Влияние СМИ на социализацию подростков

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск


Содержание

Автор проекта

Студентка ВГУ имени П.М Машерова факультета социальной педагогики и практической психологии 5 курса 53 группы Банифатова Наталья Александровна.

Тема проекта

Влияние средств массовой информации на социализацию подростков.

Предмет, класс

Проект предназначен для использования специалистами СППС в УО

Краткая аннотация проекта

   Данная работа посвящена рассмотрению влияния СМИ на социализацию подростков. Социализация растущего человека как способность адаптироваться к окружающей социальной обстановке составляет одну из главных задач современного общества.
   Исторически сформировавшаяся система социализации обеспечивает присвоение детьми и подростками из окружающих их факторов воздействия, из средств массовой информации определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы социализации, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания, роль воспитательного воздействия средств массовой информации при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества (Асмолов:1998. С.58).
   Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Наша обязанность создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Ведь подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего «Я» и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора формы образования, самостоятельностью (Цит. По Мудрик: 2000. С.39).
   Объект исследования - процесс влияния средств массовой информации на социализацию подростков

Предмет исследования – СМИ как инструмент воздействия на социализацию человека.

Целью данной работы является изучение аспектов влияния современных средств массовой информации на социализацию подростков.

Планируемые результаты обучения

Изучение и выявление влияния средств массовой информации на социализацию подростков является социально-педагогической проблемой.Данный проект позволяет обогатить теоретические знания многих областей социального и гуманитарного знания, может содействовать дальнейшей разработке данной и других (смежных с ней) проблем, быть использован в качестве методологической основы при исследовании различных аспектов проблем детей и подростков; а также может быть использован при разработке образовательных, социально-психологических, психотерапевтических, профилактических программ, методик и тренингов для оказания помощи детям на которых влияние средств массовой информации оказывает негативное влияние.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Что такое средства массовой информации?

Проблемные вопросы

Каким образом средства массовой информации влияют на социализацию подростков? С какими проблемами сталкивается подросток в ходе социализации?


Учебные вопросы

С какими проблемами сталкивается подросток в ходе обучения в школе? Какие средства массовой информации негативно влияют на подростков?

План проведения проекта

Предлагаемый проект предназначен для подростков в возрасте 15 – 17 лет. Направление работы по проекту предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильмов, участие в конкурсах. Предлагаемый проект профилактики рассчитан на шесть месяцев обучения в средней общеобразовательной школе, занятия будут проходить два раза в месяц с учащимися. Время занятий от 30 минут до 2 часов, время может варьироваться в зависимости от желания детей или родителей.

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Социальные различия подростков, обусловленные воздействием сми  Средства массовой информации (СМИ) - это один из основных институтов социализации, следовательно, подростки, хотят они того или не хотят, подвержены определенному их воздействию. Направленность этого влияния зависит от репертуара, предлагаемого СМИ. Репертуар же сейчас изобилует сценами насилия над личностью, негативными героями, асоциальными моделями поведения. Вызывает опасения несформированность у некоторой части подростков четкой системы социальных ценностей. Поэтому возрастает возможность негативного влияния продукции СМИ на некоторых подростков в силу особой способности влиять на чувства, суждения, а также на нормы их поведения и общения.

  Американские ученые давно поставили вопрос: не являются ли СМИ фактором, непосредственно влияющим на рост преступности несовершеннолетних; не несут ли передачи, начиненные насилием, особого "криминогенного" заряда, нацеленного на подрастающее поколение?
 Существуют две точки зрения на эту проблему:

1) демонстрация жестокости разрушающе действует на психику, притупляет чувствительность подростков и формирует тенденцию к насилию там, где ее не было, или усиливает там, где она была ослаблена; 2) демонстрация насилия в СМИ действует благоприятно на психику подростка, давая выход скопившейся у него агрессивности.

 При анализе социально-психологических исследований аудитории, специального внимания заслуживает проблема показа в СМИ сцен насилия и их воздействие на подростков. Психолог У.Бронфенбреннер, специально анализировавший эту проблему, считает, что средства массовой информации играют значительную роль в порождении насилия в американском обществе и поддержании его на высоком уровне. Этот и многих исследователей к выводу о том, что восприятие сцен насилия на телеэкране повышает агрессивность, по крайней мере, части аудитории.
  В своем исследовании мы обратили внимание на конкретные социально-психологические особенности подростков (система ценностей, способы проведения досуга, интроверсия экстраверсия, невротизм). К работе также были привлечены их родители и учителя, для рассмотрения данной проблемы с разных точек зрения. Цель исследования состояла в выяснении того, оказывают ли СМИ воздействие на подростков и в чем оно заключается в рамках рассматриваемых характеристик.
  В результате исследования была отмечена существенная разница в выборе способов проведения досуга между телезависимыми подростками и контрольной группой. Телезависимые подростки ориентированны на развлечения и просмотр телепрограмм. Наблюдались существенные различия в ценностных ориентациях этих двух групп. Это объясняется тем, что подростки, подверженные воздействию телевидения, подавляют эмоции, становятся безразличными к окружающей действительности, уходят в себя, чего нельзя сказать об их антиподах.
  С помощью методов математической статистики было установлено, что часть подростков действительно подвержена телевоздействию. Результатом этого воздействия является то, что эти подростки в отличие от своих сверстников из контрольной группы, склонны к подражанию, черствы по отношению к другим людям. За внешним благополучием в их семьях скрывается серьезные межличностные конфликты.
  Таким образом, установлено, что СМИ формируют не только способы проведения досуга, но и определенный социальный стандарт поведения, оказывают воздействие на эмоциональные проявления подростка.

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Приложение № 1 Анкета по выявлению влияния телевизора на социализацию подростка. Уважаемый респондент! Предлагаем ответить на следующие вопросы, которые помогут выяснить Ваши телевизионные предпочтения.

1.Сколько телевизоров у вас дома_____________________________________________________

2. Какими из перечисленных выше средств массовой информации Вы чаще всего пользуетесь? (укажите один вариант) телевидение, радио, газеты, журналы книги, интернет

3. Выберите один из указанных, наиболее достоверный, на Ваш взгляд, источник получения информации: - телевидение; - радио; - газеты, журналы; - книги; - Интернет; - другое (допишите) _________________________________________ _____________________

4. Смотрите ли Вы телевизор? Как часто Вы это делаете? - да, иногда; - да, редко; - да, часто; - нет, не смотрю.

5.Сколько часов в день Вы проводите перед телевизором?________________

6. Какие передачи Вы обычно смотрите? (укажите почему)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Продолжите утверждение: Я хотел (а) быть похож (а) на………………..из фильма……………………………………………. потому что………………………….. …………………………………………………………………. (укажите не менее 3-х качеств).

8. Смотрите ли Вы реалити – шоу? - да (укажите названия)_________________________________нет.

9. Как ваши родители относятся к вашей любимой передаче?_______________________________ 10. Назовите героя из фильма или передачи с которым вы бы хотели дружить___________________________________________________________________________

11. Героем какой передачи или фильма Вы хотели бы стать? ___________________________________________________________________________________ 12. Для чего Вы смотрите телевизор? - чтобы отдохнуть; - узнать что-то новое, полезное; - просто так: - другое (допишите)__________________________________________________________________

13. Для Вас телевидение – это (продолжите фразу) - источник разнообразной информации; - времяпрепровождение досуга: - средство снятия ощущения одиночества; - другое (допишите)_________________________________________________________________

14. Какие темы, обсуждаемые сегодня на телевидении, для Вас наиболее интересны?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Как вы думаете, какой канал на телевидение сейчас наиболее интересен молодежи в возрасте 12-18 лет?____________________________________________

16. В вашей семье бывают частые ссоры из-за того, какую передачу выбрать и сколько времени проводить у телевизора? Кто чаще всего начинает эти ссоры? ___________________________________________________________________________________

 17. Вы изучаете программу телевидения в газетах и выбираете передачи, которые вам интересны?_______

18 . Можно ли просмотром телепередач нанести вред своему здоровью? _______________________________________________________ _______________ 19. Реклама для Вас: (выберите 3 варианта) - перерыв в любимом ток – шоу, сериале и др.; - источник раздражения; - возможность отойти от телевизора на несколько минут; - источник новой информации о рекламируемых товарах и услугах. - возможность услышать понравившуюся музыку, увидеть полюбившихся героев; - источник вдохновения для создания чего – либо. - другое (допишите)______________________________________________________ 20. Вы совмещаете телевидение с другими видами умственной деятельности, таким как учеба, чтение или написание письма?_____________________

                                             Спасибо за участие! 


Приложение 2 Анкета по изучению степени влияния СМИ на личность подростка'


Для анализа степени влияния средств массовой информации на личность подростка нами была составлена анкета для родителей. Выясняя отношение родителей к телевизионным передачам, социальный педагог может составить представление о степени влияния ТВ на сознание ребенка в семье и необходимости регулирования его свободного времени.

АНКЕТА
Уважаемый телезритель! Мы приглашаем Вас принять участие в исследовании, проводимом Магнитогорским Государственным университетом. Нас интересует Ваше мнение о музыкальных передачах телевидения, о том, каким вообще должно быть телевидение. Для этого необходимо иметь более четкое представление о Вашем образе жизни, Вашем досуге, планах на будущее, привычках и вкусах.
Заполняется анкета просто: в большинстве случаев достаточно подчеркнуть ответ, который соответствует Вашему мнению. Иногда нужно будет вписать свой ответ в специально оставленное для него место. Но прежде, чем что-либо отвечать, внимательно прочтите содержание вопроса и все варианты ответов.
Каждый, кто отвечает на вопросы анкеты, представляет людей своего пола, возраста, образования, профессии и т.д. Поэтому важно, чтобы Вы сами отвечали на вопросы, и именно так, как Вы думаете и чувствуете.
Вашу фамилию указывать не надо, материалы опроса будут использованы только в обобщенном виде и помогут сделать телепередачи более интересными и полезными.
Заранее благодарим Вас за помощь!
1. Пол: мужской   женский
2. Ваш возраст:_________ 
3. Семейное положение: холост (не замужем) женат (замужем) разведен (разведена)
4. Где и кем Вы работаете (учитесь)? __________________________________

5. Кем Вы еще работали (в том числе во время летних каникул), где учились? ___________________________________________________________________

6. Где Вы провели детство и школьные годы? Назовите город, поселок, деревню.
7. Где Вы живете?

• в отдельной квартире • в коммунальной квартире • в общежитии • снимаете жилье

9. Вместе с кем Вы живете (жили) дома? ___________________________________________________________________
10. Где и кем работали Ваши отец и мать в период Вашего детства и школьных лет________________________________________________________________
11. Люди каких профессий принадлежат еще к Вашему семейному кругу (дедушка, бабушка, старшие братья и сестры, дяди, тети, близкие знакомые)? 

__________________________________________________________________

12. Каким является средний доход на одного члена Вашей семьи в месяц?

___________________________________________________________________

13. Есть ли у Вас дома книги? Укажите их примерное количество:

___________________________________________________________________ • художественная литература • специальная (научная) литература • литература по искусству (музыка, театр, живопись, архитектура, скульптура, альбомы репродукций)

14. Есть ли у Вас дома (или Вы собираетесь приобрести) перечисленные вещи? Поставьте знак в соответствующую графу: А – есть; Б – есть, но хотим новый; В – нет, но хотим приобрести; Г – нет, и не собираемся приобретать.

• Обычный радиоприемник (РП) • Транзисторный РП • Стереофонический РП • Цветной ТВ • Портативный ТВ • Обычный магнитофон • Стереомагнитофон • Обычный проигрыватель • Стереопроигрыватель • Фотоаппарат • Кинокамера • Мебельный гарнитур • Старинная мебель, старинные предметы • Произведения искусства (живопись, скульптура) • Автомобиль • Мотоцикл, мопед • Велосипед • Спортивный инвентарь (лыжи, палатка) • Охотничье, рыболовное снаряжение • Дача, садовый участок 15. Интересуетесь ли Вы классической музыкой? Поставьте знак в соответствующую графу: А – часто, почти ежедневно; Б – иногда, 1-2 раза в месяц; В – редко, несколько раз в год и реже; Г – никогда.

16. Играете ли Вы на каком-либо музыкальном инструменте? закончил музыкальную школу закончил музыкальное училище, ВУЗ учился музыке, но не закончил муз.учебное заведение не учился, но жалею об этом не учился и никогда не хотел не учился в учебном заведении, но умею играть
17. Поете ли Вы?

• да, при любом удобном случае • пою в ансамбле, хоре (в клубе, студии, Доме культуры) • пою только в кругу близких людей • нет, но люблю слушать других • не пою, и не люблю слушать пение

18. Интересуетесь ли Вы эстрадной (1), народной (2) музыкой?

Часто

Иногда
Редко
Никогда


Посещаю концерты

Слушаю записи	
Слушаю по радио	
Смотрю музыкальные передачи по ТВ	

19. Есть ли у Вас дома музыкальные записи (пластинки, магнитофонные кассеты), укажите примерное количество:

классической музыки 
эстрадной музыки
народной музыки
20. Оцените, пожалуйста, затраты своего свободного времени на следующие виды деятельности. Давая ответы, не сравнивайте себя с другими, старайтесь исходить из того, насколько Вы считаете время, которое Вы тратите, достаточным с точки зрения своих интересов и потребностей.
На это я трачу времени	
Охотно бы этим занимался
Много	
Ни много ни мало	
Мало	
Совсем нет	
Больше	
Столько же	
Меньше	
Совсем мало

1. Кино 2. Театр, выставки 3. Концерты 4. Художественная литература 5. Научная литература 6. Литература по искусству 7. Газеты, журналы 8. Телевидение 9. Прослушивание записей, кассет, дисков 10. Радио 11. Ганцы, дискотеки, вечеринки 12. Кафе, бары, рестораны 13. Фотография, кинолюбительство 14. Коллекционирование 15. Посещение курсов, кружков, клубов 16. Художественное творчество литературное, музыкальное, изобразительное и т.д.) 17. Участие в самодеятельности 18. Конструирование, радиолюбительство 19. Рукоделие 20. Уход за автомобилем, мотоциклом 21. Домашнее хозяйство 22. Уход за садом 23. Уход за домашними животными 24. Спорт, тренировки 25. Прогулки, походы, охота, рыболовство 26. Посещение и прием гостей, родственников 27. Общение с друзьями 28. Общение с близким человеком


Большое Вам спасибо!

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Полезные ресурсы

Список использованной литературы

1.Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение. Социально-политический журнал. - 1992. - №8 2.Андреева Г.М. Социальная психология. М., Наука. 1994. 3.Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1998. С. 58. 4.Беленький В.Х. Преобразования в России и народные массы. - Красноярск, 2001. 5.Вдовина Н.А. К вопросу о влиянии СМИ и телевидения на агрессивность поведения и здоровье ребенка. Интернет публикация 2003. 6.Гуревич П.С. Социальная мифология. - М., 1983. 7.Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие. - М., 2002. 8.Мид Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М.: Идея-Пресс, 2000. 9.Мудрик А.В. Социальная педагогика М. 2000. 10.Петрович А.А. Поговорим об информации. М, 2003. 11.Севостьянов В.Н., Малолеткова И.С. Социальная динамика: очерки теорий развития общества. - Красноярск: КГУ, 1997. 12.Семенов В. Д. Социальная педагогика: история и современность. - Екатеринбург, 1995 Социальная педагогика: вопросы теории и практики. - М., 1994. Кон И.С. Социология личности. - М., 1997. 13.Собкин В.С., Когда зритель взрослеет. Социологическое исследование. М. «Техинвест» 2005. 14.Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. - СПб.: РХГИ, 2000. 15.Социология в России: Учебное пособие п/р Ядова М. И.. - М., РАН,1998 16.Сухов А.Н. Социальная психология. - М.: Академия, 2002. 17.Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996. 18.Чалдини Р. Психология влияния. С.-Пб.1999.

Проекты с аналогичной тематикой

Другие документы

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты