Алкогольная зависимость в юношеском возрасте как социально-педагогическая проблема

Материал из Проектная деятельность в ИОС XXI века на базе ВГУ имени П.М.Машерова
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Автор проекта

Мишкун Владимир Викторович

Тема проекта

Алкогольная зависимость в юношеском возрасте как социально-педагогическая проблема

Alcocure.jpg.pagespeed.ce.WKARgaY MT.jpg

Предмет, класс

Проект предназначен для использования специалистами СППС, педагогами и другими специалистами учреждений образования среднего, среднего специального, профессионально-технического и высшего звена, работающими с учащимися и студентами юношеского возраста от 15 до 23 лет.

Краткая аннотация проекта

7468.jpg Alko2.jpg

Проблема распространения алкоголизма в Беларуси настолько общественно ощутима, что ставит под вопрос моральное и физической здоровье детей и молодежи. По данным ВОЗ, потребление алкоголя в странах, составляющее свыше 8 литров на душу населения в год, ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых. На 2014 год потребление алкоголя в Беларуси на душу населения в год согласно национальной статистике составило 11, 14 литра. Особенно остро стоит в нашей стране, впрочем, как и во многих других странах, проблема пивного алкоголизма, который способствует ранней алкоголизации населения именно в юношеском возрасте, так как молодежь, юноши и подростки - основные потребители пива. Именно с легких алкогольных напитков начинается алкоголизация население и постепенное нарастание алкогольной зависимости вплоть до последних стадий алкоголизма. Распространение алкоголизма в юношеском возрасте является одной из самых опасных социальных проблем современного общества. По статистическим данным, до 80 взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом или юношеском возрасте. Эта возрастная категория лиц и составляет основную группу риска. Алкоголизм у детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее.


Рост употребления спиртных напитков и алкоголизации населения обусловлен прежде всего недостаточно эффективной политикой государства по прямому или косвенному ограничению доступа к "наркотику медленного действия" - алкоголю. Не сформулированы четкие принципы пропагандистской политики государства и некоторых общественных организаций в отношении алкоголя, считающих его "специфическим пищевым продуктом". Вместе с тем обычные пищевые продукты обычно не вызывают резкого изменения состояния сознания, которое классифицируется чаще всего как "неадекватное состояние", в котором человек частично или полностью утрачивает сознательный контроль над поведением, и склонен неосознанно совершать различные правонарушения от обычного хулиганства до дорожных происшествий и убийств. Не сформулирован четкий и последовательный взгляд на алкоголь как на наркотик и ядовитое вещество, разрушающее физическое и психическое здоровье человека, а также ухудшающее его социальное положение и психологическое состояние.


Решить проблему алкогольной зависимости с помощью юридических, экономических и пропагандистских мер со стороны государства как основного и организующего властного органа решения социальных проблем общества возможно при достаточно глубоком осмыслении данных проблем и их последствий, наличии четкой позиции и политической воли. Однако в задачи данного проекта по известным причинам не могут быть включены юридические и экономические ограничительные меры по предотвращению алкогольной зависимости и борьбе за трезвое общество, так как этим имеет возможность и должно заниматься исключительно государство и гражданской общество. Поэтому основной способ борьбы с алкогольной зависимостью, который будет осуществляться в данном проекте, - это пропаганда здорового и трезвого образа жизни на уровне социально-педагогической профилактики.


Так как мы не имеем возможностей решить проблему алкоголизации подростков с помощью запретительных, медицинских, юридических и экономических ограничений, то основные усилия будут сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обусловливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма, и, тем самым, подчеркивает актуальность данного проекта.


Цель проекта выявить и обосновать методику проведения социально-педагогической профилактики алкоголизма в юношеской среде.


Задачи:


1.сформировать у аудитории проекта устойчивое отношение к алкоголю как к наркотическому веществу, ни при каких обстоятельствах не являющемуся полезным для организма и развития личности.


2.установить роль и место социально-педагогической профилактики алкоголизма для юношей;


3.раскрыть содержание объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на трансформацию юношеского алкоголизма в аспекте социально-педагогической работы;


4.обосновать необходимые принципы и методы эффективной социально-педагогическиой профилактики алкоголизма среди лиц юношеского возраста;


5.сформировать у аудитории положительное отношение к трезвому образу жизни, понимая такие понятия, как "умеренно пьющий", "пьяница" и "алкоголик" в качестве одной из стадий болезни, способных привести в дальнейшем к развитию алкоголизма.


6.сформировать у аудитории понимание того, что стопроцентно можно не стать алкоголиком, только если вести трезвый образ жизни, желательно не употребляя алкоголя совсем.

Планируемые результаты обучения

По итогам изучения данного проекта специалисты СППС получат более глубокие знания в вопросах причин распространения алкогольной зависимости среди учащейся молодежи, а также изучат способы профилактической деятельности. По итогам реализации проекта необходимо достигнуть поставленной цели и решить проблемные задачи.

Вопросы, направляющие проект

1.Понятия пьянство и алкоголизм.

2.Классификация пьянства.

3.Факторы влияющие на появление и распространение алкоголизма среди подростков и юношей.

4.Классификация групп лиц употребляющих алкоголь.

5.Вред алкогольной зависимости и его последствия для юношей.

6.Особенности осуществления профилактики алкоголизма среди юношей и подростков.

7.Лечение алкогольной зависимости.

Основополагающий вопрос

1.Как предотвратить распространение алкогольной зависимости и пьянства в юношеской среде?

Проблемные вопросы

1.Нужно ли вести трезвый образ жизни, полностью отказавшись от употребления алкоголя?

2.Что такое "культурное употребление алкоголя"?

3.Каким образом должна быть организована профилактическая работа среди лиц юношеского возраста по предотвращению развития пьянства и алкоголизма?

4.Какими методами следует руководствоваться в борьбе за трезвость общества?

Учебные вопросы

1.Каковы причины возникновения алкогольной зависимости?

2.К каким социальным последствиям ведет пьянство и алкоголизм среди юношей и подростков?

3.Какой вред алкоголь оказывает на организм юношей и подростков?

4.Как лечить алкоголизм?

5.Каковы стадии развития алкоголизма?

6.Как и в какой степени влияют на развитие алкоголизма наследственные и средовые факторы?

План проведения проекта

1 этап - подготовительный: Постановка цели и задач, выбор оборудования и материалов.

2 этап - информационно-исследовательский: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами (беседа, анкетирование).

3 этап - обобщающий: Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний, формулировки выводов, составления рекомендаций, презентации, опыта.

Визитная карточка проекта

1.Презентация "Алкогольная зависимость в юношеском возрасте как социально-педагогическая проблема" [1]

Публикация учителя

1.Алкоголизм в молодежной среде как социальная проблема - Никонов А.Е., Люлина Н.В. [2]

2.АЛКОГОЛИЗАЦИЯ И АЛКОГОЛИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - А.Ю. Егоров [3]

3.Разводовский Ю.Е. - Алкоголь и суициды: аспекты взаимосвязи [4]

4.Педагог-психолог Козлова Е.В. - Алкоголь в жизни подроствков [5]

5.Трезвая молодежь - сильная Беларусь [6]

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

1.Презентация "Пьянство и алкоголизм" [7]

2.Методика проведения исследований. Вопросы анкеты для молодежи [8]

Пример продукта проектной деятельности учащихся

1.Алкоголь – самый коварный убийца [9]

2.Презентация "Подростковый алкоголизм" Файл:Подростковый алкоголизм.ppt.pptx

3.Презентация "Употребление алкогольных напитков подростками" [10]

4.Тренинг по первичной профилактике алкоголизма «Я выбираю…»[11]

5.Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма [12]

6. АНКЕТА ПО СОЦИОЛОГИИ ПРОБЛЕМЫ АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ [13]

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Анкета для лиц от 15 до 23 лет "ЗОЖ" [14]

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

1.Видеоресурс "Жданов В.Г. - Алкоголь. Табак. Наркотики.Часть 1" [15]

2.Видеоресурс "Жданов В.Г. - Алкоголь. Табак. Наркотики. Часть 2" [16]

3.Видеоресурс "Жданов В.Г. - О вреде алкоголя и курения [17]

4.Владимир Жданов: «Борьба с пьянством и борьба за трезвость – не одно и то же»[18]

5."Бороться нужно не с пьянством, а за трезвость!"[19]

6.«Трезвость – это оружие!»[20]

7.Шичко Геннадий Андреевич — Кто есть алкоголик?[21]

8.Шичко Геннадий Андреевич — Избавление от алкоголизма: шаг за шагом[22]

9.Шичко Геннадий Андреевич — Против абсурдизма в антиалкогольной пропаганде[23]

10.Шичко Геннадий Андреевич — Трезвость: наше неизбежное ближайшее будущее[24]

11.Ф.Г. Углов - Медицинские и социальные последствия употребления алкоголя.Доклад на Всесоюзной конференции по борьбе с алкоголизмом, г. Дзержинск, 1981 г.(в сокращении)[25]

12.Ф.Г. Углов - Алкоголь и мозг.Лекция, прочитанная 6 декабря 1983 г. в Доме учёных СОАН СССР в г. Новосибирске.[26]

13.Ф.Г. Углов - Правда и ложь об алкоголе[27]

14.Ф.Г. Углов - Трезвей![28]

15.Ф.Г. Углов - Медицинские и социальные последствия употребления алкоголя[29]

16.Ф.Г. Углов - Куда ведут ревнители «культурного» винопития[30]

Полезные ресурсы

1.Белорусы пьют много! Но не больше всех?[31]

2.Социальная профилактика алкоголизма в подростковой среде [ http://bibliofond.ru/view.aspx?id=10073]

3.БГУ. Профилактика алкогольной зависимости [32]

4.Алкоголизм - Википедия [33]

5.Алкоголизм - Наркология - Энциклопедия[34]

6.Алкоголизм нельзя вылечить, но можно с ним справиться[35]

7.Алкоголизм на Здоровье Mail.ru[36]

Список использованной литературы:

1. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Просвещение, 2001. - 389 с.

2. Сизанов, А.Н. Жизнь без табака / А.Н. Сизанов, Н.И. Поплавский, В.А. Хриптович. - 2-е изд. - Мн.: Харвест, 2004. - 528с.

3. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Хажилина. - М.: Генезис, 2001. - 296 с.

4. Татаринова, Н.М. Педагогическая диагностика социальной адаптации учащихся с отклоняющимся поведением / Н.М. Татаринова // У дапамогу педагогу. Сацыяльна-педагагічная работа. - 2009. - № 3. - С. 12 - 18.

5. Торкова, Л.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Л.В. Торкова, И.А. Царик, А.С. Чернявская. - Мн.: Нац. ин-т. образования, 2009. - 120 с.

6. Фомин, А.Б. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / А.Б.Фомин. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 128

7. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе / М.В. Шакурова, А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2004. - 402 с.

8. Шереги, Ф.Э. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция / Ф.Э. Шереги. - М.: Центр социологических исследований, 2001. - 348 с.

9. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. - М.: Вако, 2005. - 208 с.

10. Шпейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шпейдер. - М.: Академический проект; Трикста, 2005. - 336 с.

21. Яркина, Т.Ф. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова. - М.: Академия, 2003. - 390

22. Березина С.В., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. С.256.

23. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков.М: Издательский центр «Академия»,2001.С.144.

24. Личко А.Е., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании.2000.

25. Макеева А.Г.Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.2000.С.149.

26. Максимова Н.Л. Психологическая профилактика алкоголизма у несовершеннолетних: Учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.

27. Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. С.306.

28. Савченков В,В. Употребления алкоголя подростками. М.Психология.2000.С.30-33

29. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорово-жизненного стиля. -- М, 2000.С.165.

30. Углов Ф.Г. Потребление алкоголя - социальная проблема. Соратник №10.2001.С.3

31. ШиповаН. Алкоголизм и революция. Антология социальной работы. Коровин А.М. Последствия алкоголизма и общественная борьба с ним. М.,1896.;Сикорский И.О. О влиянии спиртных напитков на здоровье и нравственность населения России. Киев 1899. � Википедия

Проекты с аналогичной тематикой

1.Алкоголизм как социальная проблема молодежи [37]

2.Скажи алкоголю НЕТ! [38]

3.Профилактика алкогольной зависимости у девушек [39]

4.ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «АЛКОГОЛИЗМ И МОЛОДЕЖЬ» [40]

Другие документы

1.Презентация "Подростковый алкоголизм".Автор неизвестен [41]

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты