Индивидуальные формы социально – педагогической деятельности с дошкольниками

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Алина Сергеевна Ковалёва

Тема проекта

Индивидуальные формы социально-педагогической деятельности с дошкольниками.

Цель проекта

Цель проекта: Ознакомление с основными направлениями деятельности социального педагога в ДУО, раскрытие сущности индивидуальной формы работы с дошкольниками и их родителями.

Краткая аннотация проекта

Индивидуальная работа - это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка.Однако индивидуальное обучение не получило широкого применения.В настоящее время данная форма обучения применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса. Задачей педагогов при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Тема данного проекта является актуальной, так как индивидуальные формы работы активно используются в образовательной среде и в социально-педагогической деятельности.Целью данного проекта является теоретическое рассмотрение индивидуальных форм работы используемых педагогами в своей профессиональной деятельности. Данный проект носит информационно-просветительский характер, рассчитан на ДУО и предназначен для информирования по заданной теме:
  • Воспитателей;
  • Педагога социального;
  • Педагога- психолога;
  • Родителей.
Особое внимание в планировании и проведении индивидуальной социально - педагогической работы с детьми дошкольного возраста, признанными 

находящимися в социально опасном положении, следует уделить анализу причин детских поведенческих нарушений и возможным способам их нейтрализации.

1. Поиск средств психолого-педагогического воздействия на ребенка с целью предупреждения и преодоления наиболее распространенных поведенческих нарушений в период дошкольного детства (последствия морально-психологического климата в семье, педагогические ошибки родителей)

2.Профилактика социально неодобряемых форм поведения (непослушание, шалость,озорство, негативизм, капризы):

Планируемые результаты обучения

Результатом данного проекта должно быть приобретение знаний,умений,навыков в данной области. Ознакомление с основными направлениями деятельности социального педагога в ДУО.

Вопросы, направляющие проект

С чего начинается работа социального педагога в ДУО?

Основополагающий вопрос

Какие формы индивидуальной социально педагогической работы с дошкольниками и их родителями известны?

Проблемные вопросы

Не достаточно информации по заданной теме, нет методического материала.

План проведения проекта

1 Подготовительный этап:сбор основной информации по теме.

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития 

личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта - единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» .

В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Заключается эта перестройка в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. 

Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте ребенок сам начинает определять собственное поведение. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.

Индивидуальная работа– это комплекс действий, направленных на выбор способов, приемов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и уровнем развития способностей детей. Основными способами изучения индивидуальных особенностей ребенка являются наблюдения, индивидуальные беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика. Беседа [1]


                                              I (1).jpg

                                                                       I (2).jpg
                                                                       
                                                                                        Is.jpg


                                                      88204 html c6015bd.gif
         Formi s roditelyami.jpg



2 Основной этап:реализация проекта.

В детском саду дети, помимо учебных умений, предусмотренных программой, приобретают первый жизненный опыт в коллективе сверстников. Таким образом, в ДОУ в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка. В дошкольном возрасте начинается становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных оценок и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен. Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей из закрытой, достаточно автономной системы, какой она была долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом). В настоящее время перед детским садом встают новые задачи, предполагающие его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

Презентация: Основные направления социально-педагогической деятельности ДОУ [2]. (Автор: Ковалева А.С.,53 гр.)


Примерная схема истории социально-педагогического развития ребенка:

1. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни.

2. Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз.

3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Где и кем воспитывался? В каком возрасте поступил в дошкольное учреждение? Как проходила адаптация, как складывались отношения с детьми и педагогами? Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них.

4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.? Как шло развитие речи? Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие? Отношение к ним ребенка.

5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными? Особенности ребенка, тревожащие родителей.


3 Заключительный этап : разработка рекомендаций.

Социальный педагог на основе данных диагностики разрабатывает методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и помогает:

1) воспитателю:

- разработать индивидуальную методику работы с ребенком;

- организовать социально-педагогическую работу с группой;

- разработать методику реализации взаимоотношений с родителями;

- разрешить конфликт между участниками образовательного процесса;

2) ребенку:

- в процессе психофизического развития;

- предупредить и преодолеть проявления девиантного поведения в группе, с воспитателем и родителями;

3) родителям:

- в налаживании взаимоотношений с ребенком;

- в коррекции социально-педагогической работы со своим ребенком;

- в развитии, согласованности отношений с педагогами в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.

Визитная карточка проекта

Цель работы работы социального педагога в ДУО - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей и ухода за ними.

Главной задачей, стоящей перед социальным педагогом ДОУ является обеспечение социальной диагностики, психолого-педагогической коррекции и управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности.


                                                                           Soc-pedagog.png

Опрос

Нужен ли Социальный педагог в ДУО?[3]




                                                           HC6Mo4Eyg.jpg

Презентации по теме

1. Презентация: Социальный педагог в ДУО[4].(Автор: Ковалева А.С. 53 гр.)

2. Презентация: Принципы индивидуальной формы работы [5].(Автор: Ковалева А.С. 53 гр.)

3. Презентация: Модель ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства в ДОУ[6].(Автор: Шакирова С. Ф.)

Видео по теме

1. Инновации в детском саду [7].

Полезные ресурсы

1. Индивидуальные формы социально-педагогической деятельности[8].

2. Технология индивидуального обучения[[9]].

3.Организация индивидуальной воспитательной работы[[10]].

4.Социальный педагог в дошкольном учреждении[[11]].

Проекты с аналогичной тематикой

1.Индивидуальные формы социально-педагогической деятельности [12].

2.Индивидуальные формы социально – педагогической деятельности с подростками [13].

Другие документы

1. Воспитываем талантливого ребенка. Развитие ребенка. ( развитие ребенка от 1 до 3 лет )[14].

2.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.:Астрель, 2006[15].

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты