Информационно-образовательная среда как средство становления будущего социального педагога

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Галкина Анна Сергеевна

Содержание

Тема проекта

Информационно-образовательная среда как средство становления будущего социального педагога

Предмет, класс

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


СТУДЕНТЫ ФСПиП ДФО и ЗФО

Краткая аннотация проекта

Дистанционное обучение возникло относительно недавно и именно благодаря этому оно ориентируется на лучший методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями по всему миру - на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом. Данная проблема является новым толчком в усовершенствовании системы образования не только в Республике Беларусь, но и в зарубежных странах. Для того, что бы обучение перешло на качественно новый уровень необходимо разобраться в данной проблематике, научиться пользоваться ею, активно внедрять в систему образования и использовать все доступные возможности для работы в системе дистанционного обучения. В данном проекте будет раскрыта сущность, история, плюсы и минусы дистанционного обучения, а так же предоставлены результаты анкетирования, направленное на выявление степени удовлетворённости СДО, студентов ДФО и ЗФО

Планируемые результаты обучения

Выявление готовности студентов УО "ВГУ имени П.М. Машерова" факультета социальной педагогики и психологии к использованию средств дистанционного обучения в процессе получения образования.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

1. Что такое «дистанционное обучение», плюсы и минусы?


2. Изучение истории развития дистанционного обучения за рубежом и в Республике Беларусь.


3. Как разработать курсов в системе дистанционного обучения Moodle.


4. Проведение анализа степени удовлетворённости студентов системой дистанционного обучения Moodle.

План проведения проекта

1. Подготовительный этап (Сбор информации о дистанционном обучение)


2. Основной этап (Реализация проекта; проведение исследования)


3. Заключительный этап (Подведение итогов исследования)


Визитная карточка проекта


Методика создания курса лекций в СДО Moodle[1]

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Учебные дисциплины, в которых целесообразно использовать средства ДО, по мнению студентов ФСПиП 3 курса. [2]


Проблемные зоны ДО по мнению студентов [3]


Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Исследование 2012 года


Было проведено исследование степени удовлетворённости СДО студентами-социальными педагогами. Была разработана анкета. В анкетирование приняло участие 30 человек. Анкета состоит из 11 вопросов. 6 вопросов - закрытого типа, 5 – открытого. В вопросах закрытого типа учитывалось количество выбранных ответов. В остальных – все предложенные студентами варианты. При проведении анкеты по выявлению степени удовлетворенности степени СДО, было установлено, что большинство студентов не удовлетворены данной системой, считают ее менее продуктивной, а также – ненужной. Однако, остальная часть студентов, считают, что систему дистанционного обучения более действенной и удобной чем очную. Многие респонденты, отвечая на вопросы анкеты, отмечали, что мало знакомы с данной системой. Это можно объяснить тем, что СДО на факультете социальной педагогики и психологии на 3 курсе используется очень редко, в основном для проведения предэкзаменационного теста. К положительным качествам, которые выделили респонденты, относятся: удобность, легкость, возможность доступа в любое время, домашние условия, доступность, оперативность, отсутствие стрессовой ситуации, большой обхват информации. К отрицательным: отсутствие у некоторых студентов доступа к интернету, нет возможности посоветоваться, отсутствие практических навыков, нет общения, нельзя проконтролировать уровень знаний. По данным результатам можно сделать вывод о том, что респонденты согласны в большей степени с классификацией положительных и отрицательных качеств системы дистанционного обучения. В числе изменений и дополнений, которые внесли бы студенты в СДО, находятся: больше времени для выполнения заданий, доступность, лекции – дистанционно, семинары – аудиторно. Большинство респондентов считают, что никаких изменений и дополнений не нужно. Все выше сказанное свидетельствует о том, что в СДО существуют некоторые неточности, и она требует дополнений, но в основном, студентов устраивает структура и ход проведения занятий в данной системе. Если рассматривать учебные дисциплины, в которых целесообразно использовать средства ДО, респонденты, в большинстве случаев, затруднялись ответить. Но среди ответов можно выделить то, что предпочтение отдавалось гуманитарным наукам, некоторые студенты считают, что все науки следует осваивать в СДО, несколько респондентов включили бы элементы всех предметов, часть испытуемых отдали своё предпочтение точным наукам и меньшинство – естественным.


Исследование 2013 года


Было проведено исследование степени удовлетворённости СДО студентами-социальными педагогами. Нами была разработана анкета. В анкетирование приняло участие 33 человек. Анкета состоит из 11 вопросов. 6 вопросов закрытого типа, 5 – открытого. В вопросах закрытого типа учитывалось количество выбранных ответов. В остальных – все предложенные студентами варианты. При проведении анкеты по выявлению степени удовлетворенности студентами СДО, было установлено, что большинство студентов не удовлетворены данной системой, считают ее менее продуктивной, а также – ненужной. Однако, остальная часть студентов, считают, что систему дистанционного обучения более действенной и удобной чем очную. Многие респонденты, отвечая на вопросы анкеты, отмечали, что мало знакомы с данной системой. Это можно объяснить тем, что СДО на факультете социальной педагогики и психологии на 3 курсе используется очень редко, в основном для проведения предэкзаменационного теста. К положительным качествам, которые выделили респонденты, относятся: удобность, возможность доступа в любое время, домашние условия, доступность, дополнительное обучение, быстро. К отрицательным: технические недостатки, отсутствие личного контакта, низкий контроль знаний, неэффективность. По данным результатам можно сделать вывод о том, что респонденты согласны в большей степени с классификацией положительных и отрицательных качеств системы дистанционного обучения. В числе изменений и дополнений, которые внесли бы студенты в СДО, находятся: усовершенствовать систему дистанционного обучения, усовершенствовать удобство использования, а так же обеспечить ФСПиП новым техническим оборудованием. Большинство респондентов считают, что никаких изменений и дополнений не нужно. Все выше сказанное свидетельствует о том, что в СДО существуют некоторые неточности, и она требует дополнений. Если рассматривать учебные дисциплины, в которых целесообразно использовать средства ДО, респонденты, в большинстве случаев, затруднялись ответить. Но среди ответов можно выделить то, что предпочтение отдавалось гуманитарным наукам, некоторые студенты считают, что все науки следует осваивать в СДО, часть испытуемых исключают любую возможность использования ДО, несколько респондентов отдали своё предпочтение точным наукам и меньшинство дали такой ответ, как для неспециализированных предметов.


Исследование 2013 -2014 года


Было проведено исследование степени удовлетворённости СДО студентами заочной формы обучения УО «ВГУ имени П.М. Машерова». В рамках исследования была разработана анкета. Анкетирование проводилось в 2 этапа, в котором принимали участие студенты одной группы: 1 этап: предварительный (студенты первого курса); 2 этап: контрольный (студенты второго курса) На первом этапе в анкетирование приняло участие 11 студентов первого курса. Анкета состоит из 15 вопросов. 9 вопросов закрытого типа, 6 – открытого. В вопросах закрытого типа учитывалось количество выбранных ответов. В остальных – все предложенные студентами варианты. При проведении анкеты по выявлению степени удовлетворенности студентами СДО, было установлено, что большинство студентов мало работали в данной системе, и поэтому не смогли определить является ли СДО одним из факторов, повышающих качество образовательного процесса в ВУЗе, оценить своё отношение к данной системе, нужность использования системы дистанционного обучения, а так же своё желание обучаться дистанционно в полном объёме (не приходя в аудитории, общаясь через Интернет и т.д.). Это можно объяснить тем, что СДО на факультете социальной педагогики и психологии заочной формы обучения на 1 курсе используется очень редко, в основном для проведения предэкзаменационного теста. На такие вопросы как: «Считаете ли Вы СДО более продуктивной, чем очную?» и «Как Вы считаете, стоит ли всё обучение переводить на дистанционную форму?» большинство студентов дали отрицательный ответ. Исследование показало, что больше половины респондентов (64%) используют учебно-методические материалы, размещённые в СДО Moodle по специальности. Участники исследования, выбирая между очной и дистанционной формой обучения, в большинстве своём выбрали такую форму обучения, как очную. Что касается вопроса о проблемах, с которыми студенты сталкиваются, работая с СДО Moodle, то у 64 % респондентов не возникает трудностей, а 27 % ответили, что у них возникают сложности в поиске необходимого материала. К положительным качествам, которые выделили респонденты, относятся: удобность, домашние условия, доступность. К отрицательным: отсутствие личного контакта, большие объёмы для самостоятельного обучения, отсутствие пояснений, недостаточность материала лекций, неудобство при работе с материалами. По данным результатам можно сделать вывод о том, что респонденты согласны в большей степени с классификацией положительных и отрицательных качеств системы дистанционного обучения. Все респондентов считают, что никаких изменений и дополнений в систему дистанционного обучения вносить не нужно. Если рассматривать учебные дисциплины, в которых целесообразно использовать средства ДО, то среди ответов испытуемых можно выделить то, что предпочтение отдавалось обще-специальным дисциплинам, некоторые студенты считают, что гуманитарные дисциплины следует осваивать в СДО, часть испытуемых отдали своё предпочтение точным наукам, некоторые студенты считают, что средства ДО целесообразно использовать для всех наук, а так же несколько респондентов исключают любую возможность использования ДО. На втором этапе проведения анкетирования приняло участие 13 человек второго курса. Анкета была взята в том же варианте, что и на первом этапе (Приложение В). При проведении анкеты по выявлению степени удовлетворенности студентами СДО, было установлено, что большинство студентов дали положительный ответ на вопросы, связанные с определением является ли СДО одним из факторов, повышающих качество образовательного процесса в ВУЗе, оцениванием своего отношения к данной системе, нужности использования системы дистанционного обучения, использования учебно-методических материалов, размещённых в СДО Moodle по специальности, а так же своего желания обучаться дистанционно в полном объёме (не приходя в аудитории, общаясь через Интернет и т.д.). Это можно объяснить тем, что СДО на факультете социальной педагогики и психологии заочной формы обучения уже на 2 курсе стала преобладающей формой обучения. На такие вопросы как: «Считаете ли Вы СДО более продуктивной, чем очную?» и «Как Вы считаете, стоит ли всё обучение переводить на дистанционную форму?» большинство студентов дали отрицательный ответ. Участники исследования, выбирая между очной и дистанционной формой обучения, в большинстве своём выбрали такую форму обучения, как дистанционную. Что касается вопроса о проблемах, с которыми студенты сталкиваются, работая с СДО Moodle, то у 28 % респондентов не возникает трудностей, так же 28 % ответили, что у них возникают сложности в поиске необходимого материала, по 16% пришлось на такие ответы как: «нет достаточных навыков работы с ПК на уровне пользователя и недостаточные навыки работы в сети-Интернет» и «низкие технические возможности в домашних условиях» и 12% студентов отметили, что мало работали в данной системе и не могут дать конкретного ответа. К положительным качествам, которые выделили респонденты, относятся: удобность, разнообразность материала, доступность. К отрицательным: отсутствие личного контакта, отсутствие пояснений, длительная работа за компьютером. По данным результатам можно сделать вывод о том, что респонденты согласны в большей степени с классификацией положительных и отрицательных качеств системы дистанционного обучения. Преобладающее большинство испытуемых считают, что никаких изменений и дополнений в систему дистанционного обучения вносить не нужно (93%), 7% считают в СДО необходимо улучшить доступность. Если рассматривать учебные дисциплины, в которых целесообразно использовать средства ДО, то среди ответов испытуемых можно выделить то, что предпочтение отдавалось гуманитарным и всем областям научного знания, некоторые студенты считают, что точные науки следует осваивать в СДО, часть испытуемых отдали своё предпочтение естественным наукам.

Полезные ресурсы

Учеба на расстоянии - качественное образование в удобное время[4]


Дистанционное обучение[5]


Дистанционное образование в Германии[6]


Опыт применения системы дистанционного обучения[7]


Становление и развитие дистанционного обучения в мире[8]

Другие документы

Дистанционное обучение: определение, плюсы и минусы системы [9]


История развития дистанционного обучения [10]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты