Диагностика развития творческого потенциала личности

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Морозенко Алина Константиновна

Тема проекта

Диагностика развития творческого потенциала личности


1440757624 any-kid 1.jpg

Возраст

младший школьный возраст

Краткая аннотация проекта

Задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для развития его позиции субъекта, рассматриваемую через мотивационную сферу учащихся.

Планируемые результаты

* Научить творчеству каждого школьника
* Развить заложенный в каждом ребенке его творческий потенциал

Вопросы, направляющие проект

* Изучение психологии одаренных учащихся;
* выявление одаренных учащихся
* Составление индивидуальных программ развития
* Выявление творчества и творческих способностей
* Работа с родителями
* Разработка факультативов «Творческая личность», «Научное творчество», «Техническое творчество», «Художественное творчество», «Лидерство» и др.

План проведения проекта

1. Выявление актуальности темы проекта,
   *разработка целей и задачей проекта,
   *прогнозирование результатов;
2. работа с детьми и их родителями,
   *предоставление необходимой информации,
   *подбор методик,
   *разработка факультативов,
   *разработка наглядности для лучшего усвоения полученной информации;
3. подведение итогов.

Визитная карточка проекта

Развитие и обучение одаренных юношей и девушек своей целью ставит развитие творческих способностей одаренных учащихся в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Целенаправленное, интенсивное развитие должно стать одной из задач обучения. Учащихся, обладающих способностью к обучению, не устраивает роль пассивных слушателей, они должны быть вовлечены в деятельность, где могла бы проявится их самостоятельность, мышление, инициатива. Повышение уровня подготовки и профессионального мастерства педагога, вооружение его новейшими достижениями педагогической науки и передового опыта - главная задача всей системы образования. Подготовленность педагога к работе по развитию творческого потенциала молодежи - это не только знание им предмета, но и педагогическая квалификация, знание методики проведения экспериментальной и научно-исследовательской работы. Педагогическая компетентность сегодня не может ограничиваться одной профессиональной подготовкой, важна также высокая культура социального самосознания педагога. Стремление одаренных учащихся к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе определяют требования к личности педагога, психологической атмосфере занятий и методам обучения и воспитания одаренных подростков.


Foto.jpg

Публикация учителя

Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения. Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, зависит от дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала учащейся молодежи как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности органического единства обучения, воспитания и развития, учебной и внеучебной работы на основе достижений передовой педагогической науки, повышения мастерства педагогических кадров, совершенствования методической работы. Стратегические цели учреждений профессионального образования по развитию творческого потенциала личности определены и сформулированы в «Примерной программе воспитания учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования». Это развитие творческой личности учащегося, способной реализовать себя в профессиональной деятельности и социуме; стимулирование творческой активности педагогов в работе с учащимися. Исходя из этой цели обучение и воспитание творческой личности в педагогической теории и практике в настоящее время должно быть выделено в особое направление и приобрести статус социально значимого, обеспечивающего общество ресурсами экономического роста, высокого качества жизни, требующего корректировки жизнедеятельности учреждения образования, отказа от унификации личности в сфере образования, его дифференциации в соответствии с интеллектуальными, творческими способностями учащихся.
Творческий потенциал любого человека характеризуется рядом особенностей, которые являются признаками творческой личности. Значимой характеристикой его является креативность как способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс, способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, умение вникать в проблему и в то же время оторваться от действительности, увидеть перспективу, умение видеть знакомый объект с новой стороны, в новом контексте.
Проявлением творческого потенциала личности являются способности, одаренность, талант, гениальность.
В толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом их развития. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенностей воспитания.
Психолог Г. А. Рубинштейн сформулировал основное правило развития способностей - по «спирали»: от задатков к способностям - в этом состоит путь развития личности. Творческие задатки присущи каждому человеку, но лишь реализация творческого потенциала делает человека творческой личностью.
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Талант - это сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
  Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Одаренность - высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способностях, подчеркивается возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
В педагогике сложилась определенная структура классификации способностей. В пособии «Социально-воспитательные технологии» (авт. Г. К. Селевко, А. Г. Селевко) предлагается следущая их классификация:
По уровню (степени совершенства) - слабые, средние, высокие, одаренность, талант, гениальность.
По личностной сфере: академические (ярко выраженные способности учиться), трудовые (в области практических умений и навыков), творческие (нестандартное мышление и видение мира), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), исполнительские, физические.
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание), специальные (музыкальные, художественные, математические, литературные, конструктивно-технические и т. д.).

Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу. Организаторские способности, распределение внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого - либо одного конкретного вида деятельности. К ним относится, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у педагога и т. п.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, основными из которых являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных учащихся, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными учащимися. Фундаментом педагогического процесса, ведущего к достижению выдвинутой цели, является создание условий для продолжения образования, личностного и профессионального роста, формирование потребности к самовоспитанию путем повышения уровня не только учебных заданий, но и всех видов жизнедеятельности, через обучение учащихся приемам самопознания, саморазвития, самосовершенствования. От педагогического коллектива учреждения профессионального образования требуется осуществление мероприятий на создание условий учебы, воспитания и развития учащихся, предполагающих всестороннее развитие их творческих способностей и практических навыков.
В определении творческой личности особое место занимает выбор, который относится к любой сфере человеческой деятельности: нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, общественной активности и которая заключается в осуществлении выбора, принятии решений и деятельности по их осуществлению. Рубинштейн С. Л. считал, что мышление начинается там, где создалась проблемная ситуация. Но что такое проблемная ситуация - это, в простейшем случае, ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Причем в ситуации выбора человек находится практически постоянно и независимо от уровня деятельности.
  Свобода личности - важнейшее условие развития творческого потенциала. Категории свободы личности и свободы выбора следует рассматривать как проблему свободы выбора видов деятельности. Здесь имеется в виду именно творческие занятия и их место в череде всех занятий, которые осуществляются не под давлением «внешней цели», а благодаря глубокой внутренней мотивации, т. е. виды деятельности, которые учащийся выбирает сам с ростом его творческой активности, профессионального уровня и компетенции. Творческая личность - это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных, нравственно-волевых качеств. В основе ее деятельности лежат мотивы поведения и деятельность, в которой эти мотивы могут реализоваться оптимально и для человека, и для общества.
Очень важно при организации работы исследовать, какие способности являются ключевыми. Это помогает найти наиболее действенные методы их развития. Работу по развитию творческого потенциала личности необходимо начинать с диагностики.
Методические рекомендации «Критерии и показатели оценки качества воспитания учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования» (Мн.: РИПО, 2005. - 339 с.) предлагают диагностический инструментарий для определения:
творческой активности учащихся (методика подготовлена М. И. Рожковым, Ю. С. Тюнниковым, Б. С. Алишевым, Л. А. Воловичем);
творческого мышления (методика П. Торранса).
На развитие творческого потенциала личности должны быть направлены развивающие формы обучения и воспитания, которые осуществляются


101935.p.jpg


в процессе учебной деятельности:

использование возможностей нетрадиционных уроков (уроки-аукционы, уроки-турниры, уроки-конкурсы и др.);
использование активных форм обучения: проблемные ситуации проблемные лекции; дискуссии, анализ парадоксальных и конфликтных ситуаций, размышлений вслух, диалогов; проведение деловых и имитационных игр; игровых и практических занятий;
проведение интегрированных занятий;
организация самостоятельной работы учащихся;
проведение исследований;
применение рейтинговой системы обучения;
использование новых педагогических технологий, инновационных форм и методов обучения и воспитания (технология метода проектов, игровые технологии, компьютерные технологии, нетрадиционные формы организации занятий: аукционы знаний, сократовские беседы, конференции, круглые столы, открытые микрофоны, устные журналы);
применение разноуровневого контроля знаний;
в ходе внеучебной работы:
организация работы кружков, клубов, секций, факультативов различной направленности в соответствии с возможностями и запросами учащихся;

проведение предметных олимпиад, турниров знаний, конкурсов профессионального мастерства, конкурсов художественной самодеятельности, спортивных соревнований, выставок, научных конференций. Чтобы воспитательная работа стимулировала развитие личности, творческих способностей учащихся, необходимо организовать ее таким образом, чтобы всемерно активизировать самостоятельность их мышления, нацеливать на процессы cамоопределения, самосовершенствования, саморазвития.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности, а только их сочетание, которое называют одаренностью. Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или к различным видам деятельности).
Развитие и обучение одаренных юношей и девушек на этапе профессионального самоопределения своей целью ставит развитие творческих способностей одаренных учащихся в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Целенаправленное, интенсивное развитие должно стать одной из задач обучения. Учащихся, обладающих способностью к обучению, не устраивает роль пассивных слушателей, они должны быть вовлечены в деятельность, где могла бы проявится их самостоятельность, мышление, инициатива. Повышение уровня подготовки и профессионального мастерства педагога, вооружение его новейшими достижениями педагогической науки и передового опыта - главная задача всей системы образования. Подготовленность педагога к работе по развитию творческого потенциала молодежи - это не только знание им предмета, но и педагогическая квалификация, знание методики проведения экспериментальной и научно-исследовательской работы. Педагогическая компетентность сегодня не может ограничиваться одной профессиональной подготовкой, важна также высокая культура социального самосознания педагога. Стремление одаренных учащихся к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе определяют требования к личности педагога, психологической атмосфере занятий и методам обучения и воспитания одаренных подростков.
Поэтому актуальной для учреждений образования становится задача организации методической работы по проблеме работы с одаренными учащимися. Целесообразно включения вопросов организации работы по развитию творческого потенциала учащихся в работу методических объединений, семинаров-практикумов, педагогических советов. Можно организовать разработку и проведение факультативов «Творческая личность», «Научное творчество», «Техническое творчество», «Художественное творчество», «Лидерство» и др., ведение спецкурса для педагогов по подготовке их к работе с одаренными учащимися, тематика которого должна включать следующие вопросы:
  • Психология одаренных учащихся;
  • Выявление одаренных учащихся;
  • Составление индивидуальных программ развития;
  • Творчество и творческие способности;
  • Работа с родителями;
  • Разработку и проведение факультативов «Творческая личность», «Научное творчество», «Техническое творчество», «Художественное творчество», «Лидерство» и др.
 Необходимо обратить внимание на подготовку инновационных авторских программ по работе с одаренными детьми, методических рекомендаций, системы заданий и упражнений для одаренных детей, в том числе, для учащихся, готовящихся к олимпиадам по предметам, конкурсам профессионального мастерства, фестивалям и конкурсам творческой направленности и т. д.
Определив зоны актуального и ближайшего развития учащихся, педагоги помогут таким учащимся продвигаться согласно их траектории развития. Но предельно индивидуализировать деятельность учащихся можно только одним способом - разработать индивидуальные образовательные программы для каждого учащегося исходя из его индивидуальных особенностей.
Система работы с одаренными учащимися на любом из уровней образования должна включать в себя следующие направления деятельности:
Выявление одаренных учащихся через психолого-педагогическую диагностику с использованием специальных диагностических методик, направленных на изучение сферы представлений и воображения, изучения технических, коммуникативных и организаторских способностей и др., в процессе педагогического общения (метод наблюдения), интеллектуальных тестов, тренинговых методов, бесед, опросов, изучение личных дел учащихся;
вовлечение учащихся в деятельность предметных кружков, кружков художественного, технического и самодеятельного творчества, спортивных секций; участие в олимпиадах по предметам, профессионального мастерства, выставках; конкурсах;

пропаганда достижений одаренных учащихся в средствах массовой информации учреждения образования; через участие в областных и республиканских, международных мероприятиях; создание баз данных одаренных учащихся, дающих возможность отслеживать ступени карьерного роста, своевременно и адресно оказывать государственную поддержку молодым талантам.

В работе по развитию творческого потенциала целесообразно использовать психолого-педагогическое консультирование учащейся молодежи в учебно-воспитательном процессе. Педагог-психолог в рамках индивидуального консультирования способствует развитию способностей учащихся, успешному самоопределению с учетом выявленных особенностей. С этой же целью педагогом-психологом организуются развивающие тренинговые группы с учащимися, психологические клубы и факультативы. Консультационная поддержка одаренных учащихся оказывается как специалистами психологами, так и кураторами учебных групп, мастерами п/о и другими субъектами учебно-воспитательного процесса. В воспитательной работе необходимо широкое использование деловых игр, тренинга по обучению умениям нравственного выбора, эффективности работы будет способствовать организация работы спецкурса «Творческое саморазвитие».
Плодотворная работа с одаренными учащимися возможна только в условиях развития творческих способностей всех учащихся. Это необходимо для создания микроклимата, благоприятствующего развитию одаренности. Принятое в настоящее время деление одаренности на творческую и общую, где общая связывается с высоким интеллектом, а творческая с высокой креативностью (нестандартностью идеи) отражает определенное представление о творчестве, творческих способностях. Чтобы создать в учебной группе (учреждении) атмосферу развития и взаимного расположения, педагогу необходимо мыслить позитивно и не скупиться на поощрения, акцентировать внимание учащихся на достоинствах друг друга, что поможет им обрести психологическую свободу в познании новых идей и явлений. Важнейшим фактором развития одаренности учащихся является творческая направленность, охватывающая все компоненты учебно-воспитательного процесса и базирующаяся на исследовательском подходе к обучению и воспитанию.
Организуя работу по развитию творческого потенциала, следует помнить, что воспитание - это, прежде всего, создание условий для развития личности. Любой учащийся имеет право рассчитывать на место учебы, где может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем. Ведь главная ценность заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую воплощает.

Развитие творческого потенциала личности младшего школьника, презентации

Развитие творческого потенциала личности младшего школьника Кузичкина Н.И.http://www.myshared.ru/slide/285183/

Развитие творческого потенциала учащихся (авторство указано в слйдах) https://infourok.ru/prezentaciya-razvitie-tvorcheskogo-potenciala-uchaschihsya-535876.html

Творческий потенциал школьника вреализации проектной деятельности Морозенко А.К https://drive.google.com/open?id=1ZKg232UU-jYGR8vzIGOApc7DbrS9DaoXOeCZxi93FmM

Детско-родительские отношения. Морозенко А.К. https://drive.google.com/open?id=0B23BsOevvX5HWVhtcHM3a0puU3c

Пример продукта проектной деятельности учащихся

07124153-творчество.jpg

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

опрос https://drive.google.com/open?id=17UdZRLWhOdlC4cegEbXZpOv2AiBR5JNlGGQ35-X5huw

видио о новом устройстве в городе витебск позволяющем выявить способности человека по отпечаткам пальцев. https://www.youtube.com/watch?v=BHed7eZ4ylw&index

Полезные ресурсы

Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность.- М.,

Веретенникова Л. К. Пути повышения психолого- педагогической компетентности будущих педагогов общеобразовательных и коррекционных школ. Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Выпуск XLV. Москва. 2011 г.

Веретенникова Л. К., Ускова Г. А. Социальная работа. Психолого педагогические основы развития творческого потенциала младших школьников: Учебное пособие. Часть 1. М., РИЦ МГГУ им.М. А. Шолохова, 2008.

Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении. №9, 2002.

Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности. - М.: 2003.

Круглова О.С. Технология проектного обучения. "Завуч" № 6,1999, с.90-94.

Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования. Народное образование.№8.2001.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.

Панов Б.Т. Внеклассная работа. – М.: Просвещение, 1980.

Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // «Директор школы». – 1998. № 3.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998..

О Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 24. 09.2007 № 06-1549)./ « Вестник образования» №22,2007г., стр.52-78.

Материалы сайта http://www.prescol.km.ru/

Материалы сайта lib.direktor.ru

Материалы сайта www.vestniknews.ru

Проекты с аналогичной тематикой

http://sibac.info/conf/pedagog/xi/25898

http://infourok.ru/pedagogicheskiy-proektrazvitie-tvorcheskogo-potenciala-shkolnikov-na-urokah-634146.html

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты