Использование современных механизмов воздействия в социально-педагогической деятельности

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Commyn.jpg

Содержание

Автор проекта

Лобанова Кристина Александровна

Тема проекта

Использование современных механизмов воздействия в социально-педагогической деятельности

Предмет, класс

Данный проект рассчитан на педагогов-социальных и педагогов-психологов

127.jpg

Краткая аннотация проекта

Цель проекта:

-теоретическое рассмотрение современных механизмов воздействия в социально-педагогической деятельности.

Задачи проекта:

-предоставление теоретического материала по данной теме;

-разработка презентации с целью наглядного преподнесения информации участникам проекта;

-приобретение знаний по теме и использование данной информации в практической деятельности;

-повышение компетентности педагога социального, педагога-психолога и учителей.

Социальный педагог и педагог-психолог должны постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента - с позиции клиентоцентризма. Важна способность импровизировать профессиональные действия в определенных условиях, причем импровизация во многом опирается на интуицию, и под ней понимают состояние предельного обострения сознания, когда умозаключения делается не с опорой расчеты и логические выводы, а на основе интуитивного усмотрения, бессознательного анализа ситуации. Тема данного проекта является актуальной, так как современные механизмы воздействия активно используются в социально-педагогической деятельности, как педагогами социальными, так и педагогами-психологами и учителями учреждения образования (школы). Целью данного проекта является теоретическое рассмотрение современных механизмов воздействия в социально-педагогической деятельности используемых педагогами в своей профессиональной деятельности. Данный проект носит информационно-просветительский характер, рассчитан на школу и предназначен для информирования и просвящения.

Srspez46 01.jpg

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта специалисты СППС приобретут следующие умения:

• теоретическая подготовка по вопросу современных механизмов воздействия в социально-педагогической деятельности ;

• приобретение знаний умений и навыков по теме и использование данной информации в практической деятельности;

• мотивация специалистов СППС на самообразование и саморефлексию.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Что такое механизм воздействия в процессе общения?

Проблемные вопросы

Воздействие на партнера в процессе коммуникации

Учебные вопросы

Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия

План проведения проекта

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (изучение литературы и сбор информации по использованию современных механизмов воздействия в социально-педагогической деятельности).

Социально-психологические механизмы общения [1] :

-заражение

-убеждение

-внушение

-подражание


Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм по их использованию[2].


Методы психологического воздействия — совокупность приемов, реализующих воздействие на:

1) потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека;

2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность;

3) на эмоциональное состояние, в котором человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. п.) и которое изменяет его поведение.


1) Методы психологического воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать с каким-то определенным лицом («Все равно куда, лишь бы с тобой быть») либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и используя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в группе, делать то-то»), либо используя желание ребенка приобщиться к взрослой жизни или желание человека к повышению престижа. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению — если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.

2) Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, — регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

3) Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки — создать новые установки, изменить актуальность существующих установок или их разрушить. Речевое воздействие имеет цель: изменить или сформировать установки (определенный взгляд на вещи), произвести сдвиг в системе ценностей слушателя.

Человек, как правило, стремится избегать информации, Которая способна вызвать когнитивный диссонанс — несоответствие между установками или несоответствие между установками и реальным поведением человека. В случае сбалансированной системы установок речевое психологическое воздействие другого человека или группы действует по принципу ассимиляционного контрастного действия: если у человека есть твердые сбалансированные мнения, установки, которые отличаются от мнения оратора, то после речи оратора эти убеждения еще более отличаются от позиции оратора (если оратор не смог привести сверхубедительных доводов своей правоты), т. е. имеет место контрастный эффект. Если мнения человека близки к мнению оратора, то после его речи они еще более приблизились к позиции оратора, т. е. происходит ассимиляция, объединение мнений. Чем ближе установки аудитории к мнению оратора, тем более это мнение оценивается аудиторией как объективное и беспристрастное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять свои установки, чем люди с умеренными воззрениями. У человека существует система селекции (отбора) информации на ряде уровней:

1) на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует, соответствует взглядам человека);

2) на уровне восприятия (так, даже восприятие, понимание юмористических картинок зависит от установок человека);

3) на уровне памяти (запоминается то, что совпадает, приемлемо интересам и взглядам человека).

В результате этого трехэтапного процесса отбора информации очень трудно переубеждать людей.

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного, или эмоционального, переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультфильмах опасные и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог произойти перенос: «Все советское — опасное, плохое»).

Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием «совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить», поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки. Этот прием используется в военных инструкциях, где пишут: «Запустить ракету в объект Б» (а не в город I»), поскольку стереотипное слово «объект» снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку.

Порой методы социально психологического воздействия направлены на то, чтобы разрушить имеющиеся установки человека, ибо если установки разрушены, деятельность распадается. Этому способствует фактор неопределенности — чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий), неопределенность поступающей информации (ее противоречивость: неясно, какой из них можно доверять), неопределенность моральных к социальных норм — все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься:

1) пытаясь переосмыслить ситуацию;

2) осуществляя поиск новых целей, либо;

3) уходя в регрессивные формы реагирования (пьянство, безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.).


Одним из направлений социально-психологического воздействия является воздействие на эмоциональное состояние, настроение человека, что приводит к изменению и поведения. Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием «воспоминания горького прошлого»: если человек усиленно будет вспоминать прошлые неприятности («как было плохо до того, как...»), увидев прошлую жизнь в черном свете, — происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства человека сегодняшним днем, и создаются «розовые иллюзии» на будущее. В нашей стране этот прием применялся неоднократно. Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием «канализации настроения», когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей, видя рост возмущения и недовольства людей действиями правителей, провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей, но выступали «козлами отпущения» или громоотводом, позволяющим отвести гнев толпы от правителей в нужное требуемое направление для самого правителя. Поисками «виноватых стрелочников» до сих пор решают аналогичные задачи воздействия на людей.

При взаимодействии поведение одного человека нередко способствует изменениям в действиях и чувствах другого человека, то есть оказывает на нее определенное влияние. Специалисты по отмечают, что влияние - это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, чувства и т.д., другого индивида. Психологи считают, что индивидуальное воздействие - это процесс и результат изменения одним человеком поведения другого человека (его установок, представлений, мнений, оценок и т.п.) при взаимодействии с ним. Любое воздействие осуществляется с целью формирования, закрепления или изменения установок, взглядов, отношений, чувств и действий.

Большое влияние имеет слово. Говорят, что словом и лечат, и убивают. Зиг Зиглар приводит такой пример положительного влияния слова на поведение, взаимоотношения и жизнь человека: "В одном классе учились два ученика и двух звали Джонни. Один был отличником, который всем помогал, пользовался всеобщим уважением. Второй Джонни учился плохо, хулиганил и его не любили другие ученики. Однажды к учителю пришла мать и спросила, как учится и ведет себя Джонни. Учитель подумал, что это мать Джонни-отличника и начал его расхваливать. следующий день к нему подошел Джонни-двоечник и сказал: "Я очень вам благодарен за то , что Вы вчера сказали обо мне такие добрые слова. Мне стыдно и поверьте, я буду стараться стать таким, как Вы рассказали моей маме ". Действительно, до конца учебного года этот Джонни очень изменился, к нему доброжелательно стали относиться другие ученики. Уже именно о нем говорили хорошие слова. Так слово способствовало изменению поведения человека и налаживанию его взаимоотношений с другими.

Верная стратегия живого общения – еще не абсолютная гарантия успеха. В общении огромное значение имеет правильный выбор тактики его осуществления. Многие на собственном опыте неоднократно убеждались, насколько велико значение вариативности и маневренности в общении. Не все, конечно, можно заранее просчитать, но отработанные варианты желательны. Максимальный успех сопутствует тем, кто, даже имея солидную практику участия в них, каждый раз тщательно к ним готовится.

Какие же требования предъявляются к тактике общения и воздействия ?

-Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь оперативно пользоваться ими.

-В любом общении не следует допускать какой-либо конфронтации, а тем более – конфликта. При конфронтации общение никогда не будет успешным, неизбежны и психологические потери. Конечно, возможны жаркие споры и расхождения оппонентов по принципиальным позициям. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.

-Умело использовать механизмы психологического взаимодействия. Названные психологические механизмы так или иначе влияют на поведение людей, способствуют или мешают установлению между ними взаимопонимания.

Коммуникативные навыки в социальной работе играют огромную роль, так как именно в процессе коммуникации происходит ВОЗДЕЙСТВИЕ на собеседника - профессию социального работника можно назвать коммуникативной, поскольку его практическая деятельность подразумевает общение, и успех этой деятельности в значительной мере зависит от его коммуникативной компетентности — в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии [3].

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Реализация проекта; представление презентации по данной проблеме; проведение лекций и семинаров по тематике проекта; изучение, анализ и ознакомление с методиками, опросниками, тестами, анкетами, тренингами по использованию современных механизмов воздействия.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подведение итогов проекта, разработка рекомендации для СППС общеобразовательной школы (педагогов-социальных и педагогов-психологов).

Визитная карточка проекта

Дейл Карнеги и его советы, как оказывать воздействие на людей. Основные его советы такие:

• дайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне;

• проявляйте искренний интерес к другим людям;

• улыбайтесь;

• помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи;

• будьте хорошим слушателем и поощряйте других к рассказу о себе;

• говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Information items 6104.jpg

Публикация учителя

1. Все основные практические элементы психологического воздействия на людей (и способы сопротивления влиянию).

Автор: Людмилa Дмитриевна Cтoлярeнкo, кандидат психологических наук, доктор философских наук, профессор кафедры педагогики высшей школы Южно-Российского государственного технического университета [4].

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

1. Технология работы социального педагога с семьей. Файл:Технология работы с семьей.ppt

2. Психологические приемы влияния [5].

3. Презентация: "Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения". Автор: Лобанова Кристина[6].

Пример продукта проектной деятельности учащихся

1) Презентация: "Социально-психологические механизмы воздействия" [7]

2) Презентация: " Общение как обмен информацией " [8]

3) Презентация: " Приёмы и техники управления партнёром в процессе общения" [9]

4) Презентация по психологии общения "Психология воздействия в общении (убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание)" [10]

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

1) Опрос по теме [11] .

2) Презентация: "Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения" Автор: Лобанова Кристина [12] .

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Опрос по данной теме: " Использование современных механизмов воздействия в социально-педагогической деятельности" [13]

Видеоролик : Психология влияния и лидерства [14].

Аудиокнига: Дейл Карнеги "Язык убеждения" [15].

Полезные ресурсы

1) Видеоролик: Секреты общения с людьми. 10 секретов общения с людьми от Дейла Карнеги [16].

2) Методы психологического воздействия на человека [17].

Другие документы

1. Бодалев А.А. Психология общения. — М. — Воронеж, 1996, с. 109.

2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты