а также исключение возможных болезненных расстройств, в частности депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии при необходимости поводится ее лекарственное лечение. Основой лечения компьютерной зависимости является психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений. Важнейший этап лечения компьютерной зависимости - это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Компьютерная зависимость влияет на взаимоотношения в семье, поэтому во время лечения компьютерной зависимости важно оказывать помощь родственникам и близким человека, страдающего компьютерной зависимостью, в частности направленную на гармонизацию отношений с ним. Что делать нельзя: наказывать, отключать Интернет, лишать других удовольствий. Все эти действия не только бесполезны, но и вредны, так как подталкивают подростка к бегству из дома. Что надо делать: поддерживать подростка в преодолении возникающих жизненных трудностей, обучать новым способам преодоления кризисных ситуаций, обучать умению регулировать свои эмоции, строить отношения со сверстниками, управлять своим временем. К кому обращаться: обязательная консультация врача-психотерапевта (выявление возможных депрессивных расстройств) - совместная психокоррекционная работа врача-психотерапевта и клинического психолога. Болезнь легче предупредить, чем лечить. Профилактическая работа с детьми важнейший путь преодоления проблем, связанных с компьютерной зависимостью

Полезные ресурсы

1.А.Л. Венгер . Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития//М.:АСТ, 2010г.с.3

2.Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете //М.: Можайск-Терра, 2000г.с. 431

3.Информационный портал, режим доступа: http://www.alternativa-mc.ru/computer_zavisimost

4.Марков Дж., Хефнер К. Хакеры// Киев:,Рада,2006г.с.34

5.Информационный портал, режим доступа: http://www.baddhabits.ru/komp/internet.php

6.Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость //СПБ: Мир Интернет,2008г. с.24-29

7.Информационный портал для психологов, режим доступа:www.netaddiction.com/parents. htm

8.Малыгина Ю.А. Причины компьютерной зависимости (интернет-зависимости, игровой зависимости) // М.:Авант,2006,с.70

9.Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / М.: Можайск-Терра, 2000,с.431

10.Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции //М.:Аддиктология.2005г. с. 185

11.Информационный портал, режим доступа: http://www.fid.ru

12.Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // М.: Труды по социологии образования, 2000г.с.100

13.Балонов И.М. Компьютер и подросток// М.:Эксмо, 2007 г. стр.58

14.Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // М.:Психологический журн. 1998г.с.89

15.Griffiths M. Internet addiction: Fact or fiction? //New-York: Psychologist. 1999г. с.246-250

16.Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия //М.: Вестник МГУ.,2002г. с.80

17.Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. //М.:Обозр. психиат. и мед. психол., 2011/1

18.С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова Как справиться с компьютерной зависимостью//М.:Бис-прант,2005г.с.45

19.Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" // Психологический журнал,2002г. С.113

20.Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // М.:Гуманитарные исследования в Интернете, 2007г.,с.77-99

21.Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС. 2000. С.251-253

22.Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология// М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008г.с. 432

23.Интернет-портал, режим доступа: http://www.psy. msu.ru

24.Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие// СПб., 2006г. с.35

25.Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении // М.:АСТ, 2007г.с.170

Проекты с аналогичной тематикой

Интернет-зависимость подростков, как социально-педагогическая проблема http://project.vsu.by/index.php/Интернет-зависимость_подростков,_как_социально-педагогическая_проблема

Компьютерная зависимость в юношеском возрасте как социально-педагогическая проблема http://project.vsu.by/index.php/Компьютерная_зависимость_в_юношеском_возрасте_как_социально-педагогическая_проблема

Другие документы

Дискуссия: https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkcmJKaDRoRWFVdkE/edit

Лекция: https://docs.google.com/file/d/0BxuRdvKWulxkYWY4STJKWlhQTHc/edit

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты