Игровые педагогические технологии как одна из технологий социально педагогической работы в социуме

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск
IQ44n-gvKRY.jpg

Содержание

Автор проекта

Бахмат Юлия 5 курс, 54 группа.

Факультета социальной педагогики и психологии.

Тема проекта

"Игровые педагогические технологии как одна из технологий социально педагогической работы в социуме".

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. Николай Васильевич Гоголь

Предмет, класс

Проект предназначен для специалистов социально-психологической службы УО.

Краткая аннотация проекта

Актуальность выбранной темы связана с тем, в настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого. Игра является формой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра является так же формой обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Изучением игровой деятельности в отечественной педагогике и психологии занимались Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн и другие. С помощью использования игровых технологий в социально-педагогической деятельности мы можем реализовывать множество функций: усвоение социального опыта, выявление отклонений от нормативного поведения, коррекция, самопознание, развития и т.д. Поэтому использую игровые технологии в социально–педагогической и психологической деятельности, можно эффективно организовывать процессы воспитания и обучения, проигрывать ситуации которые вызывают затруднение, примерить социальные роли и т.д.

1046d9f380d31d2f8739d549d7cc1cec.jpg

Цель:

Рассмотреть и проанализировать значение понятия «игровые педагогические технологии» в социально-педагогической деятельности.

Задачи:

1) Раскрыть сущность понятия «игра».

2) Проанализировать классификацию педагогических технологий.

3) Раскрыть сущность основных игровых педагогических технологий в социально-педагогической деятельности.

Планируемые результаты обучения

Методические материалы и рекомендации для педагог по использованию игровых педагогических технологий в социально-педагогической деятельности.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Значение понятия " Игровых педагогических технологий ".

Разновидности современных игровых педагогических технологий.

Проблемные вопросы

Применение игровых педагогических технологий в социально-педагогической деятельности.

План проведения проекта

1) Подготовительный этап.

Реализуется через изучения теоретических аспектов игровых педагогических технологий, разновидности и применения в различных возрастных периодах. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко сформулирована цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Спектр целевых ориентаций

1) Дидактические игрырасширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитиетрудовых навыков.

2) Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

3) Развивающие игры развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

4) Социализирующие : приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Игра как деятельность

Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект. В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

С.А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству игр

  • Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);
  • Творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
  • Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития


2) Основной этап состоит из реализации поставленных задач.

Первая поставленная задача была – изучить аспекты понятия «игра». Существуют различные трактовки понятия игра, которые зависят от области изучения. Например, рассматривая игру как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, можно сказать, что игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.

Игру так же, можно рассматривать как метод обучения.
Rfhnbyrf.png

Естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют научно обоснованные игровые методики и технологии, рассчитанные на детей разного возраста. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели. Конкретное содержание и формы игрового процесса очень разнообразны и определяются рядом факторов. Организационно-деятельные игры, предусматривающие организацию коллективной мыследеятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя (ОДИ) «сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого. Ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.Деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной и т. д.), необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения игровых действий, формировании действенного образа той или иной реальной ситуации.Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. Следует различать дидактические игры, построенные на внешней занимательности, и игры, требующие действий, которые входят в состав деятельности подлежащей усвоению.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

  • соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
  • доступность для учащихся данного возраста;
  • умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

  • ролевые игры на уроке;
  • игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
  • игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

  • правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
  • игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
  • игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Коменский, Ян Амос «Законах хорошо организованной школы», сформулировал условия эффективности игры как воспитательного процесса:
  • Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.
  • Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.
  • Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.
  • Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
  • Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.
  • При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно должны учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время.

  • Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
  • В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
  • В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
  • Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
  • Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
  • В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и др.

Виды игровых технологий

  • Деловые игры [1].
  • Имитационные игры [2].
  • Операционные игры – помогают отработать выполнение конкретных, специфических операций, модель методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
  • Сюжетно-ролевые игры. Иначе их называют познавательные, дидактические, обучающие, умственные, учебные, предметные, развивающие.

3) Заключительный этап.

Состоит из подведение итогов и разработку методического материала использования игровых педагогических технологий в работе с социумом.

По результат опроса, можно сказать, что использование игровых педагогических технологий в работе эффективно используются. Данный опрос,подтверждает актуальность выбранной темы и данной проектной деятельности.

Методический материал игровых педагогических технологий ( так же см.пункт "Полезные ресурсы"):[3].

Визитная карточка проекта

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых. Януш Корчак .

Выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе — «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1942 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них — «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929)

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Автор презентаций: Бахмат Ю.

1) Презентация на тему "Классификация педагогических технологий" [4].

2) Презентация на тему "Деловая игра", [5].

3) Презентация на тему "Игровые технологии" [6].

4) Презентация на тему "Дидактические игры" [7].

5) Презентация на тему "Игровые технологии в младшем школьном возрасте" [8].

6) Презентация на тему "Игровые приемы и процедуры" [9].

7) Презентация на тему "Имитационные игры" [10].

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Опрос " Использовали ли Вы игровые технологии в социально-педагогической деятельности?" [11]

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

1) Теория деловых игр [12].

2) Игровые технологии как вид педагогических технологий [13].

3) Особенности современных игровых технологий в ДОУ [14].

4) Педагогические технологии [15].

5) Ролевые игры как технология самовоспитания [16].

6) Имитационные игры в практике [17].

7) Чистякова,Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с:

Полезные ресурсы

1) Муравьева Г.Е.,Проектирование технологий обучения. Учебное пособие для студентов и преподавателей вузов. Иваново, ИПКи ППК, 2001 [18]

2) Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. [19]

3) Григорьев И. С. Игровые технологии в дополнительном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №7. [20]

4) Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. -М.: Новая школа, 2004(1994). – (240) c. [21]

5) Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с. [22]

6) Авторские игры Л. И. Петровой[23]

7) Национальный правовой портал РБ [24]

8) БобрДобр [25]

9) Wiki-wiki [26]

Проекты с аналогичной тематикой

Игровые технологии в образовании и воспитании [27]

Розмаитая В. М., Ульянина М. Н., Кукушкина А. А. Игровые технологии по привлечению учащихся начальных классов к чтению // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С [28]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты