Защита прав ребёнка

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Храмцова Мария Александровна

Тема проекта

Защита прав ребенка

Краткая аннотация проекта

Обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Однако следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение института международно-правовой защиты прав ребенка.

Проект направлен на защиту прав и законных интересов детей. Проект предполагает осуществление социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих попаданию несовершеннолетних в обстановку, представляющую опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающую требованиям к их воспитанию или содержанию, либо повлекших совершение несовершеннолетними преступлений или иных антиобщественных действий.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Организация деятельности по защите прав ребенка.

Проблемные вопросы

Проблема защиты прав ребенка. Процесс деятельности по защите прав ребенка.

План проведения проекта

1. Подготовительный этап. Изучение Различной литературы по проблеме защиты прав ребенка. Определение цели и задач проекта. 2. Подготовка презентаций. Реализация проекта. 3. Заключительный этап. Подведение итогов. Разработка рекомендаций.

План проведения проекта

1. Подготовительный этап. Изучение Различной литературы по проблеме защиты прав ребенка. Определение цели и задач проекта.

2. Основной этап. Подготовка презентаций. Реализация проекта.

3. Заключительный этап. Подведение итогов. Разработка рекомендаций.

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Презентация 1. Права ребенка в Республике Беларусь. Храмцова Мария.[1]

Презентация 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА. Храмцова Мария. [2]

Презентация 3. Твои права. [3]

Презентация 4. Права ребенка. [4]

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Благодаря выше представленной информации, грамотно подобранной литературе, составленным презентациям, роликам, размещенных в сети интернет можно подробно рассмотреть картину проблемы защиты прав ребенка. Вся информация полноценно отражает положительные стороны защиты прав детей и некоторые недостатки в данной работе. В некоторый презентациях подробно оговаривается проблематика защиты детей. Вниманию пользователей проекта представлены беседы журналистов с компетентными органами по защите прав и интересов детей ( презентация), все документы, отражающие сбор правил и законов по защите прав ребенка, литература отражающая проблемные сферы защиты детства, документы, отражающие систему защиты детей в стране. Так же в проекте представлен сравнительный анализ защиты детства в Беларуси и зарубежных странах.

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

1 июня отмечается Международный день защиты детей. По данным Национального статистического комитета Беларуси на 1 января 2014 года, в республике проживает 1 млн 761 тыс. детей в возрасте до 18 лет, или 18,6% общей численности населения. Государство уделяет большое внимание увеличению рождаемости и усилению социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей. В стране успешно реализуется Национальная программа демографической безопасности. С 2004 года наблюдается абсолютный и относительный рост показателей рождаемости во всех регионах. В рейтинге "Индекс материнства-2014" Беларусь заняла 26-е место среди 176 стран в списке благоприятных для материнства. Правовую основу регулирования прав ребенка в Беларуси составляют Конституция, международные договоры, закон "О правах ребенка" и иные акты законодательства. Приоритетом государства в сфере защиты прав детей является недопущение их дискриминации во всех сферах жизнедеятельности, защита от факторов, негативно влияющих на физическое, духовное и нравственное развитие, профилактика преступности и правонарушений. О том, как на практике реализуются эти положения, какие выявляются проблемы, и как они решаются, во время онлайн-конференции расскажут начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Беларуси Дарья Лебедева, заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Алексей Подвойский, начальник отдела организации работы инспекций по делам несовершеннолетних главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД Виталий Янчин, председатель Республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц и представитель Министерства образования Беларуси.

1. Институты защиты прав ребенка в Беларуси. Исполнительную структуру защиты прав детей составляет несколько типов служб, которые различаются как по направленности (т.е. ориентированы на определенные целевые группы), так и по ведомственной принадлежности. Универсальными сервисами, которые должны работать со всеми категориями детей, являются социально-психологические службы учреждений образования (далее – СППС) и территориальные центры социального обслуживания (ТЦСОН), созданные в конце 1990-х годов.Помимо этого, есть более узкоспециальные органы: социально педагогические учреждения(далее – СПУ), нацеленные на помощь детям без попечения родителей, и инспекции по делам несовершеннолетних (далее – ИДН), находящиеся в ведомстве Министерства внутренних дел, осуществляют комплекс мероприятий по контролю и профилактике в отношении подростков в конфликте с законом. Инспекции по делам несовершеннолетних достались в наследство от советского периода (были образованы еще в 1977 г.). В независимой Беларуси данная служба не претерпела значимых изменений и до сих пор, по сути, является узкоспециальным органом, призванным заниматься профилактикой правонарушений и безнадзорности. Данные службы осуществляют контроль преимущественно посредством регулярных профилактических рейдов в семьи и ведения разнообразных форм учета. Три другие службы оформлялись уже в независимой Беларуси в конце 1990-х, с целью развития сектора социально-психологической помощи населения (СПУ, СППС, ТЦСОН). Территориальные центры оказывают разнообразную помощь различным категориям населения (пенсионерам, семьям, детям и др.). Эта служба в большей мере ориентирована на конкретные обращения граждан и предоставляет услуги, которые направлены на защиту наиболее уязвимых слоев населения. Среди ряда независимых экспертов бытует мнение, что нацеленность на наиболее уязвимые группы обосновывает патернализм осуществляемой государством социальной политики. На базе территориальных центров создаются кризисные комнаты для женщин и детей, оказавшихся в трудной ситуации. В своей деятельности центры, хотя они и являются государственными органами, не призваны осуществлять функции контроля и учета. Соответственно являются единственным органом сугубо помогающей направленности. Постепенно территориальным центрам была вменена обязанность заниматься постинтернатным сопровождением, что предполагает осуществление социального патронажа по вопросам жизнеустройства выпускников школ-интернатов и детских домов (решение вопросов с жильем, оформление документов, материальная помощь, организация досуга и т.п.), оказание помощи в получении профессии, в трудоустройстве,проведение правового и психолого-педагогического консультирования в целях социальной адаптации и реабилитации. СППС, СПУ и ИДН, в отличие от территориальных центров,функционируют в большей степени по собственной инициативе и исходя из функциональных предписаний, нежели по запросу. Они оказывают определенные виды помощи либо всем детям (например, с целью профилактики негативных состояний, неуспеваемости, отставания в развитии и др.) либо отдельным целевым группам (оказание специальной помощи детям-инвалидам, детям в трудной жизненной ситуации или детям в конфликте с законом). Эти органы в первую очередь контролируют и ведут учет. Деятельность психологов также подчинена задаче контроля и кризисной интервенции: они обязаны своевременно информировать социально-педагогические учреждения о детях, находящихся в социально опасном положении, а также участвовать в мероприятиях по изъятию ребенка из семьи, или заседаниях суда, допросах, процессах принятия решения о виде ответственности, наказания в отношении детей, вступивших в конфликт с законом. СПУ и ИДН также вменены функции посткризисного устройства:после изъятия ребенка и/или ограничения прав родителей они занимаются подбором наилучшей формы устройства, могут ходатайствовать о помещении ребенка в то или иное место, осуществляют сопровождение ребенка, замещающих семей.

2. Трудности профессионализации институтов защиты детей. Институционализация охраны детства требует интенсивного обеспечения кадрами, что является трудно решаемой задачей. По данным за 2013 год только в 101 (из 152) отделе образования были созданы сектора охраны детства, в которых работает 331 специалист, из которых – 19 фактически исполняют другие функции. В 18 отделах образования в штатах отсутствуют специалисты по охране детства, а их функции исполняются специалистами подчиненных организаций. Общее количество секторов охраны детства, как и количество специалистов постоянно меняется. Это значит, что многие отделы образования сталкиваются с трудностями функционирования секторов охраны детства, с дефицитом.

Ris20140620.gif

Если анализировать качественный состав специалистов по охране детства в отделах образования, то следует отметить, что доминирующее большинство составляют госслужащие и методисты, а социальные педагоги и психологи – меньшинство. Причем с каждым годом наблюдается все большее сокращение таких специалистов.

Ris20140620a.gif

Нехватка материальных и человеческих ресурсов становится главным обоснованием слияния служб. Это приводит к наращиванию функций, которые возлагаются на специалистов, к проблемам разделения функционала, к дублированию обязанностей друг друга. Например, многие эксперты, анализируя особенности функционирования помогающих специалистов в образовании, отмечают перегруженность различными формами отчетности, подчиненность и зависимость от администрации школы и других вышестоящих органов, многофункциональность и расплывчатость содержания работы служб и специалистов. Стремлением усиливать систему защиты детей за счет увеличения организационных единиц в условиях невозможности рекрутировать достаточное количество специалистов становится фактором дестабилизации практики защиты детей. Рассогласование между целями и средствами (ресурсами) приводит к формализму в деятельности служб, иллюзорному многообразию сервисов, которые либо воспроизводят одну и ту же функцию, либо ограничены в плане качественной реализации определенных задач. Непосредственным результатом такого положения дел становится низкая эффективность деятельности сервисов, специализированных на защите детей,снижения доверия к ним со стороны граждан, возникновение барьеров взаимодействия.

3. Закон РБ "О правах ребенка" Статья 1. Пределы действия настоящего Закона Ребенком считается человек с того момента, когда он родился, и до того времени, пока ему не исполнилось 18 лет. Все права и обязанности детей записаны в этом Законе и других документах государственных органов Республики Беларусь.

Статья 4. Органы охраны прав и интересов ребенка От имени государства права детей должны защищать работники специальных отделов охраны детства, органов исполнительной власти, прокуроры и судья. Если в суде или при обсуждении важных вопросов в государственных организациях возникает спор, чьи интересы важнее: государства, взрослых или детей, то решение должно быть в пользу детей. Права ребенка могут охранять общественные или иные организации и структуры (например, предприятия), и тогда государство должно оказывать им всяческую поддержку, например, предоставлять льготы при уплате налогов.

Статья 6. Право на жизнь и охрану здоровья Каждый ребенок имеет право жить в нормальных, здоровых условиях, а государство должно заботиться о его здоровье и о здоровье женщины, которая ждет ребенка. Врачи следят, чтобы дети не заболели, а если это случится, то их бесплатно лечат.

Статья 8. Право на необходимый уровень У детей есть право иметь все необходимое для нормальной жизни. Государство должно заботиться о том, чтобы дети не голодали, имели одежду и жилище, развивались физически и духовно.

Статья 9. Право на неприкосновенность личности, защиту от физического и психического насилия. Никто не имеет право жестоко обращаться с ребенком, оскорблять его, заставлять заниматься непосильным трудом, а также попрошайничать, играть в азартные игры, пить алкогольные напитки, принимать разные вредные вещества. Государство следит за тем , чтобы все окружающие, в том числе родители, родственники, а также знакомые и незнакомые люди не причиняли вред детям.

Статья 10. Право на свободу вероисповедания, получение информации, свободное выражение мысли Дети могут выбирать, верить им в Бога или нет, а если верить то в какого. Они имеют право узнавать новости из разных источников, обсуждать их, говорить и думать то, что хотят. При этом дети должны помнить, что они не одни в этом мире, поэтому нельзя приносить вред другим людям или своему государству.

Статья 11. Обязанности ребенка Не бывает прав без обязанностей. Если ребенок хочет, чтобы его права признавались, он должен соблюдать этот Закон и все другие, считаться с правилами, которые действуют в государстве и обществе, слушать родителей и быть к ним внимательным, жить в мире и дружбе с окружающими, беречь природу, животных и растения, а также все, что сделано руками человека и на пользу ему.

Статья 12. Право на проживание в семье Каждый ребенок имеет право жить в семье с родителями, которые заботятся о нем. Очень редко случается, что родители приносят вред своему ребенку, и тогда государству приходится забирать ребенка у родителей. Когда же родители расходятся, ребенок может жить с одним из родителей. С кем из них, он вправе выбирать сам, начиная с 10 лет.

Статья 13. Права детей проживающих отдельно от родителей Если обстоятельства сложились так, что ребенок живет отдельно от родителей, то он может встречаться с ними, пусть даже они живут за границей. Главное, чтобы от этого не было вреда для ребенка. Статья 14. Ответственность семьи за ребенка Родители отвечают за то, чтобы дети росли здоровыми воспитанными и у них были нормальные условия для жизни, учебы. Если родители нарушают права детей, не выполняют свои обязанности, то детей передают на воспитание приемным родителям или в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, а родные родители платят за их питание, одежду и другие необходимые для ребенка вещи. Есть специальные законы, в которых написано, как родители, родные и приемные, или опекуны ребенка отвечают не только за то, что нарушают права детей, но и за то, что дети не соблюдают законов.

Статья 19. Право на образование Все дети без исключения должны учиться, причем они могут выбирать, в какой школе и на каком языке обучаться. На талантливых и способных детей обращают особое внимание.

Статья 21. Ребенок и труд У детей есть право получить выбранную профессию, кроме того, они могут еще и работать, если только работа не вредит здоровью и не мешает учиться. Когда ребенку исполнится 14 лет, он может поступить на работу при условии согласия родителей на это. С 16 лет дети имеют право самостоятельно решать вопрос, где им работать. Чтобы помочь детям в поиске работы, организуются специальные службы занятости подростков. Кроме того, государство всячески поддерживает те фабрики, заводы и другие предприятия, которые принимают на работу несовершеннолетних. Главное, чтобы эта работа не была вредной для здоровья ребенка и не мешала ему закончить школу.

Статья 31. Защита прав ребенка при привлечении его к ответственности Ребенок, который совершил преступление, может быть арестован только в самом крайнем случае. Об этом сразу сообщают родителям и прокурору. Допрашивают ребенка обязательно в присутствии педагога или психолога, причем нельзя бить ребенка или угрожать ему. Нельзя, чтобы ребенок находился вместе со взрослыми преступниками. Судить ребенка должен специальный суд.

Полезные ресурсы

http://evolutio.info/content/view/255/49/

http://www.belta.by/onlineconference/view/kak-zaschischajutsja-prava-rebenka-v-belarusi-708

http://nmnby.eu/news/analytics/5519.html

Другие документы

Конвенция о правах ребёнка. – М. : Астрель, 2012. – 32 с.

О правах ребёнка : сборник правовых актов по состоянию на 21 ноября 2012 года. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2012. – 80 с. – (Правовая библиотека НЦПИ).

Основные права человека. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Европейская социальная хартия // Права человека. – Минск, 1999. – С. 761–878.

Права человека : сборник международно-правовых документов / сост.: В. Щербов, А. Селиванов. – Минск : Белфранс, 1999. – 1134 с.

Астахов, П. А. Права и обязанности школьника / П. А. Астахов // Я и школа / П. А. Астахов. – М., 2009. – С. 52–64. – (Детям о праве). О правах, касающихся посещения различных мероприятий и вступления в организации. Что такое Устав школы. Школьное самоуправление. Обязанности учеников

Божанов, В. А. Права различных социальных групп / В. А. Божанов // Права человека / В. А. Божанов. – Минск, 2007. – С. 105–112. Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», «О правах ребёнка». Права женщин и детей Республики Беларусь.

Иванов, Г. И. Права ребенка / Г. И. Иванов // Права человека / Г. И. Иванов ; под ред. М. Ф. Чудакова. – М., 2006. – С. 226–234. Конвенция о правах ребенка.

Книга о правах человека / предисл. Р. Бадентера, В. Лукина. – М. : КомпасГид, 2010. – 32 с. – (Гражданин мира).

Остер, Г. Б. Права детёнышей : перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык / Г. Б. Остер. – М. : Планета детства, 2012. – 44 с.

Права человека : учеб. пособие / сост.: С. П. Кацубо, И. В. Кучвальская, С. Б. Лугвин. – Минск : Амалфея, 2001. – 336 с.

Права человека : учеб. пособие / под общ. ред. А. Д. Гусева, Я. С. Яскевич. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 304 с.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты