Деятельность специалистов СППС по формированию коммуникативных умений и навыков в условиях общеобразовательного учреждения

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Степанова Юлия Анатольевна

4 курс, группа 42 II

Факультет социальной педагогики и психологии

Тема проекта

Деятельность специалистов СППС по формированию коммуникативных умений и навыков в условиях общеобразовательного учреждения

Цель - Cоздание положительной мотивации, на основе внутренних потребностей, предыдущего индивидуального опыта общения и коммуникативных способностей учащегося расширение коммуникативной базы в рамках урока информатики, путем использования системы упражнений в которых формирование коммуникативных умений будет рассматриваться как специальная педагогическая и дидактическая задача, погружение в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах с применением информационных технологий

В современном мире остро ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые, личностные контакты требуют от современного человека разнообразных высказываний,как в устной речи, так и в письменной. Жизнь показывает, что очень немногие из нас умеют правильно и эффективно общаться, завязывать дружбу и поддерживать прочные и долгосрочные отношения. Это говорит о том, что развитие коммуникативных способностей личности – одна из главных задач современной школы.
  Задача специалистов СППС  – научить школьников выражению собственных мыслей. Специалисты СППС  должны с первых шагов приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным высказываниям. С первого класса должна вестись  борьба с пустословием, с неорганизованной речью, с повторениями, с большим количество речевых ошибок.  Решение этой задачи требует от педагога творческого подхода. Это возможно, если в системе применять новые педагогические технологии: личностно-ориентированное, дифференцированное, проблемное обучение, технологию эффективной речевой деятельности, использовать разнообразные приемы развития коммуникативных способностей.



Obshenie.jpg

Целевая группа

Учащиеся 10 - 11 классов


Kommunikaciya 1378182227.jpg

Краткая анотация проекта

Краткая аннотация проекта Целью введения понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования является возможность решать типичную проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Содержательная характеристика личностного развития позволяет заключить, что учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти качества обусловливают формирование компетентной личности в современном мире.

Основной задачей определения перечня образовательных компетентностей учащихся является регламентация комплексных процедур, в которых для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Необходимо отметить, что в последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».

Коммуникация – от лат. «communicatio» – что означает сообщение, передача и от «communicare»т – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать Коммуникативная компетентность означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

В общении люди раскрывают свои личностные качества. В процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности. Коммуникативные навыки - навыки эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки синтонного общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах.

Есть ли какие-либо значимые закономерности в выявленных разноуровневых коммуникативных навыках людей? Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что четко выраженной взаимозависимости между социально-демографическими характеристиками опрошенных и проявленным ими уровнем коммуникативных навыков нет. Иными словами, умение человека ( имеется в виду уже сложившаяся личность) понимать авторские интенции не зависит ни от пола, ни от места жительства, ни от должности, ни от возраста, ни даже от образования. Так, например, интерпретировали адекватно материалы СМК самые разные по социально-демографическим характеристикам представители аудитории, в том числе малограмотные, проживающие в отдаленной местности, занимающие рядовые должности; интерпретировали неадекватно - также самые разные люди, и среди них порой оказывались жители столицы, обладающие учеными степенями.

Не очень явственно, но некоторая зависимость в коммуникативных навыках людей прослеживается по отношению к их условиям жизни. Такое наблюдение было осуществлено в 90-ые годы при изучении особенностей восприятия информационных и общественно-политических телепрограмм (отнесение к группе по условиям жизни осуществлялось, исходя из комплекса таких показателей, как доход, количество членов семьи, жилищные условия, наличие в семье малолетних, пенсионеров, инвалидов, больных, безработных, возможность дополнительного заработка и т.д.). В результате комплексного анализа ответов на вопросы анкеты были условно выделены группы респондентов с хорошими, удовлетворительными и плохими условиями жизни.

Планируемые результаты проекта

к результатам освоения коммуникативных умений и навыков основной образовательной программы основного общего образования относят: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей.

Направления проекта

Что такое коммуникативные умения и навыки?

Какие качества развиваются при развитии коммуникативных умений и навыков?

Что способствует развитию коммуникативных умений и навыков?

Как осуществляется формирование коммуникативных умений и навыков?

= План проведения проекта

Подготовительный этап


Диагностика коммуникативных способностей учащихся 10-11 классов.

Разработка мероприятий по развитию коммуникативных умений и навыков.

Создание мультимедийных материалов для проведения занятий с элементами тренинга.


Основной этап:


Анализ результатов диагностики коммуникативных способностей.

Проведение занятий с элементами тренинга.

Определение понятий "коммуникация", "коммуникативные навыки.

Формирование основных представлений о коммуникативных умениях и навыках.


Заключительный этап:


Анализ проектной деятельности, соотнесение полученных результатов с ожидаемыми, подведение итогов.

Разработка практических рекомендаций по дальнейшему развитию коммуникативных качеств.

Визитная карточка проекта

Kommunika 1408298343.jpg

Презентации к проекту

https://project.vsu.by/images/9/94/%D0%9A%D0%BE%D0%BC_%D0%BD%D0%B0%D0%B2.pptx

Методические рекомендации, публикации, полезные ресурсы

Методические рекомендации по развитию коммуникативных способностей у младших школьников metodicheskie_rekomendatsii_po_razvitiyu_kommunikativnyh_sposobnostey_u_mladshih_shkolnikov.doc

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков на уроках в начальной школе

Пример продукта проектной деятельности учащихся

1. Защита проектов как результат деятельности групп. Оценивание подачи материала, умений выступать и отвечать на вопросы

2. Оценка презентаций

3. Рефлексия. Учащиеся вносят записи в оценочные листы (оценивание выступлений групп, оценивание собственной деятельности в проекте, оценивание деятельности соавторов проекта)

4. Мониторинг учебной деятельности учащихся

5. Мониторинг сформированности ключевых компетентностей

6. Определение задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний

Полезные видеоматериалы

Формирование коммуникативных навыков у школьников

Материалы для диагностики

Формирование коммуникативных умений у младших школьников – одна из важнейших проблем современного общества Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности.

Как показывает практика, учащиеся, оканчивая школу, не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.

Основные причины: недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений,

отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях. Формирование коммуникативных умений – это

Умение раскрывать тему, основную мысль;

Находить материал к высказыванию;

Систематизировать материал собранный к высказыванию;

Строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко; Определять авторскую позицию;

Высказывать собственное отношение. Учащиеся, работая с текстом, не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством получения информации и обогащения своего читательского опыта Начиная с первого класса знакомлю учеников с дополнительной литературой: словарём, энциклопедией, справочниками.

Проекты с аналогичной тематикой

Коммуникативные умения и навыки специалистов СППС

Коммуникативные средства общения

Список литературы

Мурашов А.А. Личность и речь: учебное пособие.- Москва, 2005.- 504 с.

Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие.- Москва: Гардарика, 1999.- 584 с.

Психология и этика делового общения: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. – Москва: Юнити, 2005. – 415 с.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 2.: учебное пособие. – Москва: Владос- пресс, 2006.- 478 с.

Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие. – 3- е изд.- Москва: Смысл, 1999. – 366 с.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты