Воропаев Денис Витальевич

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Voropa.jpg

Содержание

Информационно-образовательная среда XXI века

Общая характеристика ИОС

Педагогическая практика может использовать уникальные характеристики социальных сервисов следующим образом: Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием. Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. Сегодня новый контент создается миллионами людей. Они, как муравьи в общий муравейник, приносят в сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы. Освоение информационных концепций, знаний и навыков. Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов – текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки - повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т.д. Наблюдение за деятельностью участников сообщества практики. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия обучающихся в профессиональных научных сообществах. Цифровая память, агенты и сеть удивительно расширяют не только наши мыслительные способности, но и поле для совместной деятельности и сотрудничества с другими людьми.

Сервисы Web 2.0 в формировании современной ИОС

Современную глобальную сеть вряд ли уже можно представить без блогов, социальных сетей, облака сервисов какой-либо поисковой системы (Яндекс, Google и т.д.), Википедии, и подобных ей ресурсов. Технологии Web 2.0 прочно укрепились в нашей повседневной жизни, как средства коммуникации (социальные сети: Facebook, Twitter, Вконтакте), быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства» (Wiki, блоги). Казалось бы, как еще можно применять возможности технологии Web 2.0, причем в целях педагогической практики? На этот опрос есть ряд ответов: Использование сетевых сообществ для свободного распространения учебных материалов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые можно использовать в учебных целях. Самостоятельное создание сетевых учебных материалов. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого содержания. Участие в новых формах деятельности без специальных знаний и навыков в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов. Наблюдение за деятельностью участников сообщества. Общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью. Основное изменение учебного процесса связано с активным участием учеников в создании собственных материалов. Во всех сферах технологии Web 2.0, наибольшее значение для обучения имеет совместная созидательная деятельность.

Сервисы для организации сетевого взаимодействия

Google-группы

Презентация про WEB2.0

Вконтакте

Коллективный поиск информации и хранение закладок

Пользовательский поиск

Google-Академия

Хранение закладок

WebMix

Сервисы визуализации информации

Ленты Времени

Существует несколько сервисов, предлагающих возможности создания ленты времени. Это:

[Dipity]. Сервис позволяет создавать временную шкалу, вставлять в нее даты и их описания. Пользователи могут создавать и обмениваться в сети своими работами,добавлять видео, аудио, изображения, текст,ссылки, социальные медиа, местоположение и временные метки. Данный сервис является самым быстрым и простым способом привести временные данные в формат мультимедии.

[Free Timeline]. Это бесплатный онлайн-сервис, который позволяет создавать, сохранять, совместно использовать и печатать шкалы времени. Вы можете также легко вставлять созданные шкалы времени в свои веб-сайты или блоги.

[Timerime]. Сервис для создания временной шкалы. В нём можно добавлять не только дату с месяцем и годом, но и даже с точным временем, вплоть до секунд. Так же можно добавить изображение, видео и аудио.

[Timetoast]. Сервис позволяет людям создавать интерактивные графики,которыми они могут поделиться на любом сайте в Интернете.

[Ourstory]. Сервис для создания временной шкалы, достаточно прост в использовании, очень красив и приятен в работе. В шкалу времени можно добавлять изображения и видео. Пользователь имеет возможность выбирать дизайн оформления для своей истории.

[Capzles]. Сервис для создания временной шкалы. Пользователь может выбрать категорию и создавать свою работу в определенной тематической направленности. Также есть возможность добавления собственных фотографий, видео, музыки, блогов и документов.

[Собственная лента времени]

Unt.png

Облако слов

О́блако слов - это визуальное представление списка слов, тегов. Обычно используется для представления неформатированного текста, описания ключевых слов на веб-сайтах. Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные слова, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Такое представление удобно для быстрого восприятия наиболее известных тегов и для распределения терминов по популярности относительно друг друга. При использовании ключевых слов для упрощения навигации по веб-сайтам, термины снабжаются гиперссылками на понятия, которые подразумеваются под ключевыми словами. Тем не менее, облако не может быть единственным элементом навигации, а пользоваться текстовым поиском удобнее для поиска при наличии более конкретной информации об искомом.

Список веб-сайтов для создания облака слов

WordItOut

Wordle_Voropaev

Tagul

WordCloud

[Презентация]

Ментальные карты

Wert1.jpg

Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

Как нарисовать ментальную карту:

  • Возьмите лист бумаги и напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.
  • От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.
  • Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.

Правила работы с ментальными картами.Техника кажется интуитивно понятной, однако приведенные ниже правила помогают существенно повысить ее эффективность.

  • Пишите одно слово на одной ветви. Такой подход значительно экономит время и место и способствует лучшей читаемости карты. Это сначала кажется непривычным, — у вас может возникнуть опасение, что вы забудете остальные слова. На самом деле не забудете, если выберете в качестве ключевых слов наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «цепляющие» слова.
  • Располагайте лист горизонтально — такую карту будет удобнее читать.
  • Пишите ключевые слова печатными буквами, черным цветом, как можно яснее и четче.
  • Ключевые слова размещайте прямо на линиях, отображающих их взаимосвязь. Не заключайте их в какие-либо рамки. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово.
  • Длина линии должна быть равна длине слова — не делайте линии длиннее слов. Не прерывайте линий.
  • Используйте разные цвета для основных ветвей, чтобы они не сливались визуально.
  • Варьируйте размер букв в надписях и толщину ветвей в зависимости от степени удаленности от главной темы.
  • Располагайте ветви равномерно — не оставляте пустого места и не размещать ветви слишком плотно.
  • Используйте рисунки и символы (как минимум — для центральной темы, лучше — для всех основных ветвей).
  • Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организация и читаемость карты

Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам (например, «деревьям» или диаграммам связей). Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Когда использовать ментальные карты?

1.В самообучении. Изучение любого материала может идти быстрее, если фиксировать основные мысли в форме ментальной карты. Даже если вы просто читаете книгу, сделайте ментальную карту и вы увидите, насколько это удобный способ осмыслить прочитанное (не говоря уже о том, что эта карта может вам очень пригодиться, если вы впоследствии захотите быстро освежить в памяти содержание книги).

2.Для создания идей Напишите задачу в центре и располагайте на ветках идеи или ассоциации, от них — следующие ассоциации, все время задавая себе вопрос, как это может решить вашу задачу.

3.Чтобы разобраться в новой области.Бывают ситуации, когда вы чувствуете, что тема ускользает от понимания. Напишите ее в середине и располагайте на исходящих из центра ветвях все, что к ней относится. Когда карта станет большой и хаотичной, перерисуйте ее, используя несколько основных ветвей в качестве структурных.

4.Чтобы представить большое количество информации в емкой форме.Вы можете делать это для большей наглядности, например в ходе презентаций, или для себя самого (например, чтобы не забыть что-то важное во время выступления).

Ссылки по теме:

  • [Mind Map Inspiration ]-блог Пола Формана о ментальных картах с великолепными примерами автора.
  • [Mind42 ]- онлайн-сервис для создания ментальных карт.
  • [MindMeister ]-онлайн-сервис для создания ментальных карт (в бесплатной версии только 6 карт).
  • [Freemind ]- бесплатная программа для создания ментальных карт.
  • [WikiMindMap]-интерфейс к Википедии, который превращает статью Википедии в ментальную карту.

Книги по теме:

Пример собственной[Ментальной карты]

[Ментальная карта по теме Компьютерная Зависимость ]

Ued.png

Виртуальная учебная доска

Ret.jpg

Виртуальная учебная доска - интерактивное онлайн приложение, которое представляет собой доску, на которой размещены стикеры с различной информацией. Позволяет использовать компьютер, планшет или смартфон для рисования эскизов, добавления информации, сотрудничества с другими людьми и делиться ими со всем миром. Работает на всех современных браузерах, установка не требуется.

  • Виртуальная доска может быть использована для:

1.мозговых штурмов

2.сбора информации

3.асинхронного обсуждения

4.голосования с комментированием

5.визуализации работы в группах и т.д.

Существуют различные сервисы виртуальных досок:

Бесплатный сервис, работающий в режиме web. Предназначен для работы с заметками, стикерами, фото, видео, организованными в один виртуальный стол. Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Для остальных участников, работающих с доской, регистрация не нужна. Ссылкой можно поделиться или встроить работу на странички сайтов, блогов. Сервис поддерживает кириллицу

Позволяет индивидуально, или работая в группе, создавать интерактивные плакаты, которые могут содержать аудио, видео, графику, текст, наборы графических примитивов и организовать их комментирование (каждого интегрированного объекта). Для начала работы необходимо зарегистрироваться, если необходимо - создать еще пользователей-редакторов и приступить к работе над страничкой. Есть возможность наполнять материалами работу по эл. почте с помощью ПК или сотового телефона. Сервис поддерживает кириллицу.

Предназначен для создания и наполнения контентом виртуальной доски с возможностью совместного редактирования. Этот сервис позволяет создавать разнообразные объекты с использованием мультимедиа (видео, текст, фото, графика), которыми можно поделиться с другими, организовать совместную работу. Есть возможность размещать работы на страницах сайтов, блогов. Готовую работу можно сохранить на компьютере в формате графического файла или PDF документа. Мультимедийные элементы можно подгрузить со своего компьютера или с известных интернет-сервисов. Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Сервис поддерживает кириллицу.

Онлайн сервис для создания групповых виртуальных досок без регистрации. Доску можно интегрировать на странички сайтов или блогов. Созданные материалы на сервисе можно масштабировать, демонстрировать в виде слайдов презентации. Сервис поддерживает Google Drive. Встроен чат. Для активной работы (редактирование, подключение пользователей) с сервисом требуется регистрация.

Имеет дружественный, русскоязычный интерфейс и позволяет создавать несколько страниц (виртуальных комнат‐досок). Здесь можно не только вести совместную деятельность, но и общаться в режиме проведения веб-конференций. Доступен текстовый и голосовой чат. Работа на доске с рисованными фигурами возможна не только кнопками панели инструментов, но и с помощью контекстного меню. Есть возможность блокировки объектов на рисунке, вставки графических файлов. Обмениваться информацией можно импортируя файлы в форматах .ppt, .pptx, .jpeg, .gif, .png. Работает копирование и вставка текста из других источников, есть редактор формул.

Сервис для совместного создания Wiki-газеты. Одним из плюсов является наличие русскоязычного интерфейса. Позволяет работать одновременно группе пользователей. На совместно созданной странице можно размещать текстовые фрагменты, изображения, видео. Также сервис позволяет рисовать (удобно рисовать от руки по клеточкам). В качестве фона можно вставлять любую Web-страницу. Достоинства:

  • Очень простой, интуитивно понятный интерфейс позволяет освоить сервис за несколько минут.
  • Для работы не требуется регистрация пользователей.
  • Для организации совместной работы над созданием Wiki-газеты достаточно отправить URL-адрес стенгазеты другим пользователям.
  • Ссылку на созданную газету можно публиковать в Интернет (на Wiki-страницах, в блогах и т.д.).
  • Оригинальная wiki-функциональность сервиса.

Недостатки:

  • Нет архива созданных газет, поэтому где-то нужно сохранять ссылки на них (например, на страничке Wiki или в блоге)
  • Нет всплывающих подсказок для кнопок.
  • Отсутствие средств для общения пользователей работающих над созданием газеты в режиме on-line (чат внутри сервиса).

пример собственной виртуальной доски

Сервисы для создания интерактивных опросов, тестов, упражнений

Google­ формы

Ret.png


C помощью Google Форм можно легко и быстро планировать мероприятия, составлять опросы и анкеты, а также собирать данные. Форму можно создать в меню Google Диска или в существующей электронной таблице.

Преимущества:

  • Каждая анкета заполнена профессионально под любого клиента.
  • Анализ ответов и автоматические отчёты.
  • Возможность отправить опрос по почте или опубликовать в социальных сетях.
  • Для участия в опросе не нужен аккаунт Google.
  • Возможность создания разного вида вопросов, а также перемешивания их между собой.

Инструкция по работе с формами от Google

Видеоурок: Создание формы, анкеты или опроса в Google

Моя форма

Интерактивные тесты и упражнения

LearningApps

LearningApps является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а именно Интерактивность.[1]

Инструкция пользования сервисом LearningApps

Самостоятельно подобранный ресурс

Интересные упражнения с сайта:транспортСлужбы интернетаВеликая Отечественная Война

Достоинства сервиса:

  • бесплатный;
  • русскоязычный интерфейс;
  • быстрота создания интерактива;
  • многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео;
  • содержит большую коллекцию уже созданных другими учителями упражнений;
  • возможен поиск упражнений по категориям (по предметам);

Недостатки:

  • часть шаблонов не поддерживает кириллицу;
  • в шаблонах встречаются отдельные опечатки, которые невозможно исправить вручную.

Мои игры:

Виселица

Кроссворд

Парочка


Другие сервисы:

UmaPalata - Интернет-проект Umaigra позволяет создавать интерактивные упражнения (дидактические игры) для детей. Созданная Вами игра (Вы также можете использовать игры, созданные другими пользователями) может быть легко интегрирована в Ваш сайт или блог. Данный проект состоит из 5-ти прототипов-сценариев, в рамках которых учитель может создавать свои дидактические игры.

StudyStack - Сервис Study Stack позволяет создавать интерактивные карточки с различными заданиями для контроля или использовать библиотеку с уже готовыми наборами. Вы можете создать тест, викторину, кроссворд, исследовательские таблицы, игры в слова и т.п., которые легко встраиваются в блог (сайт), есть возможность распечатать задания.

BrainFlips - С помощью данного приложения можно изготовить необходимый набор карточек (колоду) или воспользоваться теми наборами, которые уже есть на сайте. В карточку можно добавить видео, аудио или фото для того, чтобы включить все каналы восприятия информации. Сервис предоставляет широкий спектр инструментов для облегчения изучения практически любого предмета, включая несколько режимов обучения, учебных групп, и искусственный интеллект, чтобы помочь пользователям перейти к более сложным материалам и сделать процесс обучения более эффективным.

Коллективные гипертексты. Технология Вики

Определение

Ви́ки (англ. wiki) — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки. На базе этой технологии построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедиа.

Основные идеи, реализуемые Wiki-технологией:

возможность редактирования Wiki-статей определенным кругом пользователей; хранение всех версий Wiki -статей с момента их создания; быстрая и простая генерация гиперссылок между документами, а также поддержка целостности гиперссылок; простота языка Wiki-разметки

Блоги. Сетевые сообщества

Pont.jpg


Блогосфера — совокупность всех блогов как сообщества. Блоги имеют тесную связь между собой, блоггеры читают и комментируют другие блоги, ссылаются друг на друга, создавая таким образом свою субкультуру. Блоги всё чаще считаются независимыми СМИ, публикующие независимое мнение по различным темам. Блогосфера является важной средой изучения общественного мнения.[2]

Блог

Блог — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). Людей, ведущих блог, называют бло́герами.[3]

Блоги бывают:

Личный блог. Данный вид блога – самый распространенный в интернете, подобных блогов существует огромное количество. Такой блог – это самый настоящий дневник, который многие из нас вели в свое время на бумажном носителе. Такой дневник блог выставлен на всеобщее обозрение в интернете, в котором автор регулярно старается описывать все, что у него произошло за прошедший день, о своих мечтах, планах, снах, что порадовало или огорчило и т.д. Очень многие публичные и известные люди имеют личный блог.

Тематический блог. Подобный блог создается по какой-либо узкой теме, какой-либо тематике, например, подледная рыбалка, автотюнинг, кулинарные рецепты салатов, фотошоп, фигурное катание и т.д. Думаю, что здесь все предельно ясно и без моих пояснений.

Бизнес блог. Блог создается автором для какого-либо вида коммерческой деятельности в интернете, для заработка в сети интернет.

Научный блог. Подобный блог – это онлайн дневник, который ведется, как правило, специалистом-ученым, постоянно публикующим на нем информацию об открытиях, личных наблюдениях, опытах и изысканиях и т.д. Автор высказывает на страницах такого блога собственное мнение по вопросам, связанным с какой-либо научной областью знаний. Такой блог будет пользоваться популярностью у пользователей интернета, связанных каким-либо интересом к данной науке.

Культурологический блог. Такой блог создается специально для высказываний в той или иной области культуры (театр, кино, музыка, живопись и т.д.). На таких блогах авторы высказывают свои мнения, размышления, впечатления по различным вопросам областей творчества. И такой блог также будет пользоваться популярностью среди любителей творчества, творческой интеллигенции.

Образовательный блог. Такой блог, как правило, могут вести старшеклассники, студенты, преподаватели, которые делятся, например, какими-либо образовательными программами, собственными достижениями и результатами в области образования, короче – всей информацией из области образования.

Блог на тему высоких технологий. Здесь можно найти много интересных мнений об IT-технологиях, рассказов об опыте пользования, например, какой-либо моделью мобильного телефона, ПК, видеокамер, гаджетов и прочей электронной техникой. Такие блоги пользуются популярностью среди огромного числа пользователей интернета, т.к. большинство из наших современников используют сегодня различную электронную всячину.

Блог форум. Данный блог специально создается для общения по каким-либо специфическим вопросам. Как правило, аудитория посетителей такого блога не слишком многочисленна, большинство из общающихся знакомы по интернету и им не нужен для общения мега-форум, полноценный глобальный портал.

Блог каталог. Такой блог, как правило, содержит в качестве информации огромное количество тематических ссылок (например, разведение какого-либо вида цветов). Тематические ссылки на таком вэб-ресурсе содержат рекомендации, комментарии ведущего блог автора.

Оценка Блогов

При проведении оценки блога по критериям я буду использовать 5-бальную шкалу. Список критериев:

1.Актуальность тем

2.Содержательность статей

3.Оформление блога

4.Наличие аудио/видео контента

Оценка блога на примере livejournal

1.Моя оценка 5.Так как тема интересная...Также уникальная,таких блогов очень мало.

2.Моя оценка 5.Записи в блоге добавляются по 3-4 в день,темы статей рассматриваются подробно и крайне профессионально. Каждую статью интересно читать.

3.Моя оценка - 5. Дизайн подобран хорошо, и минималистично - что соответствует предмету блога. Удобная навигация.

4.Моя оценка - 5. Каждая статья сопровождается фото и (или) видео.

Сетевые Сообщества

Dent.jpg

Cетевое сообщество - группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. [10] Сетевые сообщества могут быть созданы как на основе существующих крупных сервисов: социальные сети (группы в них), сайты-конструкторы сайтов, сервисы блогов, так и самостоятельно с помощью широчайшего выбора средств разработки.

Примеры сетевых сообществ

4pda - сообщество пользователей умных устройств.

GitHub - сервис для хостинга и разработки IT проектов с элементами сетевого сообщества.

Хабрхабр - новостной сайт / коллективный блог.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты