Индивидуальные формы социально-педагогической деятельности

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Название предмета

Проектная деятельность в информационно-образовательной среде 21 века.
00458411591074.jpg

Автор проекта

Войтеховская Ирина Анатольевна


Тема проекта

Индивидуальные формы социально-педагогической деятельности

Возраст

Данный проект рассчитан на старших школьников и педагогов.


Краткая аннотация проекта

Индивидуальная форма обучения возникла в античных странах и широко использовалась в средневековой Европе. Сущность ее заключается в том, что учитель учит каждого ученика индивидуально, что позволяет учитывать личностные возможности учеников и соответственно определять содержание, формы и методы учебной работы. Это, понятное дело, способствует эффективности учебного процесса. Однако индивидуальное обучение не получило широкого применения. Оно не дает возможности охватить обучением большое количество детей, поскольку является слишком дорогим, но элементы индивидуального обучения используются и по сей день (индивидуальные консультации, обучение игре на музыкальных инструментах, вокал и др.). В настоящее время данная форма обучения применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса. Задачей педагогов при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Тема данного проекта является актуальной, так как индивидуальные формы работы активно используются в образовательной среде и в социально-педагогической деятельности, как педагогами социальными, так педагогами-психологами и учителями учреждения образования (школы). Целью данного проекта является теоретическое рассмотрение индивидуальных форм работы используемых педагогами в своей профессиональной деятельности. Данный проект носит информационно-просветительский характер, рассчитан на школу и предназначен для информирования по заданной теме:

1. Учителей.

2. Педагога социального.

3. Педагога-психолога.

4. Учащихся.


Планируемый результат

Результатом данного проекта должно стать приобретение знаний, умений и навыков в использовании индивидуальных форм социально-педагогической деятельности. В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого. Познавательная самостоятельность школьника выступает как условие его творческой деятельности, осуществляемых им продуктивных мыслительных операций. Самостоятельность - качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого в процессе обучения нужно ставить их в такое положение, чтобы они без чьей бы то ни было помощи, могли решать предложенные познавательные задачи. Выполнение индивидуальных заданий предполагает работу учащихся без помощи товарищей, учителя, такую деятельность, в которой каждый из них проявляет самостоятельность во всех отношениях: мышлении, учении, переносе знаний, учебной работоспособности, неподверженности посторонним влияниям. Индивидуализированная форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности учеников.

Основной идеей является приобретение знаний учащимися и умение применить полученные знания на практике, включение в активную учебную деятельность и в контроль за знаниями.

Вопросы, направляющие проект

1. Какие формы индивидуальной социально-педагогической деятельности являются самыми распространенными для педагогов (учителей) на сегодняшний день?

2. Что такое беседа?

3. Насколько эффективна беседа как форма индивидуальной социально-педагогической деятельности?

4. Насколько эффективны на сегодняшний день индивидуальные формы социально-педагогической деятельности?

5. Какие трудности могут возникнуть у педагогов при использовании индивидуальных форм социально-педагогической деятельности?

План проведения проекта:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (сбор информации по индивидуальным формам работы; рассказать педагогам о многообразии индивидуальных форм социально-педагогической деятельности; выявить наиболее эффективные формы индивидуальной социально-педагогической деятельности; изучить особенности индивидуальных форм социально-педагогической деятельности).

Самостоятельная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса многими современными образовательными технологиями (знаково-контекстное, активное, проблемное обучение и др.), поскольку самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на школьных занятиях; самостоятельная работа раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации; самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений" и "творчества" как критериев знаний.

В узком смысле слова самостоятельная работа - самостоятельное выполнение обучаемым определенных заданий, которое осуществляется как в школьное, так и во внешкольное время в различных формах: письменной, устной, индивидуальной, групповой или фронтальной. Самостоятельная работа является одним из важнейших элементов познавательной деятельности учащихся; стимулирует работоспособность, повышает прочность знаний.

В более широком смысле слова самостоятельная работа - универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмысления человеком мира и самого себя.

Преимущества индивидуальной формы работы:
B265fba775b87c48d3c148eb14d26.jpg

1. Самостоятельное усвоение знаний.

2. Формирование умений и навыков.

3. Развитие самооценки учащихся.

4. Развитие познавательной самостоятельности у учащихся.

5. Развитие творческих способностей учащихся.

6. Способствует воспитанию самостоятельности учащихся.

7. Осуществление хорошего контроля знаний учащихся.

Недостатки индивидуальной формы работы:

1. Разъединение учащихся, то есть, каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися.

2. Данная форма создает условия для развития эгоизма и эгоцентризма у учащихся.

3. Не происходит воспитание навыков коллективного труда.

4. Не формируется потребность в общении, передаче знаний.

5. Замкнутость учащегося в себе.

6. Требует большой предварительной подготовки для педагогов.


Индивидуальная работа - это такая деятельность, в которой каждый ученик должен проявлять самостоятельность во всех отношениях - мышлении, учении, переносе знаний, тренировке, проявлении воли, целенаправленности в достижении задач, учебной работоспособности. Индивидуальная форма учебной работы предполагает деятельность ученика без контакта с другими школьниками.

Беседа — один из важнейших методов устного изложения.

Беседа — это обмен суждениями, мыслями двух (диалог) или нескольких лиц, группы. Есть ее ведущий и другие участники. Она имеет разные формы.

1. Катехизическая (от греч. katechesis — наставление, поучение) — вопросно-ответная форма изложения темы (первоначально — христианского вероучения): формулируется вопрос и тут же дается на него ответ. Например, по теме «Правописание частицы «не» с прилагательными» — 1 Как пишется частица «не» с прилагательными? Ответ: Слитно и раздельно. 2) В каких случаях пишется слитно? Ответ: Когда слово с частицей «не» можно заменить другим, одинаковым по смыслу словом без частицы (невеселый — грустный, невысокий— низкий) или когда это слово без частицы не употребляется (например, нелепый, неказистый). 3) Когда написание раздельное? Ответ: Когда в предложении есть противопоставление — не длинный, а короткий; не большой, а маленький.

2. Эвристическая (от греч. heurisko— нахожу)— система обучения, при которой задается серия наводящих вопросов. В процессе беседы ее ведущий постепенно подводит собеседников к восприятию новой информации. Они становятся как бы соучастниками ее открытия. Высоким искусством такой беседы владел древнегреческий мыслитель Сократ, поэтому такую беседу называют еще и сократической. В педагогике различают три варианта беседы по ее назначению: информационную, воспитательную и исследовательскую.

3. В информационной беседе ее ведущий сообщает собеседникам новую информацию, например, из области науки, техники, искусства, политики, спорта.

4. Предназначение воспитательной беседы — объяснить, внушить собеседникам представления и понятия о принципах и нормах этики, права, эстетики, здорового образа жизни, существующих в данном обществе, о правилах взаимоотношения людей по законам нравственности, красоты, здоровья. Часто такую беседу называют этической, но это неточно, потому что тематика беседы не ограничивается только вопросами нравственности, она гораздо шире. В беседе раскрывается смысл регуляции поведения людей в обществе в соответствии с указанными нормами. Конечная цель такой работы — формирование поведения личности.

5. Исследовательская беседа предполагает получение ее руководителем новой информации педагогического содержания от самих собеседников. В эвристической и воспитательной беседе ее руководитель отдает другим новые знания, формирует и преобразует поведение других; в исследовательской же беседе он сам получает новую информацию от других. Это — его цель. Искусство исследовательской беседы в том и состоит, чтобы через серию вопросов «выудить» у собеседников как можно больше новой информации по теме исследования, узнать побольше фактов. До беседы надо сформулировать конкретные вопросы, на которые исследователь хотел бы получить ответы. Количество ответов может быть разным в зависимости от темы, ситуации. В процессе беседы желательно не заглядывать в заготовленный вопросник: доверительные отношения всегда предрасполагают собеседника к откровенности, к большей объективности и информативности. Не следует задавать собеседнику вопросы, задевающие его честь, достоинство, допытываться об интимных, глубоко личных сторонах его жизни. Уважительное отношение к собеседнику, тактичность и благорасположение обеспечат успех исследовательской беседы. Содержание исследовательской беседы необходимо зафиксировать сразу после ее проведения, так сказать, по горячим следам. Вести запись, тем более магнитофонную, в процессе беседы можно только при условии, если не возражает собеседник и если такая запись не стесняет, не отвлекает его, не приводит к замкнутости и не вызывает чувства настороженности. В каждом случае необходимо точно указать дату, место беседы и данные о собеседнике: фамилию, имя, отчество, профессию, специальность, должность и т. д., например, учитель физики, классный руководитель 7-го класса, директор школы такой-то, бабушка ученика такого-то и т.п. Ценность беседы как метода заключается в том, что это всегда живой контакт исследователя с объектом изучения. Непосредственное общение дает возможность варьировать вопросы, задавать уточняющие. Исследователь при этом нередко получает сведения о таких ценных фактах, о наличии которых и не подозревал.

6. Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения какой либо нравственной проблемы. Предметом этической беседы чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Беседа должна иметь проблемный характер.

2. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию.

3. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Необходимо помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.

7. Наиболее эффективными являются поисковые беседы (с элементами проблемного обучения). Такие беседы дают возможность учащимся самим решать посильные для них познавательные задачи. Излагая учебный материал или обобщая изученный, учитель постепенно обращается к учащимся с вопросами, которые вовлекают их в самостоятельное решение познавательных задач (можно высказать предположение, объяснить сущность каких-то фактов, сделать выводы из проведенного опыта).

8. Диагностическая беседа – метод, при котором получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. Как и любой метод, беседа преследует определённую цель, а её результаты анализируются. Как и анкетирование, она проводится на основе предварительно разработанных вопросов, однако формулировки и последовательность вопросов задаются не жёстко, они могут варьироваться. К условиям успешности беседы относятся её индивидуальный характер («с глазу на глаз»), сосредоточенность исследователя на собеседнике, создание доверительной обстановки, умение исследователя стимулировать речевую активность опрашиваемого, не отвлекаясь при этом от поставленной исследовательской цели.

Беседа как метод исследования, по сравнению с анкетированием, имеет ряд преимуществ, обусловленных наличием непосредственного контакта с опрашиваемым человеком. К ним относятся возможности:

- управлять влиянием на ответы опрашиваемого внешних раздражающих факторов (избежать присутствия третьих лиц; выбрать наиболее подходящие обстановку, освещение, время; изменять интонацию при формулировании вопросов и т.д.);

- менять формулировку вопросов по ходу опроса, делая их более «удобными» для отвечающего;

- задавать уточняющие вопросы, добиваясь более конкретных ответов;

- использовать невербальные каналы общения для создания установки на искренние ответы;

- отслеживать информацию, которая транслируется опрашиваемым по невербальным каналам общения (например, по характерным жестам, взгляду, позе человека в ходе беседы можно выявить его эмоциональное состояние, распознать неискренние ответы);

- ситуативно расширять или сужать круг вопросов, в зависимости от характера и объёма информации, которой владеет опрашиваемый и которой он готов в данный момент поделиться.

Недостатки диагностической беседы связаны с индивидуальным характером осуществляемого с её помощью опроса. В отличие от анкетирования, беседа не подходит для массовых опросов. Для проведения беседы необходим определённый психологический настрой, что предполагает специальный выбор места и времени, а также нежелательность открытого фиксирования получаемых ответов. Кроме того, успех этого метода зависит от уровня коммуникативных умений обоих участников беседы. Наконец, значительная вариативность формулировок вопросов и ответов затрудняет обработку результатов беседы.

9. Педагогические консультации — распространенная форма индивидуальной работы. К сожалению, активность родителей заметно уменьшается по мере того, как учащиеся переходят из класса в класс. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими основами консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности в оказании помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.


2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (реализация проекта, проведение исследования). При реализации данного этапа будет использоваться анкетирование педагогов и учащихся. Анкеты для педагогов и учащихся учреждения образования.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (выработка рекомендаций).

Рекомендации по организации индивидуальной работы учащихся:

Главными условиями правильной организации индивидуальной (самостоятельной) работы учащихся можно назвать следующие:

1. Обязательное планирование самостоятельных занятий.

2. Серьезная работа над учебным материалом.

3. Систематичность самих занятий.

4. Самоконтроль.

Не менее значимым является создание педагогических условий, при соблюдении которых индивидуальная (самостоятельная) работа может быть более плодотворной и эффективной:

1) Наличие у учащегося положительной мотивации.

2) Четкая постановка познавательных задач и пояснение способа их выполнения.

3) Определение учителем форм отчетности, объема работы, срока сдачи.

4) Определение видов консультационной помощи и критерия оценок.

5) Осознание учащимся полученного нового знания как личностной ценности.

Самостоятельная работа всегда является эффективным видом учебной деятельности при условии умелого руководства со стороны учителя. Становление творческой личности обучаемого осуществляется в тесном контакте с творческой деятельностью педагога. В связи с этим очень важно сформировать у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулировать творческое отношение к овладению знаниями и систематически пополнять эти знания через самостоятельную работу. Задача педагога - дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

Технология организации индивидуального обучения:

1. Учащиеся рассаживаются на свои места.

2. Учитель дает учащимся индивидуальные задания, которые каждый учащийся выполняет самостоятельно.

3. Учащиеся начинают работать самостоятельно, при необходимости учитель может подойти к учащимся и проверить как выполняется данная работа.

4. По ходу урока (занятия) учитель ведет наблюдение за каждым отдельным учащимся.

5. Учащиеся выполняют индивидуальные задания в отведенное им на это время.

6. Проверка учителем выполненного индивидуального задания.

Визитная карточка проекта

Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней (Анатолий Васильевич Луначарский).

Цель обучения — научить обходиться без учителя (Э. Хаббард)

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Автор презентаций: Войтеховская Ирина:

1. Презентация на тему:"Индивидуальные формы социально-педагогической деятельности".

2. Презентация на тему:"Индивидуальные формы работы социально-педагогической деятельности".

3. Презентация:"Эвристическая (сократическая) беседа как метод обучения"

4. Картинка на тему:"Завершение деловой беседы".

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Автор: Чуприна М. В. Технология проведения социально-педагогической беседы с трудными подростками.

Автор: Буторов П. В. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы учащихся на уроке.

Автор: Мукаева Л. Ш. Методические рекомендации учителям и ученикам по организации проектной деятельности в школе.

Автор: Чмелева С. С. Индивидуальные формы работы на уроках информатики как проекция личности учащихся.

Полезные ресурсы

IOT 0.jpg

Групповые и индивидуальные формы работы на уроке.

Беседа.

Технология индивидуализации обучения.

Беседа как метод воспитания.

Проекты с аналогичной тематикой

Другие документы

1. Гиппентрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.: Астрель, 2006..

2. Кушнер Ю.З.Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие).

3. Кочюнас Р. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

4. Петрова О., Долганова О., Шарохина Е. Педагогика. Конспект лекций.

5. Словарь психологического портала "Психотест".

6. Педагогическая психология.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты