Групповые формы СПД

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Воеводова Мария

Тема проекта

Групповые формы социально-педагогической деятельности

Групповая форма.

Возраст

Данный проект рассчитан на старших школьников и педагогов.

Краткая аннотация проекта

«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой, человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». А. Дистервег [1].

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой создаются небольшие рабочие группы (5-7 человек) для совместного выполнения разнообразного задания. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты, чем при традиционных формах. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата в коллективе.

Групповое форма работы привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между педагогом и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Актуальность проекта: опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от социального педагога, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор. Данный проект рассчитан на школу и предназначен для информирования по заданной теме:

- Учителей.

- Учащихся.

- Социального педагога.

Планируемый результат

Приобретение знаний, умений и навыков по данной теме. Формы групповой работы основываются на активности каждого субъекта образовательного процесса, возможности самостоятельно принимать решения и осуществлять выбор, а также на сосуществовании различных точек зрения и свободном их обсуждении. При групповой работе реализуются основные принципы кооперативного обучения: позитивная взаимозависимость; индивидуальная ответственность; стимулирование успеха друг друга.

Главной идеей служит приобретение знаний и умение их воплощать в реальность. Школьники которые овладели данной информацией могут быть активным элементом учебной деятельности. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения материала. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.

Вопросы, направляющие проект

1. Что такое групповая форма?

2. Какие групповые формы работы известны школьникам?

3. Какие есть групповые формы?

4. Как их использовать?

План проведения проекта

1 - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сбор информации по групповым формам работы):

Цель групповой формы работы - активное включение каждого ученика в процесс усвоения материала.

Плюсы групповой формы:

+ Повышается учебная и познавательная мотивация.

+ Снижается уровень тревожности учащихся.

+ В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

+ Улучшается психологический климат в классе.

Минусы групповой формы:

- Групповой работе надо сначала научить.

- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий.

- Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

- Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.

Групповая работа - это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности. Клиентами социальной групповой работы являются ученики, имеющие различное происхождение проблем.

Несмотря на разнообразие тренинговых упражнений, приемов и техник, используемых в групповой работе, принято выделять несколько базовых методов, а именно, групповую дискуссию, ситуационно-ролевые игры (Л.А. Петровская, Г.А. Ковалев, Т.С. Яценко), а также тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства (Ю.Н.Емельянов), включающий в себя техники невербального взаимодействия, которые развивают восприимчивость «языку тела», медитативные техники и др.

Групповая Форма работы – это метод интерперсональной помощи при работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных групповых целей. В социальной групповой работе используют развивающие, реабилитационные, организационно- реабилитационные подходы.


1 - Тренинг как форма работы [2] - это особая форма групповой работы с возможностями, ограничениями, правилами и проблемами учеников. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Тренинг – форма активного обучения, позволяющая ученику формировать навыки и умения построения продуктивных социальных межличностных отношений, продуктивной учебной и иной деятельности, анализа возникающих ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, развивать способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.

2 - Игра – тренинг - урок... каждая из данных форм может решать развивающие задачи.

Игра – «живая» деятельность. 

Игра не учит, она расширяет горизонты, погружая ребенка в иные миры и отношения. Она дает опыт их создания, выбора, построения. Однако требуется отдельная работы души или внешних по отношению к этой душе сил для того, чтобы игровая деятельность и полученный в ней опыт были перенесены в жизнь.

3 - Арт-терапия как форма работы: [3]

В ходе арт – терапевтических сессий участники знакомятся с разнообразными изобразительными средствами (гуашь, акварель, пастель, мелки, карандаши, пластилин, глина) итехниками (мандала, коллаж, рисование под музыку, оригами; изготовление масок и кукол и др.) и учатся принимать свой облик таким, какой он есть, и приняв его, развивать себя и свои возможности, контролировать свое эмоциональное состояние, адекватным образом строить взаимоотношения с другими людьми, разрешать внутренние конфликты и трудности во взаимоотношениях с окружающими.

4 - Технология работы в парах - одна из форм организации работы коллектива людей. Содержит в себе принципы партиципативной культуры и глобальной деревни. Используется как при очном взаимодействии людей, так и в социальных сетях. Технология работы в парах является высокой социальной технологией и относится к высоким технологиям.

5 - Метод мозгового штурма [4] (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. равильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1 этап. Постановка проблемы. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2 этап. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа: Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3 этап. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

1 группа: участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

2 группа: члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «согласия с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.


Групповые формы:

- Лекция. [5]

- Теоретический семинар. [6]

- Семинар-практикум.

- Конференция, экскурсия. [7]

- Творческая дискуссия. [8]

- Творческий диалог.

- Гостиная. [9]

- Час коллективного творчества.

- Методический фестиваль (по итогам методической работы за год).

- Деловая игра.[10]

- Встреча за круглым столом. [11]



2-ОСНОВНОЙ (реализация проекта, проведение исследования):

При реализации данного этапа используются анкетирование педагогов и учащихся.

Анкеты содержатся в следующем источнике [12]



3-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (выработка рекомендаций):

Рекомендации по созданию групп:

1. Определение размера группы (от 2 до 7 человек) в зависимости от целей деятельности, опята, уровня обученности и обучаемости детей, наличия учебных материалов, специфике задания.

2. Состав групп и распределение учащихся по группам зависит от целей познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в постоянных группах. Даже слабые ученики находят общий язык внутри групп и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в работе.

3. Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как правило, это хорошо успевающие ученики, пользующиеся авторитетом среди одноклассников.

4. Распределение заданий (подготовленного материала) учителем для каждой группы и инструктаж.

5. Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Столы и стулья расставлены так, чтобы учащиеся могли видеть друг друга и спокойно общаться. Учитель должен иметь доступ к каждой группе.

6. Группы не должны мешать друг другу при обсуждении материала.


Технология организации коллективной деятельности в группах:

1. Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы.

2. Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.

3. С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися.

4. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.

5. Необходимо выдерживать график работы групп.

6. Выступление групп и их отчет о проделанной работе.


Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:

- Что удалось сделать?

- Почему?

- Что не удалось сделать?

- Почему?

- Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?

Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.

Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).

Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей, отмечает успехи и просчеты урока.

Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.

С овладением учащимися умениями кооперативной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. учащиеся будут искать сами.

Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.

Дополнительные рекомендации см. [13].

Визитная карточка проекта

Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику уделяется в группе внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии.
Жизнь - это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.

К. Рудестама [14]

Группа.

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Презентация по данной теме. Автор: Воеводова Мария [15];

Видео: особенности групповой работы [16].

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Автор: Цыганова С. В. [17] ;

Материал из Википедии - свободной энциклопедии [18] ;

Автор: Мартасова С. В. [19] ;

Автор: Виноградова Ю.М. [20] ;

Другие документы

Литература:

- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. [21]

- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо и др. М., 1984. [22]

- Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 2012. [23]

- Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. [24]

- Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТПиО РАО, 1995.

- Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1975. [25]

- Пугач В.И., Добудько Т.В. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Самарский гос. пед. ин-т, 1993.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты